О наставлении остерегаться эпидемий и мест

Ибн Каййим Аль-Джаузи

МЕДИЦИНА ПРОРОКА

Перевод с арабского

Дауд Кадыров

Ибн Каййим Аль-Джаузи «Медицина Пророка».1-е издание. Перевод с арабского.

Приложение. Айдар Хабибуллах «Хадж и здоровье паломника».2-е издание.

М.: ООО «Издательская группа «САД», 2005. – 174с.

ISBN 5-902855-05-5

Всевышний Аллах повелевает: «Ешьте и пейте всласть, но в меру – Аллах не любит тех, кто неумерен»(Аль-Аграф, 31). Отсюда следует, что сохранение здоровья организма является одной из основ бытия человека. Об этом сообщает и Посланник Аллаха: «Тот, кто проснулся (начал день) в здравом теле, со свободной волей, и обеспечен пропитанием на день, схож с тем, у кого в подчинении весь мир». С намерением удостоиться довольства Всевышнего Аллаха мы попытались представить нашим читателям манеры поведения Посланника Аллаха, касающиеся вопросов сохранения здоровья и лечения различных болезней и недугов.

Рекомендуется для широкого круга читателей.

Все права защищены.

Электронная версия книги на сайте www.ilmsite.ru

ISBN 5-902855-05-5

© ООО «Издательская группа «САД», 2005

Содержание  
Медицина Пророка  
Вступление ………………………………………………….
О наставлении Пророка r лечиться и использовать дозволенные средства…………………………………………..  
О наставлении Пророка r искать при лечении сведущего врача ……………………………………………………...  
О наставлении остерегаться эпидемий и мест их возникновения ……………………………………………………...  
О наставлении Пророка r сторониться больных заразными болезнями ……………………………………………  
О припадках эпилепсии ……………………………………
Раздел 1: О лечении природными средствами …………...
О наставлении при приеме пищи …………………………
О наставлении при расстройстве желудка и о пользе меда …………………………………………………………….  
О наставлении при лечении лихорадки …………………..
О наставлении лечиться пусканием крови ……………….
О наставлении при лечении головной боли ……………...
О наставлении при лечении заболеваний сердца ………..
О наставлении Пророка r при лечении плеврита ………
О наставлении при воспалении миндалин ………………..
О лечении ишиаса ………………………………………….
О наставлении при лечении опухолей и нарывов посредством вскрытия и удаления ………………………………..  
О наставлении Пророка r относительно действий при отравлении ………………………………………………….  
О наставлении при рвоте …………………………………..
О наставлении использовать слабительное ………………
О наставлении Пророка r относительно пищи, в которую упало насекомое ………………………………………  
О сохранении здоровья …………………………………….
О наставлении при лечении кожных болезней …………..
О лечении ран ………………………………………………
О запрете лечения недозволенным ……………………….
Раздел 2: О лечении духовными средствами ……………..
О лечении одержимости духовными средствами ………..
О заклинании ядовитых укусов сурой Аль-Фатиха ……...
О заклинании от недугов …………………………………..
О заклинании от укуса скорпиона ………………………...
О лечении боли заклинаниями …………………………….
О лечении душевных травм при бедах и несчастиях ……
О лечении беспокойства, печали и скорби ……………….
О лечении беспокойства …………………………………...
О сохранении здоровья …………………………………….
О правилах при приеме пищи ……………………………..
О правилах при питье ……………………………………...
О внешнем виде и одежде …………………………………
О правилах отхода ко сну …………………………………
О сексуальных отношениях ……………………………….
О любви и страсти …………………………………………
О благовониях ……………………………………………...
О здоровье глаз …………………………………………….
О здоровье зубов …………………………………………..
О лекарственных свойствах продуктов ………………….
Хадж и здоровье паломника ……………..
От автора ……………………………………………………
Основная часть ……………………………………………..
1. Рекомендации паломникам по сохранению здоровья
2. Рекомендации медицинским работникам по организации медицинского обеспечения паломничества …………  
3. Рекомендации руководителям групп по сохранению здоровья паломников ………………………………………  
Приложение № 1 …………………………………………...
Приложение № 2 …………………………………………...
Приложение № 3 …………………………………………...

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ





Во имя Аллаха Милостивого Милосердного!

Болезни бывают двух видов: телесные болезни и болезни душевные.

