Стресс и эмоциональный стресс, механизмы их развития
Наиболее характерная черта ребенка — его эмоциональность. Он очень живо откликается на любые изменения в своем окружении — как негативные, так и позитивные. Эти переживания в большинстве случаев носят положительный характер и имеют очень большое значение в приспособлении ребенка к изменяющейся жизни. Однако при определенных условиях чувства могут играть и отрицательную роль, приводя к невротическим или соматическим расстройствам. Это происходит в тех случаях, когда сила эмоции достигает такой степени, что становится причиной развития стресса.
Эмоциональный стресс — состояние ярко выраженного психоэмоционального переживания человеком конфликтных жизненных ситуаций, которые остро или длительно ограничивают удовлетворение его социальных или биологических потребностей (Судаков К. В., 1986).
Под стрессом в более широком смысле понимают состояние организма, возникающее при воздействии необычных раздражителей и приводящее к напряжению неспецифических адаптационных механизмов организма (Горизонтов П. Д. и др., 1985).
Понятие стресса ввел в медицинскую литературу Г. Селье (1936), описав наблюдающийся при этом адаптационный синдром. Этот синдром может пройти в своем развитии три стадии: стадию тревоги, во время которой осуществляется мобилизация ресурсов организма; стадию резистентности, при которой организм сопротивляется агрессору, если его действие совместимо с возможностями адаптации; стадию истощения, во время которой истощаются запасы адаптационной энергии при воздействии интенсивного раздражителя или при длительном воздействии слабого раздражителя, а также при недостаточности адаптивных механизмов организма. Селье описывал эустресс — синдром, способствующий сохранению здоровья, и дистресс — вредоносный или неприятный синдром. Последний рассматривается как болезнь адаптации, возникающая в связи с нарушением гомеостаза, т. е. постоянства внутренней среды организма. По мнению Селье, адаптационный синдром осуществляется эндокринной системой посредством мобилизации кортиколиберина, АКТГ, соматотропного гормона, кортикостероидов, адреналина и тиреоидных гормонов.
Стресс — это каждый ответ организма на любое действие окружающей среды (Selye H., 1976; Levi L., Kagan A., 1971). Близкая точка зрения сводится к тому, что стресс — это общая адаптивная реакция организма, развивающаяся в ответ на угрозу нарушения гомеостаза (Горизонтов П. Д., 1981; Кассиль Г. Н., 1983). Стресс также понимают как функциональное состояние организма, возникающее в результате внешнего отрицательного воздействия на его психические функции, нервные процессы или деятельность периферических органов (Суворова В. В., 1975). Биологическое значение стресса определяется как процесс мобилизации защитных сил организма, т. е. начальный этап управления приспособительными процессами (Митюшев М. И., Шаляпина В. Г., 1976). Стресс, по Т. Коксу (1981), — феномен осознания, возникающий при сравнении требования, предъявляемого к личности, и ее способностью справиться с этим требованием. Отсутствие равновесия в этом механизме вызывает стресс и ответную реакцию на него.
Некоторые авторы не видят различий между стрессом и другими реакциями организма. М. Vigas (1980) рассматривает стресс как вырабатывавшуюся в ходе филогенеза реакцию организма на действие агентов, действительно или символически сигнализирующих об опасности нарушения его целостности. По К. В. Судакову (1976), специфика эмоционального стресса отражена в утверждении, что он развивается в условиях, когда не удается достичь результата, жизненно важного для удовлетворения биологических или социальных потребностей, и сопровождается комплексом соматовегетативных реакций, а активация симпатикоадреналовой системы мобилизует организм на борьбу. По мнению В. В. Суворовой (1975), трудно провести различие между стрессом и эмоциональными реакциями. Все же Судаков считает, что для эмоционального стресса характерно генерализованное распределение симпатических и парасимпатических возбуждений, приводящее у одних особей к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы, у других — к изъязвлению желудочно-кишечного тракта.
К действию экстремальных и повреждающих факторов наиболее чувствительным оказывается эмоциональный аппарат, который первым включается в стрессовую реакцию, что связано с вовлечением эмоций в архитектонику любого целенаправленного поведенческого акта и именно в аппарат акцептора результатов действия (Анохин П. К., 1973; Судаков К. В., 1981). Вследствие этого активируются вегетативные функциональные системы и их специфическое эндокринное обеспечение, регулирующие поведенческие реакции. Напряженное состояние при этом может быть вызвано рассогласованием между деятельностью корковых и подкорковых структур в возможности достижения жизненно важных результатов, удовлетворяющих ведущие потребности организма во внешней среде, а возникать вследствие первичных, преимущественно гормональных, изменений во внутренней среде организма, вызывающих нарушение его гомеостаза. При стрессе ключевой системой мозга является система лимбико-кортикальных взаимоотношений (Ведяев Ф. П. и др., 1978).
Вместо того чтобы мобилизовать ресурсы организма для преодоления трудностей, стресс может оказаться причиной серьезных расстройств. Механизм эмоционального стресса складывается из продолжительного последействия, суммации, извращенной реакции нейронов центральной нервной системы на нейромедиаторы и нейропептиды. При неоднократном повторении или при большой продолжительности аффективных реакций в связи с затянувшимися жизненными трудностями эмоциональное возбуждение может принять застойную стационарную форму. В этих случаях даже при нормализации ситуации застойное эмоциональное возбуждение не ослабевает. Более того, оно постоянно активизирует центральные образования вегетативной нервной системы, а через них расстраивает деятельность внутренних органов и систем. Если в организме оказываются слабые звенья, то они становятся основными в формировании заболевания.
