Тренинг «Стать принятым и признанным»
«Дзен-прогулка» (30 минут)
Упражнение будет наиболее эффективным, если соблюдается одно из следующих условий:
• есть возможность организовать прогулку в парке, в лесу и т. п.;
• неподалеку от места встречи группы находится памятник архитектуры, например замок, монастырь, старинный отель;
• город, в котором проходит встреча, имеет древнюю историю, и ведущий с группой может отправиться осматривать местные достопримечательности.
1. Каждый член группы выбирает себе партнера, который ему наиболее интересен.
2. Партнеры решают, кто из них будет А, а кто – Б. Игрок А первым закрывает глаза, и Б за руку ведет его на прогулку.
3. Игрок Б подводит партнера к красивым объектам – цветку, дереву, капле росы на листе, старинной колонне, иконе, к месту, откуда открывается прекрасный вид на окрестности, и т. п. Лучше всего выбирать объекты, которые можно рассматривать вблизи.
4. Игрок Б останавливается вместе с партнером перед выбранным объектом и бережно, словно объектив камеры, поворачивает голову партнера. Когда игрок А позднее откроет глаза, он должен внезапно увидеть именно тот «кадр», который решил показать партнер.
5. Затем Б сжимает руку А, в этот момент А на мгновение открывает глаза и тут же опять закрывает их. Можно поступить так: А держит глаза открытыми до тех пор, пока Б крепко сжимает его руку. Как только Б ослабляет нажим, А снова закрывает глаза.
6. Подобный прием позволяет испытать чувство глубокого искреннего изумления. Молниеносный взгляд на окружающую действительность, точнее, на какой-либо «кадр», как бы позволяет увидеть самую его суть.
7. Не говоря ни слова, оба партнера направляются к следующим объектам.
8. Однако существует одно исключение: если игрок А захочет повторно увидеть объект, он может сказать: «Еще раз!» Игрок Б выполняет его пожелание, не затягивая время наблюдения.
9. На первый круг подобной прогулки отводится 15 минут. Затем партнеры меняются ролями. Примерно через полчаса после начала упражнения игроков необходимо собрать вместе. Каждый участник рассказывает о том, насколько хорошо партнер его вел, помог ли ощущать безопасность и испытать изысканные переживания.
Это упражнение можно начать с чтения нескольких хокку (хокку – японское трехстишие). Возможно, и сами участники игры сразу же после дзен-прогулки захотят выразить свои переживания в стихотворной форме.
Если члены группы не имеют опыта действий с закрытыми глазами, стоит предварительно поговорить о различных аспектах безопасности «слепых», об ответственности, которую несут за них «поводыри».
«Бег рук» (5 минут)
1. Участники разбиваются на команды по шесть человек.
2. Каждая команда образует круг. Все игроки вытягивают правые руки к центру и кладут ладони одну на другую.
3. Теперь участники перекладывают ладони: самая нижняя рука начинает путешествие наверх, за ней следует рука второго игрока, которая теперь оказалась снизу, и т. п. Руки должны перемещаться строго по очереди, причем в каждый момент двигать рукой может только один игрок.
4. После того как члены команд научатся работать быстро и слаженно, начинается соревнование между командами: кто быстрее изменит расположение рук. Как только команда успешно завершит перегруппировку, все ее игроки должны будут закричать в один голос: «Готово!»
5. Сыграйте в эту игру два или три раза и в заключение спросите, изменились ли у играющих ощущения от рук партнеров.
В пылу соревнования часто бывает трудно определить момент окончания состязания, поэтому для удобства можно пометить руку первого игрока, например крестиком.
Если у вас достаточно времени, проведите соревнование с левыми руками и, что довольно трудно, с обеими. В последнем случае руки одного и того же участника не должны лежать одна на другой. Успех игры во многом зависит от того, насколько развиты у игроков способность к сосредоточению и координация движений.
«Помогите!» (20 минут)
1. Члены группы сидят на стульях, образуя круг. В центр круга садится доброволец и начинает рассказывать историю. Она может быть правдивой либо вымышленной. Группа внимательно слушает.
2. Когда у какого-либо слушателя создается впечатление, что рассказчик запутался, не уверен в себе либо потерял нить истории, он сам выходит в середину круга и сменяет рассказчика. А тот занимает место в круге.
