Каждый из нас знает, когда мы осмеливаемся отдать бразды правления нашему духовному началу, что является правильным в каждом случае.

Новое начало каждый день

В Восьмом Шаге мы предприняли усилия к тому, чтобы пробудить в себе желание загладить вину перед теми, кому причинили зло, Теперь пришло время трансформировать это желание в действие. Для этого потребуются глубокое смирение и большое мужество в тот момент, когда мы предстанем перед людьми, которых обидели, извинимся за наши неправильные поступки, и постараемся загладить вину, если сможем. Очень важно тщательно продумать как мы будем делать это и взвесить возможные последствия наших действий. Но мы не должны использовать необходимость вот такого тщательного подхода как предлог для того, чтобы уложить наши действия в какое-то прокрустово ложе или уклониться от выполнения намеченной миссии.

Смущение и страх могут привести нас к тому, что мы будем хвататься за любой предлог, чтобы избежать конфронтации с человеком, которому причинили ущерб. Но с помощью нашей Высшей Силы мы можем преодолеть их (смущение и страх). Восприняв Девятый Шаг честно и со смирением, мы можем заключить мир с прошлым. Только после этого мы можем начать жить полностью в настоящем.

Людей, которым мы причинили зло, можно разделить на три категории: люди, с которыми мы в настоящее время поддерживаем значимые для нас отношения и должны именно сейчас уделять им внимание; люди, отношения с которыми носят долговременный характер; и люди, перед которыми нам никогда не придется извиняться напрямую.

Люди первой категории - это обычно наши супруги, дети, близкие друзья и другие члены семьи. На них пришелся основной прямой и непосредственный удар отрицательных черт нашего характера. Именно об этих людях мы должны позаботиться как можно скорее.

Вторая категория - это люди, требующие постепенного подхода, им также необходимо уделить внимание, но не так срочно. К ним относятся работодатели, сотрудники, сослуживцы, друзья, соседи и другие знакомые. Это могут быть и люди, с которыми наши отношения ранее охладели, ил те, кто сторонится нас. Наши действия по заглаживанию вины перед такими людьми надо планировать заранее. У нас никогда не будет возможности лично принести извинения третьей категории людей. Они или умерли, или навсегда ушли из нашей жизни. Или же попытки загладить вину перед ними могут причинить вред им или кому-то еще.

Теперь давайте более подробно рассмотрим каждую из этих категорий.

Настоящие изменения

В первую категорию, вероятно, входят лица, о которых мы вспомнили сразу, как только начали составлять список обиженных нами людей. Наши мужья, жены, дети, близкие друзья или наиболее пострадавшие от нашего поведения близкие родственники. Проанализировав свое поведение в Восьмом Шаге, мы подготовили себя к тому, чтобы перейти к практическим действиям по заглаживанию вины:

* Встретиться с человеком и признать все то плохое, что мы сделали.

* Принести искренние извинения.

* Возместить все, что можно возместить.

* Изменить свое поведение с тем, чтобы не повторить прежних ошибок.

Например, ощущение необходимости контроля, возможно, привело к тому, что мы вмешивались в дела мужа (жены), связанные с его (ее работой, увлечениями или даже в вопросы одежды и прически. Мы можем подойти к мужу (жене), признать свою неправоту и извиниться. Мы затем можем отказаться от своего контролирующего поведения и останавливать себя, если такое желание будет появляться.

В некоторых случаях, попытки исправить что-то могут привести к тому, что наше контролирующее поведение усилится. Поэтому иногда лучше всего просто извиниться и прекратить вредное поведение, не пытаясь исправить какое-то конкретное неправильное действие. Каждую ситуацию необходимо проанализировать отдельно и принять решение, соответствующее случаю и характеру извинений.

Особенно внимательно надо действовать, когда имеем дело с детьми. Мы не должны обременять ребенка путаницей и беспокойством, пытаясь объяснить ему чувства и поведение, которые он не может понять, поскольку еще слишком молод. Мы должны продумать не только то, что нам надо сделать для себя, но также чутко отнестись к проблемам ребенка. Даже совсем маленький ребенок может понять и оценить простое откровенное извинение, такое как: «Извини, я так мало бываю с тобой». Затем мы можем напрямую загладить свою вину: «Давай проведем вместе вторую половину дня, и будем заниматься тем, чем тебе хочется». Мы можем изменить свое поведение, общаясь друг с другом на более здоровой и положительной основе.

