Профессиональная ориентация. Врачебное профессиональное консультирование
Профессиональная ориентация - это система мероприятий, направленных на психологическую подготовку подростка к выбору профессии на основе ознакомления с его интересами, наклонностями, способностями, состоянием здоровья, особенностями физического и психического статуса, а также с учетом знаний о характере различных профессий и требованиях, предъявляемых ими к состоянию здоровья и личностным особенностям работающих.
В соответствии с приказами Минздрава РФ № 186/272 от 30.06.92 г. «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях» и № 154 от 05.05.99 г. «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста» работа по проведению профессиональной ориентации осуществляется врачами-педиатрами, обслуживающими подростков 10-17 лет, совместно с педагогами и психологам.
Медицинская профессиональная ориентация (МПО) является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, специальности, формы обучения и места работы подростками с учетом состояния здоровья индивидуума, его психофизиологических и личностных особенностей.
МПО имеет 2 направления: врачебное профессиональное консультирование и психофизиологическую профессиональную ориентацию.
Врачебное профессиональное консультирование является системой мер, направленных на обеспечение правильного выбора профессии, подростками, имеющими отклонения в состоянии здоровья, с целью защиты их организма от неблагоприятного воздействия профессионально-производственных факторов, которые могут привести к прогрессированию функциональных нарушений и хронической патологии, возникновению осложнений, длительной утрате трудоспособности, ранней инвалидизации.
Врачебное профессиональное консультирование включает 2 формы работы:
Информационное обеспечение – ознакомление подростков, их родителей и педагогов с медицинскими аспектами выбора профессии, то есть с основными профессионально-производственными факторами, которые могут привести к ухудшению состояния здоровья, особенно у лиц с хроническими болезнями и функциональными нарушениями.
Индивидуальная врачебная профессиональная консультация, в процессе которой основная задача врача состоит в определении степени риска прогрессирования отклонений в состоянии здоровья консультируемого подростка и разработке конкретных рекомендаций по выбору профессии или специ-альности, формы обучения и рациональному трудоустройству.
В соответствии с регламентирующими документами проведение врачебного профессионального консультирования возложено на школьного врача, а при его отсутствии индивидуальную врачебную профессиональную консультацию должен проводить участковый врач-педиатр.
Врачебно-профессиональная консультация является необходимым элементом медицинского обслуживания детей и подростков на протяжении всего периода школьного и профессионального обучения.
На каждом этапе педиатр решает задачи, соответствующие возрасту и уровню образования консультируемого подростка и потребностям данного этапа.
147. Гигиенические требования к размещению, планировке, оборудованию и обустройству детских учреждении.
Основным детским учреждением для детей дошкольного возраста служит детский сад, предназначенный для детей от 3 до 7 лет. В соответствии с возрастом дети объединяются в группы по 25 человек в каждой. Участок, отводимый под детский сад, должен быть сухой, озелененный, доступный солнечному облучению, удаленный от источников загрязнения атмосферы, шума. Здание должно быть удалено от соседних на расстоянии трехкратной высоты самого высокого из них. В состав помещений детского сада обязательно входят групповые комнаты, в которых дети проводят большую часть своего времени (игры, прием пищи), спальни, туалетное помещени буфетная, медицинская комната, изолятор. Окна групповых комнат ориентируют на юг или юго-восток. Основным учреждением этого рода является общеобразовательная средняя школа. Земельный участок представляет