Условия полноценного слушания
«Прояснение»
Договоритесь с кем-то из родных или друзей о совместном выполнении этого упражнения. Сядьте лицом к лицу с вашим партнером. Сейчас один из вас будет произносить какие-то утверждения, которые кажутся ему верными. Другой будет выражать свою реакцию на них фразами, начинающимися словами: «Ты имеешь в виду, что …», и дальше пересказывать утверждение, чтобы дать понять, что смысл произнесенного высказывания понят. Цель – трижды добиться согласия. Если задающий вопросы не сможет получить достаточного числа утвердительных ответов, отвечающий должен объяснить ему, какой именно смысл он вложил в те или иные слова. Например:
- Мне кажется, здесь жарко.
- Ты имеешь в виду, что тебе здесь дискомфортно?
- Да.
- Ты имеешь в виду, что мне тоже должно быть жарко?
- Нет.
- Ты имеешь в виду, что хотел бы, чтобы я принес тебе стакан воды?
- Нет.
- Ты имеешь в виду, что тебе здесь не вполне удобно?
- Да.
- Ты имеешь в виду, что ты хотел бы, чтобы я что-нибудь изменил?
- Да.
Вариант выполнения задания
Попробуйте проделать упражнения с одной и той же фразой с разными партнерами. Потом задавайте вопросы вы. Помните, что вы хотите не просто получить ответы на них, а прояснить смысл фразы.
В наших разговорах часто «исчезает» часть информации, так как мы считаем, будто хорошо понимаем, что именно каждый из нас имеет в виду, о чем он думает, когда говорит ту или иную фразу. И только сталкиваясь с тем, что важная часть информации упущена либо искажена, мы понимаем, что общение было недостаточно продуктивным.
«Критика литературного героя»
Выберите одного литературного героя и попробуйте проанализировать один из его не самых удачных поступков. В вашем выступлении должны позвучать критические замечания в его адрес. Но сделать это вы должны так, как если бы он находился рядом и слышал вас, и вам, в свою очередь, не хотелось бы его обидеть.
Выполните предложенные психодиагностические методики
ВАШ СТИЛЬ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Выделяют четыре основных стиля делового общения партнера при проведении переговоров. Вам предложено 80 утверждений. Из каждой пары необходимо выбрать одно: то, которое, как вы считаете, наиболее соответствует вашему поведению. Обратите внимание на то, что ни одна пара не должна быть пропущена.
1. Я люблю действовать.
2. Я работаю над решением проблем систематическим образом.
3. Я считаю, что работа в командах более эффективна, чем на индивидуальной основе.
4. Мне очень нравятся различные нововведения.
5. Я больше интересуюсь будущим, чем прошлым.
6. Я очень люблю работать с людьми.
7. Я люблю принимать участие в хорошо организованных встречах.
8. Для меня очень важными являются окончательные сроки.
9. Я против откладываний и проволочек.
10. Я считаю, что новые идеи должны быть проверены прежде, чем они будут применяться на практике.
11. Я очень люблю взаимодействовать с другими людьми. Это меня стимулирует и вдохновляет.
12. Я всегда стараюсь искать новые возможности.
13. Я сам люблю устанавливать цели, планы и т. д.
14. Если я что‑либо начинаю, то доделываю это до конца.
15. Обычно я стараюсь понять эмоциональные реакции других.
16. Я создаю проблемы другим людям.
17. Я надеюсь получить реакцию других на свое поведение.
18. Я нахожу, что действия, основанные на принципе "шаг за шагом", являются очень эффективными.
19. Я думаю, что хорошо могу понимать поведение и мысли других.
20. Я люблю творческое решение проблем.
21. Я все время строю планы на будущее.
22. Я восприимчив к нуждам других.
23. Хорошее планирование – ключ к успеху.
24. Меня раздражает слишком подробный анализ.
25. Я остаюсь невозмутимым, если на меня оказывают давление.
26. Я очень ценю опыт.
27. Я прислушиваюсь к мнению других.
28. Говорят, что я быстро соображаю.
29. Сотрудничество является для меня ключевым словом.
30. Я использую логические методы для анализа альтернатив.
31. Я люблю, когда одновременно у меня идут разные проекты.
32. Я постоянно задаю себе вопросы.
33. Делая что‑либо, я тем самым учусь.
34. Я полагаю, что я руководствуюсь рассудком, а не эмоциями.
35. Я могу предсказать, как другие будут вести себя в той или иной ситуации.
36. Я не люблю вдаваться в детали.
37. Анализ всегда должен предшествовать действиям.
38. Я способен оценить климат в группе.
39. У меня есть склонность не заканчивать начатые дела.
40. Я воспринимаю себя как решительного человека.
41. Я ищу такие дела, которые бросают мне вызов.
42. Я основываю свои действия на наблюдении и фактах.
43. Я могу открыто выразить свои чувства.
44. Я люблю формулировать и определять контуры новых проектов.
45. Я очень люблю читать.
46. Я воспринимаю себя как человека, способного интенсифицировать, организовать деятельность других.
47. Я не люблю заниматься одновременно несколькими, вопросами.
48. Я люблю достигать поставленных целей.
49. Мне нравится узнавать что‑либо о других людях.
50. Я люблю разнообразие.
51. Факты говорят сами за себя.
52. Я использую свое воображение насколько это возможно.
53. Меня раздражает длительная, кропотливая работа.
54. Мой мозг никогда не перестает работать.
55. Важному решению предшествует подготовительная работа.
56. Я глубоко уверен в том, что люди нуждаются друг в друге, чтобы завершить работу.
57. Я обычно принимаю решение, особо не задумываясь.
58. Эмоции только создают проблемы.
59. Я люблю быть таким же, как другие.
60. Я не могу быстро прибавить два к двум.
61. Я примеряю свои новые идеи к людям.
62. Я верю в научный подход.
63. Я люблю, когда дело сделано.
64. Хорошие отношения необходимы.
65. Я импульсивен.
66. Я нормально воспринимаю различия в людях.
67. Общение с другими людьми значимо само по себе.
68. Я люблю, когда меня интеллектуально стимулируют.
69. Я люблю организовывать что‑либо.
70. Я часто перескакиваю с одного дела на другое.
71. Общение и работа с другими являются творческим процессом.
72. Самоактуализация является крайне важной для меня.
73. Мне очень нравится играть идеями.
74. Я не люблю попусту терять время.
75. Я люблю делать то, что у меня получается.
76. Взаимодействуя с другими, я учусь.
77. Абстракции интересны для меня.
78. Мне нравятся детали.
79. Я люблю кратко подвести итоги, прежде чем прийти к какому‑либо умозаключению.
80. Я достаточно уверен в себе.
С помощью приведенного ниже «ключа» подсчитайте количество баллов по каждому стилю (каждый выбор в паре равен 1 баллу). Тот стиль, по которому вы набрали наибольшее количество баллов (сумма баллов по каждому из стилей не может быть более 20), наиболее предпочтителен для вас. Если вы набрали одинаковое количество баллов по нескольким стилям – значит они присущи вам в равной степени. Описание самих стилей приведено в лекции № 31, поэтому нет необходимости повторять их еще раз.
Стиль 1: 1, 8, 9,13,17, 24,26,31,33, 40,41, 48, 50, 53, 57, 63, 65, 70, 74, 79;
Стиль 2: 2,7,10,14,18,23,25,30, 34,37, 42, 47, 51, 55, 58, 62, 66, 69, 75,78;
Стиль 3: 3,6,11,15,19,22,27,29,35,38,43,46,49,56,59,64,67, 71, 76,80;
Стиль 4: 4,5,12,16,20,21,28,32,36,39,44,45,52, 54, 60,61,68,72, 73, 77.
Стиль 1 – основное внимание уделяется действиям (ориентация на действия). Для людей этого стиля характерно обсуждение результатов, конкретных вопросов, поведения, продуктивности, эффективности, продвижения вперед, ответственности, подтверждений, опыта, препятствий, достижений, изменений, решений.
Эти люди:
– прагматичны;
– прямолинейны;
– часто взволнованы;
– решительны;
– быстры (переключаются с одного вопроса на другой);
– энергичны (что порой составляет проблему для партнера).