Кто бы ни был другим лицом, наше облегчение и исцеление происходит не за счет его или кого-то другого. Мы должны учитывать и то, какое воздействие наши действия окажут на других. Нужно с уважением относиться к реакции других. В то время как большинство людей отреагируют на наши действия с сочувствием и пониманием, некоторые могут отнестись к этому скептически или же без желания простить нас так, как мы хотим простить их и себя. В таких случаях мы можем принять их чувства и надеяться, что они когда-то поверят в нашу искренность и примут произошедшие в нас изменения. Смирение поможет нам внимательно отнестись к другим и избежать новых конфликтов.

Наш опыт с первой категорией людей, которым мы причинили ущерб может помочь нам подготовиться к работе со второй категорией - с теми, к которым требуется более постепенный подход. Забота о других необходима и в работе со второй категорией. Мы должны внимательно взвесить все, чтобы найти наиболее приемлемый подход к каждому конкретному человеку. Не всегда оправданным может быть наше стремление защищать и объяснять то, что мы пытаемся делать. Мы можем попытаться совершенно искренне и непринужденно поговорить с человеком; к другим требуется более продуманный подход. Возможно нам, прежде чем обращаться к людям с объяснениями по поводу нашего своеобразного поведения, потребуется время для того, чтобы дать возможность окружению узнать о начавшемся у нас процессе выздоровления. Им, возможно, потребуется время, чтобы увидеть происходящие в нас изменения и начать доверять нашим намерениям. В некоторых случаях лучше написать человеку письмо, чем обращаться к нему лично. Но мы должны быть внимательными к тому, чтобы не обходить трудные ситуации.

Каждое обстоятельство должно быть самым тщательным образом продумано, затем подготовлен и проведен в жизнь план наших действий, касающихся того, как мы будем извиняться, заглаживать вину, улучшать взаимоотношения с человеком и исправлять свое поведение. Мы всегда можем попросить помощь у нашей Высшей Силы. Мы также можем прибегнуть к помощи духовного наставника или близкого друга, знающего программу Двенадцать Шагов.

Заглаживаем вину опосредованно

Мы не можем напрямую вернуть эмоциональные, духовные и материальные долги третьей категории людей, которым причинили ущерб. К ним относятся умершие, те кто совершенно ушел из нашей жизни или те кому мы своей попыткой загладить вину можем нанести дополнительный вред. В каких-то случаях некоторые люди из первых двух категорий могут попадать в третью. Признание, например, не всегда является лучшим способом исправления супружеской неверности. Этим можно причинить большой вред не подозревающему супругу или кому-то еще. Даже если мы попытаемся объясниться по поводу неверности, другая сторона может просто промолчать. Мы можем позаботиться о признании только своих собственных неблаговидных поступков и не брать на себя грехи других. Мы должны внимательно посмотреть и каким негативным последствиям могут привести наши действия. Помните, нельзя добиться душевного покоя за счет других.

Умершим и людям окончательно ушедшим из нашей жизни можно вернуть долги только опосредованно, если вообще это возможно. Мы можем сделать какое-то доброе дело для любимого человека, скончавшегося лица, перед которым мы заглаживаем свою вину. Или же мы можем пожертвовать свое время или деньги благотворительной организации, которая была дорога скончавшемуся человеку, перед которым мы заглаживаем вину. Мы не должны ожидать какой-то славы или вознаграждения за эти поступки - это рассплата за ниши прегрешения.

Подобное же опосредованное заглаживание вины мы можем совершить и перед людьми, которые ушли из нашей жизни или там, где раскрытие наших неблаговидных поступков может нанести еще больший вред людям. Мы можем написать письмо с признаниями и извинениями. Это письмо затем можно порвать, отослать его нашему духовному наставнику или верному другу, который выступает в роли человека, которому причинен ущерб. Этот символический тест может удовлетворить нашу потребность исповедаться и извиниться, не причиняя никому вреда. Мы выразили наше искреннее сожаление и там, где возможно, опосредованно загладили вину.

Мы не должны стараться уклониться от личного контакта с другими, поскольку это может вызвать у нас неприятные ощущения. Но для того, чтобы отказаться от каких-то вредных привычек и начать исцеление, мы, возможно, посчитаем необходимым прекратить или коренным образом изменить взаимоотношения с конкретными людьми. Например, мы можем прекратить общение с кем-то из родителей, кто пытается нас контролировать или пьет. Через какое-то время отношения могут быть восстановлены, но вполне возможно, что будут порваны навсегда. Мы никого другого не можем изменить. Некоторые взаимоотношения не выдержат испытания нашими изменениями. Некоторые взаимоотношения лучше оставить в прошлом. Нам надо брать на себя обязательство исходя из того, что лучше для процесса нашего выздоровления, если даже это потребует прекращения отношений.

