Краткая история развития парфюмерии
Зарождение искусства парфюмерии, как и других древнейших видов искусства, скрыто в глубине веков. Некоторые ученые считают,что парфюмерное искусство впервые было открыто в Месопотамии, где по преданию находится земной рай. Другие утверждают, что родина парфюмерии — Аравия, которая до сих пор носит название «страны благовоний».
Листая страницы истории, можно проследить весь путь развития парфюмерии от древности до современных дней и увидеть, как ароматы прочно входили в жизнь человека. На основании свидетельствантичных и современных историков и после обнаружения в гробницах различных приспособлений для благовоний можно сделать неоднозначный вывод о том, что они широко использовались в Древнем Египте для храмовых жертвоприношений, бальзамирования мумий и бытового применения. Наиболее жертвенными дарами считались ладан, а также мирра, корица, ирис и др.
Ароматические вещества хранились во флаконах, вазах или горшочках из алебастра, оникса, стекла, порфира и других прочных материалов, в футлярах из разного дерева или слоновой кости в виде птиц, рыб и других причудливых форм. Иногда футляры имели перегородки для того, чтобы в них можно было одновременно хранить разные виды косметики. Притирания представляли собой жирные мазеобразные средства по уходу за телом. Они дольше, чем жидкие вещества, сохраняют ароматы и хранятся. Способы изготовления парфюмерии и косметики были настолько совершенны, что есть образцы, сохранившие свой аромат по истечении трех-четырех тысячелетий.
Увлечение благовониями и косметикой в Древнем Египте достигло наивысшей точки в период правления Клеопатры, известной своей красотой и пристрастиями к благовониям. Во время археологических раскопок современными исследователями были обнаружены целые фабрики по изготовлению парфюмерных и косметических средств. Кроме ароматических масел и притираний египтянами использовались красная и белая краски для лица, а также изготовлявшийся из сурьмы черный порошок для глаз, называвшийся «кохол». С помощью палочки из дерева или слоновой кости им подводили глаза, тем самым усиливая их блеск и увеличивая разрез. Порошок кохол хранился в особых вазах, большое количество которых было найдено в египетских гробницах.
Древние греки приписывали благовониям божественное происхождение и считали их атрибутами богов. Существует легенда, что нимфа Энона раскрыла Парису некоторые тайны туалета Венеры, и с помощью этой волшебной косметики Елена Прекрасная обрела свою сверхъестественную красоту, ставшую роковой для греков и троянцев. Вернувшись из Трои, она поведала секреты своим соотечественницам, заложив тем самым основы древнегреческого парфюмерного искусства.
Наряду с ароматическими смолами в Античной Греции были широко распространены духи на масляной основе с запахами различных цветов, среди которых на первом месте была роза. Роза прославлялась как цветок не только красивый, но и целебный. Экстракт розы являлся основой средств против язв и воспалений, а также различных косметических лосьонов.
Занятые военными походами и враждой с соседями жители Рима были далеки от занятий искусством в отличие от греков, и единственным запахом, который был распространен в то время, былзапах вербены. Но, завоевывая греческие колонии, они постепенно перенимали обычаи и ритуалы жителей Греции, в том числеиспособ захоронения усопших путем сжигания их на костре с добавлением благовоний и погребением останков в урнах.
Римляне использовали три основных вида духов: духи твердой консистенции, жидкие духи на масляной основе и ароматическую пудру. Духи наносились не только на голову, но и на все тело и дажена подошвы ног, добавлялись в ванну, ими пропитывали одежду, постель, стены домов, боевые знамена. Некоторые римляне натирали ароматическими маслами даже своих лошадей и собак.
Названия духам давали в честь места их производства или в месть особых обстоятельств их изобретения, а также по названию входящих в состав духов компонентов. Как и сегодня, духи сменялись в зависимости от требований моды. Существовали духи, в составе которых был один-единственный компонент, например только роза или цветы айвы, горький миндаль, нарцисс. Одним из самых излюбленных запахов у римлян был запах шафрана.