неотъемлемую част школы, так как предназначен не только для пребывания учащихся на свежем воздухе, но используется и для учебных целей. Он должен быть удален от улиц с большим движением автотранспорта, промышленных предприятии, рынков и других мест со значительным скоплением людей. Участок делится на зоны: площадь занимаемая школьным зданием, расположенным от улицы на расстоянии не менее 15-20 м; спортивная зона в глубине участка; учебно-опытная зона и хозяйственный двор. Озеленение должно быть не менее 50% территории, включая защитную зону из деревьев и кустарников по периферии участка. Ш к о л ь н о е з д а н и е принято строить отступя от соседних зданий на расстояние, равное трехкратной высоте самого высокого из них. Классы размещают на стороне здания с окнами, обращенными на юг или юго-восток, а другую сторону здания используют под коридор с туалетами. Ширина коридора не менее 2,8 м к нему не должно прилегать более шести классов. На первых этажах размещают младшие классы, на верхних-старшие. Главными учебными помещениями служат к л а с с ы и у ч е б н ы е к а б и н е т ы. Классы устраивают площадью 50 м2 с расчетом 1,2 м2 дна одного учащегося. Глубина класса составляет 6,1 м, длина-8,2 м, что обеспечивает необходимое освещение на партах, стоящих у внутренней стены, и позволят ясно видеть с последних парт написанное на доске, а также четко слышать речь учителя. Кабинеты истории, географии, литературы имеют площадь 50-66 м2. Окна в классах и кабинетах должны находиться с левой стороны по отношению к учащимся, чтобы исключалась возможность образования теней от кисти во время письма. Занятия по физике, химии и биологии проводят в лабораториях размером 66 м2, которые размещают, в биологической, в верхних этажах во избежание проникновения вредных газов в нижние помещения. Освещенность от источников электрического освещения должна равняться ~ 1 к. Достаточное освещение обеспечивает лучшее зрительное восприятие, более высохий тонус нервной системы, предупреждение развития близорукости и способствует умственной работе, необходимый санитарный режим школьного здания обеспечивается достаточной вентиляцией классов и других учебных помещений. При плохой вентиляции наблюдается ряд болезненных явлений у учащихся: головная боль, малокровие, сонливость, понижение работоспособности и т. д. Температура воздуха должна быть в пределах 18-20°С. Необходимо открывать окна в классах во время перемен. Искусственная центральная вентиляция должна обеспечивать 2-кратный обмен воздуха в час (по вытяжке). Внутренняя отделка классов и кабинетов должна позволять ,поддерживать чистоту. Стены на высоту 1,8 м красят светлой масляной краской, а верхнюю часть - клеевой. При использовании силикатных поливинилацетатных красок и других эмульсионных красителей стены окрашивают в один светлый тон на всю высоту. Паркетные полы регулярно натирают, чтобы в щелях не собиралась пыль. Необходимо обращать внимание на чистоту окон и не затенять их занавесями и горшками с цветами. Для обеспечения политехнического обучения в современны школах устраивают мастерские по обработке дерева и металла. Они рассчитаны на занятия с группой не более 20 человек имеют площадь не менее 66 м2. Мастерские располагают в одном из крыльев первого этажа, чтобы облегчить доставку материала и оградить учебныее занятия в классах от шума. В мастерской усиливают вытяжную вентиляцию, устраивают дополнительное местное освещение у станков и обеспечивают необходимые меры по технике безопасности. Важным элементом школьного здания является физкультурный зал, размещаемый на первом этаже. Он должен обеспечивать возможность проведения с детьми гимнастических упражнений со снарядами и без них, подвижных игр, спортивных и массов развлечений. Дополнением к нему служат рекреационные помещения, в которых дети активно отдыхают во время перемен. Для этого и пользуют либо отдельный зал, либо расширенную часть коридора.