3. Основной упор в игре делается на то, как излагается история. Вся группа внимательно слушает рассказчика, чтобы сразу понять, когда у него возникнут трудности с выполнением задания. Каждый должен наблюдать за жестикуляцией рассказчика, звуком его голоса, дикцией. Это помогает понять, в какой момент у говорящего появится некоторая неуверенность. Желательно, чтобы еще до того, как рассказчик устал или запутался, его заменил другой игрок. Содержание рассказываемой истории имеет второстепенное значение. Еще раз подчеркнем, что основное внимание должно быть уделено взаимодействию между рассказчиком и аудиторией.
4. Предложите участникам записывать свои наблюдения по ходу рассказа, чтобы потом их можно было сравнить.
5. Когда история рассказана до конца, подведите итоги. При этом можно воспользоваться следующими вопросами:
• Долго ли длилось повествование, прежде чем кто-то сменил рассказчика?
• Почему группа не поняла, что рассказчик попал в сложное положение?
• Действительно ли у рассказчика возникли трудности или его заменили напрасно, без нужды?
• Почему рассказчик запутался (сбился, устал)?
• Помогли ли ему выйти из затруднительного положения?
• Легко ли рассказчик принял помощь?
• Как в повседневной жизни вам удается определить неуверенность другого человека?
• Легко ли вы принимаете предложение помочь, поддержку, прислушиваетесь к советам?
• Что можно назвать тактичной помощью?
• Что вы считаете опекающей, навязчивой помощью?
• Какие культурные нормы мешают предложить помощь?
Позднее можно несколько видоизменить игру и проверить отношения между рассказчиком и аудиторией другим способом. В этом варианте игры задача рассказчика – поддерживать как можно более тесный контакт с аудиторией, особенно взглядом. Говорящего никто не прерывает, но каждый раз, когда одному из слушателей кажется, что рассказчик не обращает на него внимания, он поднимает руку. Если же слушатель чувствует, что совсем потерял контакт с рассказчиком, то начинает покачивать рукой. Эти сигналы – призыв к более активной работе рассказчика с аудиторией.
«Сидим без стула» (10 минут)
Освободите побольше места, отодвинув столы и стулья в сторону. Подберите для игры бодрую танцевальную музыку.
1. Члены группы расходятся по комнате.
2. Вы включаете музыку, и все играющие начинают двигаться в ее ритме.
3. Когда музыка прекращается (или ведущий ее внезапно выключает), участники как можно быстрее образуют пары: один игрок наполовину приседает так, чтобы к нему на колени мог сесть другой.
4. Два участника, выполнившие это упражнение последними, выбывают из игры и садятся на пол.
5. Аналогичным образом игра продолжается дальше. Как только включается музыка, оставшиеся участники продолжают двигаться по комнате. Последняя оставшаяся пара может исполнить под музыку импровизированный танец.
«Палатка на пятерых» (20 минут)
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры. Для упражнения понадобится несколько толстых газет и катушки с пленкой любого фильма.
1. Участники делятся на команды по пять или шесть человек в каждой.
2. Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке с пленкой.
3. Каждая команда должна построить из этих немудреных материалов палатку, в которой хватит места для всех ее членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате.
4. На обсуждение и планирование «строительства» дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя.
5. В планировании работ и в самом «строительстве» должны участвовать все члены команды. На проведение «строительных работ» отводится 8 минут.
6. В конце игры каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.
7. Коротко оцените результаты игры, предложив участникам ответить на следующие вопросы:
• Насколько гармоничным было взаимодействие членов команды?
• Смогли ли вы проявить себя в данном задании?
• Удалось ли играющим соединить вместе отдельные инициативы?
• Каким было настроение игроков во время работы?
• Удалась ли совместная работа в командах?
• Нравится ли вам ваша палатка?
Если члены группы ориентированы преимущественно на соревнование, можно изменить правила. Игра проводится на скорость: побеждает та команда, которая первой поставит палатку и уютно устроится в ней всем составом. Главная цель задания – совместная работа и взаимное сближение членов команды – в этом случае также достигается.
«Тройка» (10 минут)
1. Цель игры: три игрока, не сговариваясь, должны показать столько пальцев, чтобы в сумме получилось заранее оговоренное число. Начните с числа «семь».
2. Игроки могут подбираться в «тройки» по разным принципам, например, вместе собираются три игрока, дни рождения которых приходятся на разные месяцы. Участники мини-команд встают в углы воображаемого треугольника и внимательно смотрят друг на друга.