О телесных болезняхВсевышний Аллах говорит в Священном Коране:

لَيْسَ عَلَى الْأَعْمَى حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْأَعْرَجِ حَرَجٌ وَلَا عَلَى الْمَرِيضِ حَرَجٌ

«Греха не будет на слепом, ни на хромом, ни на больном…»Ан-Нур, 61

فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ عَلَى سَفَرٍ فَعِدَّةٌ مِّنْ أَيَّامٍ أُخَرَ

«Но тот, кто болен, иль находится в пути, предписанные дни поста поститься должен в дни другие…»Аль-Бакара, 184

فَمَن كَانَ مِنكُم مَّرِيضاً أَوْ بِهِ أَذًى مِّن رَّأْسِهِ فَفِدْيَةٌ مِّن صِيَامٍ أَوْ صَدَقَةٍ أَوْ نُسُكٍ

«Но если болен кто из вас иль недуг в голове имеет, тому назначен пост иль милостыня, или жертва»Аль-Бакара, 196

وَإِن كُنتُم مَّرْضَى أَوْ عَلَى سَفَرٍ أَوْ جَاء أَحَدٌ مِّنكُم مِّن الْغَآئِطِ أَوْ لاَمَسْتُمُ النِّسَاء فَلَمْ تَجِدُواْ مَاء فَتَيَمَّمُواْ صَعِيداً طَيِّباً فَامْسَحُواْ بِوُجُوهِكُمْ وَأَيْدِيكُمْ

«А если вы больны или в поездке, иль выходили по естественной нужде (и возвратились), иль с женщиной сношение имели и вы при этом не нашли воды обмыться, сухим песком иль чистою землею лицо и руки оботрите»Ан-Ниса, 43

Отсюда следует три принципа здорового образа жизни – это сохранение здоровья, оберегание его от вредных воздействий и избавление от вредных веществ.

К душевным же болезням относятся сомнение и скептицизм, а также похоть и обольщение. Об этом Всевышний Аллах говорит:

فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ فَزَادَهُمُ اللّهُ مَرَضاً

«Сердца их охвачены недугом. И недуг сей Аллах усилит» Аль-Бакара, 10

وَلِيَقُولَ الَّذِينَ فِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ وَالْكَافِرُونَ مَاذَا أَرَادَ اللَّهُ بِهَذَا مَثَلاً

«И чтоб неверные и те, сердца которых недугом объяты, сказать могли: «Какую ж суть Аллах нам этой притчей выражает?»Аль-Мудассир, 31

وَإِذَا دُعُوا إِلَى اللَّهِ وَرَسُولِهِ لِيَحْكُمَ بَيْنَهُمْ إِذَا فَرِيقٌ مِّنْهُم مُّعْرِضُونَ وَإِن يَكُن لَّهُمُ الْحَقُّ يَأْتُوا إِلَيْهِ مُذْعِنِينَ أَفِي قُلُوبِهِم مَّرَضٌ أَمِ ارْتَابُوا أَمْ يَخَافُونَ أَن يَحِيفَ اللَّهُ عَلَيْهِمْ وَرَسُولُهُ بَلْ أُوْلَئِكَ هُمُ لظَّالِمُونَ

«Когда к Аллаху и к Посланнику Его их призовут, чтоб рассудил он между ними - уж часть из них воротит спину. Но если были бы они правы, они пришли б к нему покорно. Неужто их сердца болезнь одолела, иль зародилось в них сомнение. Иль страх обуревает их, что и Аллах, и тот, кто послан Им - несправедливо с ними обойдутся? Но нет! Они – то сами и несправедливы!»Ан-Нур, 48-50

Что же касается похотей, то говорит Всевышний:

يَا نِسَاء النَّبِيِّ لَسْتُنَّ كَأَحَدٍ مِّنَ النِّسَاء إِنِ اتَّقَيْتُنَّ فَلَا تَخْضَعْنَ بِالْقَوْلِ فَيَطْمَعَ الَّذِي فِي قَلْبِهِ مَرَضٌ وَقُلْنَ قَوْلاً مَّعْرُوفاً

«Жены Пророка! Вы – не такие, как обычные другие жены. Если вы гнева Господня страшитесь, в своих речах вы не будьте ласковы – любезны. Чтобы в ком–нибудь, чье сердце (к женщине влечением) больно, не воспылало вожделенье. Ведите разговор пристойно...» Аль-Ахзаб, 32

۞

{

О наставлении Пророка rлечиться и использовать

Дозволенные средства

В сборнике Муслима, хадисе Джабира бин ‘Абдаллы передается, что Посланник Аллаха rсказал: «На каждую болезнь существует лекарство, если лекарство показано при болезни – исцеляет от нее, по воле Всевышнего».

