Первый приход ребенка в больницу
Неожиданная смена обстановки и окружения, страх неизвестности, незнакомые лица, болезненные процедуры - все это формирует в душе маленького пациента чувство опасности и незащищенности. Замкнутость, тревожность, печальные глаза, агрессивность - результат первых дней пребывания в больнице. Значит, именно в этот момент ребенок должен получить помощь и поддержку психологического характера.
И вот он встречает "врача", который не делает больно, "лечит" не страшно, рассказывает о том новом месте, куда попал ребенок. Врач, который приносит с собой праздник.
Нами отработаны репризы знакомства и первой встречи, которые исполнялись практически со всеми детьми.
Сначала расскажу о некоторых общих приемах работы.
Артист-кукловод предварительно спрашивает у родителей о возможности посещения ребенка. В окно палаты, выходящее в коридор, Лука Лукич мимикой и жестами приветствует ребенка, давая понять, что сейчас войдет в дверь. Дверь открывается.
[Разрешение родителей на посещение ребенка обязательно. И хотя редко кто отказывается от общения с клоуном – за годы работы имели место не более пяти случаев, но мы настоятельно рекомендуем предварительно оповестить родителей о своем посещении, тем более что доктору-кукле в работе необходимо действенное сотрудничество мамы.
В общем же отметим, что взаимоотношения родителей болеющего ребенка с посторонними людьми, даже искренне пытающимися помочь, очень непросты. Это отдельная трудная проблема.]
"Здравствуйте, здравствуйте! Позвольте представиться: Ваш новый доктор, самый главный и самый добрый! Позвольте присесть?"
Обычно кукловод садиться у постели ребенка. Чаще всего садится у изголовья таким образом, чтобы, с одной стороны, ребенку было удобно наблюдать за манипуляциями куклы и участвовать в игре, а, с другой, чтобы у кукловода оставалось пространство для свободных движений. Удобно держать куклу на коленях, при этом не следует прятаться за нее: ребенок принимает условия игры, как естественные, и ему при разговоре с куклой не мешает "присутствие кукловода".
"Меня зовут Лука Лукич!"
Кукла протягивает руку. Взгляд ее должен быть точно направлен на малыша, в этом главная сложность и мастерство кукловода… Надо знать, что не каждый ребенок отвечает сразу и подает ладошку… Однако, пусть знакомство состоялось.
"Я буду встречаться с тобой, пока ты здесь будешь жить. А теперь я открою свой чемоданчик, и проведем медицинский осмотр".
Лука Лукич занимается чемоданчиком – главным элементом своего реквизита. Открывает замочки, перебирает предметы, докторский инструмент. Вот он что-то выбрал – берет предмет, смотрит на ребенка, показывает предмет ребенку. Каждый жест руки опережается взглядом: глаза на предмет, на ребенка, на предмет, берет предмет, показывает ребенку. Движения неторопливые и четкие.
[Техника вождения открыто управляемой куклы проста и сложна одновременно.
Актер держит куклу перед собой, манипулируя ее руками, ногами, головой, мимикой. Особенность открыто управляемых кукол в их удивительно человеческой пластике движений. Мы знаем, что при бесконечном разнообразии конструкций, движения кукол, как правило, схематичны или карикатурны – что поделать, такова природа куклы! Замечательный художник Габриадзе даже сказал, что походка марионетки – чертеж походки человека.
Но большая открыто управляемая кукла может превратиться в человека достоверно. И главный секрет здесь во взгляде, в точности взгляда.
Кукловод должен уметь манипулировать куклой так, чтобы она глядела в глаза собеседнику – в этом случае магия куклы огромна!
Самое трудное для артиста добиться согласованности жеста куклы и ее взгляда. Известный прием клоунады: сопровождение взглядом каждого значимого жеста – при вождении куклы становится основным приемом игры. Например, клоуну нужно взять и передать карандаш. Клоун выполняет это действие по стадиям в несколько приемов, пунктирно: поднял голову – пауза – увидел карандаш – пауза – взял карандаш – пауза – посмотрел на ожидающего – пауза – передал карандаш – конец репризы.
Напишу подробнее для тех, кто полагает приложить к этому делу силы.
Вы замечали, как ребенок, увлекшись каким-то делом, вдруг останавливает взгляд на ином предмете и мгновенно забывает о прежних занятиях? Таково свойство "примитивного", то есть первичного, наивного сознания. Ребенок воспринимает мир таким, каким его видит, полагаясь на свой чувственный опыт. В этом смысле ребенок чистый эмпирик, и каждое свойство, каждое отношение свойств проверяет экспериментом, "на зубок".
Клоун – маска, персонифицированное наивное сознание, каждое свойство вещи, каждую вещь он будто видит в первый раз. Поэтому возможны несоответствия, вроде "деревянного градусника", возможна Игра – изучение свойств предмета вне его функции. Ну, например, Лариса Соколова выстукивает деревянным градусником ритмы, или измеряет им ширину улыбки. Клоун, как и ребенок, изучает конструкцию и свойства объектов, а не только их "функцию", то есть назначение, и уж тем более не принимает их на веру.
Артист-клоун должен, прежде всего, найти в себе самом это качество наивного зрения – видеть впервые то, что признано обыденностью, качество, которое как признак сохранилось даже в самом зрелом, самом прагматическом сознании. Его нужно лишь освободить для игры, что, правда, требует усилий. А, во вторых, он должен уметь рассказать о своем отношении к предмету пластикой и жестом.
Фундамент пластического изображения – ритм. Когда мы хотим, чтобы нас поняли, мы говорим членораздельно: жест – пауза – жест. Сопровождающий, точнее сказать, чуть опережающий взгляд, приковывает внимание зрителей к жесту.
Клоун намеревается взять карандаш, но мы, зрители, этого еще не знаем. Клоун поворачивается и замирает. Мы напряженно следим за его взглядом, неужели карандаш? Да, карандаш!… Вот он протягивает руку, взял – пауза. Клоун секунду рассматривает карандаш, и мы опять замираем: действительно карандаш! Клоун переводит взгляд на того, кому карандаш предназначается, и тут-то происходит чудо – тот, кому вручают эту простую вещицу понимает, что приобрел великую драгоценность!
Вообще-то, карандаш нужен был для рисования, и вся реприза уложилась в несколько секунд…
Теперь заметим, что с куклой, все как с клоуном. Только работа кукловода требует большей точности движений. "Рыскание", неуверенные движения куклы сбивают зрителя с толку. Кроме того, артист должен всегда быть как бы в тени куклы, поскольку не он, а кукла работает клоуном, именно ее действия должны приковывать внимание. И наиболее важен здесь взгляд куклы, нужно, чтобы она смотрела точно на руку, на карандаш, и самое главное - в глаза тому, с кем разговаривает! Лариса Соколова настолько слилась со своей куклой, что даже взрослые при разговоре с ней, забываясь, обращались к кукле, которую она держала в руках, а дети, те просто называли ее не Ларисой, а Лукой Лукичем.]
Вот примерный набор реприз первого медицинского осмотра.