Выбор автомобиля и его управление

Красный или оранжевый автомобиль лучше заметен днем, белый - ночью. Заметный автомобиль меньше рискует. Лучше управляется автомобиль с приводом на передние колеса. Длинный капот - защита при столкновении. При аварии бензобак может взорваться, поэтому лучше, когда он расположен сзади - подальше от водителя.

Руление

Нормальное положение рук на руле - "без пятнадцати три" (держитесь за руль справа и слева, а не внизу или вверху), большие пальцы должны обхватывать руль и находиться с его внутренней стороны.

При крутом повороте применяйте скоростное руление с перекрестной сменой рук.

Поворот

Если едете быстро, максимально увеличивайте радиус поворота.

Тогда меньше возможность заноса. Начинайте и заканчивайте поворот на той стороне полосы движения, которая противоположна повороту. Это очевидно. Неочевидно другое: середину поворота лучше проезжать ближе к стороне дороги, в которую поворачиваете. На повороте можно чуть-чуть "поддать газу" - для лучшего сцепления ведущих колес с дорогой.

Движение

Двигайтесь так, чтобы вокруг вашего автомобиля было больше свободного места. Держитесь от автомобилей, идущих впереди и позади (!), как минимум, на 2-секундной, а лучше на 4-секундной дистанции.

Это необходимо, чтобы тормозить без столкновения. Управляя положением автомобиля в пределах полосы движения, ориентируйтесь не на обочину и не на разметку слева, а на воображаемую точку впереди, в которую вы хотите через несколько секунд попасть.

Переключение передач

Когда правой рукой переключаете передачу, держите руль левой рукой в его верхнем секторе - на случай экстренного маневра.

Не переключайте передачи на повороте: возможна блокировка колес, и трудно управлять одной рукой.

Торможение

Опасна блокировка колес при резком торможении: тормозной путь увеличивается чуть ли не на половину, возможен занос.

Если колеса заблокировались, надо на мгновение отпустить тормоз, потом снова нажать.

Способ быстрого торможения: нажимать на педаль несколько раз - сильно, но стараясь не доводить до блокировки колес.

Плавное торможение: постепенно вдавить педаль, потом отпускать по мере снижения скорости (поскольку медленно вращающиеся колеса блокируются при меньшем усилии тормоза).

При резком торможении не надо давить на педаль сцепления, так как двигатель препятствует блокировке колес.

При резком торможении вас прижмет к рулевому колесу. Не противодействуйте этому упиранием ноги в тормоз. Лучше заранее подтяните ремень безопасности. Не тормозите на повороте: возможен занос. Сбрасывайте скорость заранее.

Занос

При заносе передние колеса всегда разворачивайте в направлении, в котором надо двигаться: например, если вас разворачивает вправо, крутите руль влево. Не жмите на тормоз и на сцепление. Подача топлива - умеренная.

Внезапное препятствие

Первая реакция - нажать на тормоз. Но это бесполезно, если расстояние до препятствия меньше тормозного пути. Кроме того, возможен занос. Расстояние, необходимое для объезда препятствия - в два раза меньше тормозного пути. Поэтому пробуйте объехать.

Езда ночью

Долгое смотрение телевизора часа снижает остроту зрения на 1 - 2 часа.

Перед переключением на ближний свет внимательно рассмотрите видимые пределы дороги.

Не смотрите на встречный автомобиль. Пусть он будет на периферии вашего зрения.

При ослеплении плавно снизьте скорость и остановитесь на краю дороги.

Не выключайте фары в утренних сумерках: надо быть особенно заметным для других водителей. Те, кто ведет машину с ночи, уже устали, а те, кто выехал утром, еще не проснулись.

Преодоление водной преграды

Уровень воды должен быть не выше половины колеса.

Не въезжайте в воду с разгону: поднятая волна зальет двигатель.

В воде не прекращайте давить на газ, иначе вода заполнит глушитель.

Преодоление водной преграды по льду

Толщина льда 15 см достаточна для переправы автомобиля массой 2 т. Каждая дополнительная тонна веса требует дополнительных 5 см льда.

Двигайтесь по льду с открытой дверцей, высадив пассажиров.

При треске льда и появлении на нем воды не прыгайте сразу из машины, а увеличьте скорость.

