Глава 6. се м е йн а я пси хотера пи я

Семейная кризисная психотерапия ( СКП )       логической практики. Своим/ возникновение м он и обя­
Позитивная семейная психотерапия       за ны , прежде всего, негатив ны м плода м цивилизации —
Практические задания       тех но ге нны м катастроф а м , военн ы м действия м , авари­
В КРИЗИСН Ы Х СОСТОЯНИЯ Х (В. А. Конторович) 193

ВВЕДЕНИЕ

Кризисна я психология и психотерапия — относитель­ но новые , но интенсивно развивающ иес я с ф ер ы психо­


Рекомендуемая литература 204

Глава 7. МЕТОДЫ ПО ВЕДЕ НЧ ЕСКО Й ПСИ ХОТЕРА ПИ И КРИЗИСН Ы Х СОСТОЯНИЙ В. Г. Ромек 205

О собенности поведенческой психотерапии 206

Этапы поведенческой психотерапии кризисных состояний . 212 Методы поведенческой терапии последствий

кризисных ситуаций
Методы поведенческой психотерапии кризисных состояний ..
Практические задания
Рекомендуемая литература

Прило жение 1. Практикум по поведенческой терапии

генерал изованной тревоги (Е. И. Крукович) 227

Приложение 2. Интервью по генограмме (В. А. Конторович) ... 251

П рило ж ени е 3 . В опрос ы интервью для исследования структуры семейной системы (В. А. Конторович) 255

ям . И сследования психическог о состояния лю дей — уча­ стников , ж ертв или свидетелей подобных соб ы тий либ о стихийн ы х бедствий — в ы явил и у многи х наличи е раз­ личн ы х нару ш ени й психики , в том числе и особог о со­ стояния — посттравматическог о стрессовог о расстройст­ ва. Общество постепенно осознало наличие проблем дез­ адаптации ветеранов войн , свидетеле й аварий н а АЭС , природных катастроф и других экстрем альн ы х соб ы тий. Вы явление больш ого количества суицидов , актов наси­ лия , соверш аемых б ы в ш им и участниками войн, наруше­ ни й психик и и пробле м дезадаптации у ж ертв и свидете­ ле й катастроф заставило развернут ь программы по изу­ чени ю долговре м енн ы х последствий трав м атических соб ы ти й и способов их профилактик и и устранения. Та­ ки м образо м появилис ь клинически е теории кризис а и соответствующ ие разделы в м едицине катастроф . Од­ нак о понимани е кризис а и кризисно й ситуации в психо-



логической практик е несколько ш ире , нежел и в клини­ ческой. П оняти я кризиса развития, жи зненных кризисов разрабатывались в рамках психологии личност и и психо­ логии развития , и исследования в этих областях такж е предоставили информаци ю о воз можных серьезных не­ благоприятн ы х последствиях кризисов , н е связанн ы х с глобаль ными и ш ирокомас ш таб ным и бедствиями. На­ пример , к намерени ю соверш ить самоубийство человека могут привест и и безответная влю бленность , и потеря ра­ боты, и чувство вины за вынужденные преступления, со­ вер ш енн ы е во вре м я военно й службы. К ризис ка к пово­ ротн ы й пунк т человеческой судьбы, в котором ру ш атся са м и основ ы предыду щ е й жи з ни , а ново й ещ е не суще­ ствует, требует особог о подхода и специ фи чески х ф ор м помо щ и человеку, его переживающ ему. К счастью , боль­ ш инств о лю де й могут справитьс я с кризисо м самостоя­ тель но, приче м это утверждение верно и по отно ш ени ю к ж ертва м трав м атических соб ы тий . Ч аст о задача про­ ф ессионал а состоит , прежд е всего, в в ы явлени и потен­ циальных возможностей преодоления кризисног о состо­ яни я и их активизации либ о в определении степени рис­ ка развития кризис а в небла гоприят но м направлении .

И м енн о этим практическим целям и посвящ ен о дан­ но е пособие . Он о н и в кое й м ер е н е являетс я полны м и исчерпывающ и м руководством по кризисному вмеша­ тельству, а представляе т подробно е изложени е несколь­ ки х те м , котор ы е авторы посчитал и ва жным и и показа­ тель ными дл я обучения будущих психологов практичес­ ки м основа м профессионально й помо щ и человеку в кризисном состоянии. М ы исходим из предположения ,

что кризис — это прежд е всего состояние потери, утраты (утратит ь можн о убе ж дения , веру, про ш лу ю жи з нь , лю­ бимог о человека, детство или базовые иллю зии; в лю бо м случае, нужно учиться жи ть без утраченног о и создать не­ что новое ) и затем — экзистенциальн ы й в ы бо р между продолжение м жи з н и и отказом о т йе е ( реальн ы м ил и си м волически м ) . П оэтому своего рода «алгоритм» рабо­ ты с кризисно й проблематико й рассматриваетс я на при­ мере помо щ и человеку, понесш ему утрату, и помо щ и при суицидальном поведении.

О сновна я часть пособи я посвящ ен а практическим проблема м кризисной интервенции. В первой главе изла­ гаю тся об щ и е представления о кризис е и кризисн ы х си­ туациях , принцип ы кризисно й помо щ и ; в о второй главе рассматриваю тс я поняти я стресса и трав м атическог о стресса, м еханиз м ы возникновени я трав м атическог о стресса, вводятся диагностические критерии посттравма­ тическог о стресса и определя ю тс я ф актор ы , котор ы е являю тся ва жным и пр и развитии ПТСР. В третьей главе опис ы ва ю тс я м етод ы работ ы с П Т СР . П ричем , оди н и з указанн ы х методов, а именн о Терапия М ы сленног о По­ ля , н е описа н в данно м пособии , поскольк у о н слабо ф ормализован, и его луч ш е изучат ь на практических семинарах, чтобы не запутать наш их читателей. В четвер­ той главе рассматриваетс я кризисна я помо щ ь человеку, пережива ющ е м у горе . С уицидально е поведение рас­ см атривается в пятой главе, основно е вни м ани е направ­ лен о н а диагностик у степени суицидальног о риск а и конкретн ы е интервенции. В шестой главе предложены к ознакомлению некотор ы е подходы в се м ейно й терапии,


Наши рекомендации