Также в сборниках Бухари и Муслима передается, что Посланник Аллаха rсказал: «Аллах не ниспосылает ни одной болезни, не ниспосылав от нее излечения».

Также в сборнике имама Ахмада, хадисе Зияда бин ‘Иляка от Усамы бин Шарика сказано: «Как-то я был у Пророка, когда к нему пришли бедуины. Они спросили следует ли им лечиться (использовать лечение). На что он ответил: «Да, слуги Господни, используйте лекарства! Ведь не нашлет Аллах ни одной хвори, чтобы не послать вместе с нею и исцеление, кроме одной». «И что же это?» – спросили они. «Старость», - ответил он им.

Также в сборнике имама Ахмада, хадисе от Ибн Мас’уда сказано, что Посланник Аллаха r сказал: «Несомненно, что Всевышний Аллах ниспосылает болезнь и ниспосылает (с нею) ее панацею. Знающий узнает её, неведающий же – в неведении и останется».

Также передается в сборнике имама Ахмада и Ибн Маджи от Аби Хизамы, который, обратившись к Пророку r как-то, сказал: «Если использовать заклинания или же использовать лекарства, или предпринимать меры предосторожности – избавит ли это нас от плохого предопределения?» На что тот ответил: «Это все – из предопределения». Здесь следует понимать, что лекарства, заклинания и меры предосторожности не могут быть вне предопределения, однако могут служить средством для отвода одного предопределенного другим. Также, например, как утоление чувства голода, жажды, холода или жары.

۞

{

О наставлении Пророка rискать при лечении

Компетентного врача

Упоминается в сборнике Малика, что Заид бин Аслам сказал: «Как-то, еще при Пророке r, одному нанесена была рана, которая потом стала наливаться кровью. После чего было послано за двумя из Бани Анмара, которые стали его обследовать и пояснять свои действия, что Пророк интересовался (прежде) тем, кто сведущ (искусен) в медицине. Когда у него спросили: «Разве есть в этом (медицине) толк (разница)? - Пророк r отвечал: «Тот, Кто ниспосылает исцеление, есть Тот, Который ниспослал его недуг».

Отсюда следует вывод, что во всем следует искать умения более искусного и компетентного. Также как и Коран указывает на это:

يُؤتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاءُ وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْراً كَثِيراً وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ

«Он мудростью дарит того, кого захочет, и тот, кому дарована она, получит всеобъемлющие блага, но осознают это те, кто обладают разуменьем» Аль-Бакара, 269

أَلَمْ تَرَ أَنَّ اللَّهَ أَنزَلَ مِنَ السَّمَاءِ مَاءً فَأَخْرَجْنَا بِهِ ثَمَرَاتٍ مُّخْتَلِفاً أَلْوَانُهَا وَمِنَ الْجِبَالِ جُدَدٌ بِيضٌ وَحُمْرٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهَا وَغَرَابِيبُ سُودٌ وَمِنَ النَّاسِ وَالدَّوَابِّ وَالْأَنْعَامِ مُخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ كَذَلِكَ إِنَّمَا يَخْشَى اللَّهَ مِنْ عِبَادِهِ الْعُلَمَاء إِنَّ اللَّهَ عَزِيزٌ غَفُورٌ

«Ужель не видишь ты, как Бог вам с неба дождь (обильный) льет и им плоды растит разных цветов (и видов)? Но есть и горные дороги – белые и красные - разных тонов и красок, и скалы черные, что в цвет вороньего крыла. Так и среди людей, скота, животных встречаются различные цвета. Поистине, испытывают (благоговейный) страх перед Аллахом те, кто обладает разуменьем. Аллах, поистине, Могущ и Всепрощающ!» Аль-Фатыр, 27-28

Поэтому также и лечение следует искать во всем наилучшем, так как по Мудрости Аллаха и совершенству Его Господства раб испытывается недугом и наделен при этом исцелением, при грешности своей наделен покаянием, его благие деяния для него - помощь. Также как и свои естественные нужды, потребности и желания он удовлетворяет предопределенным ему дозволенным и благим.

