Тема: «Методы и способы введения лекарственных средств. Техника выполнения внутрикожных, подкожных и внутримышечных инъекций. Опасности, осложнения. Техника безопасности».
1. Место проведения:кафедра СНиАРП
2. Продолжительность:4 часа (из них самостоятельная аудиторная работа 2 часа)
3. Цель занятия:Ознакомить с методами и способами введения лекарственных средств. Техникой выполнения внутрикожных, подкожных и внутримышечных инъекций. Опасностями, осложнениями, техникой безопасности.
4. Мотивационная характеристика занятия: Усвоить методы и способы введения лекарственных средств, технику выполнения внутрикожных, подкожных и внутримышечных инъекций. Знать об опасностях, осложнениях всевозможных инъекций. Иметь представление о технике безопасности при выполнении инъекций..
Студент перед началом занятия должен знать классификацию способов введения лекарственных средств, основные правила выполнения различных инъекций, иметь представление о возможных осложнениях.
В результате занятия
Студент должен знать:
- места выполнения подкожных инъекций;
- места выполнения внутримышечных инъекций;
- их возможные осложнения.
Студент должен уметь:
-выполнять внутрикожные инъекции;
- выполнять подкожные инъекции;
- выполнять внутримышечные инъекции;
- соблюдать правила асептики и антисептики.
Студент должен ознакомиться:
- с техникой выполнения внутривенных инъекций, катетеризацией вен.
6. Графологические схемы, таблицы по данной теме, учебные элементы по данной теме:
Теоретические вопросы.
Лекарственные вещества можно разделить на две группы по пути их попадания в организм человека:
• энтеральные, вводимые через желудочно-кишечный тракт (рот, прямая кишка);
• парентеральные, попадающие в организм в обход желудочно-кишечного тракта, т. е. через слизистые и серозные оболочки, кожу, легкие и др.
Энтерально лекарственные вещества вводят через рот, под язык, и через прямую кишку.
Достоинством энтерального пути является удобство применения, сравнительная безопасность, отсутствие осложнений, присущих парентеральному введению.
Недостатками являются: относительно медленное развитие терапевтического действия; наличие индивидуальных различий в скорости и полноте всасывания; влияние пищи и других препаратов на всасывание; разрушение в просвете желудка и кишечника или при прохождении через печень; сильное раздражающее действие ряда веществ на слизистую.
Парентеральный путь (минуя пищеварительный тракт). К парентеральным способам применения лекарственных средств относятся различные виды инъекций, инфузии, ингаляции, поверхностное нанесение препаратов на кожу и слизистые оболочки, электрофорез.
Инъекции.Введение лекарственного вещества шприцем незаменимо при оказании экстренной помощи, так как инъекции не препятствует рвота, затрудненное глотание и бессознательное состояние. Преимущества инъекции — точность дозировки и быстрота действия.
Внутрикожные инъекции применяют с диагностической целью, а также для местного обезболивания. Для внутрикожного введения выбирают внутреннюю поверхность предплечья. Кожу на месте инъекции следует протереть спиртом. После высыхания вводят иглу в толщу кожи на незначительную глубину так, чтобы острие вошло только под роговой слой. Направляя иглу параллельно поверхности кожи, вводят ее на глубину 0,5 см и осторожно вливают 1—2 капли жидкости, вследствие чего в коже образуется беловатый бугорок в виде лимонной корочки. Постепенно продвигая иглу и выдавливая из шприца по нескольку капель жидкости, вводят под кожу все необходимое количество.
Этим способом проводят диагностические аллергические пробы, а также определяют чувствительность к медикаментам. Через 24—48 ч на месте введения соответствующего аллергена (стрептококк, домашняя пыль и т. д.) появляются покраснение и припухлость. В случае отсутствия аллергической реакции кожа остается неизменной.
Подкожное введение (инъекции).
Место инъекции — средняя треть наружной поверхности плеча и передненаружной поверхности бедра, подлопаточное и межлопаточное пространства, боковая поверхность брюшной стенки.
Кожу обрабатывают этиловым спиртом Большим и указательным пальцами левой руки захватывают кожу в складку, в основание которой быстро водят иглу под углом 30—45° к поверхности тела наполовину длиныПри этом цилиндр шприца держат 1, 3 и 4-м пальцами.
К преимуществам относятся обеспечение надежности действия препаратов, возможность их введения самим больным.
Недостатки заключаются в неудобстве введения по сравнению с приемом внутрь. Под кожу нельзя вводить растворы раздражающих веществ, которые могут вызвать омертвение (некроз) тканей. Часто использовать этот путь введения нельзя из-за накопления посторонних частиц в соединительной ткани и образования вокруг мест инъекций гранулем.
Внутримышечная инъекция (в/м) — при которой лекарство вводится в мышечные ткани. Является одним из наиболее частых парентеральных способов.