Стиль 2 – основное внимание уделяется процессу (ориентация на процесс). Для людей этого стиля характерно обсуждение: фактов, процедурных вопросов, планирования, организации, контролирования, проверки, апробирования, анализа, наблюдений, доказательств, деталей. Эти люди:
– ориентированы на систематичность, последовательность;
– причинно‑следственные связи;
– честны;
– многословны;
– мало эмоциональны;
– тщательны;
– методичны.
Стиль 3 – основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам (ориентация на людей). Для людей этого стиля характерно обсуждение: людей в целом, человеческих нужд, человеческих мотивов, работы в команде, проблем общения, чувств, "духа работы в команде", понимания, саморазвития, восприимчивости, осознанности, сотрудничества, убеждений, ценностей, ожиданий, отношений.
Эти люди:
– спонтанные;
– сопереживающие;
– "теплые";
– психологически ориентированные;
– эмоциональные;
– восприимчивые;
– чувствительные.
Стиль 4 – основное внимание уделяется человеческим взаимоотношениям, проблемам людей и т. п. (ориентация на людей). Для людей этого стиля характерно обсуждение: концепций, нововведений, творческого подхода, возможностей, вероятностей, больших планов, различных вопросов, что происходит нового в данной области, взаимозависимости, новых путей, новых методов, улучшений, проблем, потенциала, альтернатив. Эти люди:
– с хорошим воображением;
– харизматичны;
– порой их сложно понимать;
– эгоцентричны;
– мало реалистичны;
– творчески настроены;
– полны идей;
– оказывают стимулирующее влияние на других.
Как лучше строить деловое общение, если:
1. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 1:
– прежде всего, сконцентрируйте внимание на результатах (сформулируйте заключение сразу после изложения позиции);
– сформулируйте ваши предложения (при этом не предлагайте слишком много альтернатив);
– будьте по возможности кратки;
– подчеркните практическую направленность ваших предложений;
– используйте визуальные средства (графики, схемы, таблицы и т. п.).
2. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 2:
– будьте точны (опирайтесь на факты);
– в своем выступлении используйте следующий логический порядок: предыстория вопроса; современное его состояние; предполагаемый исход;
– разбейте ваши рекомендации на составные части;
– предлагая альтернативы, укажите положительные и отрицательные последствия их принятия;
– не торопите вашего партнера;
– упорядочите ваши предложения (1, 2, 3…).
3. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 3:
– предварите деловые отношения небольшой беседой (не начинайте сразу разговор о деле);
– подчеркните связь между вашими предложениями и нуждами и проблемами людей;
– покажите как то, что вы предлагаете, работало в прошлом;
– укажите, что вас поддерживают (или поддержали бы) все уважаемые люди;
– при деловой переписке используйте неформальный стиль.
4. Ваш партнер принадлежит к людям стиля 4:
– отведите достаточное время для обсуждений;
– не раздражайтесь, если ваш партнер, вместо того чтобы обсуждать существо проблемы, «ходит вокруг да около»;
– в своем вступительном слове постарайтесь обозначить данную проблему в более широком концептуальном контексте;
– подчеркните уникальность вашей идеи или темы;
– в письменном обращении в самом начале постарайтесь выделить ключевые понятия, которые лежат в основе ваших идей и предложений. Начинайте с общих положений, а затем переходите к частностям.
КАКОЙ ВЫ СОБЕСЕДНИК
Проанализируйте особенности вашего общения в начале разговора, при его поддержании и окончании. Для этого вспомните, как чаще всего вы общаетесь. Прочитайте и выделите ответы, соответствующие вашему стилю ведения беседы.
Способы начала разговора
А. Начало разговора зависит от:
собеседника, если он первый с вами заговорил; ситуации, если она требует от вас активности; цели, если она предусматривает совместное действие.
Б. Начало разговора зависит от:
вашего желания общаться с этим человеком; вашего настроения вне зависимости от ситуации; вашей активности вне зависимости от цели, которая может и не предусматривать партнерского взаимодействия.
Поддержание разговора
А. Для поддержания разговора вы: искренне интересуетесь мнением собеседника; задаете вопросы, пробуждающие собеседника поделиться с вами его знаниями; внимательно прислушиваетесь к проблемам вашего собеседника.
Б. Для поддержания разговора вы: рассказываете забавные случаи из жизни своей или других людей; делитесь своими проблемами; рассказываете о своих увлечениях, интересах.