К тому же нам, возможно, захочется записать свои мысли и чувства, выражающие прощение и сожаления относительно нашей части взаимоотношений, как альтернативу встречи с этими людьми. Взвесив все «за» и «против», мы можем отослать, а можем и не посылать эти письма. Цель всего этого заключается в том, чтобы, не причиняя никому боли, в уме, в сердце и в духовной сфере примириться с нашим прошлым. Во многих случаях это требует исправления чего-то уже сделанного, извинений, изменения нашего поведения в отношении какого-то человека. Иногда сделать все это просто невозможно.

Но мы не можем просто извиниться за свои прегрешения, соответствующим образом загладить вину, а затем продолжать жить так, как жили до этого. Важной составной частью процесса заглаживания вины является необходимость внесения положительных изменений в нашу жизнь. Извинения без эффективных изменений - это не более, чем пустые обещания. Забота о своем умственном, физическом и духовном росте оказывает благоприятное воздействие на наше окружение. Когда мы относимся к людям с любовью и уважением, сосредотачиваем внимание на хороших делах и прекращаем вредное поведение, то оказываем на себя и окружающих положительное воздействие.

Положительное изменение - вот на что направлен процесс Двенадцати Шагов. Девятый Шаг говорит о том, как выправить себя, ввести себя в мир в новом, положительном обличье. Мы расчищаем путь для этих новых изменений, отправляя на покой наши прошлые ошибки.

История Стивена

В детские годы Стивена в их семье бушевали эмоции. Когда во второй половине дня он возвращался из школы, то никогда не знал будет ли его мама на кухне готовить что-то вкусное и напевать веселую песню или же лежать в спальне и плакать. Возможно она будет в ярости от его игры на рожке или от того, что он пролил молоко. Папа Стивена мог возвратиться домой, смеясь и насвистывая. Но мог и с громким хлопаньем дверью, топотом и криком такой силы, что Стивен прятался в чулане и сидел там пока отец не останавливался.

После колледжа Стивен какое-то время жил один, а затем женился на спокойной, уравновешенной женщине. «Я не мог выдерживать бурное выражение эмоций. Клара была всегда одинаковой - спокойная, разумная, тихая. Поэтому я и женился на ней» - говорил он.

С появлением в семье Стивена двух сыновей в доме стало более шумно. Дети ссорились, плакали, смеялись и играли. «Их шум приводил меня в бешенство, а пустые препирательства, которые между ними постоянно возникали, я просто не мог переносить». Стивена раздражала даже их глупеньких, безобидная и веселая болтовня. Он просил Клару успокоить их, «притопнуть на них ногой» и «не позволять им нести всякую чепуху»,

Когда с детьми был Стивен, они смотрели в книгу или спокойно играли. Он резко реагировал на любую шутку или шум словами: «Прекратите сейчас же!» Он также твердо подавлял нытье или плач по поводу каких-то разногласий или царапин. «Мне хотелось научить их быть спокойными и разумными людьми. Они были очень способными детьми и мне хотелось привить им интерес к книгам, математике и науке, чтобы они не стали фантазерами и бесцельными глупцами. Мне хотелось видеть их благоразумными, интеллигентными, самостоятельными взрослыми, а не сумасшедшими эмоциональными развалинами, как мои родители».

Его дети научились быстро подавлять игривое настроение и чувства. Иногда они забывались, но быстро замолкали. Через некоторое время их стали мучить боли живота и другие болезни

