Деятельность коры больших полушарий

Основными процессами в коре являются возбуждение и торможение.

Под возбуждением в коре больших полушарий понимают процесс способствующие образованию условного рефлекса, т.е. формирова­ния временных связей между центрами, а под торможением - угаса­ние этих связей и ослабление или исчезновение условного рефлекса. Между процессами возбуждения и торможения в коре существуют определенные взаимоотношения: иррадиация, концентрация, индук­ция.

ИРРАДИАЦИЯ - распространение возбуждения или торможения из очага их возникновения на другие области коры.

КОНЦЕНТРАЦИЯ - возвращение возбуждения или торможения в ис­ходный пункт коры.

Пример в начале выработки условного рефлекса животное реагирует не только на тот условный раздражитель на который вырабатывается рефлекс, но и на сходные (генерализация рефлекса). Объясняется тем, что возбуждение из нервного центра, воспринимающего раздра­жение распространяется или иррадиирует‚ на различные центры коры. По мере повторения обучения благодаря развитию диффе­ренцировочного торможения животное отличает истинный сигнал от других похожих, и возбуждение концентрируется в центре вырабо­танного условного рефлекса.

ИНДУКЦИЯ - взаимодействие возбуждения и торможения. Индук­ция ограничивает иррадиацию спосособствует концентрации нерв­ных процессов. Различают положительную и отрицательную индук­цию. Положительная индукция: заторможенный центр усиливает воз­буждение в других нервных центрах. Пример у уставшего ребёнка в коре возникает центр торможения который индуцирует - наводит - вокруг себя противоположный процесс - возбуждение. Поэтому ребё­нок начинает капризничать, излишне веселится или плачет. Или: уси­ление двигательной активности после длительного неподвижного со­стояния. Отрицательная индукция: возбужденный центр усиливает торможение в окружающих центрах. Пример у хорошо отдрессиро­ванной сторожевой собаки вид нарушителя вызывает агрессивную реакцию. Вокруг возбужденного центра возникает зона торможения. Если нарушитель предложит собаке лакомство, то центр пищевого рефлекса окажется заторможенным, а собака еще больше будет про­являть злобность.

Доминанта - сильное, стойкое, не колеблющееся возбуждение, воз­никшее в нервном центре коры. Доминантный центр индуцирует во­круг себя торможение (отрицательная индукция), что подавляет дру­гие центры. Доминантный центр может притягивать к себе возбужде­ние из других центров и усиливаться. Пример: студент, сидящий на лекции, хорошо слышит шёпот своего соседа, и не слышит и не видит лектора. Впрочем, возможно и обратное.

Из доминанты могут быть два выхода: - выполнение действия, на ко­торое направлена доминанта; - создание нового, более сильного до­минантного центра.

АНАЛИТИКО-СИНТЕТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОРЫ.

Анализ и синтез - основные процессы формирования ощущения и представления.

Анализ - восприятие отдельных свойств раздражителей.

Синтез - объединение отдельных свойств, признаков в единое целое.

Аналитико-синтетическая деятельность начинается в рецепторах благодаря их специализации, продолжается и углубляется на уровне среднего и промежуточного мозга, подкорковых центров. Высший анализ раздражений и синтез ощущения происходит в коре больших полушарий. Простейший анализ и синтез проявляется при образова­нии условного рефлекса. Животное воспринимает из массы сигналов внешнего мира только тот, который подкрепляется (например, пи­щей), реакции на другие раздражители затормаживаются. Более сложная аналитико-синтетическая деятельность коры требуется для выработки динамического стереотипа - системной ответной реакции на комплекс раздражений, подающихся в одной и той же последова­тельности.

Примеры. 1. динамический стереотип у коров во время доения выра­батывается на определенную последовательность раздражений - слу­ховых (звяканье бидонов, голоса доярок), зрительных (свет, вид по­мещения), тактильных (обработка вымени) и других. Эти условные и безусловные раздражители в комплексе и обеспечивают сложный процесс молокоотдачи. Появление нового, неожиданного раздражи­теля может нарушить динамический стереотип и прекратить отделе­ние молока.

2. Если дрессировщик вырабатывает у собак команды изо дня в день в одной и той же последовательности, то у собаки вырабатывается динамический стереотип, когда по первой команде она выполняет (уже без дальнейших команд) всю программу.

Образование динамического стереотипа имеет приспособительное значение дня организма, позволяет автоматизировать ту или иную деятельность, не отвлекаться на посторонние раздражители.

Наши рекомендации