Как в Библии, так и в Коране есть строчки в знак одобрения использования благовоний. Сам Магомет говорил, что из всех вещей в мире больше всего его сердце радуют дети, женщины и благовония.
Благовония, привозимые из Индии, упоминаются уже в древнейших письменных памятниках. Природа щедро одарила эту сказочную страну ароматными плодами и травами, считавшимися священными. В Тибете основным благовонием служил можжевельник. Не менее популярными были запахи мускуса, пачули и кускуса.Последний представляет собой корневые волокна, из которых клали циновки и занавески, источающие во влажном состоянии на солнце приятный запах. Для натирания тела применялась ароматическая мазь, состоящая из сандала, алоэ, розового масла и жасминовой эссенции.
Долгое время западный мир, живший в беспощадных войнах и страдающий от нашествия варваров, был в изоляции от процветающих торговых и общественных отношений в странах Востока. Это был период, когда не было места ни парфюмерии, ни косметике. Изысканные восточные ароматы завозились в Европу редко и были очень дорогостоящими. Столицей парфюмерии и центром переработки восточных пряностей была Венеция (так было до XV в. С открытием Америки эта привилегия была Венецией утрачена). Благодаря путешественнику Марко Поло и арабским морякам в Европу попали перец, мускатный орех, почки гвоздики, корица, имбирь, кардамон, шафран. В то время в самой Европе уже выращивали базилик, шалфей, анис, тимьян. В XIV в. появились первые жидкие духи на основе спирта и эфирных масел, которые назывались ароматической водой.
Испанцы, португальцы, а позднее голландцы в XVI в. также активно развивали торговлю пряностями. Им принадлежит распространение ванили, табака, какао, корицы. Но в отличие от своих предшественников они уделяли больше внимания не торговле, а производству сырья на местах, усовершенствовали технологии. Появились новые ароматические воды как на основе одного компонента (роза, лаванда, флердоранж), так и включающие цветы и пряности с добавлением амбры и мускуса. В большей степени они позволяли маскировать запахи тела, выполняли роль защиты от чумы и заразных болезней, чем выступали как средство гигиены и фармацевтики.
Во Франции парфюмеры-ремесленники существовали с XII в. Самым крупным центром по производству сырья был город Грасс в основном благодаря произрастанию жасмина, роз и апельсиновых деревьев.
Прогресс в промышленном производстве парфюмерии XIX в. обязан органической химии. Появилась возможность выделять полюбившийся запах и воссоздавать его с помощью синтеза. Теперь богатому воображению парфюмеров не было предела, так как возможности индустрии удовлетворяли запросам исследователей. Совершенствуются и флаконы для духов: в моде высококачественный хрусталь, а открытием века стало изобретение пульверизатора.
Начало XX в. ознаменовалось новым открытием в области парфюмерного производства. Франсуа Коти стал первым, кто соединил в композициях натуральные запахи с запахами, созданными искусственным путем. Следующий его шаг (1917 г.) — выпуск «Шипра», ставшего впоследствии прародителем целого поколения ни с чем несравнимых запахов, имеющих терпкий аромат дубового мха, пачули и бергамота. Герлен продвигает на рынке восточные и амбровые запахи, передающие пудровые, ванильные и ярко выраженные животные ароматы. В 1921 г. мир потрясают первые духи, содержащие альдегиды и синтетические продукты с интенсивным запахом, созданные Эрнестом Во. Это были духи «Шанель № 5», выпущенные с товарным знаком известной французской законодательницы мод Габриэль Шанель. В 30-е гг. появились духи с оттенками, напоминающими запах кожи и цветов. Изменения в цветочные запахи 40-х гг. внесли Кристиан Диор, Нина Риччи. Пятидесятые годы были отмечены взлетом интереса к духам всех известных в то время домов мод: Кристиан Диор, Нина Рич-чи, Пьер Бальмен, Эльза Шиапарелли. Новый аромат, автором которого был Эдмон Рудницка, покорил сердца многих мужчин, полюбивших запах «Саваж», с которого начался очередной этап в развитии парфюмерной промышленности. Тем острее стала борьба за рынок, так как на европейской арене появилась заокеанская парфюмерная продукция с товарными марками Элизабет Арден, Эсте Лаудер, Карла Лагерфельда.