Преимуществом внутримышечных инъекций в сравнении с подкожными инъекциями является быстрое всасывание препарата благодаря большому количеству в мышцах кровеносных и лимфатических сосудов.
Особенности методики: место инъекции — верхний внешний квадрант ягодицы и верхний передневнешний квадрант бедра; кожа обрабатывается спиртом или йодом; игла располагается под углом 90° к коже и вводится на глубину 2-3 см;
Осложнения :
1) Инфильтрат — уплотнение в месте инъекции
2) Кровоизлияние и кровотечение
3) Повреждение нервных волокон
4) Аллергическая реакция
5) При нарушении техники введения врачебный препарат может попасть в рядом расположенную среду - например, эмболия ветвей легочной артерии частицами масляных растворов, которые попали в вену при их внутримышечной или подкожной инъекции;
6) Абсцесс — нагноение в месте инъекции
Внутривенные инфузии (инъекции) (в/в) — когда лекарство вводится в периферические вены. Место инъекции; - инъекции чаще всего делаются в области локтевого, реже — лучезапястного и голеностопного суставов.
Особенности методики внутривенной струйной инфузии такие:
- кожа обрабатывается спиртом или эфиром- выше места инъекции необходимо наложить жгут.
- Игла устанавливается под углом к коже по току венозной крови и вводится вглубь до прокалывания одной стенки вены
С целью введения большего объема медицинских препаратов применяется внутривенная капельная инфузия, когда жидкость поступает в вену каплями.
Сначала готовится система, в состав которой входят:
1) Капельница в виде пластмассовой трубки, которая имеет такие части:
- специальный кран, которым можно перекрывать трубку и этим регулировать скорость капельного введения лекарства;- расширенный участок - собственно капельница, в нижней части которой создается так называемое «застойное озерцо жидкости», куда будет капать с видимой скоростью жидкость из верхней части трубки. Скорость частоты капель за 1 минуту в сторону уменьшения или увеличения регулируется вышеназванным специальным краном;
- верхняя часть трубки заканчивается иглой, которая вставляет в флакон со лекарством;
- в нижней части трубки есть мягкий резиновый участок или закрытое «окошко» со специальным фильтром, который заканчивается канюлей, которая надевается на иглу в вене; через резиновый участок, закрыв кран и остановив капельное введение, вводятся дополнительные лекарства струйно.
2) Штатив, на котором вверх дном устанавливается флакон с препаратами.
Осложнения:
1) Инфильтрат — образуется, если лекарство через поврежденную вену или при неправильном введении вне вены попадается в окружающие ткани.
2) Кровоизлияние и кровотечение
3) Воздушная эмболия
4) Флебит
5) Аллергическая реакция.
6) Нарушение техники введения, когда препарат попадает в окружающие ткани - например, если при внутривенном введении хлорида кальция вещество окажется вне вены, возникнет некроз тканей.
Ингаляции(от лат. inhalo — вдыхать).
Таким путем вводятся в организм газы, легко испаряющиеся жидкости, порошки, аэрозоли. Через тончайшие стенки легочных альвеол, имеющих богатое кровоснабжение, лекарственные вещества быстро всасываются в кровь, оказывая местное и системное действие. Вдыханием аэрозоля достигается их высокая концентрация в бронхах при минимальном системном эффекте.
Преимущества состоят в том, что при ингаляции в форме газов препараты могут быстро захватываться и элиминироваться, что позволяет тщательно контролировать их действие. Аэрозоли обеспечивают большую концентрацию препарата местно и оказывают действие на бронхи, максимально уменьшают системные эффекты; лекарственные формы в аэрозолях больной может применять самостоятельно.
К недостаткам относятся необходимость специального устройства, сложность использования аэрозолей под давлением для некоторых больных; если больной находится в сознании, препарат не должен оказывать раздражающего действия.
Местное применениена поверхность кожи или слизистых оболочек.
Некоторые препараты, применяемые наружно (глюкокортикоиды), кроме местного эффекта могут оказывать и системное действие.
Наружные лекарственные средства используют путем прикладывания их к поверхности кожи, на раневую поверхность, закапывают в глаза, нос и ухо. Смазывание кожи йодной настойкой или другими средствами производят ваткой, намотанной на деревянную палочку. Для втирания в кожу применяют различные мази, пасты или жидкости. Втирание делают продольными движениями пальцев и всей ладони до тех пор, пока лекарственное вещество полностью не впитается в кожу. Если мазь обладает раздражающим действием, втирание лучше производить рукой с надетой на нее резиновой перчаткой.
