Шоу лайзы и джуди: анализ случая
Рассмотрим один случай созависимости -- историю Джуди Гарланд и ее, возможно, столь же талантливой дочери Лайзы Минелли. Их карты основаны на сертификатах рождения, приведенных в "Профилях женщин". Долгие борения Джуди с алкоголем, лекарственной зависимостью и суицидальной депрессией известны всему Голливуду. Что касается Лайзы, то в 1984 г. ей пришлось лечиться в клинике Бетти Форд, т.к. разнообразные усиливающие друг друга зависимости, -- от таблеток для похудения, транквилизаторов, снотворных и спиртного, -- совсем загнали ее в угол.
КАРТА 6. Лайза Минелли. Данные рождения -- из сертификата рождения, приведенного в "Профилях женщин" Луис Родден (стр. 353): 12 марта 1946 г., 7.58 по Тихоокеанскому стандартному времени (PST), Лос-Анджелес, Калифорния, 34 гр. 4' C. Ш., 118 гр. 15' З. Д.
КАРТА 7. Джуди Гарланд. Данные рождения -- из сертификата рождения, приведенного в "Профилях женщин" Луси Родден (стр. 84): 10 июня 1922 г., 6.00, по Центральному стандартному времени (CST), Гранд Рэпидс Миннесота, 47 гр. 14' C. Ш., 93 гр. 31' З. Д.
Хотя Лайза неизменно остается безупречно лояльна по отношению к памяти матери, ее рассказ о детстве звучит как ночной кошмар. В 10 лет Лайза просила подаяние для себя и Джуди и умела вовремя ускользать из гостиниц и меблированных комнат, чтобы не платить по счетам и за жилье. Она была конфиденткой матери, утешая ее после многочисленных попыток самоубийства[51].
Когда Лайза достигла подросткового возраста, отношения между ними стали более взрывчатыми, Джуди периодически выгоняла дочь. В 16 лет Лайза навсегда оставила дом, отправившись в Нью Йорк со 100 долларами в кармане попытать счастья в шоу-бизнесе.
Карта Лайзы -- типичнейшая для взрослых детей алкоголиков. Ее Солнце находится в Рыбах в XII доме. Трин от Солнца к угловому соединению Луна-Марс-Сатурн-IC в Раке указывает на близость к матери и на взаимную зависимость. Со своим Солнцем в Раке в XII доме, я, похоже, имела собственное "слепое пятно" относительно роли планет в Раке в картах детей алкоголиков, -- до той минуты, пока не написала эту фразу! Венера и Меркурий Лайзы также находятся в XII доме, в оппозиции к Нептуну. Плутон в IV-м образует широкий квадрат к Асценденту -- угловое расстояние 8о, но нельзя сказать, что он "не работает", -- а также полутораквадрат к Солнцу в XII доме с угловым расстоянием 3о. Таким образом, Лайзу однозначно можно отнести к нептунианцам и с меньшей очевидностью -- к плутонианцам.
Сразу сказать по карте, что Нептун в карте Джуди особенно сильный, нельзя, однако она была тонким музыкантом и актрисой и страдала патологическими зависимостями, т.е. обладала многими нептунианскими качествами. Присмотревшись внимательнее, мы можем заметить, что ее Нептун образует Перст судьбы с соединением Урана и MC в Рыбах и с Десцендентом. Напряжение, связанное с тем, что она постоянно находилась на глазах публики и с подростковых лет была звездой, должно было способствовать формированию ее зависимости. Также обнаруживается, что Нептун вместе с Меркурием и Луной в Стрельце (определенно, очень мечтательной!) включен в неправильной формы треугольник, состоящий из полу-, полутораквадрата и оппозиции. Как и у Лайзы, у нее сильный XII дом, содержащий Солнце, Меркурий и Плутон, последний, правда, в близком соседстве с Асцендентом. В обеих картах присутствует какая-то брошенность, потерянность, которые временами вызывает XII дом. У Джуди тоже акцентирован Рак, заполненный Асцендентом, Меркурием, Плутоном и Венерой. Ее Плутон не назовешь слабым: он находится на Асценденте, в широком соединении и с Венерой, и с Меркурием (на их срединной точке), в трине к соединению Урана с МС, в квадрате к узлам и Юпитеру (и здесь мы снова встречаем признак популярности, пришедшей к человеку в детстве, -- аспект между Плутоном и Сатурном, хотя в данном случае это широкий квадрат).