«Я наконец понял, что что-то не так. Случилось это после нашей поездки в гости к брату Клер» - вспоминает Стивен. Было пора собираться домой, и мы укладывали вещи в автомашину. Я заметил, что оба ребенка скрючившись стояли в углу, и пошел посмотреть, в чем дело. Сын, которому было пять лет, быстро сказал, что его маленькую сестру тошнит. «Только что она чувствовала себя превосходно, все произошло как-то неожиданно. Я посмотрел на ее красное маленькое личико и спросил, что с ней. Она показала на горло. Я принес ее в ванную и умыл лицо. Я посмотрел ее горло, оно казалось нормальным, температуры не было. Казалось, что она не могла говорить, мускулы были твердыми и напряженными. Я вдруг сообразил, что то, на что она показывала было ни чем иным, как «комком в горле» - то сковывающее ужасное чувство, которое перехватывает горло, когда человек пытается сдержать слезы. Я так строго и долго предупреждал детей о том, чтобы они не суетились и не хныкали, когда придет время отъезда, что моя маленькая девочка превратилась в клубок сдерживаемой печали в связи с нежеланием уезжать от так понравившихся ей родственников. Она и брат решили, что лучше быть больными, чем грустными, безумными или даже счастливыми. Я обнял ее и прошептал:»Ничего страшного, если ты плохо чувствуешь себя в связи с отъездом». Она ничего не сказала, а только молча плакала, когда мы отъезжали.

Стивен извинился перед Клер за подавление нормальных эмоций в семье. Совместно они выработали новый подход к установлению рамок, ограничивающих уровень шума, производимого детьми во время игры или же когда они эмоционально выражают грусть или злость. Они проконсультировались у педиатра о том, каким считается нормальное поведение детей их возраста, прочитали ряд книг о ходе развития детей. Стивен решил, что лучший способ загладить вину перед своими детьми - это изменить себя.

«Я решил, что мне самому надо стать взрослым, чтобы мои дети, став взрослыми, были спокойными и рассудительными. Я перестал кричать на них в порыве эмоционального возбуждения. Мы иногда вместе занимались какими-то безобидными маленькими глупостями. Я стал больше смеяться, осознавать чувства других, говорить о них и просто признавал их наличие. Вместо того, чтобы запрещать им драться я пытался понять как развивается их самосознание и чувство соперничества. Я получал помощь, работая над неразрешенными проблемами, и таким образом начал свое путешествие к душевному миру. Сейчас я благодарен своим детям. Благодаря им, я познал, что нельзя давать волю эмоциями и выпускать их из-под контроля».

Двигаемся вперед

Совершенно ясно, что Девятый Шаг требует тщательного анализа и мужественных действий. Нужны смирение и стойкость, чтобы сделать необходимые покаяния, извинения и другие действия по заглаживанию вины. Мы можем страдать, подрывая собственный рост и выздоровление, если задержимся или уклонимся от заглаживания вины, где мы это можем и должны делать. Мы также можем причинить себе больше вреда, если проявим небрежность или слишком сосредоточимся на себе в ходе наших действий по заглаживанию вины. Как всегда мы можем, работая над этим шагом получить руководящие указания от нашей Высшей Силы. Мы можем усилить свои позиции, просмотрев или повторив некоторые или все Шаги, которые проработали ранее. Все мы иногда ошибаемся, и нам нужно постоянно делать это обзор.

Девятый Шаг освобождает нас от прошлого. Теперь мы можем двинуться вперед, не обремененные виной и самобичеванием. Теперь мы можем чувствовать себя гораздо лучше, думая о себе и наших взаимоотношениях с другими. Мы можем расширить диапазон принятия себя, самоуважения и чувства собственного достоинства. Мы расчистили свое прошлое и готовы жить новой жизнью, свободные от старого деструктивного поведения. Мы теперь можем сосредоточиться на жизни в настоящем - каждый день, каждый миг, вдумчива, с любовью, в гармонии с миром, с Богом и другими людьми. Духовное путешествие по программе Двенадцать Шагов само по себе является положительным изменением. Мы уже ощущаем его воздействие. Старое должно быть разрушено и отметено в сторону, чтобы на его месте можно было построить новое. Мы добились свободы, чтобы двигаться вперед. Мы призвали к себе мужество, смирение, честность, веру, надежду и любовь. Процесс Двенадцати Шагов нужный акт любви - любви для нас и для подобных нам людей. Мы можем помочь тому, чтобы сделать наш мир лучше, чтобы он стал более здоровой и счастливой обителью. И мы уже начали делать это.