Перечисление известных сегодня парфюмерных фирм заняло бы много места и времени. Однако невозможно представить себе современный рынок парфюмерной и косметической продукции без столь выдающихся и знаменитых имен, так много сделавших для развития парфюмерной индустрии и бизнеса: Юбер Живанши, Нина Риччи, Ив Сен Лоран, Кристиан Диор, Франсуа Кош, Габриэль Шанель, Эсте Лаудер, Джанни Версаче, Жермен Селье, Андре Фрэйс и др.
На рубеже XX и XXI вв. клиентура стала более требовательной. Изменилось восприятие духов. Кроме самого запаха стали не менее важными такие элементы, как упаковка, флакон, рекламная поддержка, само место продажи и распространения духов. Отношение клиентов к ароматам стало более изысканным, утонченным, придирчивым. Недостаточно просто приятно пахнуть: аромат подбирается под характер человека, время года, время суток, стиль одежды. Запах становится одной из составляющих имиджа человека, его антуража. Современным парфюмерам нелегко угнаться за стремительно меняющимися капризами моды. Но эволюция, происходящая в XX—XXI вв. в химии, медицине, биофизике и других областях науки и техники, создала огромное поле деятельности для парфюмеров и исследователей, занятых извлечением известных и созданием новых ароматов. В результате этого сегодня мы имеем невообразимо большое количество разнообразных духов, парфюмерных вод, одеколонов, ароматических масел и других благовонных изделий.
Физиология запаха
Запахи, как и цвета и звуки, окружают нас с самого момента рождения и преследуют повсюду. Одни запахи вызывают воспоминания о детстве, родном доме, любимых игрушках, другие усиливают биение нашего сердца как в минуты свидания с первой любовью, третьи ассоциируются с весной, солнцем, теплом, свежестью... Интуитивно мы выбираем для себя ароматы, подчеркивающие нашу индивидуальность, дополняющие выбранный нами стиль в одежде, становящиеся изюминкой нашего имиджа. Но кто задумывался над тем, как создается связь «запах—образ» и что происходит в нашем организме, когда мы вдыхаем тот или иной аромат? Что стоит за этим волшебным словом «парфюм»?
Само слово «парфюмерия» (от фр. per — через, посредством, fumum — дым) свидетельствует о том, что запах получают путем сжигания ароматических смол, трав, древесины, источающих при горении приятные ароматы. Нельзя найти двух одинаковых по интенсивности запахов. Некоторые цветы теряют свой аромат, как только их срывают, другие же, напротив, сохраняют его даже в засушенном состоянии. Но ни один из цветочных запахов не может сравниться по силе и стойкости с запахами животного происхождения. Одно-единственное зерно мускуса годами сохраняет свой аромат и сообщает его всему, с чем соприкасается.
Способность к восприятию запахов у животных и людей различна и зависит от тренировки обоняния. Мелкие насекомые способны воспринимать только один запах — запах полового привлекающего вещества. Пчела с более развитой обонятельной способностью различает сотни запахов. Опытный парфюмер может различать более тысячи запахов. Восприятие запахов человеком (интенсивность и качество) индивидуально. При длительном воздействии определенного запаха постепенно наступает невосприимчивость к нему и запах иногда перестает совсем ощущаться. Это явление называется обонятельной адаптацией. Ее продолжительность и глубина зависят от интенсивности и характера запаха пахучего вещества, а также длительности его воздействия. При обонятельной адаптации наблюдается понижение чувствительности не только к веществу, которое было использовано, но и к другим пахучим веществам, хотя и в меньшей степени. Вот почему при выборе духов или других ароматических средств не рекомендуется вдыхать в течение короткого времени более трех-четырех запахов.
