Глава 6. се м е йн а я пси хотера пи я
|
ВВЕДЕНИЕ
Кризисна я психология и психотерапия — относитель но новые , но интенсивно развивающ иес я с ф ер ы психо
Рекомендуемая литература 204
Глава 7. МЕТОДЫ ПО ВЕДЕ НЧ ЕСКО Й ПСИ ХОТЕРА ПИ И КРИЗИСН Ы Х СОСТОЯНИЙ В. Г. Ромек 205
О собенности поведенческой психотерапии 206
Этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний . 212 Методы поведенческой терапии последствий
кризисных ситуаций | ||
Методы поведенческой психотерапии кризисных состояний | .. | |
Практические задания | ||
Рекомендуемая литература |
Прило жение 1. Практикум по поведенческой терапии
генерал изованной тревоги (Е. И. Крукович) 227
Приложение 2. Интервью по генограмме (В. А. Конторович) ... 251
П рило ж ени е 3 . В опрос ы интервью для исследования структуры семейной системы (В. А. Конторович) 255
ям . И сследования психическог о состояния лю дей — уча стников , ж ертв или свидетелей подобных соб ы тий либ о стихийн ы х бедствий — в ы явил и у многи х наличи е раз личн ы х нару ш ени й психики , в том числе и особог о со стояния — посттравматическог о стрессовог о расстройст ва. Общество постепенно осознало наличие проблем дез адаптации ветеранов войн , свидетеле й аварий н а АЭС , природных катастроф и других экстрем альн ы х соб ы тий. Вы явление больш ого количества суицидов , актов наси лия , соверш аемых б ы в ш им и участниками войн, наруше ни й психик и и пробле м дезадаптации у ж ертв и свидете ле й катастроф заставило развернут ь программы по изу чени ю долговре м енн ы х последствий трав м атических соб ы ти й и способов их профилактик и и устранения. Та ки м образо м появилис ь клинически е теории кризис а и соответствующ ие разделы в м едицине катастроф . Од нак о понимани е кризис а и кризисно й ситуации в психо-
логической практик е несколько ш ире , нежел и в клини ческой. П оняти я кризиса развития, жи зненных кризисов разрабатывались в рамках психологии личност и и психо логии развития , и исследования в этих областях такж е предоставили информаци ю о воз можных серьезных не благоприятн ы х последствиях кризисов , н е связанн ы х с глобаль ными и ш ирокомас ш таб ным и бедствиями. На пример , к намерени ю соверш ить самоубийство человека могут привест и и безответная влю бленность , и потеря ра боты, и чувство вины за вынужденные преступления, со вер ш енн ы е во вре м я военно й службы. К ризис ка к пово ротн ы й пунк т человеческой судьбы, в котором ру ш атся са м и основ ы предыду щ е й жи з ни , а ново й ещ е не суще ствует, требует особог о подхода и специ фи чески х ф ор м помо щ и человеку, его переживающ ему. К счастью , боль ш инств о лю де й могут справитьс я с кризисо м самостоя тель но, приче м это утверждение верно и по отно ш ени ю к ж ертва м трав м атических соб ы тий . Ч аст о задача про ф ессионал а состоит , прежд е всего, в в ы явлени и потен циальных возможностей преодоления кризисног о состо яни я и их активизации либ о в определении степени рис ка развития кризис а в небла гоприят но м направлении .
И м енн о этим практическим целям и посвящ ен о дан но е пособие . Он о н и в кое й м ер е н е являетс я полны м и исчерпывающ и м руководством по кризисному вмеша тельству, а представляе т подробно е изложени е несколь ки х те м , котор ы е авторы посчитал и ва жным и и показа тель ными дл я обучения будущих психологов практичес ки м основа м профессионально й помо щ и человеку в кризисном состоянии. М ы исходим из предположения ,
что кризис — это прежд е всего состояние потери, утраты (утратит ь можн о убе ж дения , веру, про ш лу ю жи з нь , лю бимог о человека, детство или базовые иллю зии; в лю бо м случае, нужно учиться жи ть без утраченног о и создать не что новое ) и затем — экзистенциальн ы й в ы бо р между продолжение м жи з н и и отказом о т йе е ( реальн ы м ил и си м волически м ) . П оэтому своего рода «алгоритм» рабо ты с кризисно й проблематико й рассматриваетс я на при мере помо щ и человеку, понесш ему утрату, и помо щ и при суицидальном поведении.
О сновна я часть пособи я посвящ ен а практическим проблема м кризисной интервенции. В первой главе изла гаю тся об щ и е представления о кризис е и кризисн ы х си туациях , принцип ы кризисно й помо щ и ; в о второй главе рассматриваю тс я поняти я стресса и трав м атическог о стресса, м еханиз м ы возникновени я трав м атическог о стресса, вводятся диагностические критерии посттравма тическог о стресса и определя ю тс я ф актор ы , котор ы е являю тся ва жным и пр и развитии ПТСР. В третьей главе опис ы ва ю тс я м етод ы работ ы с П Т СР . П ричем , оди н и з указанн ы х методов, а именн о Терапия М ы сленног о По ля , н е описа н в данно м пособии , поскольк у о н слабо ф ормализован, и его луч ш е изучат ь на практических семинарах, чтобы не запутать наш их читателей. В четвер той главе рассматриваетс я кризисна я помо щ ь человеку, пережива ющ е м у горе . С уицидально е поведение рас см атривается в пятой главе, основно е вни м ани е направ лен о н а диагностик у степени суицидальног о риск а и конкретн ы е интервенции. В шестой главе предложены к ознакомлению некотор ы е подходы в се м ейно й терапии,