S. Dobson. Sage Publication, 1995. P. 167.



Релаксирующая сцена. Необходимо помочь пациенту описать релаксирующую сцену. Вначале попросите его вспомнить и описать реальную ситуацию, которая ассоци­ ируется с чувствами расслабления и спокойствия. Следует рассмотреть конкретные детали сцены, в частности, сенсор­ ные аспекты, относящиеся к различным модальностям: ви­ зуальные образы, звуки, температуру, тактильные ощуще­ ния, эмоции и т. п. Для усиления реалистичности релакси- рующей сцены необходимо включить в описание точные дату и часы события, название места, в котором оно проис­ ходило, действия пациента и другие детали (например, на­ звание книги, которую пациент в это время читал, или ме­ лодии, которую он слушал) .

Обучение релаксации. Проводится по системе прогрес­ сивной глубокой мышечной релаксации Джекобсона, со­ гласно которой группы мышц вначале напрягаются, а за­ тем расслабляются. Дополнительно проинструктируйте пациент а обращать внимание на напряжение мы ш ц и различия между ощущениями их напряжения и после­ дующ его расслабления. Эта инструкция способствует лучшему осознанию телесног о напряжения. Последова­ тельно расслабляются группы мышц обеих рук, предпле­ чий, лба, лица, шеи и плеч, груди, живота, бедер, голеней и ступней. Обычно комплекс обучающих упражнений за­ нимает 30 минут. Перед окончанием процедуры релакса­ ции попросит е пациента сделать несколько глубок их вдохов и выдохов. Впоследствии глубокое дыхание мо­ жет стать средством индукции расслабления (например:

« Сейчас делайте медленные глубок ие вдохи и выдохи, и это поможет вам еще больше расслабиться; с каждым

выдохом расслабляйте ещ е одну группу мышц») . Когда упражнения закончатся, попросите пациента «включить» релаксирующую сцену, чтобы еще больше расслабиться. Необходимо проконтролировать, переживает ли пациент релаксирующую сцену; для этого попросите его сигнали­ зировать поднятием кисти руки (или пальца) : «Когда хо­ рош о расслабитесь, слегка приподнимит е правую руку».

Завершая релаксацию, попросите пациента обратить внимание на ощущения в различных группах мышц: «Об­ ратите внимание на чувство расслабления в ваших руках... в предплечьях» и т. д. Затем вновь повторяйте релаксиру­ ющ ую сцену. Эта последовательность сохраняется, пока не останется 10 минут до окончания сессии. В конце сес­ сии обсудите, насколько ясно пациент смог представить релаксирующую сцену, какие детали из ее описания ему помогали, какие группы мышц удавалось легко расслабить во время тренировки по системе Джекобсона, помогали ли расслабляться дыхательные упражнения. Сессия завер­ шается домашним заданием.

Домашнее задание. Пациент получает задание: в тече­ ние последующих семи дней у себя дома в спокойной об­ становке провести пять тренировок релаксации по сис­ теме Дж екобсона (без представления релаксирующ ей сцен ы ) . Поскольку комплекс упражнений зани мает 30— 40 минут, посоветуйте ему выделить около часа сво­ бодног о времени, чтобы заниматься без спешки и отвле­ чения на другие дела. Результаты упражнений фиксиру­ ются в специальном дневнике релаксации*.

* См. форму 1 «Дневник релаксации».



Практическое занятие 2

АМТ-сессия 2. Состоит из четырех этапов:

1) описание реальной ситуации, ассоциирующ ейся с чувством тревоги («тревожной сцены») ;

2) релаксация;

3) активация тревоги с последующ ей релаксацией; 4) итоговая беседа, домаш нее задание.

В начале сессии обсудите предыдущее домашнее зада­ ние, а затем попросите пациента описать реальное пережи­ вание ситуации, которая ассоциируется с тревогой средне­ го уровня (около 60 баллов по условной 100-балльной шка­ ле тревоги) . Так же, как и в процедуре идентификации релаксирующей сцены, тревожащая ситуация должна быть детально описана. Помимо таких обстоятельств, как вре­ мя и место, указаний на участвующих или присутствующих людей, сцена должна включать описание ситуационных, когнитивных, физиологических, эмоциональных и пове­ денческих признаков активации тревоги. С другой сторо­ ны, такие поведенческие компоненты, как уход, избегание или другое защитное поведение, не должны включаться в эту сцену, поскольку их использование может привести к усилению неадаптивных реакций. М ож н о вводить эпи­ зоды, в которых чувству тревоги сопутствует, например, не претворяемое в действие стремление выйти из комна­ ты, чтобы избежать ситуации.

Релаксация. После описания тревожной сцены дайте пациенту инструкцию на расслабление по системе Дж е- кобсона, но без использования упражнений на напряже­ ние мышц. Эта процедура занимает около 20 минут. Для усиления расслабления используется глубокое медлен-

ное дыхание. Далее введите представление релаксирующей сцены. Опишите релаксирующую сцену и, как и на про­ шлой сессии, попросите пациента приподнять руку, когда он достигнет комфортного уровня расслабления.

Активация тревоги и релаксация. После того как паци­ ент, пройдя процедуры второго этапа, расслабился, ин­ структируйте его «включить» тревожную сцену и сигна­ лизировать, когда он почувствует тревогу.

Наши рекомендации