Проба перекладывания на транспортные носилки.

Одним из тестов, свидетельствующим об адекватности экстренной помощи и относительной стабилизации легочной вентиляции и компенсаторных реакцийкровообращения, служит т.н. проба перекладывания на транспортные носилки.

При этом, до и после перекладывания измеряется САД и определяется частота пульса: при временном прекращении инфузий. Если изменения указанных параметров не превышают 10% от исходного – проба «отрицательная», если превышают – проба «положительная» .

Временные противопоказания к транспортировке не распространяются на больных:

1. находящихся на улице, в общественном месте, и на производстве (то же в отношении этих состояний, развившихся в санитарной машине при транспортировке);

2. а также не относятся к больным с внутриполостными (в т.ч. легочными и акушерскими) кровотечениями, независимо от тяжести состояния и уровня АД; эти больные по жизненным показаниях должны быть немедленно госпитализированы в ближайший стационар на носилках (в положении Тренделенбурга) под защитой непрерывного внутривенного капельного вливания коллоидных или кристаллоидных растворов.

Особенности проведения обезболивания в зоне катастрофы и во время транспортировки в лечебное учреждение

Проведение анальгетической терапии в зоне катастрофы и при транспортировке пострадавших имеет свои особенности и должно отвечать особым требованиям. Прежде всего это связано с необходимостью выполнить обезболивание большому количеству пострадавших людей в отсутствие помещений, при различных климатических и погодных условиях, в течение короткого промежутка времени, при ограниченных контингенте медицинского персонала и возможностях медицинской службы.

В очаге катастрофы, как правило, первая медицинская помощь оказывается в порядке само- и взаимопомощи спасателями или людьми, не имеющими медицинского образования, с использованием подручных средств. Кроме того, в условиях массовых катастроф с одновременным сосредоточением большого количества пострадавших тщательный контроль за состоянием пациентов после проведения обезболивания, в период транспортировки на необорудованном транспорте без сопровождения медперсонала практически невозможен. В этой связи повышенные требования предъявляются как к методам обезболивания, так и средствам его реализации (медикаментам, оборудованию).

Обезболивание должно отличаться технической простотой, высокой эффективностью, быстротой наступления и прекращения действия, не затушевывать клиническую картину внутриполостных повреждений, не оказывать угнетающего влияния на функциональное состояние главных систем жизнеобеспечения, а побочное влияние анестетиков на дыхание и гемодинамику — практически сведено на нет.

В экстремальных условиях первых часов после катастрофы, при большом количестве пострадавших, нуждающихся в обезболивании, в порядке само- и взаимопомощи, а также бригадами спасателей доступными для использования формами препаратов могут быть не только инъекционные растворы, но также таблетки, драже, суппозитории, капли, аэрозоль.

В последние годы успешно применяются наркотические анальгетики (буторфанол, пентазоцин, трамадол, бупренорфин), в том числе морфин, фентанил внутрь (таблетки, капсулы, капли), интраназально (аэрозоль, капли) и ректально (свечи), в связи с их хорошей абсорбцией через слизистые оболочки. Хороший анальгетический эффект получен от интраназального применения кетамина в виде спрея.

Терапия болевого синдрома проводится комплексно, различными методами, в зависимости от объема медицинской помощи. Она предусматривает своевременное устранение боли, купирование психоэмоциональных реакций и предупреждение развития расстройств функций жизненно важных органов и систем.

Из-за отсутствия объективных критериев и технически простых методик регистрации болевых ощущений об интенсивности болевого синдрома приходится судить по общеклинической картине (артериальное давление, частота сердечных сокращений, цвет кожи, частота дыхания, голосовая и психогенная реакция), субъективным ощущениям пострадавшего (характер, интенсивность, локализация, область распространения, иррадиация болей), оценке объективной картины травматических повреждений с учетом их локализации, объема, функциональной значимости. При утрате пострадавшим сознания или неадекватной оценке им болевых ощущений, при психических стрессах, сопровождающих травму, о характере болевого синдрома можно судить только исходя из знаний генеза травмы. Выбор метода обезболивания зависит от характера повреждения и его тяжести.

В настоящее время методы обезболивания на догоспитальном этапе предполагают как центральную (ЦНС), так и периферическую блокаду болевой испульсации путем применения центральных наркотических (опиаты, опиоды) анальгетиков, ненаркотических (противовоспали­тельных) анальгетиков, различных блокад местными анестетиками, а также средств для общей анестезии (ингаляционные и неингаляционные анестетики). Следует также учитывать, что анальгетики влияют на конечное восприятие болевого раздражителя и на ответную реакцию на него, действуя либо через ЦНС, либо периферически.

7. Контрольные вопросы для подготовки к занятию:

1) Что включает в себя транспортировки больного?

2) Перечислите способы медицинской транспортировки?

3) Перечислите правила транспортировки больного на носилках?

4) Назовите методику перекладывания больного в критическом состоянии?

5) Основные принципы транспортировки больного с места ЧС?

6) Перечислите основные признаки нетранспортабельности?

7) Что относится к мероприятиям по обеспечению безопасности пациента при транспортировке?

8. Содержание самостоятельной работы:

6) осмотр больных в реанимационных отделениях;

7) разбор клинических случаев в учебной комнате;

8) решение ситуационных задач;

9) выполнение тестовых заданий.

ТЕСТЫ

  1. Вид транспортировки определяет:

1) медицинская сестра в соответствии с состоянием больного

2) санитары, осуществляющие транспортировку

3) врач в соответствии с состоянием больного

4) сам пациент

2.В приемное отделение доставлен больной с подозрением на желудочно-кишечное кровотечение (3 часа назад была рвота содержимым типа "кофейной гущи"). Чувствует себя субъективно удовлетворительно, может передвигаться самостоятельно. Какой должна быть транспортировка больного в отделение?

1) пешком, в сопровождении медицинской сестры;

2) в кресле-каталке;

3) только на каталке.

4) транспортировка противопоказана

3.При транспортировке больного в кресле-каталке представляет опасность нахождение рук:

1) на животе

2) в скрещенном положении

3) за пределами подлокотников

4) значения не имеет

4.Как правильно транспортировать тяжелобольного на носилках при отсутствии лифта?

1) больного несут головой вперед и приподнимают нижний ножной конец носилок.

2) больного несут ножным концом вниз и приподнимают нижний ножной конец носилок

3) больного несут головой позади и приподнимают нижний ножной конец носилок.

4) больного несут головой позади и опускают нижний ножной конец носилок

5.Каковы особенности транспортировки больных, находящихся в шоковом состоянии?

1) без предварительной санитарной обработки, минуя приемное отделение, направляют непосредственно в отделение

2) без предварительной санитарной обработки в приемном отделении осматривают врач приемного отделения и врачи-консультанты

3) с предварительной санитарной обработкой, минуя приемное отделение, направляют непосредственно в отделение

4) с предварительной санитарной обработкой в приемном отделении осматривают врач приемного отделения и врачи-консультанты

6.Как ведется транспортировка больных при отсутствии каталок двумя санитарами?

1) один держит ноги, другой - поясницу и часть спины

2) один держит ноги и ягодицы больного, другой поддерживает спину и голову;

3) больной держится за шею санитара, а другой санитар поддерживает спину и голову

4) транспортировка не осуществляется

7.Больных с инфарктом миокарда в состоянии кардиогенного шока перевозят в положении:

1) лежа на спине на носилках,

2) лежа на животе на носилках,

3) сидя на кресле-каталке

4) в положении Тренделенбурга на носилках

8.Какой вид транспортировки объединяет больных с отеком легких, бронхиальной астмой, острой дыхательной недостаточностью?

1) в положении полусидя после минимального купирования приступа

2) в положении лежа после купирования приступа

3) в положении стоя с приподнятым ножным концом

4) в положении Тренделенбурга на носилках

9.Основные манипуляции при транспортировке больных, находящихся в состоянии травматического шока и острой кровопотери:

1) осуществляют в положении лежа со струйным внутривенным вливанием кровезаменителей, ножной конец носилок поднят кверху, произведена временная остановка наружного кровотечения, шинированы переломы.

2) осуществляют в удобном положении для больного со струйным внутривенным вливанием кровезаменителей, наложены шины на переломы.

3) осуществляют в положении лежа со струйным внутривенным вливанием кровезаменителей, произведена остановка кровотечений

4) не осуществляются

10.Что такое положение ортопноэ?

1) вынужденное положение сидя с опущенными вниз ногами, принимаемое больным для облегчения дыхания при выраженной одышке.

2) вынужденное положение лежа с приподнятым ножным концом

3) положение для снижение артериального давления

4) положение лежа на боку с прижатыми к груди коленями

9. Методическое и наглядное обеспечение занятия:

Проба перекладывания на транспортные носилки. - student2.ru

Наши рекомендации