3. Один из трех игроков начинает считать: «Раз, два, три!» На счет «три» каждый участник показывает столько пальцев правой руки (от одного до пяти), сколько, по его мнению, нужно, чтобы в сумме получилось число, оговоренное ранее. Игра продолжается до тех пор, пока три игрока вместе не выкинут спонтанно семь пальцев.
Можно немного усложнить игру. Пусть участники используют обе руки и попытаются выбросить, предположим, число «одиннадцать». Правила остаются теми же, но игрокам, скорее всего, придется чуть дольше ждать удачи.
«Рулетка имен» (10 минут)
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Разделите группу на две команды. Пусть каждая команда образует круг (желательно, чтобы в команде было не менее восьми человек, иначе игроки быстро потеряют к ней интерес).
2. По команде «Марш!» оба круга начинают вращаться в противоположных направлениях (по часовой стрелке и против нее). Направление движения должно быть оговорено заранее.
3. Приблизительно через 15 секунд нужно крикнуть «Стоп!», в этот момент два игрока из расположенных рядом кругов обязательно окажутся спинами друг к другу.
4. По команде «Смотри!» эти игроки поворачиваются на 180°. Тот, кто первым назовет имя своего «визави», перетаскивает соперника в свой круг. Далее игра продолжается по тем же правилам, в том же ритме.
Замечание:
сигналы «Марш!» и «Стоп!» можно заменить звуком колокольчика или хлопушки.
«Пустите корни» (10 минут)
1. Игроки разбиваются на тройки. Попросите участников выбрать себе в партнеры игроков, которые родились в разные месяцы. В тройках один из игроков становится между двумя другими – совершенно прямо, руки вдоль туловища, кулаки сжаты.
2. Партнеры подставляют под кулаки стоящего посередине сложенные ладони и пытаются оторвать его от земли. Возможно, первая же попытка увенчается успехом, особенно если поднимать придется не слишком тяжелого человека. После этого они подают сигнал группе: «Готово, подняли!» и ставят игрока на пол.
3. Теперь каждому стоящему в середине игроку надо сказать следующее: «Сейчас ты сможешь сильно озадачить своих партнеров: тебе предстоит пустить корни в пол. Закрой глаза и представь себе, что у твоих ног есть корни, которые уходят глубоко в землю. Старайся дышать поглубже и вообрази, что с каждым вдохом ты втягиваешь и пропускаешь через себя энергию неба. Она протекает через твое тело и уходит в землю под тобой. Ощути, как с каждым вдохом ты становишься спокойнее и тяжелее, проникаешь глубоко в землю… Когда ты почувствуешь, что стал совсем тяжелым и крепко связан с землей, кивком головы дай партнерам сигнал, что они могут во второй раз попытаться приподнять тебя».
4. Во многих случаях окажется, что стоящего в середине игрока больше не смогут приподнять, во всяком случае, сделать это будет значительно труднее.
«Я тоже!» (15 минут)
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Члены группы произвольно рассаживаются на полу или садятся в кружок. В центре комнаты должно остаться свободное место. Там встанет первый доброволец, он будет ведущим.
2. Ведущий внимательно наблюдает за сидящими вокруг него людьми. Он должен заметить какую-то присущую некоторым игрокам (и бросающуюся в глаза) общую деталь, но не называть ее вслух, а произнести лишь имена людей, к которым она относится, и попросить их встать рядом с собой.
3. Оставшиеся сидеть игроки должны определить, что же это за сходство объединяет всех людей, стоящих посередине круга.
4. Тот, кто догадывается первым, становится новым ведущим и выходит на середину. Все остальные садятся на пол.
5. Игру нужно провести несколько раз, чтобы каждый игрок был выбран хотя бы однажды.
Сначала общей чертой может быть какая-то характерная деталь внешности игроков: элемент одежды голубого цвета, карие глаза, вьющиеся волосы и т. д. Постепенно принцип отбора может усложняться: в центр комнаты выходят только женщины, только смешливые игроки, только те, чье имя содержит определенную гласную, только участники с одинаковыми профессиями и т. д.
«Театральные лица» (15 минут)
1. Каждый игрок ищет себе партнера, который бы существенно отличался от него темпераментом и чувством юмора. Партнеры становятся спиной друг к другу, и один из них начинает игру с вопроса: «Какое у меня лицо, когда мой компьютер зависает?…» или «Какое у меня лицо, когда утром я понимаю: мне плохо оттого, что я выпил накануне?»
