Дифференциация фонем и графем
Р-Л
На роликах Рома Катается дома. Папа у Ромы Мечет молнии-громы: — Сейчас же, Роман, Прекрати балаган!
***
Древние люди играли на лире,
Они звуки лиры прекрасной любили...
***
Если в доме мир и лад, То любой им очень рад.
Р-Л-С-3-Ц
Летом — трава, Осенью — листва, Зимой снег летит И льдинка блестит. Липа растет, Летом цветет. Липовый цвет! Его лучше нет!
Р-Л-Ш-Ж
Это была моя ошибка —
Пообещал я кошке рыбку.
Для этого ловкость нужна,
Ведь рыбка у самого дна.
Вот рыбка уже с червячком,
А что же с моим поплавком?
Клюет ведь, клюет!
В результате в ладошке —
Отличная рыбка на ужин для кошки.
ц-ч-щ
На цепи сидит щенок, Что такое сделать мог? Целый день пищит щенок, Сгрыз он щетку и чулок.
Ш-Щ
Очень тощий был Кощей, Никогда не ел он щей. Кашу тоже не любил
Целый день голодным был. Похудеть и я решил, Два часа не ел, не пил. Тут пришел ко мне Сашок Закадычный мой дружок, Он сказал мне: «Не худей. Ты ж мальчишка, не Кощей, Так и ешь побольше щей!»
Ф-С
Жила на свете Фекла, Она любила свеклу, И стали щечки Феклы, Как две большие свеклы.
ть-ч
Читает тихо ученик,
Учитель в гневе: «Что ты сник?
Ты полагаешь, что опять
Свой слух должны мы напрягать? »
Тетя читает, Тема мечтает, Тина качает В коляске котят.
Тихо в квартире Тридцать четыре:
Там тетя читает, Тема мечтает, Тина качает В коляске котят.
Б-П
Завелись у кошки блохи, Знать, дела у бедный плохи.
Б-П-Л-Р
Мы поехали на бал, Боря с лошади упал. Рома с Лерой подбежали Борю бережно подняли.
Г-К
Галя топила углями камин, А рядом озябший сидел господин. Он Гале сказал: «Как уютно, тепло, С камином, Галина, мне так повезло!»
**#
Кот и галка
Пошли к гадалке.
Сказала гадалка:
«Кот слопает галку».
А галка сказала: «Чем в зубы коту,
Уж лучше в живот залечу я к киту».
ОРФОГРАММЫ
УРОК 4
ЖИ-ШИ — пиши через И
Если забудешь правило: ЖИ-ШИ пишичерез И, Поступишь ты очень неправильно, Поскольку получишь не три — Законную двойку, а может быть, кол, И дома все скажут: «Ну ты отколол!
Все знают, и даже совсем малыши, Так надо: «ЖИ-ШИ— напиши через И».
•А**
ЧА-ЩА — пиши через А
Роща, чаща и свеча — Мы напишем с буквой А.
***
Прилетела саранча, Станцевала ЧА-ЧА-ЧА.
Чайка пьет Горячий чай, Букву «А» — Не забывай!
ЧУ-ЩУ — пиши через У
Запомни!
Слоги ЩУ и ЧУ
Нельзя писать «как захочу»,
Где ЩУ и ЧУ — лишь буква У,
Здесь не бывает буквы Ю
Чушка — попросту свинья, Научу я вас, друзья. Чурка — дерева кусок, А у щуки нет чулок. И так далее, ребятки. Я надеюсь, все в порядке?
***
ЖИ-ШИвсегда при букве И, Так их спокойно и пиШИ. ЧА-ЩАвсегда при букве А, И ни к чему здесь вовсе Я, ЧУ-ЩУвсегда при букве У, А Ю уйти я попрошу.
УРОК 5 Безударные гласные
У слов есть КОРНИ,в них вся суть,
Они подставить рады грудь,
Чтоб похвалы все и нападки
Достались им. В своей тетрадке
На корни в оба посмотри —
Не притворились ли они?
Есть среди них опасные,
Что прячут безударные гласные.
К примеру, — хочешь посИдеть,
А написал, что посЕдеть,
Есть корень СИД, а есть и СЕД,
Так пусть седеет твой сосед,
Ему уже немало лет,
А потому-то корень СЕД
Ему подходит в самый раз,
Такой вот, мой дружок, тут сказ!
В корне слова — главный смысл, Хочу, чтоб каждый корни грыз, Тогда дойдет до сути слов. Скажи, ты к этому готов? Так как же слово написать? Не беспокойтесь, буквы эти Послушней будут всех на свете! Мой метод прост, хотя и стар: Поставьте букву под удар! (ударение)
Бом, бом, бом, бом, Бездомным — дом,
Безродным — род, Котенку — кот,
Сонливым — сон, Слонятам — слон,
Светящим — свет, Следящим — след,
Речушкам — реки, Гречанкам — греки,
Плясуньям — пляски, Глазуньям — глазки.