148. принципы размещения, планировки детских дошкольных и школьных учреждении. Гигиенические требования к выбору земельного участка ,планировке здания и организации внутр. среды Основным детским учреждением для детей дошкольного возраста служит детский сад, предназначенный для детей от 3 до 7 лет. В соответствии с возрастом дети объединяются в группы по 25 человек в каждой. Участок, отводимый под детский сад, должен быть сухой, озелененный, доступный солнечному облучению, удаленный от источников загрязнения атмосферы, шума. Здание должно быть удалено от соседних на расстоянии трехкратной высоты самого высокого из них. В состав помещений детского сада обязательно входят групповые комнаты, в которых дети проводят большую часть своего времени (игры, прием пищи), спальни, туалетное помещени буфетная, медицинская комната, изолятор. Окна групповых комнат ориентируют на юг или юго-восток. Основным учреждением этого рода является общеобразовательная средняя школа. Земельный участок представляет неотъемлемую част школы, так как предназначен не только для пребывания учащихся на свежем воздухе, но используется и для учебных целей. Он должен быть удален от улиц с большим движением автотранспорта, промышленных предприятии, рынков и других мест со значительным скоплением людей. Участок делится на зоны: площадь занимаемая школьным зданием, расположенным от улицы на расстоянии не менее 15-20 м; спортивная зона в глубине участка; учебно-опытная зона и хозяйственный двор. Озеленение должно быть не менее 50% территории, включая защитную зону из деревьев и кустарников по периферии участка. Ш к о л ь н о е з д а н и е принято строить отступя от соседних зданий на расстояние, равное трехкратной высоте самого высокого из них. Классы размещают на стороне здания с окнами, обращенными на юг или юго-восток, а другую сторону здания используют под коридор с туалетами. Ширина коридора не менее 2,8 м к нему не должно прилегать более шести классов. На первых этажах размещают младшие классы, на верхних-старшие. Главными учебными помещениями служат к л а с с ы и у ч е б н ы е к а б и н е т ы. Классы устраивают площадью 50 м2 с расчетом 1,2 м2 дна одного учащегося. Глубина класса составляет 6,1 м, длина-8,2 м, что обеспечивает необходимое освещение на партах, стоящих у внутренней стены, и позволят ясно видеть с последних парт написанное на доске, а также четко слышать речь учителя. Кабинеты истории, географии, литературы имеют площадь 50-66 м2. Окна в классах и кабинетах должны находиться с левой стороны по отношению к учащимся, чтобы исключалась возможность образования теней от кисти во время письма. Занятия по физике, химии и биологии проводят в лабораториях размером 66 м2, которые размещают, в биологической, в верхних этажах во избежание проникновения вредных газов в нижние помещения. Освещенность от источников электрического освещения должна равняться ~ 1 к. Достаточное освещение обеспечивает лучшее зрительное восприятие, более высохий тонус нервной системы, предупреждение развития близорукости и способствует умственной работе, необходимый санитарный режим школьного здания обеспечивается достаточной вентиляцией классов и других учебных помещений. При плохой вентиляции наблюдается ряд болезненных явлений у учащихся: головная боль, малокровие, сонливость, понижение работоспособности и т. д. Температура воздуха должна быть в пределах 18-20°С. Необходимо открывать окна в классах во время перемен. Искусственная центральная вентиляция должна обеспечивать 2-кратный обмен воздуха в час (по вытяжке). Внутренняя отделка классов и кабинетов должна позволять ,поддерживать чистоту. Стены на высоту 1,8 м красят светлой масляной краской, а верхнюю часть - клеевой. При использовании силикатных поливинилацетатных красок и других эмульсионных красителей стены окрашивают в один светлый тон на всю высоту. Паркетные полы регулярно натирают, чтобы в щелях не собиралась пыль. Необходимо обращать внимание на чистоту окон и не затенять их занавесями и горшками с цветами. Для обеспечения политехнического обучения в современны школах устраивают мастерские по обработке дерева и металла. Они рассчитаны на занятия с группой не более 20 человек имеют площадь не менее 66 м2. Мастерские располагают в одном из крыльев первого этажа, чтобы облегчить доставку материала и оградить учебныее занятия в классах от шума. В мастерской усиливают вытяжную вентиляцию, устраивают дополнительное местное освещение у станков и обеспечивают необходимые меры по технике безопасности. Важным элементом школьного здания является физкультурный зал, размещаемый на первом этаже. Он должен обеспечивать возможность проведения с детьми гимнастических упражнений со снарядами и без них, подвижных игр, спортивных и массов развлечений. Дополнением к нему служат рекреационные помещения, в которых дети активно отдыхают во время перемен. Для этого и пользуют либо отдельный зал, либо расширенную часть коридора.
