Эдипальная проблема в истрионическом характере
Большинство появляющихся в литературе историй истрио-нических женщин связаны с жесткой, холодной, отвергающей матерью и эмоционально-незрелым соблазнителем отцом (сравни приложение С, представляющее результаты обзора такого рода случаев). Вот совершенно архетипический случай (Herowitz, 1989, s. 202-204):
Мать г-жи Смит была очень принципиальной морализа-торшей. Ее семья считала ее особой, лишенной радости и часто впадающей в депрессию. Будучи глубоко верующей католичкой, она служила своему обществу в борьбе с порнографией и всю жизнь старалась поступать согласно общепринятым правилам. [...] Отец же был человеком необычным [...], одним из самых ярких проявлений его эксцентричности был нудизм. Он упрямо практиковал нудизм в доме, также во время завтрака, который он съедал голышом. Поскольку он взял на себя обязанность утром будить своих дочек, то имел обыкновение лежать раздетым на их кроватях, на постели до тех пор, пока они не встали. Пациентку, находящуюся в то время в раннем возрасте созревания, так сильно беспокоило и повергало в стресс это поведение, что она умоляла мать прекратить это. Однако та реагировала плачем и клялась в своей полной беспомощности [...] Насколько официально отец карал свою старшую дочь за ее сексуальное поведение, настолько скрыто он был им заинтересован и требовал подробностей. Позже, когда она была уже в колледже, он хотел ее навещать, чтобы флиртовать с ее подругами.
Paul Chodoff (1978) представляет другой типичный случай истрионической личности.
О. была продуктом своего окружения, в котором по обе стороны семьи главным было богатство и социальное положение. После развода родителей, в возрасте пяти лет, она осталась с матерью, которую считала особой холодной, сохраняющей дистанцию и лишенной сердечности. Ее солидный, «совершенный» отец стал предметом ее мечтаний и фантазий, а каникулы, проводимые с ним — самым важным моментом жизни. Во время этих визитов случалось, что она просыпалась среди ночи и видела отца, который, склонившись над ее кроватью, гладил ее спину под ночной рубашкой. Два раза в жизни она пыталась бороться за свою автономию — в первый раз в возрасте 19 лет, когда была еще студенткой колледжа, и во второй, когда хотела заняться собой и ребенком после распада первого брака. Первая попытка закончилась предложением отца вернуться и, живя с ним, закончить школу, вторая — тогдашним мужем, который обещал, что гарантирует ей полную заботу.
Очень часто в таких случаях изоляция со стороны матери и особые, сексуально отягощенные отношения с отцом переносятся дальше на взрослую жизнь, вызывая сохраняющуюся зависимость дочери от отца, несоответствующее сексуальное посвящение или сексуально окрашенные интеракции. Такие отцы способны делиться с дочерью своей интимной жизнью, рассказывают непристойные шутки или в рамках их специальных отношений сохраняют романтические символы, которые больше подходят любовникам, чем связи отец - дочь. Подобно семьям, в которых сексуальное использование детей заходит значительно дальше, семьи истрионических людей характеризует значительное вытеснение и рационализация. Конечно, ребенок моделирует те стратегии, которые предохраняют каждого члена семьи от конфронтации с неприятной действительностью, в которой они все вместе живут. Ребенок, вовлеченный в самую пучину драмы инцеста, часто вынужден искать новые способы дистанцирования от своих угнетающих эмоций и мыслей. Может дойти до формирования того, что Shapiro (1965, s. 113) определил названием «импрессионистский стиль познания истрионической личности», в котором выступает «неспособность к постоянной или интенсивной интеллектуальной концентрации», «как следствие этого — рассеянность и сосредоточение на общем впечатлении», а также «игнорирующий факты мир, в котором живет истрионическая особа». Глобально направленной познавательной ориентации сопутствует, в качестве эмоциональной защиты, эмоциональная гиперактивность — часто используемая для вынуждения окружения к опеке, вызывая таким образом продление состояния зависимости.