Наиболее важную роль в механизме развития эмоционального стресса играют первичные расстройства в вентромедиальном отделе гипоталамуса, базально-латеральной области миндалины, перегородке и ретикулярной формации. Именно рассогласование деятельности в этих структурах приводит к изменению нормального функционирования сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, изменению свертывающей системы крови, расстройству иммунной системы.
Эмоциональные стрессы по своему происхождению, как правило, социальны. Их частота нарастает по мере развития научно-технического прогресса, ускорения темпа жизни, информационных перегрузок,
увеличивающейся урбанизации, экологического неблагополучия. Как видно из сказанного, значительность изменений в организме под влиянием эмоционального стресса велика. Устойчивость к ним различна у разных людей. Одни — более предрасположены, другие — весьма устойчивы. Однако развитие у ребенка вследствие этих расстройств клинически выраженных нервных или соматических заболеваний зависит от ряда условий. Такими условиями следует считать психические и биологические особенности индивида, социальное окружение и характеристики событий, вызывающих серьезные эмоциональные реакции (стрессоров).
Механизм действия эмоционального стресса схематически представлен ниже. На схеме показано, как на фоне социального окружения стрессор действует на индивида (организм и личность), как основные элементы личности и организма участвуют в эмоциональном стрессе (адаптивной реакции организма и личности) и как при недостаточности психологической защиты и слабости биологических сил возникает психовегетативный синдром.
Социальное окружение
Известно, что многократно перенесенные в прошлом трудные ситуации в семье и вне ее неблагоприятно сказываются на последствиях эмоционального стресса (Hinkle L., 1977). При этом, как оказалось, имеют значение частота и тяжесть переживаемых событий. Т. Н. Holmes и R. H. Rahe (1967) создали теорию жизненных событий. Была составлена шкала оценки жизненных событий, проранжированных по их важности для личности. Для психического и соматического здоровья опасен не только один трагический инцидент, подобный смерти близких, но и несколько менее драматичных, происшедших за короткий промежуток времени, так как это тоже снижает возможности приспособления. В течение года человек переживает в среднем около 150 заметных жизненных изменений. Если их число возрастает более чем в два раза, то вероятность заболевания составляет 80%. Если число таких событий колеблется в пределах от 150 до 300, то риск заболеваний — 50%. Эта теория не учитывает, что человек в мире не один, что другие люди могут оказать ему помощь, облегчить приспособление к ситуации. Спорен также созданный рейтинг жизненных событий по степени силы воздействия. Наряду с предшествующим жизненным опытом, существенное значение имеют и актуальные житейские обстоятельства. При несоразмерности личностных реакций на изменяющийся мир возникает опасность для здоровья. Из различий взаимоотношений личности и ее окружения вытекают несоответствия, приводящие к стрессу (French R. D., 1974; Harris R., 1978). Такой подход предполагает комплексное рассмотрение человека и окружающей его среды. Однако остаются неясными вид и способ возникновения психического взаимодействия или разногласия между «субъективным» и «объективным» окружением. Непонятно также, являются ли все рассогласования внешнего мира и личности причиной возникновения стресса или здесь имеется какая-то одна причина.
По концепции приспособления личности к окружающему миру, такое несоответствие вызывает инстинктивный порыв к действию и потому не представляет собой опасности для здоровья личности. По мнению G. Engel, A. H. Schmale (1967), развитию заболевания после эмоционального стресса способствует состояние беспомощности, когда окружение воспринимается менее безопасным, не доставляющим удовольствия, а человек чувствует себя покинутым. В то же время если индивида окружает такая социальная среда, которая разделяет его оценки и мнения, и в ней он может всегда найти эмоциональную поддержку, то вероятность болезнетворного действия эмоционального стресса уменьшается (Caplan I., 1974). Таким образом, вместе с A. Dean и N. Lin (1977) социальную поддержку можно рассматривать как механизм, смягчающий отрицательные последствия стресса. Для человека наличие социальных связей столь важно, что S. Henderson (1981), например, уже только их недостаточность считает причиной развития стресса.
Здесь уместно пояснить, что привязанность, возникающая между детьми и их родителями в самый чувствительный для этого период — вскоре после рождения, имеет колоссальное значение не только в качестве цементирующего механизма, объединяющего группы людей, но и в качестве механизма, обеспечивающего их безопасность. Формирование этого социального механизма основано на врожденных образцах поведения, что и определяет не только прочность привязанностей, но и их большую защитную силу. В тех же случаях, когда родительская забота была недостаточной, а социальные отношения нарушались или отсутствовали, у детей в дальнейшем недоставало необходимых жизненных социальных качеств. Это — из-за чувства беззащитности и неспособности оградить себя от опасности — приводило к часто возникающим тревожным реакциям и почти постоянным нейроэндокринным изменениям. Такое психологическое и физиологическое состояние повышает риск неблагоприятного воздействия эмоционального стресса (Henry J. P., Stephens?. M, 1977).
Стрессор
Предполагается, что в качестве причин возникновения эмоционального стресса могут выступать как позитивные, так и негативные события (Dohrenwend В. S., 1975). Однако эту точку зрения разделяют не все. Н. Selye (1972) вредностями считал лишь неблагоприятные факторы, приводящие к «дистрессу». В связи с этим систематизируют лишь отрицательные события как потенциальные стрессоры. W. Harris и со-авт. (1956) классифицировали психосоциальные воздействия по виду и продолжительности. Кратковременно действующими стрессорами среди них являются следующие:
П связанные с неудачами;
П обусловленные перегрузками, чрезмерной скоростью и отвлечением;
П вызывающие страх.
Продолжительно действующие подразделены на стрессоры:
П борьбы;
П опасных ситуаций;
П заключения и изоляции;