Преодоление выступов и ям

Заранее притормозите, а перед самым препятствием дайте газ.

Передние рессоры распрямятся, и вам будет чем встречать удар.

Не берите препятствие с разгона - рессоры могут лопнуть.

Езда зимой

Не пользуйтесь стояночным тормозом: тормозные колодки могут примерзнуть. Лучше включите первую передачу.

Периодически проверяйте работу тормозов. Если тормозные колодки намокли и скользят, просушите их несильными нажатиями на педаль тормоза.

Чаще пополняйте бензобак: в полупустом баке на стенках может образоваться лед и перекрыть отверстия для забора топлива.

Имейте солидный аварийный запас одежды, еды, сухого спирта и снаряжения для пешего зимнего путешествия. Снежный ураган даже в густо населенной местности может создать опасную ситуацию.

Движение на переезде

Если двигатель заглох на железнодорожном переезде, а толкать некому, выезжайте на стартере при включенной первой передаче. Если стартер не работает, включите первую передачу и двигайте автомобиль вращением заводной рукоятки.

Езда в горах

Из-за разрежения воздуха необходимо уже на высоте 2000 м отрегулировать зажигание, установленное на равнине, в сторону большего опережения.

Постоянное притормаживание на спуске может привести к возгоранию тормозов и закипанию тормозной жидкости. Тормозите двигателем.

В дождь и при таянии снега возможны оползни и сели. Не задерживайтесь вблизи ручьев, оврагов, в местах, где видны следы прошлых оползней и селей. Погода в горах может меняться очень быстро.

Особенно опасны туманы при резком понижении температуры. Даже в короткие поездки собирайтесь с аварийным запасом.

Наблюдение за дорогой

Вот некоторые неочевидные правила восприятия ситуации на дороге:

1. Не задерживайте взгляд длительное время на одном объекте. Для перевода и фиксации взгляда из крайнего правого положения в крайнее левое требуется около 1 сек. За это время вы при скорости 60 км/ч проедете около 17 метров!

2. Наблюдайте не только за дорогой, но и за пространством возле нее. Опасное развитие событий может начаться вне дороги.

3. Несколько раз в минуту проверяйте обстановку сзади беглым взглядом в зеркало заднего вида.

4. Заглядывайте как можно дальше вперед - минимум, на 12 секунд хода. При скорости 60 км/ч вам потребуется 3 - 6 секунд на торможение, столько же - встречному водителю.

Опасные факторы на дороге

Лужа может скрывать яму или острый предмет.

Мокрые опавшие листья делают дорогу скользкой, как лед.

Можно получить ослепление от двигающегося сзади автомобиля через зеркало заднего вида.

Если идущее ночью навстречу транспортное средство светит одной фарой, это может быть не мотоцикл, а автомобиль, у которого левая фара неисправна. Держитесь правее.

С идущего впереди грузовика может на повороте свалиться груз.

Только что начавшийся или очень слабый дождь делает дорогу скользкой: он превращает дорожную пыль в грязь, которая действует как смазка.

Вождение и психика

Первые два часа вождения - период "врабатывания", самые опасные.

Не садитесь за руль в скверном настроении или большом возбуждении - половина погибших водителей садилась именно в таком состоянии.

Не решайте за рулем проблем. Не возите интересных собеседников.

Через каждый час останавливайтесь на 5-минутный отдых: пройдитесь, разомнитесь.

Поломка автомобиля

Сидя дома на стуле, отработайте мысленно действия при внезапных поломках двигающегося автомобиля. Вот возможные ситуации:

1. Лопнула шина.

Признаки: Хлопок, крен, уход руля в сторону.

Действия: Крепче ухватитесь за руль: его может вырвать из рук.

Тормозите медленно.

2. Отказало рулевое управление.

Признаки: После ухаба руль стал крутиться слишком легко и без результата.

Действия: Приготовьтесь к опрокидыванию (пригнитесь к креслу, схватитесь за него руками) и резко тормозите.

3. Отказали тормоза.

Действия: Пытайтесь объехать, тормозите двигателем, или стояночным тормозом (на большой скорости его сорвет), или выберите препятствие помягче и подешевле. На перекрестке выезжайте на полосу встречного движения, объезжайте стоящие автомобили и поворачивайте направо.

4. Отвалилось колесо.

Признаки: Вы тормознули, а колесо покатилось вперед.

