Направленность как ведущий компонент структуры личности .

Значительный вклад в изучение феномена направленности личности внесли многие советские психологи.( Рубинштейн, А. Н. Леонтьева Б.Г. Ананьева )

Направленность личности – это совокупность побуждений или мотивов человека. Проще говоря, направленность –это, то чего хочет человек и к чему он настолько привык стремиться, что эти устремления стали «опорой», «стержнем» его личности.

Направленность – это сложносоставное свойство личности, которое позволяет понять цели и мотивы поведения человека, а также их спрогнозировать. Ведь зная, на что в жизни ориентируется субъект, каковы его установки и направленность, можно догадаться, как он поступит в той или иной ситуации. И наоборот, понаблюдав за человеком в какой-либо значительной ситуации, можно понять его личностную направленность.

Направленность формируетсяв процессе воспитания и самовоспитания и всегда социально обусловлена, то есть зависит от устоев общества и оценивается с точки зрения морали, нравственности, традиций.

Формы направленности личности: цели, мотивы, потребности, постоянное субъективное отношение, ценностные ориентиры, идеалы, интересы, принципы, симпатии и антипатии, вкусы, склонности, привязанности и прочее.

Направленность влияет на характер, способности, временные психические состояния и даже на практически не способный изменяться в течении жизни темперамент.

Самая важная функция личностной направленности – смыслообразующая. Человек – существо, нуждающееся в смыслах. Если нет смысла, нет мотива, а без мотива нет деятельности.

Виды направленности:

Личная или направленность на себя. При такой направленности человек стремится к самореализации, удовлетворению личных потребностей и достижению собственных целей.

Коллективистская или направленность на других. Главная потребность людей с этим видом направленности – общение и контакт с другими индивидами.

Деловая, направленность на дело. Люди, ориентированные на деятельность, совмещают личную выгоду с благом для общества.

Способности и их природа. Классификация способностей.

Способности –это индивидуально-психологическиеособенности личности,обеспечивающие успех в деятельности и в общении.

Классификация способностей:

1)Природные (естественные) –биологически обусловленные, связанные с врожденными задатками, формирующиеся на их базе , при наличии жизненного опыты через механизмы научения.

2)Специфические человеческие – имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Способности подразделяются на:

-общие(память, речь), которыми определяются успехи человека в различных видах деятельности

-специальные,которые определяют способности человека в конкретном виде деятельности, где необходимы задатки(математические способности …)

-теоретические , определяют склонность человека к абстрактно –логическому мышлению.

-творческие. связанные с успешностью в создании произведений материальной и духовной культуры.

Человек, способный ко многим видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, т.е. единством общих способностей.

Эмоции и чувства. Виды и функции эмоций . Развитие эмоциональной сферы личности .

Эмоции –это вид психологических состояний, они проявляются в виде переживаний, ощущений, чувств.

Чувства – это устойчивые эмоциональные переживания человека, возникающие в процессе его отношений с окружающим миром.

Роль эмоций- налаживание связи между объективной реальностью и оценочным восприятием человека.

Эмоции позволяют человеку дать оценку всему, что происходит вокруг и внутри него.

Виды эмоций

+Удовольствие, восторг, радость, симпатия, любовь, нежность

-злорадство, страх, горе, тревога, гнев, тоска

Функции эмоций (адаптивная; энергетическая; оценочно-отражательная; смысловая; предвосхищающая; предвосхищающая; функция привлечения внимания; деструктивная).
1.Адаптивная. Образующаяся ассоциативная нить между негативной эмоцией и типом ситуации препятствует повторению подобных ошибок в дальнейшем. Позитивные эмоции, наоборот, фиксируют приемлемую модель поведения.
2.Энергетическая. Эмоции воздействуют на уровень электрической активности мозга, степень напряжения лица и тела, и на функционирование эндокринной системы, на кровеносные и дыхательные системы.
3.Оценочно-отражательная. Эмоции оценивают значимость предметов и ситуаций для достижения целей и удовлетворения потребностей субъекта.
4.Смысловая. Эмоции сигнализируют о личностном смысле воздействующих на анс объекте и ситуации.
5.Предвосхищающая. Прогнозирование, предвосхищение дальнейшего развития событий
6.Привлечение внимания.
7.Деструктивная . Закон И.П. Павлова (при очень сильных раздражителям нарушения переходит в запредельное торможение)
Развитию эмоциональной сферы способствует семья, работа, обучение, круг общения, окружение. Эмоционально-волевая сфера считается центральным звеном психического развития личности.
Под эмоциональным развитием понимается:осознание своих чувств, переживаний другого человека;постепенное разграничение эмоций, чувств; расширение круга объектов.

25. Потребности. Основные подходы к рассмотрению потребностей. Виды потребностей, и их психологические характеристики.
Потре́бность, нужда — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо.

Первичные потребности – физиологические, безопасность и защищенность.

Вторичные потребности – Социальные, уважение, самовыражение.

1.Физиологические (голод, жажда, половое влечение);

2.Потребность в безопасности (чувствовать себя защищенным, избавится от страха и т.д.);

3.Потребность в принадлежности и любви (принадлежность к обществу, быть признанным и принятым людьми);

4.Потребность уважения (компетентность, авторитет и т.д.)

5.Познавательные потребности (знать, уметь, понимать);

6.Этические потребности (гармония, красота и т.д.)

7.Потребность в самоактуализации (реализация целей и т.д.)

Наши рекомендации