149. Гигиенические требования к мебели, оборудования и игрушка в детских дошкольных учреждениях.Гигиенические требования к оборудованию
Детские комнаты для грудных детей в яслях и объединенных дошкольных учреждениях оборудуют манежами прямоугольной формы, для ползунковых групп - горками-манежами, одноместными или общими столами, для старшей группы -преимущественно столами, стульями, диванами. Столы и стулья предусматриваются в каждой детской. Помимо указанной мебели, в детских ставят шкафы для игрушек, туалетный стол с полкой для белья и ящиками, в которых хранят предметы ухода за детьми.
Групповые комнаты в детских садах оборудуют столами, стульями, диванчиками, шкафами, где хранят игрушки и пособия. Для старшей дошкольной группы рекомендуются двухместные столы и стулья.
Столы и стулья для преддошкольных и дошкольных учреждений установлены 6 номеров соответственно для 6 ростовых групп детей. Стол и стул подбирают детям на основании измерения их роста. Медицинский персонал, воспитатели обращают особое внимание на посадку ребенка, приучают его сидеть прямо, не ложиться грудью на край стола, не горбиться, не наклонять низко голову. Особенно это важно в детских садах во время занятий; лепки, рисования, рассматривания картинок.
Помимо фабричной маркировки мебели - указания номера и группы роста детей, для которых она предназначается, детское учреждение производит дополнительную маркировку. Эта маркировка заключается в том, что на стулья и столы соответственного номера наклеивают одинаковый рисунок. По этому рисунку каждый ребенок находит требуемый по его росту стул и стол.
Мебель для дошкольников - крышки столов, сиденья и спинки стульев, а также качалок - изготовляют из материалов с малой теплопроводностью. В качестве материалов используют дерево разных пород, фанеру, обработанную особым образом и поддающуюся штамповке, древесно-опилочные плиты, покрытые пластиком, и другие материалы.
Мебель (столы и стулья) должна быть легкой и в то же время устойчивой. Углы и грани округляют, винты и шурупы заделывают заподлицо. Все поверхности зачищают, чтобы не было отколов и отщепов. При изготовлении мебели из твердых пород древесины отделку поверхностей производят с сохранением текстуры и покрывают водостойкими эмульсиями и лаками. Водостойкими эмульсиями и лаками покрывают мебель, штампованную из фанеры. Мебель, сделанную из мягких пород дерева, окрашивают красками светлых тонов различных оттенков. Крышки столов, сиденья и спинки стульев окрашивают светло-зеленой, светло-голубой и другими красками, а основания - светло-желтой краской или краской цвета слоновой кости. Отдельные изделия, предназначенные для игр и отдыха детей, могут бить выполнены в более легких и ярких цветах (красный, оранжевый и др.).
Шкафы для хранения игрушек, строительного материала и пособий по своим размерам также должны соответствовать росту детей. Шкафы для игрушек имеют высоту 135 см для младшей группы, 145 см для средней и старшей групп при ширине 100 см и глубине полок в 40 см. Размеры шкафа для хранения строительного материала несколько иные: высота 110 см, ширина 175 см, глубина 35 см.
Острые края и углы у всех предметов оборудования закругляют, поверхность делают гладкой. Всю мебель окрашивают в светлые неяркие цвета.