Сопоставляя две карты, можно заметить, что Венера Джуди в 19о Рака образует точное соединение с Луной и IC Лайзы, а также тесное соединение с ее Марсом и Сатурном. Нептун Лайзы попадает в IV дом Джуди, на соединение Юпитер-Северный Узел-Сатурн, в связи с чем не всегда ясно, кто из них родитель. Южный Узел Лайзы в соединении с Луной Джуди наводит на мысль, что для Лайзы материнская забота о собственной матери была автоматической реакцией, возможно, вследствие их отношений в прошлых жизнях. Нептун Джуди находится в широком соединении с Плутоном Лайзы. Это аспект поколений, однако он отражает нечто существенное в их отношениях, -- Лайза должна была постоянно держать ситуацию под контролем, когда Джуди "распадалась на части". Далее, имеются широкие соединения Солнца одной и Урана другой с обеих сторон. Они указывают не только на бурный характер отношений и на то, что они усиливали импульсивность в обеих женщинах, но и на то, что каждая поддерживала в другой ее талант, харизму и уникальность. Беспокойный и живой характер их отношений обусловлен тау-квадратом в подвижных знаках, охватывающим знаки Рыб, Стрельца и Близнецов. "Выходной клапан" -- IC Джуди в Деве; неудивительно, что они постоянно путешествовали в течение всего детства Лайзы, так и не заведя постоянного дома.
Поскольку и Джуди, и Лайза имеют сильный XII дом, то же самое, с математической и психологической неизбежностью, должно быть в их композитной карте (см. карту 8). Для обеих характерны саморазрушительные пристрастия, потребность в уединении и психический облик, напоминающий потерянного ребенка. Сильный XII дом композитной карты показывает, что совместная жизнь сама по себе должна была усиливать их зависимости. Соединение Меркурия с Венерой в композитной карте дает основание предположить хороший контакт любящих друг друга людей и взаимное понимание, трудно выразимые в словах. Нептун в IV доме образует квадрат к Асценденту, еще более усиливая нептунианские качества и говоря о наличии сильной парапсихической связи и взаимного растворения границ. Плутон находится в полуквадрате к Асценденту с угловым расстоянием 3@. Проблемный IV дом, с Нептуном и Сатурном, отражает мучительную борьбу за нахождение места, где можно было бы чувствовать себя дома. Луна, Марс и Юпитер в Весах дополнительно свидетельствуют о любящих, хотя зачастую агрессивных отношениях. Расположение этого трио в V доме говорит о том, что Джуди и Лайза стимулировали артистические способности друг в друге.
КАРТА 8. Композитная карта Джуди Гарланд и Лайзы Минелли для Лос-Анджелеса, Калифорния.
Как ВДА-синдром может влиять на вашу практику
Теперь, когда мы познакомились с астрологическими профилями ВДА и созависимости, -- не находите ли вы в своей карте нечто близкое? Если да, то вы не одиноки, -- как упоминалось ранее, многие трудящиеся на ниве астрологии, я сама в их числе, принадлежат к группе взрослых детей алкоголиков. Осознание воздействия дисфункциональной психологической почвы на свою личную жизнь и работа над собой в этом плане -- индивидуальное дело каждого из нас. Здесь я хочу исследовать влияние этого фактора на астрологическую практику.
Многие из нас очень напряженно работали над собственной трансформацией, используя различные подходы. Благодаря этому в целом мы можем хорошо помогать. Теперь уже немалое число астрологов сумели что-то изменить и в отношении своих проблем, связанных с синдромом ВДА. Тем не менее, когда клиентские проблемы напоминают проблемы членов семьи или других близких людей, не говоря уже о наших собственных, -- мы, стоит лишь потерять бдительность, можем вновь впасть в поведенческие стереотипы ВДА и созависимости. Лично я посещала группы взрослых детей алкоголиков и позже Aнонимных Алкоголиков в течение нескольких лет и думала, что полноценно исцелилась. Однако, читая материалы по созависимости, с тревогой обнаружила, что остались "белые пятна".