На серьезность и важность вопроса искания первопричин и следствий в лечении и врачевании указывают и следующие слова Пророка: «Если кто-то взялся врачевать, и о его врачевании до этого ничего не известно, тот берет (возлагает) (всю) ответственность на себя».

Профессиональная деятельность врача коренным образом отличается от таковой любого другого специалиста. Отличие это обусловлено в первую очередь тем, что врач имеет дело с больным человеком, чрезвычайная сложность которого определяется не только особенностями его социально опосредованных биологических систем, составляющих живой организм, но главным образом, многообразием его социальных связей, специфических зависимостей (в семье, коллективе, обществе и др.), которые, собственно, и формируют неповторимый психологический облик, индивидуальность человека. В отличие от здорового человека личность больного изменяется и вбирает те особенности, которые привносит в нее болезнь.

Естественно то, что врач – не только специалист-медик, но и гражданин, и общественный деятель, обязанный быть всесторонне образованным не только в одной узкой специальности – медицине, но и во всех вопросах общественной жизни, которые так близки и неотрывны от интересов больного.

Разностороннее образование врача, в связи с этим, должно быть, по возможности, более полным, глубоким и совершенным. Однако само по себе такое его образование окажется глубоко недостаточным, если оно не будет постоянно сопровождаться воспитанием (самовоспитанием) нравственности, с одной стороны, и неизменным стремлением к активной, продуктивной, полезной деятельности – с другой. При этом полезность деятельности врача определяется не только и не столько удовлетворением его личных интересов, сколько общественной ценой его труда, ценой охраны здоровья людей. Высоконравственный истинный врач действует во имя дела, во имя долга перед больным, во имя долга перед обществом.

Для максимально эффективной деятельности врач должен обогащать себя суммой знаний и нравственных привычек, значительно превосходящей аналогичные качества своих больных.

Воспитание подобной высоконравственной внутренней основы побуждений - длительный и сложный процесс. Поэтому именно такой авторитет врача имеет величайшее значение для налаживания общения с больным. Обращаясь к этому качеству врача, все классики медицины подробно раскрывали те слагаемые, которые определяют его. Это, прежде всего, глубокие знания в своей области, умение спокойно, уверенно, правильно и быстро понять больного, волнующие его проблемы, его болезнь и избрать такую тактику врачебного поведения, которая обеспечивала бы наиболее скорое и полное выздоровление пациента. Это личное обаяние врача, раскрывающее его прямоту, доброжелательность, искренность, сердечность, природную скромность, весь богатый моральный облик. Это благотворное психологическое влияние на больного – одна из величайших составляющих авторитета врача. Это влияние обеспечивается его обаянием и искренней заинтересованностью в судьбе больного, его умелым отношением, тактичным и тонким обращением к нему, его неизменным стремлением встречаться с больным так часто и так много, сколько необходимо для успешного лечения.

Свойственное настоящему врачу постоянное желание, стремление помочь больному оказывается успешно достигнутым лишь при лечении больного до полного выздоровления. Речь при этом идет не только о клинической оправданности динамического, поэтапного обследования больного одним и тем же врачом, но и, что более существенно, о ведущих медико-психологических аспектах такого обследования. Единый лечащий врач глубже и полнее раскрывает для себя не только особенности развития болезни, но и качества личности самого больного. Как результат, формируется единое понимание как прогноза, так и тактики лечения этого больного. Все более тесное и глубокое взаимопонимание, все более близкий контакт, все более крепнущая вера в своего доктора – это то, что несет в себе постоянство лечащего врача. Вера больного в собственное выздоровление в большинстве случаев составляет добрую половину эффекта всего лечения.

Скромность врача – одно из наиболее необходимых качеств. Известный ученый медик Абу Али Ибн-Сина, по многотомному руководству которого изучал медицину весь мир, умирая в совершенно полном сознании, скромно подвел итоги творчества человека в короткой фразе: «Мы умираем и с собой уносим лишь одно: сознание того, что мы ничего не узнали».