150. Гигиенические требования к школьной мебели, учебникам и детским книгам
Правильно устроенная парта должна соответствовать размерам тела учащегося, его возрасту и обеспечивать правильную посадку. В противном случае она может быть одной из причин ухудшения зрения, когда детям приходится держать при чтении и письме то слишком высоко, то слишком низко, способствовать искривлению позвоночника, вызывать излишнее напряжение, более быструю утомляемость, стеснять внутренние органы и мешать нормальному развитию системы. Главными параметрами парты, обеспечивающими правильную, менее утомительную позу учащихся, являются дистанция дифференция. Д и с т а н ц и я- расстояние (по горизонтали) между задним краем стола парты (ближнем к учащемуся) и передним краем скамьи для сидения. Оно должно быть отрицательным, т. е. край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см. Д и ф ф е р е н ц и я- расстояние (по вертикали) от заднего края парты до сидения, в норме равное расстоянию от локтя до скамьи при опущенной и согнутой в локте руке. Принято считат что в среднем дифференция должна составлять 1/2 части роста. При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед и сгибать корпус, что приводит к искривлению позвоночника (кифоз). Школьник лишен возможности использовать спинку парты как дополнительную опору, отчего он быстрее утомляется. При большой дифференции (высокий стол или низко сидение), чтобы положить руки на стол, ученик вынужден поднимать правое плечо, что неизбежно вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз) ; расстояние от глаз до тетради может в этом случае оказаться заниженным (норма 36-40 см). При малой дифференции (низкий стол и высокое сиденье позвоночник, чтобы расположить предплечье на столе, должен сильно наклоняться, что способствует появлению сутулости или искривлению позвоночника назад (кифоз), особенно если одновременно и сгибается положительная дистанция. Кроме этих двух основных параметров парт, имеет значение других размеров, в той или иной мере влияющих на правильность посадки и удобство работы. Правильной посадкой будет та, при которой происходит разгрузка статического напряжения мышц :при сидении за партой, учащиеся имеют возможность свободно опираться стопой о пол или подставку прямо согнутых под прямым углом коленях, а также опираться о спинку парты нижнегрудной и поясничной частью позвоночника, сохраняя при этом горизонтальное положение плечевого пояса (И. И. Корсунская). Правильно устроенная парта не всегда гарантирует правильность посадки учащихся; необходимо научить детей, как следует сидеть за партой, и постоянно наблюдать за посадкой во время занятий. В настоящее время, согласно ГОСТу, на школьную мебель для учащихся 1-4-х классов общеобразовательных школ изготовляют одноместные и двухместные парты с учетом возраста учащихся, с постоянными размерами или универсальные с изменяющимися высотой стола, сиденья и наклона крышки. В учебных кабинетах для школьников средних и старших классов используют одно- или двухместные ученические столы с постоянными или регулируемыми параметрами и стулья. Они делятся на пять групп в соответствии с ростом учащихся: первый номер соответствует росту до 130 см, а каждый последующий номер соответствует увеличению роста на 15 см. Поверхность ученических столов покрывают прозрачными лаками, эмалями или другими светлыми материалами, легко доступными для мойки и дезинфекции. Парты, столы и стулья имеют отличительную групповую (цифровую) и цветную маркировку. Классные доски изготовляют из линолеума, резина или пластмасс коричневого или темно-зеленого цвета -с упругой, гладко матовой поверхностью. Нижний край досок должен находиться несколько выше уровня парт (85-95 см от пола). Для обеспечения лучшей видимости над досками устраивают добавочное местное освещение. Писать на доске следует буквами высотой около 4 см, чтобы они были видны с последних парт. Стирать с доски надо влажной тряпкой; у нижнего края доски устраивают желоб для задержки падающих кусочков мела при письме на ней.
У ч е 6 н ы е п о с о б и я. Для обеспечения нормальных условий для зрительной работы учащихся необходимо, кроме правильно устроенной парты, хорошее освещение и определенное расстояние между глазами и книгой или тетрадью, соблюдение гигиенических требований, предъявляемых к школьным учебникам и детским книгам. Важнейшее значение имеет достаточно крупный, отчетливый шрифт, его контрастность, толщина штрихов и т. д. Для ясного видения необходимо, чтобы на светочувствительном слое сетчатой оболочки глаза - на желтом пятне его-получалось отчетливое изображение рассматриваемого предмета (букв) не менее определенной величины. При очень мелком в недостаточно контрастном шрифте, недостаточном освещении, не соответствующих