2. После краткого периода молчания и непродолжительной подготовки партнеры разворачиваются на 180° и мимикой демонстрируют, какое лицо у них было бы в описанной ситуации. Соответствующее выражение лица нужно сохранять достаточно долго, чтобы игрок смог оценить актерский потенциал своего партнера. Через 10 секунд партнеры опять становятся спиной друг к другу – и второй игрок предлагает свои варианты, например: «Как я буду выглядеть, когда узнаю, что мой дальний родственник назначил меня своим единственным наследником?»
3. Жизненные взлеты и падения неминуемо отражаются на мимике. Предложите игрокам, особенно если они затрудняются в подборе ситуаций, следующие варианты. Как я выгляжу:
• когда утром встаю с кровати?
• когда шеф говорит мне: «Вы уволены!»?
• если проспал более чем на час?
• если кто-то говорит мне, что безумно увлечен мной?
4. Партнеры должны сыграть несколько раз, чтобы их мимика стала более живой и подвижной. Теперь начинается собственно игра: стоя спиной к спине, партнеры обсуждают, как выглядят лица людей, которых разбирает смех или охватила ярость, испуг. Затем по заранее оговоренному сигналу игроки поворачиваются лицом друг к другу. Их цель – показать одно и то же выражение лица. Здесь речь идет о чистой телепатии, договариваться заранее нельзя. Смогут ли партнеры три раза подряд попасть в «яблочко», совпадут ли выражения их лиц?
Эксцентрические движения (10 минут)
1. Желательно, чтобы каждый участник нашел такого партнера, который совершенно не похож на него. После этого игроки коротко делятся впечатлениями о том, чем именно они непохожи.
2. Объясните участникам цель игры: принять такое физическое положение, при котором сохранить равновесие можно только с помощью партнера.
3. Участники руками обхватывают друг друга за запястья и отклоняются назад до тех пор, пока не почувствуют, что могут упасть без поддержки партнера.
4. Затем оба начинают двигаться и принимают различные позы, в которых совершенно невозможно удержаться в одиночку. Со временем эти положения могут становиться все более рискованными. На выполнение задания отводится 1–2 минуты.
5. Теперь участники собираются по две пары вместе и образуют квартет. И снова задание состоит в том, чтобы принять такое положения, равновесие в которых можно сохранить только с помощью партнеров (2 минуты).
6. Наконец, все члены группы собираются вместе и берутся за руки. Их цель – показать уникальный пример неустойчивого равновесия, сохранить которое можно лишь с помощью совместных усилий.
Позаботьтесь о том, чтобы поблизости не было никакой мебели или других вещей, о которые участники игры могли бы пораниться.
«Прекрасно, что ты здесь» (15 минут)
Отодвиньте столы и стулья в сторону и освободите место для игры.
1. Группа образует два круга, внутренний и внешний. Участники внутреннего круга и участники внешнего должны встать друг напротив друга. Если число игроков нечетное, участие в игре должен принять и ведущий.
2. Коротко расскажите о цели игры: «Даже когда мы знакомы с каким-то человеком весьма поверхностно, у нас спонтанно возникают как положительные, так и отрицательные реакции на него. Как правило, нам нравятся в других людях те качества, которые мы ценим и хотели бы развить в себе, и нам трудно переносить то, что мы критикуем и осуждаем в самих себе, в чем не желаем себе признаться и т. д. В данном упражнении участники могут попытаться выразить словами положительные впечатления друг о друге».
3. Каждой паре отводится 1 минута на то, чтобы партнеры поделились своими впечатлениями друг о друге. Игроки должны охарактеризовать те качества, которые они заметили друг в друге, рассказать о своих ожиданиях и т. п.
4. Затем оба круга начинают двигаться в противоположных направлениях (15 секунд) и после сигнала «Стоп» останавливаются. Теперь напротив друг друга оказываются новые участники. Повторите задание: высказать положительные впечатления о партнере. Обмен «любезностями» не должен затягиваться: на выполнение задания отводится 1 минута.
5. Дайте игрокам возможность еще три или четыре раза сменить партнеров.
6. В заключение попросите участников ответить на следующие вопросы:
• Какие стороны – положительные или отрицательные – вы замечаете в людях, когда только знакомитесь с ними?