Обратимся к астрологической практике. Многие астрологи и большинство их клиентов с синдромом ВДА по сей день не имеют представления об отдаленных эффектах детства, проведенного в алкогольной или дисфункциональной семье. Пока мы сознательно не работаем с этими эффектами, личностные черты ВДА-синдрома могут оставлять глубокий вслед в наших отношениях с клиентами. Ниже приводятся характеристики терапевтов с нелеченным ВДА-синдромом, взятые из книги Сермака "Что нужно знать взрослым детям алкоголиков" (стр. 69-70. Используется с разрешения). В квадратных скобках -- мои комментарии о том, как эти характеристики могут проявляться при интерпретации карты или целительстве.
Сермак говорит, что среди профессионалов распознать непроработанных взрослых детей алкоголиков можно по тому, как они поощряют клиентов к агрессии, исходя из собственных соображений. Зачастую они подталкивают их к действиям, когда те еще не готовы. [Даже клиенты, приходящие с такими серьезными проблемами, как развод, далеко не всегда готовы немедленно что-то предпринимать]. Эти специалисты рассуждают вместо того, чтобы поощрять клиентов к выражению чувств. [В частности, если вы сами вдруг осознаете во время консультации, что буквально забалтываете клиента астрожаргоном и заваливаете техническими подробностями, спросите себя: не вызывает ли у вас дискомфорт эмоциональное содержание сессии?] Они плохо переносят молчание. [Когда клиент замолкает, чтобы немного поразмыслить, -- не врываетесь ли вы в его молчание с лекцией на метафизическую тему или с информацией о неподвижных звездах, астероидах и Бог знает еще о чем?] Такие люди отказываются знакомиться с "Двенадцатишаговой программой" групп для взрослых детей алкоголиков и убеждены, что уже разрешили все свои проблемы зависимости.
Читая других авторов, пищущих по этой проблеме, таких, как Клаудия Блэк, Мелоди Битти, Элис Миллер и Дженет Войтиц (Claudia Black, Melody Beattie, Alice Miller, Janet Woititz), я пришла к пониманию дополнительных трудностей, которые проработанный ВДА-синдром или созависимость астролога вносят в процесс интерпретации карты. Например, в "Драме одаренного ребенка" Элис Миллер говорит, что нарциссические терапевты, какими являются многие взрослые дети алкоголиков, имеют огромную потребность в одобрении, понимании и подтверждении их достоинств со стороны клиентов. Своими ожиданиями они оказывают давление на клиента, который должен предоставлять материал в духе их концепций и установок[52].
Созависимый консультант или терапевт легко впадает в защитную позицию; он нуждается в положительной оценке и "поглаживаниях" со стороны клиента. Не возникает ли у вас тревога, когда клиент сомневается в вашей интерпретации или не выражает восхищения тем, как верно вы попали в точку? Многие из нас придают слишком большое значение одобрению и восхищению клиента. Нам кажется, что мы должны все знать и иметь на все правильные ответы. Мы лезем вон из кожи, чтобы ошеломить и поразить. Нередко для нас так много значит правильность наших прогнозов и интерпретаций, что мы теряем подлинность диалога с посетителем. Не получив на сессии достаточную дозу положительной обратной связи, мы впадаем в депрессию, готовы усомниться в себе, своей работе, своей ценности.
Проблемы границ выражаются в различных формах гиперидентификации с клиентом. Его проблема становится нашей, наши собственные трудности смешиваются с его. Нам может быть мучительно или тревожно говорить клиентам не то, что они хотят услышать, даже когда транзиты или прогрессии далеки от приятных. Могут возникать проблемы с дистанцией, когда, например, мы позволяем слишком много звонков клиенту, ставшему чрезмерно зависимым от нас, или допускаем, чтобы интерпретация длилась много часов. Порой расплывчатые границы приводят к полной истощенности после сессии. (Это может значить и то, что мы, сами того не сознавая, занимаемся целительством и, вместо того, чтобы проводить через себя Божественную энергию, отдаем собственную).