Десятый Шаг

Продолжали самоанализ и, когда допускали ошибки, сразу признавали это

Пышные сады прекрасны не только потому, что там цветут красивые цветы - они прекрасны потому, что кто-то очищает их от сорняков

Эрни Ларсен

Закончив работу по Девятому Шагу, в ходе которой мы решили трудную задачу по заглаживанию вины перед теми, кому причинили зло, мы чувствуем себя очистившимися. Прошлое наконец-то полностью осталось в прошлом. Теперь мы все начинаем сначала. Жизнь наша новая, свежая, безупречная. Но это не означает, что с этого момента мы начнем жить идеальной жизнью. Мы будем иногда в каких-то ситуациях ошибаться. Мы, «убирая свой дом», не ставили перед собой цели добиться идеального характера. Наша задача состояла в том, чтобы освободиться от старых ошибок, вины и долгов, которые мешали нашему выздоровлению. Первые девять шагов научили нас осуществлять самоанализ, признавать свои ошибки и возмещать убытки честно и со смирением. Мы можем поддерживать этот процесс в течение всей оставшейся жизни.

Как и в случае с настоящей уборкой дома, мы не можем осуществить самоочищение один раз, а потом снова накапливать проблемы и развалиться. Это непрерывный процесс - подбирать, пылесосить, подметать и мыть. Мы регулярно моем посуду и выбрасываем мусор. А один - два раза в год делаем генеральную уборку. Таким же образом мы поддерживаем наше духовное «я». Мы постоянно осуществляем проверки, чтобы посмотреть на свое поведение и его мотивы, напомнить о том, чего следует избегать и вовремя определить ошибку. Затем, время от времени мы глубоко заглядываем в себя и оцениваем свое состояние. Этот самоанализ входит в привычку, что повышает качество нашей жизни, позволяет отслеживать тенденции, которые могут привести нас к самообману и неправильному поведению. Это освобождает нас от желания аккумулировать чувство вины, не дает усомниться в правильности наших взглядов на процесс выздоровления и помогает вырабатывать способность терпимо относиться к другим.

Если этот самоанализ покажется слишком обременительным, то надо помнить, что от этого зависит наша жизнь. Мы знаем, что она из себя представляла, какой была до того как мы начали свое путешествие к выздоровлению. Мы также знаем насколько продвинулись по тем Шагам, которые уже отработали. Мы можем преодолеть искушение быстренько пробежаться по Десятому Шагу, полагаясь на свои мужество, решимость и веру, которые мы приобрели в ходе работы над предыдущими Шагами. Было время, когда мы ни за что не поверили бы, что можем продвинуться так далеко. Мы можем рассчитывать на продолжение процесса выздоровления и углубления умиротворения до тех пор, пока будем уделять внимание сохранению собственного здравомыслия и продолжению духовного роста.

Продолжать личную инвентаризацию можно тремя способами:

1) частый или выборочный критический обзор в течение всего дня;

2) критический обзор всего, что произошло за день один раз вечером;

3) критический обзор за какой-то достаточно продолжительный период, который проводится один два раза в год.

Проведение таких инвентаризаций - это хороший способ постоянно осознавать характер своего поведения и мотивов. Они помогут нам избежать откатов назад в процессе нашего выздоровления. Полагаясь на честность, смирение и помощь нашей высшей Силы, мы теперь можем начать процесс духовного роста, который будет продолжаться всю жизнь.

Частые критические обзоры

Мы можем делать ежедневные выборочные критические обзоры, чтобы посмотреть, не возвращаемся ли к своим старым привычкам в поведении. Это позволяет нам оставаться на высоте в наших действиях и мотивах. Если мы будем фиксировать свои неправильные действия, то можем легко нейтрализовать возможность скатывания назад. Быстрое признание ошибки освобождает нас от чувства вины. В таком случае негатив не накапливается, хотя это может приводить к отрицанию и новым ошибкам. Быстрые и частные критические обзоры могут также помочь успокоить эмоциональные бури, пока они не успели захлестнуть нас.

В течение всего дня мы можем следить за нашими действиями, словами и мыслями. Смотрим на возможный исход каждой ситуации и задаемся вопросом относительно истинных мотивов наших действий. Могут ли они причинить кому-либо боль? Возможно мы просто оправдываемся за свои недостатки? Действуем ли мы только от своего имени или контактируем с нашей Высшей силой? Честны ли мы? Если мы чувствуем злость, обиду, депрессию или страх, то это может быть признаком того, что мы откатываемся назад к своему старому образу жизни.

Например, нас может одолевать чувство подавленности, когда мы целый день сидим за столом и выполняем работу, которую просто ненавидим. Возможно единственное, что нас удерживает на данной работе - это страх, ожидание внешнего одобрения или приниженное чувство собственного достоинства. Эти болезненные ощущения не стоят того, чтобы их терпеть; это сигналы, говорящие нам, что надо что-то менять.