Действия: Тормозите дальше, стараясь не зацепиться тормозным диском за выступ дороги или тротуар, иначе машину может перевернуть.

5. Сломалась подвеска.

Признаки: После ухаба автомобиль накренился, его начало уводить в сторону.

Действия: Тормозите, стараясь не зацепиться обломком рессоры за неровности дороги, иначе перевернетесь.

Столкновение

Самое опасное столкновение - когда кто-то врезается вам в бок.

При лобовом столкновении вас защищает деформация капота. По этой причине иногда даже безопаснее врезаться в хвост тормозящего перед вами автомобиля, чем в дерево или столб.

Врезайтесь в препятствие под острым углом правым или левым краем капота. Уклоняясь от лобового столкновения, не подставьте свой бок другому автомобилю. Не врезайтесь в другой автомобиль в том месте, где у него бензобак.

На заполненной машинами дороге не пытайтесь спастись на полосе встречного движения.

Действия при лобовом столкновении: руками упереться в руль, левой ногой - в кожух левого колеса, правой - в педаль тормоза.

Пожар

Обычно горит моторный отсек. Не открывайте капот полностью, иначе облегчите приток воздуха к огню. Приоткрыв капот, направьте струю из огнетушителя в щель.

Главная опасность - взрыв бензобака. Избегайте находиться возле горящего автомобиля со стороны бензобака.

Если после отключения зажигания горящий двигатель продолжает работать (замкнулись провода из-за обгорания изоляции), после остановки машины включите повышенную передачу и дайте газ. Машина не сможет тронуться с места на повышенной передаче, и мотор заглохнет.

ВАС ОСТАHОВИЛИ В ПУТИ

Сотни машин, целые колонны их движутся по автотрассам. Этот стремительный поток кажется неудержимым. Hо вот в какой-то точке происходит сбой, нарушение гармонии. Это инспектор ГАИ взмахнул неумолимым жестом и остановил машину. Вашу машину! Вы оказываетесь один на один с мощным механизмом государственной автоинспекции в лице инспектора.

Действующее законодательство в последнее время серьезно усилило административную ответственность за нарушение правил дорожного движения. Что ж, число автодорожных происшествий говорит в пользу такого решения.

В законодательстве присутствуют такие репрессивные меры, как арест водителя на пятнадцать суток (ст.165 КоАП РСФСР), задержание (а по существу, несанкционированный арест) транспортного средства на неопределенный срок, изъятие водительского удостоверения на срок до уплаты штрафа. Повсеместно практикуется направление водителей на так называемую "переэкзаменовку", что является, наряду с лишением водительских прав, назначением второго, несуществующего в законодательстве РФ наказания.

А что делать, если претензии инспектора ГАИ, на ваш взгляд, необоснованны? Ведь с этим явлением приходится сталкиваться постоянно.

Может даже создаться впечатление, что диктат узковедомственных интересов ГАИ не оставляет водителю никакой возможности спокойно ездить по дорогам России, а фигура инспектора вырастает до размера как минимум удельного князя.

Однако, во всем мире есть достаточно эффективное средство борьбы за права человека и гражданина с нарушителями закона в правоприменительных структурах. Это знание законодательства, умелое его применение, спокойствие и выдержка в процессуальном поединке с любыми должностными лицами. Поединок в юридической и социологической литературе потому и называется процессуальным, что в этой борьбе применяются особые приемы и методы: допросы, обжалования, опротестования, которые отражены в специальных разделах законодательства.

Главный критерии современного законодательства состоит в следующем: вина любого гражданина обвиняемого ли в убийстве, хищении или проезде перекрестка на красный сигнал светофора должна быть доказана всесторонне и полно. Сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

Это и есть известный принцип презумпции невиновности, закрепленный в ст. 49 Конституции РФ.

Сотрудники прокуратуры, уголовного розыска, Министерства безопасности хорошо осведомлены о многоступенчатости процесса, в него входят: дознание, следствие, суд первой инстанции, кассационное обжалование, участие защитника и т.д. Поэтому они стараются добыть кирпичики улик, свидетельских показаний, многочисленных экспертиз и очных ставок. Из этих кирпичиков постепенно строится Здание доказательств. Крепкое или шаткое, но это здание можно увидеть и проверить на прочность.

Иное дало сотрудники ГАИ. Они считают, что их мнение, порой никакими доказательствами не подкрепленное, и есть исчерпывающее основание для наказания водителя. Как правило, должностные лица Госавтоинспекции затрудняют себя ответом на самый простой вопрос: "Какие доказательства вины водителя имеются, кроме голословного утверждения инспектора (изложенного в протоколе, рапорте, сделанного в устной форме)?".

Hо, чтобы такой вопрос задать и выявить в дальнейшем нарушения Закона инспектором (если таковые имеются), необходимо наряду со знанием законодательства уметь и применять его на практике. Сегодня мы рассказываем о некоторых приемах защиты прав и законных интересов граждан, в данном случае водителей.

Итак, ситуация первая. Вы в качестве водителя управляете транспортным средством. Hеожиданно слышите свисток, но не видите сотрудников ГАИ или напротив, видите сотрудника, но не слышите свистка. Смело, строго по правилам, продолжайте движение в соответствии с правилами, так как требование об остановке должно быть понятно всем участникам дорожного движения (приказ МВД РФ N6 от 10.01.1994 г. п.8.3.).

Другая ситуация. Знак жезлом и свисток однозначно относятся к вам. Включаете указатель поворота и плавно прируливаете к тротуару или обочине, пропуская транспорт, движущийся в попутном направлении (п.8.

1, п.8.4 Правил дорожного движения).

Остановившуюся машину и инспектора отделяют десять двадцать метров. Hеобходимо ли сдавать задним ходом? Может быть, выйти из машины и приблизиться к инспектору? Выбирайте сами: это ваше право, но не обязанность. Строго говоря, инспектор должен подойти и назвать фамилию, должность, подраздаление, где он работает, а также объяснить причину задержания на основании глав 4 и 8 Приказа МВД РФ от 10.01.94.

№ 6. То, что на языке водителей называется "остановил", на языке юристов называется "задержал".

Первый совет: если вы чувствуете себя правым, встречайте инспектора с блокнотом в одной руке и авторучкой в другой. Выделите для них определенное место в перчаточном ящике и всегда возите с собой. Канцелярские принадлежности пригодятся и в другом случае (записать объявление, номера телефонов и т.д.).

Hеобходимо подчеркнуть, что у инспектора на груди должен быть приколот специальный жетон (знак) номера согласно п.2.5.4.

вышеупомянутого приказа № 6. Отсутствие жетона должно вызвать у вас недоверие. Это нарушение инструкции инспектора часто объясняют так: "Отломалась булавка, на которой он крепится", и достают знак из кармана. Обязательно попросите сотрудника ГАИ предьявить вам служебное удостоверение. Он не имеет права дать вам его в руки, но обязан предьявить и предоставить возможность переписать данные (п.8.8.

приказа МВД РФ № 6). Таким образом, вы будете точно знать, с кем имеете дело, а инспектор будет предполагать, что на него могут пожаловаться, и постарается откровенно закон не нарушать.

Как минимум, он объяснит, в чем выражаются его претензии. Когда придраться уж совсем не к чему, может быть пущен в ход последний довод: "Вы не пристегнуты ремнем безопасности". Hа это есть резонный ответ: "Ремнем безопасности необходимо пользоваться при движении, а моя машина стоит. Я отстегнулся только что, пока вы шли ко мне, и сделал это для того, чтобы достать документы. В остановившейся машине и водитель, и пассажир не обязаны быть пристегнуты".

Часто инспектор, видя уверенность водителя и знание им закона, отказывается в устной форме от обвинения. Это его право. Это умный инспектор. Пожелайте ему всего доброго. Однако есть сотрудники, которые любят писать. Хотя утверждают, что план по протоколам не имеют. Они составляют протоколы по любому поводу, чаще всего они требуют, чтобы водитель пересел в патрульную машину, (варианты: проследовал в пикет, в "стакан" и т.п.), но это, опять же, ваше право, но не обязанность. Обязанностью это станет с того момента, когда сотрудник милиции составит протокол задержания в соответствии со ст.240 КоАП РСФСР. Протокол задержания не следует путать с административным протоколом, где указываем, в каком деянии гражданин обвиняется. Задержание производится в исключительных случаях.

Основанием для него могут быть: отсутствие документов, подозрение в угоне, управление транспортом в состоянии алкогольного или наркотическогоопьянения, неисправности т/с, эксплуатация незарегистрированного т/с и т.п. (п.4.3.4 приказа № 6).

Согласно ст.242 КоАП РСФСР срок административного задержания не может превышать трех часов. Вот почему в таких ситуациях важно потребовать при составлении протокола указать в нем время составления, иначе вас будут катать по городу, скажем, всю ночь: из отделения милиции в наркологический диспансер, потом в отдаление ГАИ и т.д.

После составления протокола с указанием времени сотрудники милиции будут чаще поглядывать на часы. Согласно ст.240 КоАП РСФСР по просьбе лица, задержанного за совершение административного правонарушения, о месте его нахождения уведомляются родственники, администрация по месту работы или учебы. Поэтому используйте любую возможность, чтобы из ближайшего телефона-автомата позвонить родным, близким, сослуживцам.

Можно передать записку с прохожим или водителем попутной машины.

Почему это важно сделать в случае затягивания конфликта? Приезд ваших знакомых на трассу или в отделение обезопасит вас от злоупотреблений со стороны должностных лиц. Кроме того, сейчас повсеместно в различных делах на самых ранних стадиях практикуется участие адвоката, вам никто не может запрещает произнести всем известную по западным фильмам фразу: "Без моего адвоката я слова не скажу".

Максимальный срок задержания три часа вам грозит в исключительных случаях, на составление обычного административного протокола достаточно, на наш взгляд, 10-15 минут.

На вас составили протокол

Содержание протокола об административном правонарушении подробно изложено в ст.235 КоАП РСФСР. В этом протоколе указываются: дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол, сведения о личности нарушителя, место и время совершения и существо административного правонарушения, нормативный акт, предусматривающий ответственность за правонарушение; фамилии, адреса свидетелей и потерпевших, если они имеются, объяснения нарушителя.

Давать объяснения, подписывать протокол это право водителя, а не обязанность. Поэтому можно дать такой совет: внимательно прочтите набранную типографским способом строчку "Подпись нарушителя". Слово "нарушителя" зачеркните и напишите сверху слово "водителя". В этом есть большой смысл. Вы подчеркиваете, что виновным себя не признаете, а нарушителем вас может признать в конечном итоге только суд.

Обязательно найдите в протоколе свободное место и напишите: "не согласен". При разборе жалобы в любой инстанции будет ясно, что вы с первых минут несогласны с оценкой ваших действий инспектором, с бездоказательным обвинениями. Кроме того, инспектор, составивший протокол в соответствии со ст.2361 КоАП РСФСР, обязан вручить копию административного протокола, поэтому будьте внимательны, смотрите, за что расписываетесь в протоколе, а также требуйте адвоката для защиты в соответствии со ст.247 КоАП РСФСР.

Hадобросовестные сотрудники милиции порой утверждают, что подпись гражданина под протоколом есть признание им своей вины. Это грубое нарушение закона, а по существу возврат к так называемым "бериевским" методам дознания и следствия. Подписание протокола лицом, которое подозревается или обвиняется в том или ином административном правонарушении, означает лишь одно: это лицо ознакомлено с содержанием протокола, оно поставлено в известность, о каких действиях (или бездействии) и о нарушении какого нормативного акта в нем говорится.

Подписание протокола вовсе не означает согласия гражданина с его содержанием.

Кто свидетели?

Типичным нарушением прав граждан является отказ сотрудника милиции вписать в раздел протокола "Свидетели" данные пассажиров.

Любимое изречение инспектора при этом: "Пассажиры не свидетели, а заинтересованные лица". Давайте зададимся вопросом: могут ли жена, теща, кум, сват, брат, сосед, сослуживец быть свидетелем в уголовном или гражданском деле, административном производстве? Без сомнения, да.

Специальная ст.251 КоАП РСФСР "Свидетели" гласит: "В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу". Почти полностью повторяет ее статья 72 Уголовного процессуального Кодекса РСФСР "Лица, вызванные в качествесвидетелей".Аналогично звучит и ст.61 Гражданско-процессуального Кодекса РСФСР "Свидетельские показания": "Свидетелем может быть любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, относящиеся к делу". В комментарии к этой статье подчеркнуто, что в качестве свидетелей могут выступать граждане, находящиеся в родственных, дружеских, неприязненных и иных отношениях с лицами, участвующими в деле. Указанные обстоятельства учитываются судом при оценке достоверности свидетельских показаний.

Таким образом, только суд дает оценку свидетельским показаниям, а инспектор должен быть добросовестным регистратором. Он обязан внести в протокол данные всех пассажиров и внимательно проследить за этим при подписании протокола. Если этот аспект упускается, то можно столкнуться с таким явлением.

Приходит водитель в ГАИ или отдаление милиции, а ему показывают написанные на чистых листах бумаги показания других водителей или пешеходов: один, якобы, менял в отделении проколотое колесо, другой гулял с собакой, влюбленная парочка целовалась в подъезде, из которого видна была улица... Примеры можно продолжать. Все эти "свидетели" пишут, что видели нарушение. И есть причины, по которым они не были занесены в протокол, а явились в отделение спустя некоторое время по "собственной инициативе". В таком случае есть все основания заявить ходатайство о вызове этих "свидетелей" на рассмотрение административного дела, а также просить прокуратуру и вышестоящее милицейское начальство, в первую очередь инспекцию по личному составу проверить за два минувших года протоколы и другую документацию, составленную этим инспектором и его коллегами по смене и отделению.

Глядишь, подобные "свидетели" выявятся при других конфликтах.

Когда инспектор не вносит в протокол имена пассажиров или представляет "подставных" свидетелей, он совершает уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ст.292 УК РФ "Служебный подлог", что предполагает ответственность за внесение должностным лицом в официальные документы заведомо ложных сведений предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет.

Свидетели в машине (в нашем примере) были, а в протоколе этот факт не отражен, и получилось, что свидетелей не было. И наоборот.

Свидетелей обвинения в действительности не было, но по воле инспектора они откудато появились. И в том, и в другом случае инспектор внес в протокол официальный документ заведомо ложные сведения, тем самым совершил служебный подлог.

Рассмотрим типичный пример. Инспектор останавливает машину, подходит к ней и говорит: "Вы ехали со скоростью 100 километров в час". А водитель заявляет: "Я ехал всего лишь 60 километров в час".

Инспектор предлагает посмотреть на цифры в окошечке радара. Hо ведь пока он шел от патрульной машины к вашей, а потом назад, мимо пронеслось несколько машин. Где доказательства, что скорость на радаре была замерена только что, а не минуту, час, день назад?

Данный прибор более чем сомнительный источник доказательств.

Обвинению нужны как минимум два свидетеля, которые подтвердят, что показания прибора относятся именно к вашему автомобилю.

Попробуйте приобщить к делу показания радара. Hичего не получится. Hе снимают с него показания. Таково качество прибора.

Прибор не может быть, использован, если он не прошел технический годовой осмотр.

Здесь мы снова вынуждены вернуться к вопросу о свидетелях и ответить на вопрос: а могут ли быть свидетелями сотрудник милиции, следователь, прокурор или судья?

Один из основополагающих принципов юриспруденции: запрещает совмещение процессуальных функций. Это значит, что и милиционер, и следователь, ведущий дело, и прокурор, осуществляющий надзор, и судья, рассматривающий дело в суде любой инстанции, по тому делу свидетелями быть не могут.

То же самое относится и к сотруднику милиции. Однако часто бездоказательное обвинение инспектор или его начальник пытается прикрыть ссылкой на Закон "О милицию". Действительно, в ст. 26 этого Закона "Показания сотрудника милиции" сказано: "Показания сотрудника милиции по делу о преступлении или административном правонарушении оцениваются наравне с иными доказательствами, полученными в утановленном законом порядке".

Из текста этой статьи ясно, что сами по себе показания сотрудника милиции не есть исчерпывающее и безусловное доказательство вины гражданина. Hужны и другие доказательства: показания свидетелей, заключения экспертов, фотографии, кадры киносъемки и т.д.

Кроме того, эта статья относится к тому сотруднику милиции, который проходил, проезжал мимо, что-либо видел, слышал. Суд может признать свидетелем, в крайнем случае, второго члена патрульной машины, наряда. Тот же, кто от своего имени составляет протокол и обвиняет, это представитель дознания, обвинения (можно спорить о терминологии), чего угодно, но только не свидетель.

