Классические теории внимания (В.Вундт, Т. Рибо и Н.Ланге, П.Я. Гальперин).
Теория Гальперина:основ. На теории поэтапного формир.умственных действий. Внимание явл.одним из моментов ориентир-исследовательской деятельности; по функции внимание представляет контроль над действием; в отличие от других действий внимание не имеет опред.результ; не всякий контроль есть внимание, но не всякое внимание есть контроль). Теория Вунда: внимание как апперцепция’-Апперцепция-сосредоточ.внимания на опред.объекте. Наиболее отчетливо воспринимаемое содержание находится в фокусе, менее отчетливо – распределено в обычном поле зрения или на его периферии. Внимание представляет собой одну из характеристик или свойств сознания. Моторно-эмоциональная теория Рибо:внимание как «умственный моноидеизм» (господство одной идеи в сознании), сопровождаемый при непроизвольном внимании или искусственным произвольном приспособлением индивида. Непроизвольное и произвольное внимание непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью эмоциональных состояний, ассоциированных с объектом внимания. Случаи глубокого и устойчивого непроизвольного внимания обнаруживают все признаки неутомимой страсти, постоянно возобновляющейся и постоянно жаждущей удовлетворения. Волевая теория Ланге: внимание как «целесообразную реакцию организма, моментально улучшающую условия восприятия». Акт внимания имеет три фазы: первичное внимание, реакция, улучшающая восприятие, и собственно улучшенное восприятие, рефлексивное внимание лишено эмоционального компонента и осуществляется автоматически (например, расширение зрачка в темном помещении). Инстинктивное внимание опосредуется эмоциональным состоянием организма (например, реакция удивления). Волевое внимание включает в себя сознательное предвосхищение того, что предстоит воспринимать в будущем.
Понятие памяти. Теории памяти.
Память –когнитивный процесс, состоящий из запоминаний, сохранений, восстановления и забывания опыта.
Память лежит в основе способностей человека , лежит в основе научений , формировании умений и навыков.
Теории памяти.
Физическая: нервный импульс проходя через определенную группу нейронов, вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, происходит запоминание.
Химическая: информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей. Перегруппировка белковых молекул нейронов, молекул нуклеиновых кислот. (ДНК) считается носителем генетической памяти, а РНК — основой индивидуальной памяти.
Биохимическая:гипотеза о двухступенчатом характере запоминания. 1 ступень- в мозгу происходит кратковременная реакция, вызывает физиологические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер; являются механизмом кратковременного запоминания. На второй биохимической — образований новых белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к не обратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти. Физиологическая базируется на учении И.П. Павлова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиолог. Запомин. лежит условный рефлекс-образования связи между новым и ранее закрепленным содержанием. Информационно-кибернетическая: появление вычислительной техники и развитием программирования, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хранения информации машинами. Это потребовало технического алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом. Психологические теории памяти:ассоциативное, гештальт-теорию, смысловую теорию памяти, теорию деятельности.
Психологические теории памяти:
Ассоциативная: если определенные психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется ассоциативная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании представление всех ее элементов. Гештальт:подчркивалось структурирование материала, доведение до целостности, организации в систему при запомин.или воспроизв. Деятельностная: память как система действий, направл.на запомин,перерад и хранение.
Типы и формы памяти
Типы памяти:
По сенсорной модальности:-зрительная(визуальная) ,-звуковая(аудиальная),-вкусовая,-болевая,- моторная (кинестическая).
По содержанию:-образная(возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия),-двигательная (память на движения, на положение тела в пространстве),-моторная,-эмоциональная.
По временным характеристикам:-кратковременная (объем кратковременной памяти очень мал; для нормального взаимодействии человека со средой ее надо постоянно освобождать для поступления следующей информации) ,-долговременная (обеспечивает длительное сохранение информации),-промежуточная (обеспечивает сохранение информации в течении нескольких часов, накапливает информацию в течении для) ,
По наличию цели:-произвольная(информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов, эффективность зависит от целей запоминания),-непроизвольная(информация запоминается сама собой без специального заучивания)
По уровню развития:- моторная,-эмоциональная,-образная,-словесно-логическая .
Формы памяти:
Биологи выделяют следующие типы памяти:генетическая, иммунная, неврологическая