Цель и задачи деятельности ПМПк
2.1. Целью ПМПк является обеспечение диагностико-коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников Учреждения с ограниченными возможностями здоровья и/или состоянии декомпенсации, исходя из реальных возможностей Учреждения и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья воспитанников.
2.2. Задачами ПМПк являются:
- выявление и ранняя (с первых дней пребывания воспитанника в Учреждении) диагностика отклонений в развитии и/ или состояний декомпенсации;
- профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;
- выявление резервных возможностей развития воспитанника;
- определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в Учреждении возможностей;
- подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие воспитанника, динамику его состояния, динамику оказания специальной (коррекционной) помощи, оценку ее эффективности;
- разработка рекомендаций педагогическим работникам, родителям воспитанника для обеспечения индивидуального подхода в процессе специальной (коррекционной) помощи.
3. Состав и организация деятельности ПМПк
3.1. В состав ПМПк входят следующие специалисты Учреждения:
- заместитель заведующего по учебно-воспитательной и методической работе (председатель ПМПк);
- учитель-логопед;
- педагог-психолог;
- учитель-дефектолог;
- врач-педиатр (в необходимых случаях);
- старшая медицинская сестра.
3.2. Специалисты ПМПк выполняют работу в рамках основного рабочего времени. В соответствии со ст. 32 и ст. 54 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 года № 3266-1 «Об образовании» специалистам ПМПк устанавливается доплата за увеличение объема работ, размер которой определяется локальными нормативными актами Учреждения, регулирующими оплату труда работников Учреждения.
3.3. Психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации (в рамках компетенции образовательного учреждения) осуществляется специалистами ПМПк по инициативе родителей (законных представителей) ребенка или сотрудников Учреждения с согласия родителей (законных представителей) на основании договора между Учреждением и родителями (законными представителями) ребенка о его психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении (далее – Договор) (Приложение 1).
3.4. Заседания ПМПк проводятся под руководством председателя. Периодичность проведения заседаний ПМПк определяется реальным запросом Учреждения на комплексное, всестороннее обсуждение проблем детей с ограниченными возможностями здоровья и/или состояниями декомпенсации. Плановые ПМПк проводятся не реже одного раза в квартал. В необходимых случаях на заседание ПМПк приглашаются родители (законные представители) детей.
3.5. Специалисты ПМПк в ходе заседаний:
3.5.1. плановых:
- определяют пути психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников;
- вырабатывают согласованные решения по определению программы специальной (коррекционной) помощи;
- оценивают динамику развития ребенка и корректируют ранее намеченную программу.
3.5.2. внеплановых:
- решают вопрос об экстренном комплексном, всестороннем обсуждении проблем детей с ограниченными возможностями здоровья по выявленным обстоятельствам;
- корректируют ранее проводимую специальную (коррекционную) помощь в изменившейся ситуации или в случае ее неэффективности;
- решают вопрос об изменении специальной (коррекционной) помощи в рамках возможностей, имеющихся в Учреждении.
3.6. Председатель ПМПк:
- определяет дату заседания ПМПк;
- информирует родителей (законных представителей) о предстоящем заседании ПМПк, направляет родителей (законных представителей) к заведующему Учреждения для заключения Договора;
- составляет график обследования воспитанников специалистами ПМПк и осуществляет контроль по его исполнению;
- назначает воспитателя, представляющего ребенка на ПМПк.
3.7. При организации внеплановых заседаний ПМПк председатель:
- в течение трех дней с момента поступления запроса на обследование ребенка направляет родителей (законных представителей) к заведующему Учреждения для заключения Договора; в случае заключения Договора организует внеплановое обследование ребенка специалистами ПМПк;
- назначает дату проведения внепланового заседания ПМПк и информирует родителей (законных представителей) о предстоящем заседании.
3.8. Обследование детей проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на воспитанника.
3.9. По данным обследования специалистами ПМПк:
3.9.1. составляются индивидуальные заключения и разрабатываются рекомендации:
- педагога-психолога (Приложение 2);
- учителя-дефектолога (Приложение 3);
- учителя-логопеда (Приложение 4);
3.9.2. воспитатель, представляющий ребенка на ПМПк, готовит педагогическую характеристику на данного ребенка (Приложение 5);
3.9.3. медицинская сестра готовит выписку из медицинской карты развития ребенка (Приложение 6).
3.10. Медицинская сестра, представляющая интересы ребенка в Учреждении при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направляет ребенка в детскую поликлинику.
3.11. На заседании ПМПк:
3.11.1. специалисты обсуждают индивидуальные заключения, по итогам обследования каждого ребенка; составляют коллегиальное заключение, содержащее обобщенную характеристику структуры психофизического развития воспитанника (без указания диагноза) и рекомендации по оказанию специальной (коррекционной) помощи (Приложение 7);
3.11.2. на период реализации рекомендаций, разработанных специалистами ПМПк, ребенку назначается ведущий специалист, отслеживающий эффективность и адекватность программы специальной (коррекционной) помощи воспитаннику и выступающий с инициативой повторных обсуждений динамики развития ребенка.
3.12. Коллегиальное заключение ПМПк доводится до сведения родителей (законных представителей) ребенка председателем ПМПк в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с согласия родителей (законных представителей) ребенка.
3.13. При отсутствии в Учреждении условий, адекватных индивидуальным особенностям ребенка, а также при необходимости углубленной диагностики или разрешения конфликтных и спорных вопросов специалисты ПМПк рекомендуют родителям (законным представителям) ребенка обратиться в территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (далее – территориальная ПМПК).
