С непроверяемыми орфограммами
Бывают слова — их нельзя проверить, Приходится нам на слово поверить. Слова же эти хороши, Запомни их и напиши.
МОрОз
Кто не запомнит, что мОрОзС двумя в обнимку О, Я доведу, ей-ей, до слез Несносного того.
Как две ноги, два колеса, Нужны морозу О, Мэ-О, Рэ-О, вот чудеса: За ними Зэ и все!
Скорее губы округли И вытяни вперед, Все О похожи на нули, Тяни «О-О», и вот...
Осталось так их полюбить, Чтоб больше никогда Их ни на что не заменить, Особенно на «А».
хОрОшО
На тех же самых буквах О Взамен других колес Въезжает слово хОрОшО, Держа по ветру нос.
Хэ-0, Рэ-0, и на душе Так ясно, так светло, Поскольку их сестрица Шэ-О Совсем недалеко.
вЕсЕло
А в слове вЕсЕло два Е: Вэ-Е, сэ-Е, лэ-О, Два Е кружатся в голове, Чтоб в жизни повезло.
Не вЕсЕл тот, кто пессимист, Кто думает: «Ну вот,
Слетел с березы желтый^лист, Теперь зима придет,
Совсем замерзну я зимой И утону в снегу», — А оптимист — ни боже мой! Об этом — ни гу-гу!
Он побежит вприпрыжку в снег. На лыжах, на коньках Такое станет вытворять, Что зарябит в глазах.
Подхватит ловко буквы Е, Кто весел из детей, И захохочут сразу все, И станет вЕсЕлей.
ПОНЯТИЕ И ТЕРМИНЫ ГРАММАТИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА
2.3.1. Словообразование УРОК 9
Состав слова
Вы помните, дети, что мы о корнях Беседу вели уже с вами на днях, Когда говорили о них — безударных, Капризных и скрытных, но, в общем,
не странных.
Помимо корней — может, вам это внове? Другие есть части различные в слове: Приставки и суффиксы есть, посмотри, Да и окончание не прогляди!
Скажу по секрету и в виде награды: Приставки и суффиксы месту так рады]
Приставки — перед корнем, А суффиксы за корнем. Ты только не пугайся, А твердо это. помни!
Приставок много, всех не счесть, Но среди них такие есть, Что не назвать никак нельзя, Вполне уверена в том я. Ведущее их назначенье — Указывать действиям направленье.
Одно, сознайтесь, дело ЕХАТЬ, Другое — в гости к вам ПРИехать, Еще другое — НЕДОехать Или потом совсем Уехать. Приставки ПРИ, и ПРЕ, и ОТ, ЗА, С, В, ПЕРЕ-ПОД.
Суффикс за корнем, как мы говорили. (Вы это, ребята, еще не забыли?) Но сколько их, сколько? За счет взялся Колька, Он хоть и великий у нас математик, И множество всяких прочел он грамматик, Всех суффиксов так и не смог сосчитать, Поскольку их все не сумел отыскать.
У суффиксов важное есть назначенье, Они изменяют в словах их значенье, Любые суффиксы возьмем, И место в слове им найдем.
Чик-щик, ник, тель, ак-як, ер, ец...
Слова придумал? Молодец! Вот мальЧИК-с-пальЧИК, вот ямЩИК, Вот удалЕЦ, вот поставЩИК, УчиТЕЛЬ, школьНИК, учеНИК, РыбАК, хомЯК и баловНИК.
ИЩЕ — суффикс не простой, Нагрубит он нам с тобой, Скажет: вымазал ручИЩИ! Так пойди помой их чище.
***
А есть приставки — направленья Корням стремятся указать, И суффиксы свои значенья Всегда спешат им добавлять.
Спокойно, тихо, детвора!
Добавить к этому пора:
Все эти суффиксы действительны
Для их любимых существительных.
Лишь иногда для прилагательных,
Для уменьшительных или ласкательных.