Трансдермальные лекарственные средства (ТДЛС) доставляются через кожу и системный кровоток. В последние годы разработаны многие лекарственные формы на клейкой основе, обеспечивающие медленное и длительное всасывание, за счет чего повышается продолжительность действия препарата (пластыри с нитроглицерином и др.). При этом устраняется колебание концентрации препаратов в крови, обусловленное элиминацией его при первом прохождении через печень. Таким путем применяется нитроглицерин, который наносят на кожу в форме пластыря. Трансдермально используют скополамин при длительных морских путешествиях, что позволяет морякам избежать побочных эффектов холинолитиков в виде нарушения зрения и сухости во рту. В форме пластырей применяется клофелин. Однако у ТДЛС отмечено одно неожиданное свойство: они могут незаметно для больного отклеиваться и их может найти и наклеить себе другой человек. В частности, необходимо предупреждать родителей, что эти лекарственные формы особенно привлекательны для детей, поэтому они могут использовать их в играх, что приводило уже к тяжелым интоксикациям. Правила хранения для них те же, что и для всех лекарственных средств.
Закапывание лекарственных веществ в нос, глаз и ухо. Закапывание лекарства в нос проводится попеременно сначала в одну, а затем в другую ноздрю с помощью пипетки после тщательного очищения носовых ходов от слизи и корочек. Голова больного должна быть повернута на бок и слегка назад, так чтобы лекарство после закапывания растеклось по внутренней перегородке носа. В каждую половину носа взрослым закапывают по 6–7 капель лекарства, а детям по 2–3 капли.
Закапывание капель в глаз, то есть в конъюнктивальный мешок, проводится только стерильной пипеткой, стараясь не задеть кончиком пипетки ресниц больного. Перед закапыванием оттягивают нижнее веко и впускают капли в наружный угол глаза. Во внутренний угол не рекомендуют капать лекарство, так как оно через протоки слезного мешка частично выливается в носовую полость. В пипетку набирают не более двух капель лекарства, так как в конъюнктивальном пространстве глаза помещается не более 1 капли, вторая капля вытекает и ее необходимо снять с кожи ваткой. Если врач прописал больному закапывать по 2 капли 3 раза в день, то необходимо в каждый глаз капать 2 раза и так 3 раза в день.
Закапывание капель в ухо проводится после очищения слухового прохода ватной турундой от гноя. В ухо капают только подогретое до температуры тела лекарство, так как холодные капли, раздражая лабиринт, могут вызвать головокружение и рвоту. Перед закапыванием необходимо больного уложить на бок, левой рукой оттянуть ушную раковину больного уха кзади и вверх для выпрямления наружного слухового прохода, а правой рукой в этот момент закапать подогретое лекарство. Повернуть голову и лечь на больное ухо можно только через 10 минут, для того чтобы не всосавшиеся капли могли вытечь. Взрослым закапывают в среднем 6–8 капель, детям – по указанию врача.
7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию:
1) Классификация способов введения лекарственных средств?
2) Перечислите парентеральные пути введения?
3) Как осуществляется подкожная инъекция?
4) Опишите технику внутримышечной инъекции?
5) Какие преимущества имеет внутривенный путь введения лекарственных средств?
6) Назовите показания к внутривенной инфузии?
7) Какие осложнения возможны при проведении инъекций?
8. Содержание самостоятельной работы:
1) осмотр больных в реанимационных отделениях;
2) разбор клинических случаев в учебной комнате;
3) решение ситуационных задач;
4) выполнение тестовых заданий.
ТЕСТЫ
1.Преимущества парентерального способа введения лекарственных средств:
А) получение быстрого лекарственного эффекта,
Б) обеспечение точной концентрации препарата в крови,
В) относительно медленное развитие терапевтического действия,
Г) все ответы верны.
2. Области тела пациента для проведения подкожной инъекции:
А) наружная поверхность плеча;
Б) переднебоковая поверхность бедра;
В) переднебоковая поверхность брюшной стенки.
Г) все ответы верны.
3. При в/м инъекции игла вводится на:
А) 2/3 её длины,
Б) ½,
В) 1/3.
4. Осложнения после инъекций, связанные с нарушениями правил асептики:
А) сепсис;
Б) сывороточный гепатит;
В) ВИЧ-инфекция.
5. Длина иглы для внутримышечной инъекции:
А) 10 мм,
Б) 60 мм,
В) 20 мм,
Г) 40 мм.
6. К ингаляционному пути введения относится введение лекарственных средств:
А) путём вдыхания,
Б) закапывания в нос,
В) под язык,
Г) все ответы верны.
7. Пути передачи ВИЧ-инфекции:
А) парентеральный;
Б) трансплацентарный;
В) половой.
8. К наружному пути введения относится введение лекарственных средств:
А) на кожу,
Б) слизистые,
В) интранозально,
Г) под язык.
9. Нарушение правил асептики при внутримышечной инъекции ведёт к развитию:
А) абсцесса,
Б) гематомы,
В) аллергической реакции,
Г) некроз ткани в месте введения.
10. Сублингвально применяют препараты:
А) валидол,
Б) нитроглицерин,
В) анальгин,
Г) димедрол.
9. Методическое и наглядное обеспечение занятия: