Эмоциональный стресс и психологическая поддержка

Стресс — это требование, предъявляемое различными жизнен­ными обстоятельствами кадаптивным возможностям нашей пси­хики и тела. Стресса избежать невозможно. Фраза Г. Селье о том, что «полная свобода от стресса означает смерть», стала общим местом и постоянно цитируется в научных работах. Вся челове­ческая жизн ь соткана из радост­ных или вредоносных стрессов (дистрессов)(Селье Г., 1979).

С психологической точки зрения стресс приводит к пло­хому настроению и чувству не­уверенности; длительное его воздействие может закончить­ся нервным срывом. Конечно, не всегда поведение подрост­ков разрушительно, не все мо­лодые люди имеют эмоцио­нальные проблемы, но тот факт, что среди них широко


Особенности аффективной сферы подростка

распространены случаи психических заболеваний, алкоголиз­ма, злоупотреблений наркотиками, вандализма, самоубийств и убийств, указывает на ТО, что эмоциональные проблемы суще­ствуют у очень и очень многих подростков. Некоторые специа­листы утверждают, что немалую ответственность за это несут социальные стрессы.

Эмоциональная реакция на стресс

Эмоция не сводится к внутреннему переживанию или к физио­логическим нарушениям. Эмоция - это реакция всей лично­сти (включая организм) на те ситуации, к которым человек не может адаптироваться, и в этом случае она имеет преимуще­ственно функциональное значение.

Следовательно, можно утверждать, что эмоция соответ­ствует такому снижению уровня адаптации, которое наступа­ет, когда мотивация является слишком сильной по сравнению с реальными возможностями субъекта. Эмоция — это страх, гнев, горе, иногда радость, особенно чрезмерная радость. Одна­ко мы в силу бедности язы ка иногда употребляем термин «эмо­ция* как синоним «чувствам, например в выражении «лстети-ческаи эмоция»или для обозначения любого«душевного дви­жения» субъекта (Фресс П., Пиаже Ж.,1975).

Можно рассмотреть пример с учащимся, сдающим устный экзамени имеющим избыточную мотивациюпо сравнению с возможностями (т. е. он не слишком хорошо подготовился к экзамену).

При слабом уровне дезорганизации эмоция может выра­жаться о виде несвойственных подростку и излишних вегета­тивных реакций: влажные руки, общее напряжение, затруднен­ное пищеварение, возбужденность. Эти органические расстрой­ства, если они не слишком сильны, могут сочетаться с высокой

. успешностью ка экзамене.

При бол еезначительном уровне дезорганизации экзаменую­щийся теряется, приходит в замешательство, нарушения охваты­вают саму психическую деятельность: появляются нсясностьмыс-лей, провалы в памяти, вербальные затруднения. Вегетативные проявления Становятся еще более сильными: слезы, покраснение

■ или побледнение кожных покроиов и иногда даже обморок.

Как показали Жане и Валлон, эмоциональный отпет можно

[рассматривать как форму адаптации кситуацп п.;'-)к; шк'нующнн-сн или особенно экзаменующаяся, будучи не всостоянии дать

. 3 Психология подросла

бб

Глава 3

Особенности аффективной сферы подростка




                                   
    Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru
    Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru
        Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru
 
 
    Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru
    Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru
        Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru
 
 
  Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru   Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru   Эмоциональный стресс и психологическая поддержка - student2.ru
 
 
 
 

------- Акцентуация характера — чрезмерное усиление от­дельных черт характера, про­являющееся в избирательной уязвимости личности по отно­шению к определенного рода психогенным воздействиям при хорошей и даже повышен­ной устойчивости к другим.

удовлетворительные ответы, стремятся повлиятьна преподава­теля,воздействуя на его чувства (ФрессП.. Пиаже Ж., 1975).

Классификация подходов к пониманию стресса

Для ориентировочной классификации подходов к пониманию стресса наиболее распространена следующая схема:

—стресс как стимул или случай в окружении, требующим отиндивида повышенной затраты ресурсов и реакций;

—стресскак реакция — общий адаптационный синдром (Г. Селье);

—стресс как ннтеракцияорганизма (личности) и среды (окружения).

Иногда в понимании стрессакак состояния организма или личности выделяются эмоциональное и физиологическое со­стояние (Гурвич И. П., !999).

Стресс может быть вызван любой чрезмерно сильной эмо­цией. Хотя считается, что стресс чаще всего возникает из-за страха и гнева, его причиной может быть и сильная радость.

Эмоциональные состоянияоказывают влияние на жизне­деятельностьвсего организма.При эмоциональных реакциях происходит либо повышение деятельности всегоорганизма, либоугнетение, торможение его активности.

Мнение ученых

Эмошюгепная ситуация воиникаеч при избыточной мотивации \Hi отношению к реальным приспособительным возможностям

индивида. Однако прежде всего следует подчеркнуть, что не су­ществуем ЭмоциогенноЙ ситуации как таковой. Она зависит от отношения между мотивацией и нозможногтями субъекта. Когда мы говорим, что человек, только что переживший состоя­ние Эмоционального шока, «окаменел?, мы хотим тем самым под­черкнуть, что его мыпщьт находятся в состоянии гипертонуса. Эмоция начинается с гиттертонуса, ннетпним проявлением кото­рого является преобразование неиспользованной по назначению энергии и спазматические движения: смех, слезы, беспорядочные действия. Соразмерная тоническая реакция является естествен­ной и необходимой предпосылкой любого действия; в этом слу­чае тоническая реакция локализована. В ЭМОЦИЯХ же, наобйрот, эта тоническая реакция диффуэна,' генерализована и может лишьзатруднить выполнение предполагаемого движения. В конечном счете она иедет к тремору и хаотическим неупорядоченным дви­жениям (Фресс П., Пиаже Ж., (975).

Эмоциональные расстройства

Подросткового возраста,

Наши рекомендации