Роль современных психогенных и неблагоприятных социальных факторов в генезе психосоматических расстройств
Снижение распространения инфекционных заболеваний и усиление роли психосоциальных факторов в нарушении здоровья, а также рост числа болезней адаптации (психосоматических расстройств) усилили интерес к этой патологии. Первоначально это привело к выделению психосоматических заболеваний, происхождение которых напрямую связывалось с психологическими трудностями (гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, астма, язвенная болезнь желудка, язвенный колит). В дальнейшем однолинейная жесткая модель была отвергнута в связи с тем, что в возникновении каждого психосоматического расстройства принимают участие эмоционально-личностные, социально-психологические, генетические и другие биологические факторы. Такая открытая многофакторная модель фактически привела к необходимости считать, что в происхождении всех соматических заболеваний участвуют (в разных соотношениях) все перечисленные факторы. В настоящее время психосоматическими расстройствами можно условно называть такие соматические заболевания, в происхождении, симптоматике, течении и исходе которых больше, чем при других болезнях, участвуют психосоциальные вредности.
Распространенность этих психосоматических расстройств в детском возрасте значительно и постоянно увеличивается. В амбулаторной практике от 9,3 до 40% детей обнаруживают «психосоматические расстройства» (Brautigam W, 1984). До 40% детей, наблюдаемых педиатрами, не имеют никакой органической патологии, хотя и страдают соматическими расстройствами. У1 из 7 встречаются головные боли, у 1 из 9 — боли в животе, у 1 из 25 — боли в конечностях. Эти величины варьируются в зависимости от уровня культуры, социального окружения, семейной структуры и особенностей воспитания (Apley J., 1979). При этом не все педиатры хорошо знакомы с описываемыми расстройствами, хотя и тратят на них до четверти своего рабочего времени (Yamashita E, 1986).
Вегетососудистая дистония наблюдается у 50-75% детей с неинфекционной патологией (Белоконь Н. А. с сотр., 1987). Бронхиальная астма отмечена у 1-2% детей, страдающих заболеваниями дыхательной системы (Jochmus J., Schmitt G. M., 1986). Язвенная болезнь диагностирована у 1,3% детей, поступивших в больницы (Strank P., 1980). Психической анорексией страдает около 1% девушек 16—18 лет (Crisp A., 1979). За последние годы отмечается значительный рост числа этих и других заболеваний, в этиологии которых существенную роль играют психогенные факторы. Например, число детей, больных бронхиальной астмой, с 1961 по 1981 г. возросло втрое (Gergen P. J., 1980). За последние 10 лет с 75 до 110 на 1 тысячу обследованных детей увеличилось число больных с хроническими расстройствами желудочно-кишечного тракта (Мазурин А. В. с сотр., 1989).
При большой распространенности этих расстройств у детей, мы еще не знаем всех неблагоприятно действующих психосоциальных факторов и их роль в возникновении этих расстройств в данном возрасте.
Детскому врачу и психологу в выявлении этих факторов могут помочь приводимые в данной главе соображения. Необходимо учитывать, что ребенок существенно отличается от взрослого. Дети — не упрощенная копия взрослых с ограниченными способностями, наивностью, внушаемостью и безгрешностью. У них не так тонко развита интеллектуальная сфера, но они крайне чувствительны к обстоятельствам жизни и разумность их переживаний соответствует развитию. Трудности подрастающего поколения, как правило, не в их внушаемости, а в неправильном понимании происходящего с ними или вокруг них. Особенность детей заключается также в том, что они находятся в полной зависимости от родителей, удовлетворяющих все их потребности. Когда же родители оказываются не способными удовлетворять появляющиеся с возрастом нужды, между ними возникает тревожное напряжение. Ребенок при этом связывает возникшие в семье трудности с собственными провинностями, отчего постоянно испытывает чувство вины и тревоги.
Так как ребенок находится в постоянном развитии, то и отношение к нему должно определяться тем, на каком возрастном этапе он находится. В разных возрастах наблюдаются различные переживания. Дошкольники страдают из-за возможного отрыва от дома, из-за неспособности управления своими телесными функциями. Школьники больше беспокоятся из-за взаимоотношений со сверстниками.
Психологию ребенка невозможно оценить вне контекста семьи. При этом и последняя не может быть понята без исследования того окружения, в котором она существует.