Истрионические особы периодически воспринимают себя в детских категориях и вступают в отношения, в которых играю роль «любимой куколки большого папочки». Истрионические женщины часто тяготеют к старшим мужчинам, которые способны о них позаботиться, воспроизводя таким образом отношения отец - дочь, в которых заботливость обменивается на определенный род сексуальных наград. Такого типа истерическая конверсия впервые была идентифицирована Брейером и Фрейдом в связи с ее характерными конверсионными реакциями, которые связывали с «очарованием неразличения», являющимся примером познавательного стиля и обоснованием скрытого защитного характера симптома. Также могут иметь место эпизоды диссоциации, когда стресс слишком велик, чтобы справиться с ним с помощью более развитых защитных механизмов.
Реакции истрионических личностей, также как и мышление, зачастую поверхностны и носят оттенок искусственности, ввиду чего человек воспринимается, как играющий роль Существует также сильная неосознаваемая враждебность по отношению к противоположному полу, который внешне однако чрезмерно восхваляется. Отношения эти принимают также вид повторяющейся игры, в которой сексуальное соблазнение один раз встречает подчинение доминирующей силе, другой раз — злость, травмы и силовое сопротивление. Другим распространенным симптомом в отношениях является расщепление между теми людьми, которые стимулируют сексуальное возбуждение, и теми, которые вызывают более глубокие чувства. Такое расщепление, в котором сексуальные и эмоциональные потребности могут быть удовлетворены только во взаимной изоляции, охраняет личность от настоящей болезненной ситуации, в которой она была травмирована.
Успех лечения истрионической личности требует по-настоящему человеческих связей, в которых все эмоциональные, бихевиоральные и познавательные маневры, используемые с целью избегания запрещенных мыслей и чувств, а также возбуждающих страх интимности, могут быть постепенно нейтрализованы. Истрионическая особа должна присвоить себе сексуальность и сопернические импульсы, свою историю бытия используемой и лишаемой любви и, наконец, свою враждебность, которая является следствием этого использования и депривации. Она должна вновь научиться тому, как открыть свое сердце, как быть настоящей и впечатлительной, а также как созреть сексуально в отношениях с другими людьми. Это также должно связываться с отказом от элементов истрионического фальшивого self и от инвестирования в специфичный для нее род перфекционизма, требоваться же будет перенесение этой энергии в новое провозглашение права на глубокие чувства и сексуальную любовь. Наконец, женщина с истрио-ническим характером должна созреть в своих отношениях с другими женщинами, так чтобы соперничество не становилось ни ее доминирующим переживанием, ни вытеснялось, но стало обыкновенным развитым человеческим стремлением.
Так же, как и любой другой тип структуры, истрионическая личность создает ситуации «испытания», которые провоцируют терапевта на то, чтобы стать фигурой, участвующей в ее «замкнутой системе внутренней реальности». Если этот прием удастся, терапевт окажется соблазненным, будь то сексуально или же через принятие неподходящей или нетерапевтической роли опекуна или авторитета, что в конечном счете будет поддерживать прежнюю форму адаптации. Истрионический характер эдипальной этиологии обобщен в таблице 9.
ТАБЛИЦА 9 ЭДИПАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР
Общая этиология:Опекуны используют или реагируют негативно на естественную детскую сексуальность и сопернические стремления. Такой двуполюсной ответ часто появляется параллельно, когда один из родителей соблазняет и использует, а другой — угрожающий, холодный или же непосредственно наказывает. Случается, что амбивалентное отношение к сексуальности и/или соперничеству представляет один и тот же родитель. Такой процесс обусловливания приводит к возникновению многих эмоциональных стратегий, бихевиоральных и познавательных, целью которых является подавление инстинктивных реакций или сохранение их вне сознания. Подавление и вытеснение этих влечений обусловливает в свою очередь невозможность их удовлетворения и отсутствие оптимальной фрустрации, ввиду чего они не могут созреть и оказаться надлежащим образом встроенными во взрослую личность. Хоть существует нескончаемая комбинация этой традиционной системы проблемных факторов, можно выделить две главные категории: 1) группа симптомов и личностная система, являющаяся принципиально следствием использования сексуальности и склонности к соперничеству (напр. истрионический и фаллически-нарциссический характеры) и 2) группа симптомов и личностная система, являющаяся в относительно большей степени следствием сдерживания и наказания такого поведения (напр. навязчиво-компульсивный характер). Поэтому они будут представлены отдельно. Ниже я привожу обобщение истрионической структуры; навязчиво-компульсивная структура показана в таблице 10.
ИСТРИОНИЧЕСКИЙ СЛУЧАЙ
Этиология:Хотя бы один из родителей использует естественную сексуальность ребенка и пользуется им в качестве сексуального объекта. Второй родитель зачастую холоден, отчужден или непосредственно наказывает, в особенности за проявления сексуальности и/или соперничества, или же воспринимается, как таковой независимо от вины ребенка или связанных с этим проекций.
Симптоматика:Чрезмерная эмоциональная возбудимость, эксгибиционистское и драматизирующее поведение, сексуализация отношений с одновременным отрицанием сексуальности, неустойчивые эмоциональные переживания, глобальные и нечеткие мыслительные процессы, чрезмерное внимание к противоположному полу, конверсионные реакции, эпизоды диссоциации, значительная подверженность к реагированию acting-out, рассеянность и сложности с концентрацией внимания, сексуальные нарушения, такие как трудности с возникновением возбуждения, предоргазмический синдром, запоздалая или преждевременная эякуляция, не приносящий удовлетворения (поверхностный) оргазм и т.п.
Когнитивный стиль:Обобщающие, непродолжительные, нечеткие и эмоционально зависимые мыслительные процессы, служащие удерживанию «опасных» чувств и мыслей вне сознания В мышлении, как правило, доминируют образы и общие выражения, что приводит к принятию поспешных и неконкретных суждений по поводу событий, идей и чувств, а также к недостатку фактических деталей и различий, основанных на реальности.
Сценарные решения и патогенные убеждения:«Секс — это плохо. Соперничество и состязательность — это плохо. Моя ценность зависит от сексуальности и привлекательности. Все поощрение происходит от противоположного пола. Я не могу любить, быть сексуальным и соперничать. Я должен быть более привлекателен. Если я буду по-настоящему любить, то 1) меня используют либо отвергнут 2) я причиню боль моим родителям 3) меня будут стыдить».
Формы защиты:Отрицание, репрессия, acting-out, конверсия, диссоциация, перекладывание ответственности на внешние факторы, импрессионистское и обобщенное мышление.
Репрезентация self:Нечеткая и неустойчивая, с концепцией self, опирающейся в большей степени на поверхностных факторах, социальном одобрении и непосредственных переживаниях, а не на реальных умениях и более стабильных основах.
Репрезентации объекта и отношения с объектом:Отношения часто сексуализированны, импульсивны, характеризуются искусственностью поведения, человек «играет роль». Представителям противоположного пола сознательно приписывается чрезвычайное значение, однако неосознанно они становятся объектами значительной враждебности, которая регулярно выражается, как только этому найдется какое-нибудь стереотипное обоснование. Типично также неосознаваемое соперничество с особами своего пола. В отношениях часто имеет место нечто вроде повторяющейся игры, в которой появляются роли жертвующих собой и заботливых родителей и беспомощных детей.
Эмоциональная характеристика:Нестабильные, иллюзорные чувства, которые излишне драматизируются. Высокий уровень сексуальной возбудимости при одновременном отсутствии глубоких и зрелых сексуальных чувств. Личность легко может оказаться задавленной эмоциональными состояниями, в которых мысли заблокированы либо в значительной степени контролируются поверхностными и эмоциональными переживаниями. Проявляется тенденция к реакциям типа acting-out в ответ на чувства. Враждебные и сопернические чувства неосознанны, но находят свое выражение в повторяющихся, носящих характер игры, реакциях.