Оптимизм врача в объективно неизменно нарастающих возможностях медицинской науки должен быть разумным, сознательным и основываться в первую очередь на глубоких знаниях и собственном фактическом опыте. Это и определяет место скромности в морали врача. Любые проявления зазнайства, нескромности, безрассудной бравады, немотивированной уверенности и решительности в сложных клинических обстоятельствах чаще всего выступают в качестве внешних проявлений лицемерия, которое оказывается маской для сокрытия серьезных недостатков, поверхностных знаний и слабого опыта.

Правдивость врача – одно из важнейших его качеств. Одна из неизбежных особенностей его деятельности определяется, в частности, необходимостью в определенных случаях сообщать как больному, так и его родственникам свои суждения о судьбе больного, иногда весьма печальной. Такая обязанность в случаях безнадежного прогноза течения болезни иногда у малоопытного врача порождает неумеренный оптимизм и даже несоответствующую обстоятельствам веру в успех: как будто медицина всесильна! Не всегда легко (да и не во всех обстоятельствах врач обязан) говорить правду больному. Однако из этого не следует, что ему разрешена ложь. Она недопустима в любых случаях, особенно в отношениях с больным человеком, переполненным беспокойством, волнениями, страданиями и тревожным ожиданием врачебного решения. В этих случаях, не утаивая истину, врач обязан прибегнуть к таким выводам и объяснениям, которые бы в первую очередь щадили психику больного. Он не всегда должен говорить то, что для него совершенно ясно в судьбе больного, но он не может сообщать и то, что не соответствует его убеждениям, как специалиста, и моральным нормам общества.

Справедливость – самая высокая добродетель врача. Она пронизывает все его поступки, действия, взгляды, суждения и тогда оказывается как проявлением, так и основой его внутренних убеждений, желаний, побуждений.

Призвание врача формируется как благородный идеал всей его жизни. Идеал его особенно прекрасен. Он состоит в возвышенном энтузиазме, безвозмездном даре здоровья и счастья страждущему от недомоганий человеку. Именно этот идеал является ведущим стимулом медицинского и духовного совершенствования врача. Глубокое убеждение в своем идеале придает силы в минуты слабости, делает возможным невозможное, подвластным лечению - кажущееся неизлечимым.

Честность врача была бы односторонней и неполной, если бы она ограничивалась порядочностью в узко профессиональных действиях. Неизменным спутником честности является бескорыстность в самом широком понимании этого слова.

Самоотверженность врача проявляется во многих его действиях, ведь одна из важнейших задач его, как известно, состоит в выявлении причин болезней, знание которых создает условия для предупреждения их возникновения, а в тех случаях, когда это невозможно - для более разумного и успешного лечения больного.

Слово врача – один из чудеснейших исцелителей – при неправильном его использовании может превратиться в орудие, губящее больного. Такое специфическое значение слова для человека, и тем более - для больного человека, призывает нас к исключительно осторожному, продуманному, бережному пользованию им. Слово, как наиболее совершенное средство общения между людьми, несет в себе не только частное, конкретное содержание, но и точно передает все сложные обстоятельства жизни в их иногда неотвратимом отношении к больному.

۞

{

Их возникновения

В сборниках Бухари и Муслима, хадисе от Саада бин Аби Ваккаса говорится, что Посланник Аллаха rсказал: «Чума – это скверна, посланная на (одну из общин) сынов Израилевых и на тех, кто был до вас. Поэтому если вы услышали о ней где-то, – не входите туда, если она (чума) вышла там, где вы – не ударяйтесь от нее в бегство».

В сборнике Бухари также говорится, что Посланник Аллаха rсказал: «Она (чума) – это то, что осталось от скверны, посланной на сынов Израилевых». Также в сборнике Ахмада передается, что: «Чума – (это) терзания джиннов (демонов)».

Среди различных заболеваний человека, известных в настоящее время, особое место занимают те, которые вызываются разнообразными микроорганизмами, проявляющими патогенность в отношении людей. Эти заболевания передаются человеку от человека или от зараженных животных, птиц, членистоногих или рыб. Возбудителями этих заболеваний чаще всего являются бактерии и вирусы. Такие болезни встречаются как в виде единичных, так и массовых заболеваний, поражающих обширные контингенты людей. При массовом распространении инфекционных болезней возникают эпидемии, охватывающие значительные контингенты людей.

Начиная с древнейших времен, на протяжении ряда столетий в различных странах мира неоднократно возникали тяжелые эпидемии таких инфекционных болезней, как чума, натуральная оспа, холера, сыпной тиф, брюшной тиф, дизентерия и др.