Мы должны достаточно твердо доверять своей Высшей Силе, чтобы перепоручить ей уже замысленные нами «должны» и позволить каждому направлению нашей жизни идти так, как это определено Богом. Мы с помощью этих Шагов прислушиваемся к голому нашей Высшей Силы и в результате становимся лучше и лучше. Теперь мы можем по нескольку раз в день напоминать себе о необходимости прислушиваться к этому голосу и следовать за ним. Очень полезным является частое обращение к Третьему Шагу - возвращение в нужную колею означает, что мы честны перед собой и смиренно передаем наши волю и жизнь своей высшей силе.

Критические обзоры в конце дня

В конце каждого дня, желательно перед сном, мы можем уделить несколько минут обзору событий дня. Проводим инвентаризацию наших действий, слов и мотивов. Это мини версия нашей инвентаризации Четвертого Шага (объективная и в настоящем времени), но касающаяся только одного дня. Мы можем отследить сделанный прогресс, посмотреть, что получилось хорошего. Мы можем сделать тщательный критический обзор наших проблем. Глубже, чем могли раньше, проанализировать свое поведение и мотивы. Это можно делать и в рамках наших выборочных критических обзоров. Мы можем выявлять что-то и планировать наши действия, чтобы на следующий день (или как можно быстрее) исправить ошибки. Мы можем добиться ценной для нас предсказуемости поведения и произвести необходимые изменения. Критические обзор в конце дня - это объективный взгляд на все. Что мы делали сегодня? С кем взаимодействовали? С чем управились хорошо? С чем могли бы справиться лучше? Как? Допустили ли промах в каком-либо конкретном деле? Проявились ли прежние черты характера и поведение в наших действиях? Что бы мы могли сделать или сказать вместо этого? Как можно исправить положение? Что мы узнали сегодня? Как можем использовать полученные знания? Помните, что надо избегать оправданий и самодовольства и в каждой конкретной ситуации сосредотачивать внимание только на собственном поведении.

Критические обзоры в конце дня очень важны, потому, что напоминают нам о необходимости жить день за днем. События дня еще свежи в памяти, мы можем подумать о достигнутом прогрессе и над чем еще надо работать. Когда идут съемки кинофильма в Голливуде, то директор, продюсеры, актеры, актрисы и другие участники часто в конце дня собираются вместе, чтобы просмотреть отснятое за день это так называемы «ежедневники». Они имеют возможность определить, что получилось, а что надо переписать и переснять. Наши критические обзоры в конце дня можно рассматривать, как своего рода «ежедневники». В них мы умозрительно день за днем просматриваем кинофильм нашей жизни.

Многие люди находят, что ведение журнала или дневника помогает рассортировать их чувства, убеждения и мотивы. Это помогает добиться лучших результатов. Журнал может быть также полезен, как своего рода справочник, когда мы делаем долгосрочные критические обзоры. В дополнение, честный, смиренный, без предубеждений критический обзор в конце дня может обеспечить нам крепкий сон ночью.

Долгосрочные критические обзоры

Долгосрочные критические обзоры, подобно генеральной уборки, проводятся один-два раза в год. Можно затратить один день, выходные или больше и, оставшись в одиночестве, провести инвентаризацию за период со времени последнего основательного критического обзора. Для этого лучше всего уехать в годы, в лес или на пляж, там легче сосредоточиться. Нам, возможно, захочется попросить помощь у духовного наставника, у группы, занимающейся по Двенадцати Шагам, или же у одного из членов этой группы. В процессе долгосрочного критического обзора мы можем увидеть и оценить, какого прогресса добились и насколько выросли духовно. Это как раз тот случай, когда мы можем поблагодарить нашу Высшую Силу за оказанную помощь, благодаря которой мы далеко продвинулись.

Изменения в нашем поведении проистекают из глубинных внутренних изменений, которые стали возможны благодаря нашей работе над Шагами. Эти изменения принесли нам больше мира и покоя, чем мы могли предполагать. Соответственно изменились и внешние обстоятельства нашей жизни. Мы узнали, что с помощью нашей Высшей силы способны справиться с любыми вызовами, которые преподносит нам жизнь.