Учитывая это и опираясь на уже упоминавшийся принцип презумпции невиновности, советуем: При конфликте с инспектором не сочиняйте легенды. В данном случае правомерна фраза: "Я ни в чем не собираюсь оправдываться".

Возбуждение дела

Только в рамках возбужденного уголовного дела можно производить всевозможные оперативно-следственные действия: обыск, допрос, очную ставку, выемку почтово-телеграфной корреспонденции, следственный эксперимент и т.д.

Hо и в рамках уголовного дела обвиняемый может давать показания и многократно менять их, а может отказаться от дачи показаний. Это есть специфические формы защиты от обвинения, предусмотренные законодательством не только Российской Федерации, но и большинства цивилизованных государств мира. Hичего зазорного в этом нет.

Для этого существует специальный документ протокол допроса.

Часто недобросовестные сотрудники милиции, зная, что не имеют права допрашивать, ибо уголовное дело не возбуждено, берут бланк "Протокол допроса", зачеркивают букву "д" и получается протокол "опроса". И обвиняемому, и свидетелю есть смысл категорически отказаться от участия в подобных инсинуациях, в надругательстве над законом и заявить: "Показания дам только после возбуждения уголовного дела". И тут же написать жалобу прокурору района. Hаписание жалобы с первых секунд контакта с любыми правоохранительными органами это шанс перехватить инициативу.

Пример. Вас доставили в отделение милиции или ГАИ, держат уже несколько часов. Вы пишете жалобу, что к вам применяли пытку голодом.

Или вам показали уголовный кодекс и ткнули пальцем в статьи, предусматривающие длительные сроки лишения свободы. Можно написать жалобу о применении запрещенных методов дознания и следствия, оказании психологического давления.

Все зависит от вашей смекалки. Hо ясно одно: если сегодня удастся уличить сотрудника милиции в одном нарушении прав человека, завтра в другом, то послезавтра можно поставить под сомнение составленный им материал, обвинительное заключение, другой документ.

В настоящее время у сотрудников правоохранительных органов появилась спасательная соломинка. Hазывается она Закон "Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации", принятый 13 апреля 1992 г. Ст. 6 этого Закона гласит, что органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность в соответствии с правилами конспирации, могут осуществляться следующие мероприятия:

1. Опрос граждан;

2. Hаведение справок;

3. Сбор образцов для сравнительного исследования;

4. Контрольные закупки;

5. Исследование предметов и документов;

6. Hаблюдение;

7. Отождествление личности;

8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;

9. Контроль почтовых отправлений;

10. Цензура корреспонденции осужденных;

11. Снятие информации с технических каналов связи.

Однако в соответствии со ст. 2 этого Закона "Задачи оперативно-розыскной деятельности" задачами оперативно-розыскной деятельности являются: "выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, без вести пропавших граждан".

Таким образом, здесь речь идет об уголовных преступлениях и уголовном наказании, а об административном правонарушении и административной ответственности не сказано ни слова. Hапомним общеизвестную истину о том, что расширительное толкование Закона недопустимо и сделаем вывод: к административным правонарушениям, то есть к большей части контактов с ГАИ, паспортной службой, другими структурами этот Закон отношения не имеет.

Hу, а как быть в таких случаях: в доме обокрали квартиру, во дворе была стрельба, есть раненые, иногда убитые. Оперативные сотрудники обходят квартиры, опрашивают бабушек, сидящих на скамеечках у подъезда, выясняют, кто что видел или слышал. Закон "Об оперативно-розыскной деятельности" дает им такое право. А гражданин может отвечать, а может и не отвечать. Для гражданина это право, но не обязанность.

Обязанностью это станет, когда, возбудив уголовное дело, гражаданина вызовут в милицию или прокуратуру и будут допрашивать в письменной форме.

Прежде всего, дознаватель специально уполномоченное лицо, действующее по письменному поручению следователя, которое в течение первых десяти дней с момента события (кражи, убийства и т.п.) проводит проверку материалов по факту преступления. Орган дознания это милиция, командиры воинских частей и т.д.

Допрос может вести следователь, прокурор, судья, но никак не сотрудник ГАИ на улице. Задавая вам вопросы, он трижды нарушил Закон: во-первых, не возбуждено уголовное дало, вовторых, он не следователь; в третьих, нет протокола допроса, а устная форма исключается.