Главной особенностью инфекционных болезней является то, что непосредственной причиной их возникновения служит внедрение в организм человека патогенного микроорганизма. Однако одного этого фактора недостаточно, чтобы развилась инфекционная болезнь. Организм человека должен быть восприимчивым к данной инфекции, он должен отвечать на внедрение микроба особой патофизиологической и морфологической реакцией, определяющей клиническую картину болезни и все другие ее проявления.

Состояние невосприимчивости организма человека по отношению к тому или иному инфекционному заболеванию называют иммунитетом. Существует два основных типа иммунитета: естественный и искусственный. Одной из форм естественного иммунитета является врожденная, наследственная невосприимчивость человека к ряду заболеваний; эта форма невосприимчивости обозначается как видовой иммунитет. К естественному иммунитету относится также невосприимчивость, которой обладают новорожденные и дети первых 3-4 месяцев жизни, получившие еще в период внутриутробного развития через плаценту и после рождения с молоком матери защитные вещества, т.е. антитела, способные предохранять от некоторых инфекционных заболеваний, например от дифтерии. Наиболее важным для медицинской практики является так называемый активный иммунитет, приобретаемый человеком в результате перенесенного инфекционного заболевания. Это тоже один из видов естественного иммунитета. После многих перенесенных заболеваний (натуральная оспа, коклюш, корь и др.) развивается очень стойкий, нередко пожизненный иммунитет.

Невосприимчивость человека к инфекционным заболеваниям может быть и искусственной, когда она достигается путем иммунизации. Человек приобретает ту или иную степень невосприимчивости к данной инфекции вследствие произведенных ему профилактических прививок. Если здоровому человеку подкожно ввести вакцину (убитую культуру брюшнотифозных бактерий), то под действием этой вакцины организм привитого человека приобретает известную невосприимчивость к заболеванию брюшным тифом. Это - активная форма искусственного иммунитета, поскольку весь организм принимал активное участие в его выработке. В результате повторного поступления в организм малых количеств патогенных микробов или их токсинов, что вполне возможно в естественных условиях, наступает «бытовая иммунизация», благодаря которой человек, подвергающийся заражению, может не заболеть соответствующей инфекционной болезнью.

۞

{

О наставлении Пророка rсторониться больных

Заразными болезнями

В сборнике Муслима, хадисе Джабира бин ‘Абдаллы говорится, что во времена Пророка rжил один болеющий проказой. Узнав, что тот желает принять Ислам и присягнуть Пророку r, тот послал к нему со словами: «Не следует приближаться к нам, ибо мы приняли твою клятву».

Передается также в сборнике Бухари, что Пророк rсказал: «Не передается зараза (иначе как по воле Аллаха) и не является дурным предзнаменованием полет птиц, и не сулит ничего дурного месяц Сафар, и убегайте от прокаженного, как убегают ото льва».

Также в сборнике Ибн Маджи, хадисе Ибн ‘Аббаса передается, что Посланник Аллаха r сказал: «Не следует пристально смотреть на больных проказой».

Также в сборниках Бухари и Муслима говорится, что Посланник Аллаха rсказал: «Не желайте болезни здравствующему».

Проказа (лепра) – хроническое инфекционное заболевание, поражающее чаще всего кожу, слизистые оболочки и периферическую нервную систему. Возбудитель – палочка лепры. Источник заражения – больной человек. Заражение обычно наступает у восприимчивых лиц в условиях тесного длительного (семейного) контакта.

Для этого заболевания характерны разлитые синюшно-розовые инфильтрации и бугорки на лице и конечностях, выпадение бровей, образование на коже кольцевидных и фигурных бляшек синюшно-бурого цвета, а также появление розовато-желтых или гипопигментированных пятен. Также характерно поражение периферических нервов (утолщение, болезненность) с последующим развитием трофических нарушений (язвы стопы, атрофия мышц, параличи, контрактуры, рассасывание и отпадение фаланг).

Характерно отсутствие чувствительности и потоотделения на измененных участках кожи.

Больные подлежат многолетнему лечению в специальных загородных больницах (лепрозориях). В сегодняшнее время существуют специализированные санатории, используются препараты и антибиотики против лепры.