Причина, по которой мы проводим долгосрочный критический обзор, состоит в том, чтобы посмотреть на достигнутый нами прогресс. Возможно мы увидим, что есть необходимость сделать обзор и проработать вновь некоторые из Двенадцати Шагов или даже все. Мы можем проанализировать наши действия и мотивы, чтобы вскрыть имеющиеся в некоторых сферах нашей жизни. Мы можем обнаружить деструктивные элементы в нашем поведении и отрицательные черты характера, а также развитие новых. И снова в каждой ситуации и сосредотачиваем внимание только на том, что касается лично нас. Мы не жертвы обстоятельств или других людей. Трудные ситуации, и особенно те, которые мы не создавали, вмешиваясь в работу нашей Высшей Силы, можно рассматривать как возможность для собственного роста.

С помощью дневника (журнала) или записанных данных прежних инвентаризаций мы можем для долгосрочного критического обзора сформулировать следующие вопросы: Как мы регулировали доставлявшие нам прежде беспокойство взаимоотношения? Стали ли эти взаимоотношения лучше, хуже или остались такими же? Вернулись ли мы к практике контроля каких-то сторон нашей жизни? Откатились ли мы назад в вопросах осуществления опеки над другими или поиска одобрения со стороны других? Продолжаем ли мы испытывать злость, депрессию, страх или же мы снова замкнулись со своими чувствами? Можно задать себе много других вопросов и, если есть необходимость, попросить помощь у своего духовного наставника или у близкого друга. Надо также помнить о необходимости проанализировать свои силы: Проявляли ли, мы доброту по отношению к другим? Не забывали ли мы думать о духовном росте? Проявляли ли мы терпение и терпимость по отношению к другим и к себе? Доросли ли мы до того, чтобы верить в наличие у нашей Высшей Силы воли, которую нам надлежит исполнить? Приобрели ли мы честность и смиренность сами и внедрили ли их в свою жизнь? Растем ли мы понемногу каждый день?

Долгосрочные критические обзоры похожи на то, как если бы мы регулярно снова и снова прорабатывали Четвертый, Восьмой и Девятый Шаги. Один-два раза в год мы основательно и твердо рассматриваем себя и свою жизнь. Отмечаем достигнутый прогресс, подмечаем наши слабости, заглаживаем вину и подтверждаем приверженность продолжению духовного роста. Эти критические обзоры очень полезны с точки зрения выработки перспективы и поддержания длящегося всю жизнь процесса духовного роста.

Однако только долгосрочных критических обзоров недостаточно. Для того, чтобы не ослаблять внимание к непрерывному процессу роста, необходимо проводить ежедневную инвентаризацию. Мы можем поддаться искушению заменить эти энергичные душевные поиски на нечастые долгосрочные критические обзоры, а в промежутках заметать сор под ковер и хранить его там до генеральной уборки. Но теперь мы знаем, что укладывание проблем в прокрустово ложе только усугубляет их и подрывает процесс нашего роста.

Три рассмотренных типа критических обзоров - частые в течение дня, разовые в конце дня и долгосрочные - дополняют друг друга и образуют структуру непрерывного самоанализа. Этот самоанализ является краеугольным камнем для поддержания благоразумия и духовного роста. В процессе нашего совершенствования в течение всей жизни ежедневно требуются постоянные корректировки. Ни один из нас, никогда не является совершенно «законченным» созданием. Мы всегда ежедневно можем продолжать учиться и расти. Мы можем поддерживать контакт с нашей Высшей Силой и продолжать постоянно развивать взаимоотношения с ней.

История Карены

«Я всегда гордилась своими высокими стандартами» - признается взрослый ребенок алкоголика Карен. «Я очень усердно работала, стараясь сделать не только хорошо, а просто отлично то, над чем трудилась. Как только я узнала о необходимости посмотреть на негативное воздействие моего совершенства, мне пришлось быть внимательной к проявлениям этой черты характера во всех сферах жизни. Я познала разницу между сверхраздутым ною представлением о хорошем и «достаточно хорошим» реальным чем-то».

Карен делает критические обзоры ежедневно. «У меня просто вошло в привычку спрашивать себя, а реалистичны ли мои ожидания, достижимы ли и действительно ли желанны поставленные цели, и позволяю ли я себе признавать и наслаждаться своими достижениями».

«Я также стараюсь помнить о том, что не стоит навязывать свое совершенство другим людям, ожидая от них слишком многого. Я спрашиваю себя, а принимаю ли я свои и чужие «достаточно хорошие» успехи или же ожидаю только супер, восхитительных, прекрасных и захватывающих результатов. В жизни все это выглядит следующим образом. В течение дня у меня в голове время от времени проходят серии щелчков» - такие слабые предупредительные звонки, которые дают мне знать, что я сделала что-то такое, на что надо обратить внимание и исправить, пока оно не ушло в прошлое и осталось во мне лишним грузом».

