Основные лечебные факторы медицинской реабилитационной программы.
1. Добровольность вступления, участия и выхода из МПР.
2. Конфиденциальность участия вМРП.
3.Партнерская модель взаимоотношения между персоналом реабилитационного отделения (центра) и пациентом на основе взаимного уважения и понимания. Возникающие проблемы решаются на общем собрании всех пациентов и персонала, что дает возможность пациентам сказать о своих чувствах, попросить и получить поддержку, разрешить конфликты и т.д.
4. Медикаментозная терапия проводитсяпо показаниям, пациент информируется об этом, что снижает его опасения перед возможным ухудшением состояния.
5. Последовательность и преемственность мероприятий ЛРП при активном вовлечении пациента к обсуждению планируемых мероприятий, что является мощным фактором воздействия.
6. Групповая психотерапия и групповая динамика, как формы организации работы, являются важнейшим терапевтическим фактором. Основные направления работы групп: самопознание, самораскрытие, работа с чувствами и их проявлениями, тренинг межличностного общения, овладение навыками отреагирования глубинных эмоциональных переживаний, тренинг поведения в экстремальных ситуациях, групповой анализ самостоятельной работы по заданиям.
7. Индивидуальные консультации. Работа на сессиях индивидуальной психотерапии направлена на преодоление неэффективных способов совладания со стрессом и своими переживаниями (отрицания, ухода от проблем, девальвации и т.д.), направлена на осознание личностных проблем, поиск путей их решения. Работа во время сессии дополняется заданиями для самостоятельной работ, индивидуальная программа выздоровления и личностного роста составляется совместно с пациентом. Это работает на укрепление его самоуважения, самоэффективности, повышение самооценки, то есть также становится мощным протективным и лечебным фактором.
7. Теоретическое обучение пациента при проведении лекционных занятий о природе, специфике, развитии и последствиях наркологического заболевания, о психологических и личностных особенностях химически зависимого и членов его семьи, о всемирном движении анонимных алкоголиков и анонимных наркоманов (АА/НА) и многих других вопросах дает знания, необходимые для поддержания трезвости, изменения личности зависимого пациента, преодоления им стрессов, предупреждения возможных рецидивов заболевания.
8. Теоретическое и практическое изучение основ движения и программы AA и НA, как часть программы, проводится в форме группового анализа выполнения индивидуальных заданий, при этом пациент получает возможность в процессе активного курса лечения посещать собрания групп АА/НА, используя эти собрания для поддержания мотивации к изменению, разрешения сложных ситуаций, получения социальной поддержки.
9. Обучение саморегуляции поведения и психического состояния на основе использования различных методов медитации (саморегуляции), освоение которых дает пациенту один из инструментов управления настроением, позволяет владеть навыками релаксации, совладания со стрессом.
10. Приемы рефлексии своего состояния и мониторинга, которыми овладевает пациент, позволяют ему подвести итоги дня (ежедневные процедуры, дающие пациенту возможность самоанализа своих чувств, настроений, поступков, испытанных за день). Однако важнее то, что такие приемы позволяют контролировать свое состояние, осознанно планировать собственные действия по преодолению возникающих проблем и нежелательных аффективных реакций.
11. Работа с семьей пациента, направленная на восстановление и гармонизацию взаимоотношений с близкими, преодоление дисфункциональных паттернов семейных отношений, с целью организации для пациента социальной сети, которая выполняет роль «буфера», смягчает стресс, предотвращает рецидивы заболевания.
12. Послелечебные группы, как фактор лечебного влияния, имеют большое значение, так как в них пациенты расширяют знания и навыки, полученные в процессе прохождения МПР. Такие группы также становятся источником социальной поддержки, новой для пациента социальной сетью, служат одним из инструментов преодоления кризисных ситуаций. Осуществляются послелечебные группы прохождения МР в амбулаторных условиях.