• Кем считаете себя, пессимистом или оптимистом?
• Какое чувство вы хотели бы вызывать в других? Уважение? Страх? Симпатию? Агрессию? Любопытство?
• Как вы реагируете на комплименты и положительные отзывы о себе?
• Сохраняете ли вы присутствие духа, если чувствуете, что вами недовольны окружающие?
• Насколько легко задеть вас словом?
Учимся понимать друг друга (10 минут)
1. Члены группы ходят по комнате в произвольном ритме. По сигналу «Стоп» они должны остановиться и встать перед тем участником, который оказался ближе всего. Пусть, не говоря ни слова, игроки попытаются почувствовать, как внешний облик другого человека: положение тела, мимика, частота дыхания, выражение глаз – воздействует на них. Они должны ощутить эмоциональное состояние другого и мгновенно оценить свое собственное.
2. Через полминуты партнеры делятся впечатлениями, которые получили друг о друге. На выполнение задания отводится 2 минуты.
3. Члены группы продолжают прогулку по комнате. Дайте им возможность попробовать себя еще с двумя-тремя партнерами.
4. Обсудите итоги упражнения, задавая участникам следующие вопросы:
• Почему людям важно учиться понимать язык тела?
• Насколько хорошо удалось понять того или иного игрока?
• В какой мере каждый сумел без слов почувствовать внутренний мир партнера?
«Дружеские трио» (25 минут)
1. Участники делятся на тройки. Партнерами по возможности должны стать люди, которые еще не знают друг друга либо знакомы совсем немного.
2. Ведущий говорит приблизительно следующее: «Сейчас вам представится случай познакомиться друг с другом. Вероятно, вы захотите использовать это время для того, чтобы рассказать что-то о себе и о своей жизни. Попробуйте рассказать друг другу то, что обычно не говорят, когда видят человека в первый раз. Одним словом, попытайтесь действительно хорошо узнать друг друга за каких-то 10 минут». (Поскольку на выполнение этого задания отводится всего 10 минут, у каждого игрока есть чуть больше 3 минут на рассказ о себе.)
3. После этого начинается следующий этап. Скажите участникам примерно следующее: «А теперь представьте, будто вы встретили своего лучшего друга или подругу и рассказываете ему (ей) о тех двоих людях, с которыми только что познакомились. Постарайтесь охарактеризовать этих людей и свое впечатление о них с положительной стороны. Например, ваша речь могла бы звучать так: „Я только что встретил двоих интересных людей. Петя – энергичный молодой человек, открытый и искренний. Я думаю, мне будет легко ладить с ним. Маша – девушка с прекрасным чувством юмора. Она умеет внимательно выслушать другого человека. Еще мне нравится ее мягкая улыбка. По-моему, с ней легко вести разговор“. На выполнение этого задания отводится 6 минут, следовательно, у каждого игрока в трио есть 2 минуты на характеристику партнеров.
4. В конце игры вся группа собирается вместе. Каждого участника представляют его партнеры, с которыми он недавно был вместе. Эта презентация может быть весьма лаконичной. Представленный участник коротко благодарит партнеров и добавляет к сказанному то, что кажется ему особенно важным.
В большинстве случаев члены группы получают удовольствие, когда слышат положительные отзывы о себе, даже если испытывают при этом легкое смущение. Это упражнение способствует налаживанию доверительных отношений в группе и повышает самооценку участников.
«Правда и вымысел» (60 минут)
1. Ведущий может сам начать игру и рассказать группе три короткие истории из своей жизни. При этом две из них должны быть настоящими, а одна вымышленной. Группа пытается выяснить, какая история выдумана.
2. При кратком варианте упражнения исследование историй должно быть недолгим. Участники все вместе решают, какие истории были истинными, а затем рассказчик сообщает, какая из историй была вымышленной. После этого настает очередь нового участника.
3. При полном варианте упражнения группе хватит времени на то, чтобы расспросить рассказчика. Каждый участник может задавать вопросы, которые помогут ему найти вымышленную историю, и обосновать свое мнение. Часто членам группы нравится возможность выяснить суть дела. Время, отводимое на вопросы и комментарии, составляет от 5 до 10 минут.