по размерам партах, учащиеся вынуждены низко наклоняться над книгой, чем достигается увеличение угла, под которым входят в глаз лучи от рассматриваемого предмета, а следовательно, увеличивается размер его изображения на сетчатке. Для того чтобы изображение получилось на сетчатке, а не позади нее, напрягается аккомодационная мышца глаза. При рассматривании находящихся на близком расстоянии предметов в глаза попадают расходящиеся лучи, которые за счет одной рефракции, без участия аккомодации, не могут соединиться на сетчатке; благодаря расслаблению цинковой связки хрусталик в силу своей упругости становится более выпуклым и расходящиеся лучи преломляются сильнее и дают фокус на сетчатке. Постоянное и чрезмерное напряжение аппарата аккомодации приводит к длительному спазму аккомодации, при котором глаза в течение продолжительного времени остаются в положении, приспособленном к рассматриванию предметов вблизи.В результате этого получается сначала функциональная близорукость, которая может перейти в истинную. Кроме того, в том же направлении действует одновременное сильное сведение глаз к средней линии (конвергенция), наблюдающаяся при рассматривании предметов в зблизи. Давно доказано, что отсутствие нормальных гигиенических условий для зрительной работы учащихся может способствовать развитию близорукости, особенно у детей, предрасположенных к этому. В настоящее время роль школы в этом отношении резко снизилась благодаря значительному улучшению санитарных условий в учебных помещениях и причины близорукости следует искать в домашней жизни. Не всегда уделяется должное внимание условиям приготовления уроков и чтения художественной литературы дома. Вредно чтение лежа, поскольку при этом нарушается нормальное расстояние от книги до глаз и повышается внутриглазное давление. Нередко слишком много времени уделяется просмотру телевизионных передач. Кроме перечисленных требований к школьным учебникам, необходимо, чтобы они были небольшого формата, имели твердый переплет, обеспечивающий прочность и большую безопасность в эпидемиологическом отношении. Бумагу следует использовать белую и достаточно прочную с гладкой поверхностью, без глянца, так как он способен оказывать слепящее действие; через бумагу не должны прасвечивать шрифт и рисунки обратной стороны. Заслуживают также внимания школьно-письменные принадлежнсти. Ручки для письма по длине, диаметру и массе должны отвечать возрастным особенностям костно-мышечной системы учащихся. Особенно это касается школьников младших классов, поскольку у них костно-мышечный аппарат кисти полностью еще не формирован. Слишком толстая ручка затрудняет движения, тонкая требует более сильного нажима и ведет к утомлению кисти. Определенное значение имеет способ ношения учебных пособий. В младших и средних классах следует пользоваться ранцами, при применении портфелей следить, чтобы школьники не носили их постоянно в какой-либо одной руке, так как это может способствовать развитию сколиоза.
151. Роль Личной гигиены в предупреждении нарушении состояния здоровья.
ЛГ:действуем по правилам
Личная гигиена включает с себя набор правил, способствующих укреплению и сохранению нашего здоровья. И в первую очередь, следует соблюдать чистоту тела. За неделю через кожу человека выделяется 200 г сала и 3-7 л пота. Все это нужно регулярно смывать, иначе нарушатся защитные свойства кожи и она превратится в рассадник микробов и грибков-паразитов.
Исследования показали, что количество нанесенных на чистую кожу бактериальных культур уменьшается на 85% через 10 мин. Вывод прост: чистая кожа имеет бактерицидные свойства, грязная - во многом их утрачивает. Открытые участки тела в большей степени подвержены загрязнению. Особенно много вредных микроорганизмов находится под ногтями, поэтому уход за ними очень важен. Почаще остригайте их и держите в чистоте.
Основные гигиенические средства для ухода за кожей - вода и мыло. Лучше, если вода будет мягкая, а мыло - туалетное. Не забывайте учитывать особенности вашей кожи. Она может быть нормальной, сухой или жирной. Настоятельно рекомендуется принимать душ после работы и перед сном. Температура воды при этом должна быть чуть выше нормальной температуры тела - 37-38 градусов.
Личная гигиена включает в себя мытье в ванне или бане с применением мочалки нужно не реже раза в неделю. После мытья непременно смените нательное белье.
Ноги необходимо ежедневно мыть прохладной водой и мылом. Холодная вода уменьшает потовыделение.
Волосы желательно мыть в мягкой воде. Для ее смягчения добавьте 1 чайную ложку пищевой соды на 5 л воды. Сухие и нормальные волосы следует мыть раз в 10 дней, а жирные - раз в неделю. Подходящая температура воды - 50-55 градусов. Не лишним будет ополаскивать волосы крепким настоем ромашки.