3.14. При направлении ребенка в территориальную ПМПК копия коллегиального заключения ПМПк выдается родителям (законным представителям) воспитанника на руки, вторая копия сопровождается представителем ПМПк в территориальную ПМПК. В другие учреждения и организации заключения специалистов или коллегиальное заключение ПМПк могут направляться только по официальному запросу.
Документация ПМПк
4.1. В ПМПк ведется следующая документация:
- график плановых заседаний ПМПк;
- журнал предварительной записи на ПМПк (Приложение 8);
- книга протоколов заседаний ПМПк (Приложение 9);
- журнал регистрации коллегиальных заключений и рекомендаций специалистов ПМПк (Приложение 10);
- карта развития воспитанника, включающая в себя: индивидуальные заключения и рекомендации специалистов ПМПк по результатам обследования, коллегиальное заключение ПМПк, выписку из медицинской карты развития ребенка, программу специальной (коррекционной) помощи воспитаннику (Приложение 11); листы коррекционной работы специалистов. Не реже одного раза в квартал специалистами ПМПк, непосредственно работающими с ребенком, вносятся сведения в раздел «Динамика развития ребенка» программы специальной (коррекционной) помощи воспитаннику.
Ответственность ПМПк
5.1.ПМПк несет ответственность за:
- выполнение, выполнение не в полном объеме или невыполнение закрепленных за ним задач;
- принимаемые решения;
- сохранение конфиденциальной информации о состоянии соматического и нервно-психического здоровья воспитанников Учреждения, о принятом решении ПМПк.
Приложение 1
Договор
о психолого-медико-педагогическом обследовании и сопровождении воспитанника муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 78 «Детский сад комбинированного вида «Василек»
Психолого-медико-педагогический консилиум (далее – ПМПк) МБДОУ № 78 «Детский сад комбинированного вида «Василек» в лице заведующего Бородиной Марины Владимировны
информирует родителей (законных представителей) воспитанника ___________________________________________________________________ группы __________________________________________________________________________
ф.и.о. ребенка
об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.
Я, _________________________________________________________________________
ф.и.о. родителя (законного представителя) воспитанника
выражаю согласие на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение моего (ей) сына (дочери) _________________________________________________________________________
ф.и.о. ребенка
в соответствии с показаниями, в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.
Заведующий МБДОУ «Детский сад № 78 «Василек» _________________ М.В.Бородина «_____»________________ 2012 г. | Родитель: мать (отец, лицо, их заменяющее) ____________________________________ Ф.И.О. ___________________ подпись «_____»________________________2012 г. |
Приложение 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 78
«Детский сад комбинированного вида «Василек»
____________________________________________________________________группа
Ф.И.О. воспитанника __________________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________________
Дата поступления ребенка в МБДОУ _________________________________________________________________________
Результаты обследования:
1. Особенности поведения, общения в ходе обследования
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Характеристика деятельности:
- Познавательная активность и работоспособность
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-Особенности внимания __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Особенности памяти __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3. Характеристика интеллектуального развития __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
-Особенности восприятия __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
- Особенности мышления __________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4. Характеристика мелкой моторики, пространственных представлений
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Социально - эмоциональное развитие
- Особенности эмоционально-личностной сферы, особенности общения со сверстниками, взрослыми ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение педагога-психолога:
(уровень актуального развития, характерные нарушения и особенности)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
Рекомендации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________________
Ф.И.О. педагога-психолога ___________
подпись
Приложение 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА
ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 78
«Детский сад комбинированного вида «Василек»
____________________________________________________________________группа
Ф.И.О. воспитанника __________________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________________
Дата поступления ребенка в МБДОУ __________________________________________________________________________
Результаты обследования:
1. Где находился ребёнок до поступления в детский сад; что послужило обращением в ПМПк ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Внешний вид:(благоприятный, неблагоприятный, замеченные дефекты, состояние физического развития и т.д.) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Общение:(вступление в контакт, отношение к окружающему; состояние внимания, реакции на замечания; общая осведомлённость о себе, близких, окружающем мире).
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Деятельность игровая:соответствует возрасту, раннему возрасту; преобладает манипулятивная игра; игра отсутствует; иное
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
изо: присутствие интереса; владение техническими навыками, сформированность предметного рисунка
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
конструктивная (умение конструировать по показу, по образцу, по собственному замыслу)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Познавательное развитие:
- сенсорное развитие(умение называть и оперировать понятиями формы, величины, цвет предметов; ориентировка в целостности восприятия)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- мышление(анализ, сравнение, установление последовательности)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- количественный признак(счет, счетные операции, ориентировка в пространстве и времени)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- речевое развитие: (понимание речи, состояние активной речи)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________________
Ф.И.О. учителя-дефектолога ______________
подпись
Приложение 4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ДЛЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ПМПк
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 78
«Детский сад комбинированного вида «Василек»
____________________________________________________________________группа
Ф.и.о. воспитанника __________________________________________________________________________
Дата рождения __________________________________________________________________________
Дата поступления ребенка в МБДОУ __________________________________________________________________________
Повод обращения в ПМПк____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
Результаты обследования:
1. Раннее речевое развитие (из анамнеза)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Анатомические особенности органов артикуляции (губы, зубы, прикус, язык, небо)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Общее звучание речи (темп, голос, дыхание):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Звукопроизношение:
__________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза:
__________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6. Количественная и качественная характеристика словаря:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Грамматический строй речи:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Особенности связной речи:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рекомендации:
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________________________
Ф.И.О. учителя-логопеда _____________
подпись
Приложение 5