Не исключено, что свойственная детям алкоголиков потребность исправлять людей изначально подвигла нас на консультирование. Эта же потребность, возможно, вызывает у нас стремление спасать клиентов, страдающих от патологической зависимости или находящихся в трудном положении. И мы изо всех сил стараемся в течение трехчасовой сессии разрешить каждую из жизненных проблем посетителя. Мы беремся за слишком много клиентских проблем единовременно или проводим слишком много времени за подготовкой. Например, мы можем считать, что перед сессией должны просмотреть транзиты, прогрессии, гармонические карты, срединные точки и неподвижные звезды за несколько лет вперед. Низкая самооценка порой заставляет нас работать бесплатно или почти бесплатно.
Люди с нескорректированным синдромом ВДА и созависимостью склонны к чрезмерному контролю, хотя, если они действуют тонко и талантливы в манипулировании, это может быть незаметно окружающим. (Удержание контроля в детстве было необходимо для выживания. Вероятно, это тема Плутона?) Если клиент не делает то, что ему рекомендует консультант с ВДА-синдромом, или не верит, что получил ОТВЕТ, консультант иногда впадает в возбуждение, ярость и жажду мести. Он принимается толковать о своем прямом контакте с Божественным, пугать посетителя транзитами Плутона или угрожать ему онкологическим заболеванием, если тот не исправит свое мышление. Возбуждение и ярость могут возникать и тогда, когда клиент не меняется должным, по мнению ВДА-профессионала, образом.
Большинство клиентов приходят в основном из-за проблем отношений или профессиональных. Увы, две основные характеристики не проходивших терапию ВДА -- проблемы с авторитетами и нарушения отношений. Если мы не проработали эти трудности в собственной жизни, если мы их отрицаем, нередко получается, что слепой ведет слепого. Не зная сами, как быть с интимностью или с агрессией, можем ли мы научить клиентов здоровым отношениям или передать им позитивные ролевые модели? Предположим, мы по сей день проживаем роль жертвы и имеем за плечами длинную печальную историю пережитых предательств в отношениях. Соответствующую установку мы привносим в интерпретирование карт, поэтому когда клиент задает вопрос о трудных отношениях, мы советуем ему остерегаться предательства.
Аналогично, имея неотреагированный гнев на родителей, мы склонны раздувать гнев клиентов по отношению к родителям или начальникам. Если у нас есть чувство собственной грандиозности, мы поощряем грандиозные планы клиентов в отношении карьеры, вместо того, чтобы трезво и реалистично подойти к вопросу профессионального выбора. Многие ВДА в финансовом плане еле сводят концы с концами, -- в их нестабильныых семьях были трудные отношения с принципом реальности, -- а профессиональная астрология дает что угодно, только не материальную стабильность. Для многих из нас работать на кого-то, кроме себя, -- большая проблема, и отчасти с этим связана привлекательность независимой профессии. Во время тяжелых транзитов по VIII или II домам мы можем проигнорировать тот факт, что клиент сидит глубоко в долгах с кредитными карточками, вторичными закладными и ссудами на оплату счетов[53].
Такие черты, как низкая самооценка, объясняют, почему некоторые взрослые дети алкоголиков, долго изучая астрологию, продолжают ощущать себя недостаточно подготовленными для интерпретации карт. Многие не практикуют или практикуют нечасто, поскольку не чувствуют себя способными ИСПРАВЛЯТЬ людей и все же ожидают этого от себя. Другие не практикуют потому, что видят в этом слишком большую ответственность. Находящиеся в их руках астрологические инструменты столь мощны, что порождают в них ожидание всезнания и такие люди начинают ненавидеть себя, если чувствуют, что не столь грандиозны, как источник их знаний.
Наконец, взрослые дети алкоголиков восприимчивей других к патологическим зависимостям и навязчивостям. Больше профессионалов в нашей области, чем нам хотелось бы, страдают алкоголизмом или другой формой зависимости. Мы склонны отрицать этот факт на индивидуальном и коллективном уровне, -- а напрасно -- ведь это профессиональный риск. Мы впадаем в зависимости, защищаясь от превосходящей наши психические силы ответственности, чувства изоляции, постоянной отдачи энергии и лавины психических стимулов, обрушивающейся на нас всякий раз при интерпретации карты. Мы также стремимся таким образом заглушить чувства, возникшие на сессии, когда в концентрированной форме обсуждались основные вопросы жизни. Если люди, бывшие для нас в детстве образцом для подражания, реагировали на стресс с помощью наркотиков или навязчивых форм поведения и держали свои чувства под спудом, мы склонны действовать так же.