Завершение разговора
А. Завершая разговор, вы: отдадите инициативу первым попрощаться своему собеседнику; ориентируетесь на реализацию целей своего собеседника; будете вежливо ждать, пока ваш собеседник выскажется, даже если спешите.
Б. Завершая разговор, вы:
являетесь инициатором его прекращения; прощаетесь с собеседником, если ваша цель реализована; можете прервать его на полуслове, если потеряли интерес к собеседнику.
Если ваши ответы чаще совпадали с вариантами А,то у вас есть явный талант слушателя. Однако замечали ли вы за собой напряжение, если беседа излишне затянулась? Проанализируйте эти случаи и попробуйте найти новые способы ведения беседы.
Если ваши ответы совпадали с вариантами Б,то вы – доминантный собеседник, однако обратите внимание на навыки слушания. Может быть, за излишней активностью в разговоре вы пропускаете ценную информацию от своих собеседников.
Литература
Основная:
1. Гуревич П. С. Психология [Электронный ресурс] : учебник / П. С. Гуревич. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 319 с. – Режим доступа: http://www.knigafund.ru/books/149365
2. Лукацкий М. А. Психология: учебник для медицинских вузов / М. А. Лукацкий, М. Б. Остренкова. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гэотар Медиа, 2010. 661 с.
3. Менделевич В. Д. Клиническая и медицинская психология: учеб. пособие для студ. мед. вузов / В. Д. Менделевич. - 6-е изд. - М. : МЕДпресс-информ, 2008. - 592 с.
4. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 104 с.
5. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 1. - 2013. - 104 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/.
6. Психология и педагогика : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013. - Ч. 2. - 114 с.
7. Психология и педагогика [Электронный ресурс] : в 2-х ч. : практикум для студ. мед. вузов / ГБОУ ВПО "БГМУ" МЗ РФ; сост. А. Ф. Амиров [и др.]. - Электрон. текстовые дан. - Уфа : Изд-во ГБОУ ВПО БГМУ Минздрава России, 2013 - .Ч. 2. - 2013. - 114 с. . // Электронная учебная библиотека: полнотекстовая база данных / ГОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет; авт.: А. Г. Хасанов, Н. Р. Кобзева, И. Ю. Гончарова. – Электрон. дан. – Уфа: БГМУ, 2009-2013. – Режим доступа: http://92.50.144.106/jirbis/
8. Столяренко Л. Д. Основы психологии : учеб. пособие для студентов вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 672 с.
Дополнительная:
- Волкова А.И. Психология общения - Ростов на/Д: Феникс, 2007.
- Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения: Практикум – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
- Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.
- Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2003. – 544 с.
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.
- Полин А.В. Психология для медиков / Под ред.И.В. Островской. – М.: Эксмо, 2009.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагогов: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд.уентр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2: Психология общения: 11 кл. – 192 с.
- Розанова В.А. Психология управления. - М., 2003.
- Самохвалова А.Г. Деловое общение: секреты эффективных коммуникаций. – СПб.: Речь, 2012. – 333 с.
- Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.– СПб.: Речь, 2006. – 208с.
- Сидоров П.И., Путин М.Е., Коноплева И.А. Деловое общение: Учеб. для вузов. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004.
- СкаженникЕ.Н. Практикум по деловому общению. – Таганрог, 2005.
14. Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. – М., 2001.
15. Урбанович А.А. Психология управления. – М., 2002.
При написании данного раздела была использована следующая литература:
- Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: творчество, общение, самопознание. – СПб.: Питер, 2012.
- Григорьева Т.Г., Основы конструктивного общения: Практикум – Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1999.
- Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М., 2011.
- Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций; Учебник для высших и средних специальных учебных заведений: Издательство СОЮЗ. - Санкт‑Петербург. - 1999.
- Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагогов: В 2 частях. – М.: Гуманит. изд.уентр ВЛАДОС, 2003. – Ч.2: Психология общения: 11 кл. – 192 с.
- Самыгин С.И., Руденко А.М. Деловое общение: учебное пособие. – М.: К012. – 440 с.
- Сидоренко Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии.– СПб.: Речь, 2006. – 208с.
- Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. – М., 2001.