Инфузионная терапия и управляемый диурез

Наиболее распространенным способом выведения яда из крови ос­тается водная нагрузка, которую назначают во всех случаях отравлений. На догоспитальном этапе и в неспециализированном стационаре интен­сивность водной нагрузки у детей с подозрением на отравление должна составлять 3 мл/кг массы тела ребенка в час. При сомнолентности и других признаках I—II степени угнетения ЦНС проводят терапию в та­ком же объеме, но в этих случаях жидкость (5% глюкоза, реополиглю-кин) и лазикс назначают внутривенно. Возрастные величины суточной потребности в воде составляют для детей 1-2-х лет 120 мл/кг; 4-6 лет — 100 мл/кг; 7-10 лет — 70 мл/кг; 11-14 лет — 40 мл/кг.

При возбуждении, судорогах на догоспитальном этапе показано вве­дение диазепама; при артериальной гипотензии — преднизолона, при гиперсаливации — атропина.

Транспортировку в детское реанимационное отделение осуществля­ются в положении лежа на боку.

Меры безопасности для медицинского персонала

При оказании медицинской помощи больному с острым отравлени­ем медицинский персонал может подвергаться воздействию различных вредных факторов, начиная с догоспитального этапа.

К числу вредных факторов, в первую очередь, следует отнести воз­действие токсических веществ, выделяющихся из организма больного

через дыхательные пути, с поверхности кожи, промывными водами, рвотными массами и испражнениями. К наиболее опасным в этом отно­шении ядам относят фосфорорганические соединения, хлорированные углеводороды (дихлорэтан, 4-хлористый углерод), анилин.

С целью профилактики отравления медицинского персонала необ­ходимо немедленно удалять (сливать в канализацию) промывные воды и выделения больных, а отобранный для анализа материал хранить в закрытой посуде; провести санобработку кожи больного (при накожном попадании токсического вещества) проточной водой. В момент промы­вания желудка, санобработки больного целесообразно пользоваться маской-респиратором. В помещении, где оказывают помощь больным с отравлениями, должна быть эффективная вентиляция.

Потенциальную опасность для медицинского персонала могут представлять некоторые острые психические расстройства, возникаю­щие у больных с отравлениями (интоксикационные психозы, алкоголь­ный делирий, патологическое опьянение, обострение психических забо­леваний и так далее) и сопровождающиеся агрессивными действиями. Во избежание травмирования персонала следует убрать из пределов до­сягаемости для больного банки, бутылки, колющие, режущие и другие предметы, которые можно использовать в качестве орудия нападения. Все больные с отравлением должны постоянно находиться под наблю­дением медицинского персонала.

Фактором риска для медицинского персонала служит контакт с кровью больных, когда создаются условия для заражения вирусным ге­патитом, ВИЧ-инфекцией. По этой причине все манипуляции, при ко­торых неизбежен контакт с кровью больных, необходимо проводить в медицинских резиновых перчатках и маске-респираторе.

ШОК

Шок — остро развивающийся, угрожающий жизни патологический процесс, характеризующийся прогрессирующим снижением тканевой перфузии, тяжелыми нарушениями деятельности ЦНС, кровообраще­ния, дыхания и обмена веществ.

Причины развития шока

• Уменьшение объема циркулирующей крови (гиповолемический
шок) при кровотечениях, обезвоживании на фоне потери жидкости из
желудочно-кишечного тракта (рвота, диарея), полиурии, ожогах и др.
Основной патогенетический механизм — недостаточность преднагруз-
ки сердца из-за дефицита венозного притока.

• Депонирование крови в венозных бассейнах (распределительный
или вазогенный шок) при анафилаксии, острой надпочечниковой не-

достаточности, сепсисе, нейрогенном или токсическом шоке. Ведущий патогенетический механизм — недостаточность постнагрузки сердца.

• Малый сердечный выброс (кардиогенный шок) вследствие несосто­
ятельности насосной функции сердца, а также в результате обструкции
венозного притока к сердцу или сердечного выброса (обструктивный
шок) при заболеваниях перикарда, напряженном пневмотораксе и др.

Клиническая диагностика

Шок любой этиологии характеризуется фазностью развития расстройств периферического кровообращения, однако, конкретная причина шока накладывает отпечаток на взаимоотношения между ста­диями и продолжительностью каждой из них.

Наши рекомендации