Кроме того, вкусы в отношении запахов очень различны. Одни предпочитают цветочные запахи (розы, гвоздики, лилии и др.), другие фантазийные. Понятие о приятных и неприятных запахах относительно. Одни и те же запахи могут вызывать положительные и отрицательные эмоциональные реакции у различных людей. Запахи могут вызывать физиологическое воздействие на организм человека. Для того чтобы понять, как это происходит, обратимся к основам физиологии обоняния.
Обонятельный орган у человека представлен эпителиоподобной выстилкой, или обонятельной частью слизистой оболочки носа. Обонятельным органом является только верхняя часть носовой полости. Слизистая обонятельная выстилка занимает среднюю часть верхней носовой раковины и соответствующий ей участок слизистой носовой перегородки. Установлено, что у человека около 10 млн обонятельных клеток. Они имеют веретеновидную форму и состоят из средней утолщенной части, содержащей ядро, и двух отростков (центрального и периферического). Центральные отростки отходят от нижнего полюса клетки, группируются в пучки и входят в состав обонятельного нерва. Они соединяют обонятельные клетки эпителия с обонятельными луковицами головного мозга.
Периферические отростки выходят на поверхность слизистой оболочки и заканчиваются утолщением (обонятельной буловой), несущей обонятельные волоски. По-видимому, в обонятельных волосках и осуществляются первичные процессы восприятия запаха.
Механизм воздействия душистых веществ на орган обоняния окончательно не выяснен до сих пор. Существуют различные теории, как физические, так и химические, в которых объясняется этот механизм. Однако все они являются только гипотезами.
В настоящее время считается установленным, что для ощущения запаха нужен непосредственный контакт молекулы пахучею
иещества с обонятельными рецепторами. Для этого необходимыми свойствами пахучего вещества являются летучесть, растворимость В липидах и до некоторой степени в воде, достаточная способность к адсорбции на обонятельной выстилке, определенные пределы молекулярной массы и др. Но неизвестно, какие именно — физические или химические — свойства определяют эффективность вещества как обонятельного раздражителя.
Ощущение, которое возникает при попадании частиц пахучего вещества на обонятельные рецепторы, называется запахом. Запах имеет свои характеристики, основные из которых интенсивность и стойкость.
Интенсивность запаха — сила запаха индивидуальных веществ или смесей при испарении (с полосок бумаги, ткани и др.).
Стойкость запаха — продолжительность (в минутах, часах и т.д.) сохранения запаха, характерного для индивидуального душистого вещества или смеси душистых веществ. Стойкость запаха зависит кс только от количества концентрата душистых веществ, но и от типа запаха. Свежие цитрусовые и цветочные ароматы менее стойкие по сравнению с восточными, ванильными, амбровыми или мускусными. Чтобы усилить любимый запах, можно использовать изделия одной парфюмерно-косметической серии, в которую кроме парфюмерии входит и косметика — мыло, лосьоны, пудра, пена для ванны, шампунь, дезодорант, объединенные общим названием и характером запаха.
Характер духов проявляется постепенно, в несколько этапов. Термины «начальная нота» (головная), «нота сердца» (средняя, серединная), «конечная нота» (базисная) обозначают фазы раскрытия букета аромата.
Начальная нота создает первое спонтанное впечатление о духах. Нота сердца — «ядро» духов, раскрывается следом за начальной нотой и определяет тип запаха.
Конечная нота — нота, которая ощущается в завершающей стации испарения духов и обеспечивает силу и стойкость запаха.
Не менее важным для определения воздействия запаха на организм человека является понятие обонятельные пороги — минимально воспринимаемая концентрация пахучего вещества. Обычно обонятельные пороги выражают концентрацией пахучего вещества (в граммах, молях или числом молекул на единицу объема) во внешней среде.
В качестве характеристик запахов можно встретить и такие выражения, как «долговечность» духов или «аромат» духов. Эти обобщающие понятия означают сохранение качества, а также характер запаха, его интенсивность, гармоничность, направление и другие показатели, описывающие запах в целом. В любом случае обоняние наравнесо зрением и слухом является равнозначным процессом познания мира и воздействия на человека.