«Вся эта процедура может показаться слишком обременительной - все эти вопросы» - говорит Карен. «Но в действительности все гораздо проще. Я могу сравнить это с текущей повседневной уборкой, которая не позволяет накапливать и оставлять за собой гору мусора».

Когда Карен, задавая вопросы, обнаруживает ошибку в решении или в поведении, она может признать ее и немедленно исправить. «Я никогда не думала насколько легко сказать «Я ошиблась». Это не приводит к концу света, я ничего не теряю от этого как в своих глазах, так и в глазах окружающих. Люди меня уважают за это. Мы все знаем каково иметь дело с человеком, который никогда не признает свои ошибки. Гораздо легче признать их, извиниться и оставить в прошлом. Я убедилась, что никто не собирается нападать на меня в тех случаях, когда я немедленно не принимаю защитных мер».

«Это помогает мне лучше взаимодействовать с другими и с самой собой. Я больше не тащу за собой груз прежних обид, вины и самобичевания. Я делаю ошибки, делает их каждый. Это реальность. Я могу жить с этим потому что работаю над своими ошибками и отпускаю их. Они не остаются в моем сознании, не преследуют меня».

Карен говорит, что отслеживая и контролируя свойственную ей тенденцию стремления к совершенству, она приобрела новую способность довольствоваться реально достигнутыми успехами. «Когда я постоянно переживала за то, что вдруг не стану «хорошей», я никогда не видела тех «достаточно хороших» достижений и побед, которые могла бы отпраздновать. Теперь я не упускаю такие возможности в своей жизни».

Смотрим на себя

Развивая привычку к самоанализу и немедленно признавая допущенные ошибки, мы добились совершенно очевидных положительных успехов в жизни. Если человек осознает свои роль и место в како-то дискуссии, то это только способствует улучшению его взаимоотношений с оппонентом. Контролируя возможный возврат к неправильному поведению и не допуская этого, мы можем улучшить нашу жизнь и обеспечить духовный рост. Мы можем освободиться от чувства вины, составляя список своих ошибок. Как только честность и смирение станут привычными элементами нашей жизни, укоренившийся в нас страх быть самим собой исчезнет. Мы, возможно, также увидим, что окружающие нас люди ослабят свои защитные инстинкты и будут более расположены к общению с нами. Мы можем начать практиковать самоанализ в нашей повседневной жизни. Скоро это войдет в привычку так же, как это мы видели в случае с Карен, и нам больше не придется принуждать себя к этому. Теперь мы видим, что продвижение по Двенадцати Шагам это не механический процесс, после которого мы становимся идеальными или полностью вылечившимися. Мы ищем и развиваем новые направления которые изменят нашу жизнь до основания.

Программа Двенадцать Шагов становится неотъемлемой частью нас. Она постоянно с нами, мы можем снова и снова использовать ее, когда в этом есть необходимость. У нас, возможно, будет возникать потребность возвращаться к ней от случая к случаю, или часто; провести критический анализ Шагов, чтобы стабилизировать поведение и укрепить взаимоотношения. Так же как и в случае с инвентаризацией мы можем ежедневно в течение всей жизни использовать Двенадцать Шагов и по другим направлениям.

Одиннадцатый Шаг

Стремились путем молитвы и размышления углубить соприкосновение с Богом, как мы понимали его, молясь лишь о знании Его воли, которую нам надлежит исполнить, и о даровании силы для этого.

Если вы не находите время для молитвы, то вы слишком заняты.

Ночной свет

К настоящему времени в ходе работы над Шагами мы, видимо, испытали много душевных переживаний. Эти душевные переживания накапливались и привели к духовному пробуждению. Поверив в Силу, гораздо более могущественную, чем мы, мы пришли к познанию Бога в себе и в нашей жизни. Осознанный контакт с нашей Высшей Силой, выражающийся в перепоручении наших воли и жизни Богу, признание наших ошибок и в просьбе устранить наши недостатки, привел к истинному знанию существования бога в нашей жизни. Сейчас мы ищем пути укрепления и углубления этой связи с помощью молитвы и медитации.

Нас могут смущать молитва и медитация. В процессе религиозного воспитания нас, возможно, приучили молиться определенным образом, в определенное время. Эти механические повторяемые молитвы возможно перестали нести какую-<

Наши рекомендации