Содержание зубов в чистоте способствует их сохранению. Поэтому зубы желательно чистить дважды в день - утром и перед сном, а после еды полоскать рот. Дважды в год неплохо посетить стоматолога для своевременного обнаружения кариеса.
Немаловажный аспект личной гигиены - чистое нательное белье и одежда. Носки и чулки следует ежедневно менять. Жилые и производственные помещения нужно содержать в чистоте. У каждого должно быть свое полотенце и своя постель. Перед сном дневное нательное белье рекомендуется менять на пижаму или ночную сорочку.
Если в семье кто-нибудь заболел, то соблюдение этих правил становится особенно актуальным.
Не пейте сырую воду и не ешьте не промытые кипятком фрукты и овощи. Приготовленные блюда храните в холодильнике не более двух суток. Домашних животных старайтесь не допускать на кровать, диван, кресло, в кухню, не обнимайте и не целуйте их, а после контакта с ними обязательно вымойте руки с мылом.
Соблюдение правил личной гигиены приобретает особое значение в пожилом возрасте. Рациональное питание, общегигиенические мероприятия, активный отдых и занятия физкультурой повышают устойчивость организма к заболеваниям.
Гигиена кожи и полости рта
Кожа выполняет разнообразные функции: от защитной до выделительной. Поэтому уход за ней должен быть самый тщательный. Загрязненная кожа является хорошей средой для питания и размножения бактерий. Поэтому ссадины, потертости и лопнувшие водяные мозоли могут привести к воспалению. Чистота кожи помогает сохранять ее бактерицидные свойства, упругость и эластичность. Ежедневный душ после занятий и регулярное мытье должны стать для артистов балета обязательными в любых обстоятельствах и условиях. Благотворное влияние на свойства кожи и общее самочувствие оказывает мытье в бане. Полезно, в меру, пользоваться парением для регулирования веса тела, так как при этом удаляются излишки воды из организма.
Грязь под ногтями содержит яйца гельминтоз и болезнетворные бактерии. Поэтому уход за ногтями должен быть тщательным. На руках ногти следует обрезать округло, а на ногах — прямо, во избежание их врастания.
Здоровые зубы имеют большое физиологическое, гигиеническое и эстетическое значение и играют вахжную роль в нормальной деятельности человеческого организма. Хорошо сформированные и правильно расположенные в зубном ряду они придают лицу красивое очертание. При потере передних зубов западают губы, а при отсутствии коренных – щеки. Для поддержания нормального состояния зубов и полости рта исобходимы профилактические мероприятия, направленные прежде всего на предупреждение главных, наиболее распространенных заболеваний - кариеса зубов и пародонтоза. Наряду с этим следует учитывать, что стоматологические заболеваниия могут служить патогенетическим фактором я развития других болезней. Кариозные зубы, а также околозубные ткани, пораженные пародонтозом, представлягот очаги хронической интоксикации организма. Гной и миккробы, проникая через сеть кровеносных сосудов в организм, могут быть одной из причин развития заболевания сердца, суставов, органов пищеварения, почек и других внутренних органов. Для профилактики заболеваний зубов и полости рта в нашей стране проводятся широкие общедоступные мероприятия,предусматриватощие плановую санацию полости рта начиная с детского возраста. Осуществляют различные методы общей и местной профилактики кариеса зубов и пародонтоза, применяется фторирование и дефторирование питьевой воды (в зависимости от содержания фтора в источниках водоснабжения), используются специальные противокариозные диеты и т. д. Наряду с этим уделяется большое внимание гигиене зубов и полости рта, в основу которой положен правильный, систематический уход за полостью рта. Хорошо известно, что развитию кариеса зубов способствуют частицы пищи, застрявшие между зубами, по краям десен и разлагающиеся под влиянием микробов, находящихся в полости рта, с образованием органических кислот, приводящих к нарушению целости эмали. Бесьма часто на зубах откладываются твердые наслоения, называемые зубным камнем, который приводит к воспалению десен, обнажению корней и расшатыванию зубов. В запущенной полости рта увеличено количество микрофлоры. Нарушения в полости рта могут появляться в результате влияния некоторых внешних факторов на производстве и в быту. Экспериментальные и клинические исследования показали, что у детей и подростков, которые регулярно чистят зубы, раапространенность и интенсивность кариеса зубов почти в два раза меньше, чем у школьников, не ухаживанощих за полостью рта или делающих это нерегулярно. Такое же благоприятное влияние оказывает чистка зубов у взрослых в предупреждении заболеваний пародонта. Установлено, что при регулярногн чистке зубов обильные зубные отложения, являющиеся предрасполагающим фактором для развития кариеса зубов и заболеваний пародонта, встречаются значительно реже, чем при отсутствии или плохом уходе за зубами. В последних случаях частота распространения зубного налета бывает в 2-4 раза больше.