Имейте в виду, что, если среди рассказываемых историй есть действительно интересные, необычные, из ряда вон выходящие, это может вызвать в группе довольно сильный резонанс. Иногда участники настолько ошеломлены услышанным, что весьма бурно выражают свои эмоции. Очень трудно и, в конечном счете, бесполезно пытаться прервать этот процесс. Дайте волю естественному интересу участников – и упражнение пройдет очень оживленно, хотя график работы будет сорван.
Игру рекомендуется проводить в небольших группах (желательно, чтобы количество участников не превышало десяти-двенадцати человек).
«Комментарии» (45 минут)
Для упражнения понадобятся листы бумаги и карандаши по числу участников.
1. Каждый участник пишет свое имя на листе бумаги сверху. Затем листы складывают в одну стопку, перемешивают и раздают членам группы.
2. Все пишут короткие комментарии под именем на том листе, который им достался. Это может быть комплимент, вопрос или же личное мнение о данном человеке.
3. Все листы снова складываются в стопку, перемешиваются и заново раздаются участникам, которые опять пишут свои комментарии.
4. Те же действия повторяют еще раз.
5. Теперь на каждом листе написано по три комментария. Ведущий собирает все листы и по одному зачитывает их вслух. Когда содержимое каждого листа прочитано, его «хозяин» может высказать свое мнение по следующим вопросам:
• Удивил ли меня чей-либо отзыв?
• Считаю ли я данные высказывания в мой адрес корректными?
• Хочу ли я ответить на заданный вопрос?
• Как я обычно чувствую себя, попадая в новый коллектив?
• Как я хочу выглядеть в группе?
• Моя восприимчивость – это скорее достоинство или недостаток?
Возможен и другой вариант, когда сначала зачитываются комментарии, написанные на всех листах, а затем происходит обсуждение.
«Мой вклад» (30 минут)
Для упражнения понадобятся разноцветные нитки. Например, если в группе шестнадцать человек, можно обойтись четырьмя цветами. Отрежьте от ниток каждого цвета по четыре куска длиной 50 см. Таким образом, каждая группа из четырех человек получит нитки собственного цвета.
1. Раздайте отрезанные куски ниток членам группы. Команду образуют участники, которым достались нити одного цвета. Они начинают связывать узлами свои куски в одну длинную нитку. Каждый раз, когда узел готов, участник, завязавший его, говорит о том, каким может быть его вклад в совместную работу. Речь идет не обязательно о данном упражнении. Участник может порассуждать о своем месте в группе в принципе, отвечая на следующие вопросы:
• Какой опыт принес я с собой в группу?
• Что я умею делать?
• Как я могу способствовать общей работе?
Постепенно из отдельных нитей образуется длинная «лента». На выполнение задания отводится 10 минут.
2. Когда все отрезки нитей связаны, начинается следующий этап. Получившиеся «ленты» поочередно связывают между собой. В результате из ниток должен получиться большой круг. Члены группы стоят по кругу, и каждый держит в руке часть нити, которая объединяет всех.
3. Теперь каждый участник рассказывает группе о том, какой вклад он хочет внести в общую работу. Предложения могут выглядеть таким образом: «Я внесу в общую работу мое лояльное отношение к людям, доброту и умение стратегически мыслить». Следующие члены группы стараются не повторять уже упомянутые слова.
4. В заключение ведущий обходит круг и отрезает для каждого игрока нить таким образом, чтобы в каждом отрезанном куске был узел. Следовательно, каждый участник получает еще и отрезок «чужой» нити. Это символизирует зависимость работы группы от каждого ее участника.
«Привлекательная группа» (45 минут)
Для упражнения понадобятся бумага и карандаши.
1. Участники делятся на подгруппы по шесть человек. Каждый игрок старается выбрать в партнеры тех членов группы, которых он не знает или почти не знает, участников с иным темпераментом, другого возраста и т. п.
2. Когда все группы сформированы, ведущий может сказать примерно следующее: «Часто мы видим самих себя совсем иначе, чем другие. Иногда мы особенно критичны по отношению к своему внешнему виду или недовольны собой. Обычно мы для себя самих наиболее строгие критики. Во многом это связано с тем, что другие люди не говорят о том, насколько они любят нас или расположены к нам. Увы, почему-то в нашем обществе не принято говорить друг другу комплименты».
3. Ведущий проводит небольшой тест: «Кто из вас регулярно говорит другим людям о том, что ему особенно нравится в их внешности? Поднимите руки». (Обычно поднятых рук очень мало.)