В столовой — стол, В долине — дол,
Нора — не норка, Гора — не горка,
Лесник — не лес, Бесенок — бес...
\
Теперь, друзья,
Замолкну я, Чтоб посидеть И посмотреть, Кто из детей Сам грамотей!
УРОК 6
Оглушение на конце слова
Еще есть таинство одно, Занятное такое: Глазами вижу я одно, А слышится другое.
Это зуб, а слышу зуп, Это чуб, а слышу чуп, Это куб, а слышу куп. (Может, я немножко глуп?)
Это сад, а слышу сат, Это рад, а слышу рат, Мир и лад, а слышу лат. (Что-то тут неладно, брат!)
Много роз, а слышу рос, Десять коз, а слышу кос. (Может быть, я не дорос?)
Успокойся, все в порядке,
Я скажу тебе отгадку:
На конце стоит согласный,
Ты же сделай, чтоб был гласный:
Встанет он возле него,
И поймешь, что от чего:
САД — САДЫ; ДУБ — ДУБЫ,
ЛАД — ЛАДЫ; ЧУБ — ЧУБЫ,
КУБ — КУБЫ И ...
Только, милый мой, смотри, Слишком не перемудри, А то друг с другом начнут бороться Слова нормальные и слова-уродцы:
НОС — НОЗЫ; КОТ — КОДЫ; КВАС — КВАЗЫ; ПЛОТ — ПЛОДЫ; РОТ — РОДЫ...
Нет таких на свете слов, Ты будь к этому готов!
Возмутятся кот, плот, рот Никто из них на это не пойдет, Чтоб рот стал вдруг родом, А плот — спелым плодом,
Да и кот — совсем не код, Он в шпионы не пойдет,
Не кодировать он хочет,
А гулять по крышам ночью.
Так, дружок, не учуди, В толк, что сказано, возьми, В слове главное — их корни, ПОСТОЯННЫЕ, запомни!
Кот — коты, котенок, котик, Рот — все рты и просто ротик, Час — часы и просто часик, Бас — басы и хилый басик, Мак — цвет маковый и маки, Лак — блеск лаковый и лаки.
УРОК 7 Йотированные гласные
Есть буквы, в которых запрятались две, Сидят себе там, как в саду на траве, Сидят и прекрасно себя ощущают. При этом писать детям в школе мешают. Вот Я, например: слышно два чистых звука, А буква — одна у вот такая наука! Звук И плюс звук А получается Я, Помочь тут ничем не могу даже я.
Не стоит две буквы трудиться писать,
Когда можно только одну.
Зачем неразумно, друзья, поступать,
Скажите, зачем? Не пойму!
К примеру, вы пишете: ЙАблоко, ЙАма,
ЙАмайка и ЙАстреб, и что-то еще, Зачем это делать, подумайте сами, Когда обойтись можно буквой одной: И плюс А — это Я, И плюс О — это Ё, И плюс У— это Ю, И плюс Э — это Е, Вот тебе проблемы все.
Нет, я не стану, как слышу, писать, А буду вот так я всегда поступать: Й + А = Я,Й + О = Ё,Й + У = Ю,Й + Э = Какие трудности? Они исчезли все!
А правильно как? А вот как:
ЙАблоко — это Яблоко, ЙАма — это Яма, ЙАстреб — Ястреб,
Или такие вот накладки, Их я увидела в тетрадке Одной несносной ученицы, Вы ж не хотите так учиться?
Она писала ЙА лЬУблЬУ, Когда так просто Я ЛЮБЛЮ, И подписала «Это тайна. Твоя соседка слева ТанЬЙА».
А тот, кому она писала, Понять не смог ее сначала, Потом он как-то догадался, Но только сильно испугался: Что б это значило? Зачем? Она с ума сошла совсем!
Нет, я ее не полюблю,
Пока ошибки не исправит.
Пусть снова мне письмо отправит
И пишет правильно слова,
Чтоб не болела голова
От этих сущих безобразий,
Тогда скажу: Вот это праздник,
Все буквы на своих местах,
А это так прекрасно — ах!
Я ей отвечу: «Здравствуй, ТАНЯ...»
И подпишусь — твой верный САНЯ.
***
В лесу большая ЙОлка — Колючие иголки, По веткам вьЙОтся белка Как рыженькая стрелка.
А теперь правильно:
В лесу большая ёлка Колючие иголки,
По веткам вьётся белка Как рыженькая стрелка
***
ЙОжик, ЙОжик, У тебя сколько ножек? С ЙЭжатами вместе — Их сто или двести.
А теперь правильно:
Ёжик, ёжик, У тебя сколько ножек? С ежатами вместе — Их сто или двести.
УРОК 8
Слова