«Мой маленький, Мой сладенький», — Так мамы говорят Сыночкам или дочкам, Когда те не шалят.
УРОК 10
Слова
Слов очень много, и они, Как разноцветные огни...
Лиса
У степной лисы бронхит, И от кашля все болит, Грудь болит, болит спина, Стонет, бедная, она. Пропишу ей: «Не гулять! В день три раза принимать Бромгексин, бронхолитин И, конечно, витамин».
Бельчонок
У бельчонка вывих ножки: Не допрыгнул он немножко, Слету, глупый, он упал И, конечно, захромал.
Потяну бельчонку ножку, Пусть потерпит он немножко. Это нужно, чтоб опять По деревьям заскакать.
Еж
У ежа — инфекция, Назначу ему инъекции: Кубик-два тетрациклина, По таблетке аспирина.
Ежик наш здоровым стал, Яблок вновь насобирал, Наколол их на иголки И унес для деток в норку.
Кошка
Рану рваную у кошки Промываю понемножку, Йодом быстро заливаю, Чистой марлей закрываю, А потом бинтую бок. Это будет ей урок, Чтоб не лезла больше в драку, Ишь, какая забияка!
Волк
Бедолага волк осип, Он схватил, должно быть, грипп. Хоть ты волк, открой-ка рот, Горло смажу — все пройдет.
Мокрица
Что ты морщишься, девица? Я — обычная мокрица, Не кидаюсь, не кусаюсь, От всего сама спасаюсь, И совсем не понимаю: Почему я всех пугаю?
Улитка
Пусть не так ловка и прытка Я — тишайшая улитка, У меня свои есть плюсы: Я не делаю укусов, Иногда съедаю тлю, Ну, а чаще просто сплю. Прилеплюсь в саду на ветку, И качаюсь — правда, детки!
Червяк
Дождевому червяку Потрудней, чем пауку! Должен он сверлить землицу, Добывать себе водицу, Даже если нет дождя. Это точно знаю я, Потому что, как-никак, Я и есть такой червяк.
Паук
Кому-то враг, кому-то друг Такой, как я, пардон, паук,
Плету я сети день и ночь, И норовят все мухи — прочь! А я их, кумушек, люблю, Их зазываю: «У-лю-лю».
Им, мухам, горе, спору нет, Но людям — краше белый свет. Я избавляю их от мух,
Такой полезный я — паук.
i 1 >
Крокодил
Я, хотя и крокодил, Вежлив, скромен, очень мил. Иногда ж бываю грубым, Потому что ноют зубы, Не всегда для них есть дело, Кто их столько мне наделал? Пусть за то несет ответ! Что, я прав? Или же нет?
ЧАСТИ РЕЧИ
Слова на части речи разделились, Они, как птицы, по разным гнездам
разместились.
УРОК 11
Имена существительное
Имена людей^ животных, предметов Настолько значительны, Что их назвали именами Существительными.
Одушевленные
Имена существительные
Есть существительные одушевленные, Они всегда воодушевленные, Дышать умеют, прыгать, бегать,
Расти умеют и обедать. Порою грустными бывают, Да так, что сердце замирает, Бывают бодрые, красивые, Порой драчливые, спесивые, Порою добрые, примерные, То беспокойные, то нервные, А то усердные, послушные, И равнодушные, и скучные, И гениальные бывают: Стихи и песни сочиняют. Бывают умные-разумные, Бывают попросту бездумные, Одни богатые безмерно, Другие бедные, что скверно. Одни бесстрашные, лихие, Другие робкие такие, Что сами к вам не подойдут И добрых слов не изрекут.
Мальчишки, девчонки, И тети, и дяди, Коты, собачонки, Артисты в помаде, Львы, тигры и зебры, Бараны, медведи, Слоны в зоопарке И наши соседи. Названия рыб, Пчелы, мухи, жуки, Коровы и козы,
Да их пастухи...
Ну, в общем, все те, догадайся, дружок! Все те, про кого мы спросить можем...
КТО?