4. Ведущий продолжает: «Сегодня мы поговорим о вещах, которые чаще всего обходим молчанием. Нам всем что-то нравится в нашей внешности, а что-то хотелось бы изменить. Я хотел бы, чтобы каждый из вас на какое-то мгновение задумался над тем, какие черты собственной внешности нравятся вам больше всего. Что вы находите в себе привлекательным и симпатичным?» Дайте игрокам 30 секунд на обдумывание вопроса.
5. Следующее задание: «Теперь я хотел бы, чтобы вы огляделись вокруг себя и отметили в каждом участнике группы какую-то особо привлекательную деталь внешности. Затем запишите на листе бумаги имена членов группы и те черты, которые вам понравились. У одного это будут волосы, у другого – глаза, у третьего – выразительные руки и т. д. Когда вы будете составлять список, не забудьте включить в него себя и записать, что именно вам нравится в собственной внешности. Поскольку мы не привыкли обсуждать с другими людьми подобные вещи, возможно, сначала вы будете испытывать некоторые затруднения при выполнении задания, но вскоре это чувство пройдет, и тогда вы сможете получить удовольствие от игры». На выполнение этого задания отводится 3–5 минут.
6. Теперь члены каждой небольшой группы могут сконцентрировать свое внимание на ком-то одном из них, чтобы рассказать, что им нравится в его внешности. В конце каждого круга получивший «подпитку» участник говорит окружающим о том, что ему самому нравится в его внешнем виде.
7. Когда все участники получили «положительный заряд», группа снова собирается вместе, чтобы подвести итоги. Пусть игроки ответят на следующие вопросы:
• Что удивило вас в этой игре?
• Как вы чувствуете себя теперь?
• Легко ли было говорить или выслушивать комплименты?
• Испытывали ли вы смешанные чувства?
Подарки (20 минут)
1. Группа садится в круг.
2. Ведущий с юмором говорит несколько слов о том, как важно дарить подарки, чтобы завоевать благосклонность другого, что это единственная в своем роде возможность расположить к себе и завоевать доверие.
3. Один из участников начинает. Он встает, подходит к любому другому участнику и вручает ему вымышленный подарок. Передача подарка состоит из вербальной и невербальной частей. Первый участник может сказать комплимент и объяснить, почему он дарит подарок. Но он не должен прямо называть то, что дарит. С другой стороны, ему надо как можно более правдоподобно с помощью мимики и жестов показать, какой формы подарок, большой он или маленький, насколько тяжелый и т. д.
4. Затем, также используя только мимику и жесты, человек, получивший подарок, должен показать, как он его принимает и при необходимости распаковывает. Он должен решить, что это такое, поблагодарить за подарок, четко и выразительно рассказать, что ему подарили. После короткого диалога первый участник возвращается на место.
5. Получивший подарок встает и направляется к какому-либо другому члену группы, чтобы в свою очередь сделать тому подарок.
6. Дарители должны в любом случае соглашаться с тем, что называет принимающий подарок, и во время диалога ориентироваться именно на это.
7. Принимающий подарок участник абсолютно свободен в том, как представить себе дар. Это может быть какой-то предмет, но может быть и некое абстрактное качество.
8. Участники должны позаботиться о том, чтобы не был забыт никто. При этом каждый может получить только один подарок. Ведущему также стоит принять участие в упражнении.
Возможен и другой вариант: вымышленный день рождения. Именинник – ведущий. Он получает подарки от всех членов группы, при этом они называют то, что дарят. В заключение ведущий говорит о том, что больше всего хотел бы получить на самом деле (что-то одно). Тот, чей подарок назван, становится следующим именинником.
Десять вопросов (30 минут)
Каждому участнику понадобится бумага и карандаш.
1. Сначала каждый составляет список собственных положительных характеристик. Сюда должны быть включены следующие параметры: черты характера, система ценностей, навыки, хобби, привлекательные стороны внешности, профессиональные достижения и т. д. На выполнение задания отводится 5 минут.
2. Затем участники разбиваются на подгруппы по три-четыре человека в каждой и договариваются о том, кто из них будет А, В, С и D.
3. Первым начинает игру А, он говорит: «Вы можете задать десять вопросов, чтобы выяснить, какое из положительных качеств в моем списке я в этот момент отмечаю крестиком». Остальные члены подгруппы в течение 10 минут отгадывают, о какой характеристике идет речь.