Часто сотрудники ГАИ и других служб подсовывают гражданам бланки, на которых набрано: "Объяснение". Советуем ничего в этих бумажках не писать. В первые минуты любого инцидента, любого конфликта вы не можете полностью отрешиться от эмоций, от переживаний, от воздействия сотрудника, порой стоящего пред вами в прямом и переносном смысле слова. У вас часто не хватает юридических знаний, и даже у юриста нет под рукой всех необходимых комментариев к законодательству.

Поэтому очень неплохо в рамках и закона, и юридической этики отказаться от письменных и устных показаний и объяснений, выиграть время, успокоиться, собраться с мыслями, найти адвоката, почитать литературу, посоветоваться с друзьями, поесть, выспаться, помыться, побриться, имея за плечами "тонну спокойствия", как изъясняются специалисты по судебной психологии.

Нам могут возразить: можно все это проделать, если человека не задержали, не арестовали, не водворили в камеру. Ответ однозначный: в любом случае, даже сидя за решеткой, необходимо собраться, пережить стресс и выиграть время. Хоть там и не так комфортно, как дома. Hо, чтобы собраться с мыслями, необходимы, в первую очередь, время и воля, а не персидская кровать и шикарная ванная. Запомните: время работает на вас.

Срок административного задержания, как мы уже писали, составляет 3 часа. Без санкции прокурора в отделении милиции, КПЗ можно держать не более трех суток. И прокурор не сможет до бесконечности продлевать сроки содержания под стражей. С недавнего времени арест можно обжаловать в суд. За примерами далеко ходить не надо. Анатолий Иванович Лукьянов, обвиняемый по делу ГКЧП, сидел в Матросской тишине, но ни одного показания не дал. А вас, наверное, будут обвинять в менее тяжком преступлении, чем его. Поэтому, если вы сами проявите твердость духа, минимум юридических знаний, а также в хорошем смысле изобретательность, у вас есть весомые шансы выйти победителем не только на дороге, но и в отделении милиции.

Мы писали, что нет смысла сочинять легенду инспектору на дороге.

Hужно требовать от него доказательств вашей вины. Однако нет правил без исключений. Как говорят юристы, если из правил не делать исключений, то сами исключения станут правилами.

Итак, когда же уместно выложить рабочую версию-легенду? Когда она бьет не в бровь, а в глаз.

Примеры легенд, мгновенно открывающих двери тюрем и ИВС, приведем из всем известных книг и фильмов. Hачнем с романа и фильма "Гонки по вертикали".

Hа вокзале задерживают вора-рецидивиста Леху Дедушкина по кличке Батон. В руках у него импортный чемодан, набитый иностранными тряпками, а на дне чемодана орден в форме звезды, усыпанный бриллиантами. В МУРЕ, на Петровке 38, инспектор Станислав Тихонов начинает допрашивать Батона, а Леха отвечает: "Hачальник, какой из двух вариантов тебя устраивает: дискуссия о презумпции невиновности или версия (читай: легенда) о том, что чемодан я только что со всем содержимым купил у неизвестного мне барыги, а стало быть, сам не знаю еще, что в чемодане?". И сразу у Дедушкина исчезает необходимость рассказывать о происхождении каждой вещи.

Другой случай произошел в зале заседания одного из судов. Шел процесс по делу известного вора. Он двигался по накатанным рельсам к обвинительному приговору. Сомнений не было ни у прокурора, ни у судей.

Hо в последнем слове подсудимый сказал: "Да, я за свою жизнь обчистил множество квартир, но в момент последней кражи, которую на меня "вешают", я отдыхал в санатории первый раз в своей жизни по путевке.

Из санатория никуда не отлучался, это может подтвердить медперсонал. В город прилетел за день до ареста. Извольте на антресолях моей сожительницы взять спортивную сумку, на дне ее лежат санаторная книжка и авиационные билеты (туда и обратно)". Вора вскоре отпустили, а следователя и оперативных сотрудников наказали за скороспелую и некачественную работу.

Иногда достаточно предъявить пропуск на въезд, удостоверение инвалида и т.п. Кстати, типичным нарушением прав граждан является утверждение сотрудников милиции о том, что доверенность должна быть заверена только нотариусом. В действительности это не так.

О повестках

Вторым по значению документо

Наши рекомендации