Общее количество часов по биомедицинской этике – 38
Даже при принятии этой программы ситуация складывается таким образом, что в течение 4 лет (со 2-го по 5-й курс) студенты оказываются оторванными от обсуждения вопросов биомедицинской этики, что едва ли возможно признать адекватным целям обучения. Этот пробел в значительной степени может быть устранен следующим образом.
На 3-м, 4-м и 5 курсах необходимо за счет часов дисциплины предусмотреть чтение ряда лекций на основополагающих кафедрах медицинских вузов, а на практических занятиях предусмотреть обязательное затрагивание вопросов биомедицинской этики при обсуждении тем по специальности. Можно наметить примерно следующий план подобных занятий.
ЛЕКЦИИ
КУРС
1. Кафедра пропедевтики внутренних болезней. Внутренние болезни как основополагающая дисциплина подготовки врача. Проблемы биомедицинской этики, имеющие отношение к внутренним болезням. Врач и больной. Этические и правовые вопросы взаимоотношения врача и больного. Информированное согласие больного на врачебное вмешательство. Охрана личной жизни больного, его автономии. Этические и правовые аспекты информированного согласия. Оценка феномена «святой лжи», «лжи во спасение». 2 академических часа.
2. Кафедра общей хирургии. Биомедицинские проблемы, возникающие между хирургом и пациентом. Вопросы согласия больного на хирургическое обследование и лечение. Этические и правовые моменты получения согласия на операцию (письменное, устное, форма и др.). Фетальная терапия в практике хирурга. 2 академических часа.
3. Кафедра патологической анатомии. Биоэтические аспекты вскрытия, похорон трупов и изъятых органов, в том числе для трансплантации. Использование трупов в целях обучения. Проблемы прижизненного «дарения» трупов гражданами научным и образовательным учреждениям. Состояние проблемы в странах Европы и Азии. 2 академических часа.
КУРС
4. Кафедра факультетской терапии. Развитие проблемы эйтаназии в конце ХХ и начале ХХI столетий. Оценка законодательного разрешения активной эйтаназии в ряде стран Западной Европы (Голландия, Бельгия) и США (ряд штатов). Эйтаназия и паллиативная помощь в странах Западной и Восточной Европы. Значимость принципа «справедливого распределения ресурсов в медицине» в решении проблемы эйтаназии.
5. Кафедра факультетской хирургии. Медицинский эксперимент. Этические комитеты больничных учреждений. Американский и европейский типы этических комитетов. 2 академических часа.
КУРС
6. Кафедра госпитальной терапии. Биомедицинские проблемы современных достижений генетики и молекулярной биологии. Клонирование живых организмов. Терапевтическое клонирование. Закон, отношение ученых и представителей различных конфессий к клонированию. Этические аспекты получения и использования стволовых клеток в лечении болезней. 2 академических часа.
7. Кафедра нервных болезней и медицинской генетики. Геномика, протеомика, генетический скрининг, генетическая паспортизация. 2 академических часа.
8. Кафедра акушерства-гинекологии. Этические проблемы аборта. Права эмбриона и права беременной женщины. Позиция различных конфессий в данном вопросе. Вопросы разграничения прав матери и эмбриона в аспекте положений и законов о правах личности. Возникающие противоречия. Репродуктивные технологии. Эко, суррогатное материнство. Права женщины и закон. Этические, правовые и конфессиональные мнения и их противоречия. Состояние вопроса в странах Европы. 2 академических часа.
9. Кафедра анестезиологии и реаниматологии. Вопросы биомедицинской этики в практике анестизиолога-реаниматолога. «Персистирующие вегетативные состояния». Решение вопроса об отключении аппаратов. Биологическая смерть. Вопросы ее констатации. Состояние вопроса в странах Европы. 2 академических часа.
10. Кафедра онкологии. Проблемы информированного согласия в онкологии. Паллиативная помощь онкологическим больным. Терминальный больной и социально значимая паллиативная помощь. Хосписи, паллиативная помощь на дому. Обучение врачей и среднего медперсонала оказанию достойной паллиативной помощи. Состояние вопроса в странах Западной и Восточной Европы. Практика пассивной эйтаназии при онкологических заболеваниях в различных странах. 2 академических часа.
11. Кафедра госпитальной хирургии. Биомедицинские проблемы пересадки органов от умирающих. Медицинские положения по определению моментов смерти, в том числе «смерти мозга». Законодательства стран Европы и США. Различия в подходах к данному вопросу европейской и азиатской цивилизаций. Мнение различных конфессий. 2 академических часа.
12. Кафедра инфекционных болезней. ВИЧ инфекция и СПИД. Биомедицинские проблемы обследования больных. Конфиденциальность и права человека. Проблемы сбора и хранения информации о заболеваемости в различных учреждениях борьбе со СПИДом. Биомедицинские проблемы адекватного лечения больных ВИЧ-инфекцией. Противоречия закона о правах человека и ряда статей закона об обязательности обследования персонала, работающего в антиСПИД учреждениях, а также положений о превалировании интересов отдельного человека над интересами общества в борьбе с ВИЧ-инфекцией. 2 академических часа.
13. Кафедра судебной медицины. Правовая медицина и медицинское право. Биоэтические и правовые аспекты правовой медицины - судебно-медицинской патологии, токсикологии и серологии. Медицинское право, его аспекты, их развитие в странах Европы и США. 2 академических часа.
14. Кафедра экстремальной медицины. Милосердие для бедствующих. Проблемы очередности оказания помощи пострадавшим при катастрофах как медицинская и этическая проблема. Врач и заключенные. Врач и голодающие. Врач и смертная казнь. Биомедицинские проблемы. 2 академических часа.
15.Кафедра детских болезней. Права ребенка. Биомедицинские проблемы психически неполноценных детей. Проблемы оказания помощи больным детям. Своеобразие проблемы информированного согласия. 2 академических часа.
1. Кафедра психиатрии. Особенности оказания помощи психическим больным. Права психических больных. Современное законодательство по оказанию помощи психическим больным. Этические проблемы. 2 академических часа.
Примечание. Можно видеть, что ряд вопросов, рекомендуемых к изложению в лекциях кафедр 3-5 курсов и читаемых на 6 курсе, совпадают. Однако, во-первых, вышеприведенные вопросы не являются жестко обязательными. Каждая кафедра имеет право расширить или сузить круг вопросов, заменить их в свете новых достижений. Во-вторых, даже по одному и тому же вопросу сегодня имеется такой обширный материал, что его едва ли можно охватить даже в двух лекциях.