4. Каждый раз, когда кто-то из членов команды высказывает неверное предположение, игрок А должен ответить, например, так: «Да, большое спасибо. Я любознательный, темпераментный человек… но я отметил крестиком не это качество». После этой галантной реплики участники продолжают задавать вопросы. Когда группа найдет правильный ответ, игрок А также благодарит партнеров: «Да, большое спасибо. Вы угадали. Я хорошо играю в шахматы». Если же все десять вопросов заданы, а правильный ответ не найден, игрок А сам называет качество, которое он отметил. Затем на вопросы отвечает очередной игрок подгруппы.
Тренинг «Развитие доверия»
«Разожми кулак» (15 минут)
Эта игра рассчитана на двух человек. Она дает возможность обоим хорошо узнать партнера: его восприимчивость, особенности поведения, прямоту или скрытность, склонность к манипулированию, стиль поведения в конфликтах. Это упражнение очень простое, но очень ценное.
1. Попросите группу образовать пары: «Найдите кого-нибудь, кто вам интересен или о ком вам трудно составить впечатление».
2. Партнеры садятся рядом и решают, кто из них будет А, а кто – Б.
3. А сжимает правую руку в кулак. Перед Б стоит задача этот кулак разжать. Он выбирает любое средство (словесное или физическое воздействие), которое кажется ему подходящим, и пробует применить его, а партнер А решает, хочет ли он оказать сопротивление, как долго он будет это делать и когда он уступит партнеру.
4. После этого партнеры меняются ролями. Теперь Б сжимает руку в кулак, и А пытается этот кулак разжать.
5. Когда пара завершила работу, вся группа собирается и обменивается опытом:
• Какие средства только усиливали сопротивление?
• Какие средства можно назвать тактичными?
• Пытался ли кто-нибудь проверить, как партнер реагирует на стресс?
• Не отказался ли кто-нибудь выполнить задание, потому что оно показалось ему смешным или неестественным?
• Играло ли какую-либо роль доверие партнеров друг к другу?
• Как бы вы оценили атмосферу доверительности в группе в целом?
• Есть ли среди членов группы кто-нибудь, с кем бы вы охотно повторили задание?
«Сквозь игольное ушко» (10 минут)
Цель упражнения – воспитать у членов группы доверие к себе и другим, чуткость по отношению к окружающим.
Отодвиньте стулья и столы к стенам, чтобы в комнате было достаточно места.
1. Участники расходятся по комнате. Ведущий говорит, что хотел бы предложить им несложный эксперимент, который тем не менее способен резко поменять их отношение к кому-либо из группы. Участники должны закрыть глаза.
2. Ведущий объясняет, что будет видеть каждого и будет следить за тем, чтобы все соблюдали правила. Пусть игроки примут «позу безопасности»: руки на уровне груди, ладонями наружу (это необходимо, чтобы столкновение не привело к травме).
3. С закрытыми глазами участники начинают медленно ходить по комнате и пытаются определить, что происходит вокруг: приближаются ли они к другим людям, идут ли к стене, к окну, столам, стульям и т. д.
4. Каждый должен пытаться избежать столкновения с другими людьми. Чтобы это получилось, движения должны быть медленные и точные (2–3 минуты).
5. Теперь попросите игроков открыть глаза и определить, соответствует ли их реальное местонахождение тому, что они себе представляли с закрытыми глазами.
6. Это была подготовка. Теперь начинается собственно эксперимент. Группа становится в круг. Все снова закрывают глаза и держат руки перед собой, принимая защитную позу. Задание состоит в том, чтобы все участники одновременно попытались достичь противоположной стороны круга. Разумеется, что при этой попытке в центре круга окажется сразу много людей. Задача каждого – пройти через толпу, не наступив никому на ноги и ни с кем не сталкиваясь. Тот, кто достигает противоположной стороны круга, останавливается там, повернувшись лицом в центр круга, и открывает глаза.
7. Когда группа выполнит это задание, можно его повторить. Упражнение завершается, только если все участники группы выполнят задание без серьезных столкновений друг с другом.
8. В конце упражнения задайте следующие вопросы:
• Что вы чувствовали во время упражнения?
• Насколько вы могли доверять другим членам группы?
• Выросло ли доверие членов группы друг к другу после выполнения задания?
• Были ли критические ситуации во время выполнения задания?
• Как вы ориентировались в пространс