۞

{

О припадках эпилепсии

В сборниках Бухари и Муслима, хадисе ‘Ата бин Аби Раббаха передается, что к нему обратился Ибн ‘Аббас со словами: «Не показать ли мне тебе женщину достойную рая?» Я сказал: «Да». Тогда он сказал: «Вон та черная женщина пришла как-то к Пророку и обратилась: «Иногда я падаю в обморок (испытываю приступы эпилепсии) и обнажаюсь. Помолись за меня Аллаху». На что он ответил: «Если пожелаешь, станешь терпеть, тогда тебе благая весть о Рае, если желаешь, помолюсь Аллаху о твоем выздоровлении». Та сказала: «Стану терпеть, однако я обнажаюсь, помолись об этом». И он помолился за нее».

Эпилепсия - хроническое заболевание головного мозга, характеризующееся повторными судорожными припадками на фоне расстройства сознания. Возникновение заболевания, как правило, приходится на детский возраст. В происхождении эпилепсии решающую роль играют наследственная предрасположенность и токсическое воздействие ряда внешних, а также внутренних факторов (инфекции, интоксикации, родовая и послеродовая травмы). Поэтому эпилепсии разделяют на первичную (генуинную) и симптоматическую, обусловленную различными заболеваниями мозга (опухоли, инсульты, абсцессы, энцефалиты).

Наиболее выраженным признаком заболевания является эпилептический припадок в виде внезапной потери сознания, судорог, которые сопровождаются чередованием сокращения и расслабления мышц конечностей и лица, продолжительностью до 2-3 минут. В этот период часто наблюдается прикус языка, внутренней поверхности щек, выделение изо рта слюны розового цвета, непроизвольное мочеиспускание.

В современной медицине существуют различные методы лечения эпилепсии, в том числе хирургический, когда посредством хирургического вмешательства разрушается эпилептический очаг и пресекается распространение судорожного разряда на соседние области коры большого мозга. Также и симптоматические формы эпилепсии (опухоль, абсцессы, паразитарные заболевания) подлежат оперативному лечению – удалению патологических очагов.

Психотический тип эпилепсии относится к числу хронических заболеваний, характеризующихся судорожными припадками и бессудорожными расстройствами, что приводит к выраженному слабоумию и разнообразным бессудорожным пароксизмам (сумеречные помрачения сознаний, амбулаторные автоматизмы, грезоподобный бред, аура).

В происхождении такого типа эпилепсии имеют значение многие факторы, имеющие предрасполагающее и разрешающее значение: нарушение внутриутробного развития, родовая асфиксия, травмы головы, инфекция, а также недостаточно выясненные наследственно-генетические механизмы.

Для такого типа характерны достаточно специфические изменения личности. К их основным проявлениям относятся обстоятельность, замедленность («тугоподвижность») мыслительных процессов, утрированный педантизм, вязкость аффекта, злопамятность, брутальная злобность, жестокость, сочетающаяся нередко с подчеркнутой любезностью, слащавостью, подобострастием. В течении эпилепсии могут наблюдаться острые эпилептические психозы как с помрачением сознания (сумеречное помрачение сознания), так и без нарушений сознания (острый параноид, депрессия, мания), а также хронические эпилептические психозы.

Не исключено, что припадки женщины, упомянутой в хадисе, были именно такого вида. Однако существуют и заклинания для лечения одержимых и больных с душевными расстройствами, о чем пойдет речь в разделе лечения духовными средствами.

۞

Раздел первый:

И о пользе меда

В сборниках Бухари и Муслима, хадисе Абу Мутаваккеля от Абу Саида аль-Худри передается, что к Пророку rпришел человек и сказал: «Мой брат жалуется на желудок», на что тот ответил: «Напои его медом». Человек ушел, но, вернувшись, сказал: «Напоил, но это не помогло», на что Пророк r посоветовал (указал) ему то же самое. И так повторилось дважды или трижды, после чего Посланник Аллаха r заключил: «Аллах прав, а желудок твоего брата соврал».

В сборнике Ибн Маджи, хадисе от Абу Хурайры передается, что Посланник Аллаха rсказал: «Вам дано два средства исцеления – мёд и Коран».

В Священном Коране сказано:

يَخْرُجُ مِن بُطُونِهَا شَرَابٌ مُّخْتَلِفٌ أَلْوَانُهُ فِيهِ شِفَاء لِلنَّاسِ

«Из внутренностей их питье выходит, что различается по цвету. В нем исц

Наши рекомендации