Используемый в клинике подход облегчает оценку степени вредоносности психосоциальных факторов, под воздействием которых может оказаться ребенок. Систематизация этих неблагоприятных факторов в зависимости от источника и масштаба их воздействия на детское население позволяет условно выделить несколько групп вредностей:
1) глобальные — страх войны, экологических катастроф, переживание природных (землетрясения, наводнения) бедствий и промышленных катастроф (взрывы, пожары);
2) страдания из-за национальной и этнической вражды, экономических контрастов, культурных противостояний;
3) страдания из-за миграции, отрыва от родной среды, утраты социального статуса;
4) боязнь нападений, издевательств, преследований со стороны близ-коживущих соседей;
5) переживания, связанные с поступлением в школу, давлением требований учебного процесса, трудностями освоения знаний, атмосферой отвержения или враждебности со стороны сверстников или старших, конфликтной обстановкой;
6) психическая травматизация, обусловленная пребыванием в круглосуточных яслях, домах ребенка, детских домах, больнице или санатории;
7) переживания в связи с изолированностью семьи от ближайшего окружения;
8) воспитательные — особенно переживания при неправильном воспитании одним родителем, переживание отсутствующей или неадекватной родительской заботы, чрезмерного давления родителей;
9) переживание неадекватного или искаженного внутрисемейного общения;
10) переживания, связанные с воспитанием психически больным или неполноценным родителем;
11) межличностные — страдания из-за антагонистических отношений между членами семьи, недостатка душевной теплоты, из-за жестокости, сексуальных злоупотреблений;
12) личностные — переживания, связанные с собственными значительными характерологическими отклонениями.
Глобальные, национальные, региональные, местные психосоциальные факторы
Среди глобальных психосоциальных факторов десятилетия тому назад переживание детьми опасности приближающейся атомной войны встречалось чаще всего. Эти страхи у детей появились отчасти как отражение тревог родителей и прародителей, отчасти как собственные впечатления, полученные через средства массовой информации о подготовке к войне или об уже идущих вооруженных столкновениях. При этом дети, в отличие от взрослых, неправильно оценивая степень реальной опасности, считают, что война уже на пороге их дома. В связи с загрязнением почвы, воды и воздуха новым глобальным страхом, поражающим не только взрослых, но и детей становится ожидание экологической катастрофы.
К числу национальных вредоносных факторов могут быть отнесены межнациональные противостояния, столь обострившиеся за последнее время. Вольное или невольное вовлечение детей в дискуссии, протесты, демонстрации и даже агрессия против представителей других национальностей создают большое и опасное эмоциональное напряжение.
При воздействии таких региональных психосоциальных факторов, как стихийные бедствия: землетрясения, наводнения, террористические акты или промышленные катастрофы наряду с физическими факторами, приводящими к травмам, ожогам и даже лучевой болезни, возникает паника, охватывающая не только взрослых, но и детей. При этом психогенный эффект может возникнуть значительно позже происшедшего, после того, как непосредственная опасность для жизни людей миновала. Иллюстрируют последствия этих потрясений психосоматические расстройства, развившиеся у детей, оказавшихся в зоне землетрясения в Армении, или у тех, кто пострадал от взрывов террористов.
С отдельными населенными пунктами могут быть связаны местные жизненные трудности. Возьмем, к примеру, добровольный или вынужденный отъезд из привычных мест обитания — дети беженцев, как под влиянием собственных трудностей, так и под воздействием тревог близких, оказываются тяжело психически травмированными. Эти трудности значительно усугубляются, когда миграция происходит в местность, где иначе воспитывают детей или говорят на другом языке.
Большой риск психосоматического расстройства возникает, если переезд семьи влечет за собой утрату социального статуса ребенка Такое случается, если он в новой школе или по месту жительства оказывается отвергнутым, дискриминируемым или утрачивает свое прежнее благополучное положение в коллективе.
В районе, в котором живет ребенок, его душевные страдания могут быть связаны с нападениями на него, попытками к насилию, издевательствами или сексуальными злоупотреблениями, которым он может подвергаться вне дома.
Тяжелый след в душе ребенка оставляют преследования или дискриминация в детском коллективе за принадлежность к определенной этнической, языковой, религиозной или другой группе.