. В настоящее время значительно расширилось использование некоторых средств ухода за зубами не только с профилактической, но и с лечебной целью, для активизации процессов минерализании эмали зубов, повышения ее резистентности, закрепления результатов лечения и т, д. Доказано, что и обычный систематический уход за полостью рта имеет большое гигиеническое значение, снижая заболеваемость кариесом зубов и пародонтозом.
153. Гигиенические требования к одежде различного значения и тканям для нее. Св-ва тканей натуральных, синтетических и искусственных хим-их волокон. Гигиенические требования к головным уборам и обуви Одежда и обувь служат для защиты организма человека от вредных влияний окружающей среды-холода, жары, механическик воздействий и внешних загрязнений. Для этого издавна использовали различные материалы животного и растительного происхождения: кожу, меха, шерсть, шелк, хлопок, лен и др. С конца же прошлого века для изготовления одежды стали применять ткани из искусственных волокон (вискозу и др.). В настоящее время получили широкое распространение синтетические материалы (капрон, нейлон, лавсан и др.), которые производят из химических волокон, получаемых из отходов природных продуктов - каменного угля, нефти и газа.
Требования, предъявляемые к одежде
Одежда должна быть легкой, удобного покроя и не слишком теплой, хорошо пропускать воздух и впитывать влагу, не стеснять движений и не раздражать кожу. Воздухопроницаемые ткани не препятствуют выделительной функции кожи, гигроскопичные — хорошо впитывают влагу, выделяемую телом. За день белье и одежда становятся влажными, на них оседает пыль. Поэтому дома обязательно следует переодеваться, а на ночь надевать ночное белье. Рабочую одежду и дневное белье надо проветривать. Одеждой для специальных занятий не надо пользоваться для других целей. Любую одежду нужно часто стирать и чистить, следить за опрятностью. Пользоваться чужим бельем пи в коем случае не следует.
Требования, предъявляемые к обуви
Обувь для повседневной носки нужно выбирать, исходя из особенностей строения стопы. Слишком узкая обувь затрудняет кровообращение и зимой в ней холодно. Слишком широкая обувь натирает ноги, затрудняет передвижение. Детям и подросткам особенно важно следить за тем, чтобы обувь поддерживала свод стопы. Поэтому нельзя в качестве домашней пользоваться спортивной обувью — «чешками»: они провоцируют плоскостопие.
Теплые ботинки, сапожки, резиновые сапоги предназначены только для улицы. В помещении носить их нельзя, так как в такой обуви ноги перегреваются. Это может привести к ослаблению голеностопных суставов. Специальная обувь для артиста балета должна подбираться по ноге. За ней нужно тщательно ухаживать, не допуская загрязнения. Не следует пользоваться туфлями другого человека во избежание грибкового заболевания кожи ног. Время от времени полезно дезинфицировать туфли, протирая их 40% раствором формалина.
Немаловажным является для девушек вопрос об обуви на высоких каблуках. В такой обуви труднее держать равновесие, и не только мышцы ног, но и другие мышцы тела выполняют большую работу, что вызывает ненужное утомление. Кроме того, при этом изменяется правильное положение тела и позвоночника, смещаются внутренние органы. Неблагоприятно сказывается это и на стопе. Поэтому балеринам постоянное ношение обуви на высоких каблуках противопоказано. Ежедневная обувь должна быть на среднем каблуке высотой 3-5 см.