У всех ли детей речь развивается нормально, и почему они
Должны постоянно слышать правильную речь взрослых? . . 14
[пава 3
Что особенно важно знать, ожидая ребёнка
и наблюдая за его развитием......................................................... 31
ЧАСТЬ II
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ В СТИХАХ............................................ 54
Звуки речи и буквы 54
Урок 1. Алфавит.................................................... 54
Урок 2. Фонема и графема...................................... 62
Урок 3. Дифференциация фонем и графем............. 68
Орфограммы 72
Урок 4. ЖИ-ШИ — пиши через И
ЧА-ЩА — пиши через А
ЧУ-ЩУ — пиши через У.......................... 72
Урок 5. Безударные гласные................................... 74
Урок 6. Оглушение на конце слова............................. 77
Урок 7. Слова с непроверяемыми орфограммами. . 80
Урок 8. Йотированные гласные................................... 84
2.3. Понятия и термины грамматики русского языка................ 87
2.3.1. Словообразование....................................... 87
Урок 9. Состав слова.............................................. 87
Урок 10. Слова....................................................... 91
2.3.2. Части речи.................................................. 95
Урок 11. Имя существительное............................... 95
Урок 12. Склонение существительных.................... 100
Урок 13. Глагол...................................................... 106
Урок 14. Имя прилагательное................................. 113
Урок 15. Наречие, местоимение, предлоги.............. 116
Урок 16. Междометия и частицы............................ 120
Урок 17. Ноты........................................................ 123
ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ
Обращение к взрослым
Широко известно, что развитие психики в целом и речи в частности у каждого отдельного существа повторяет (правда, в гораздо более сжатые сроки) все этапы развития человечества. Путь становления отдельного человека носит название онтогенеза, а человечества — антропогенеза, следовательно, можно сказать, что онтогенез в общих чертах повторяет антропогенез. Это делает понятным, насколько путь освоения необходимых знаний масштабен и сложен для каждого из нас. Еще более важным и трудным является, очевидно, определение причин, почему возникает отклонение от норм психического и речевого развития.
Опасность отклонения от нормального развития чрезвычайно велика. Она таится повсюду. Упустишь что-либо, и результат не замедлит сказаться: чего-то ребенок не познает, чего-то не осмыслит, что-то осмыслит неправильно. Нарушения психического развития, в том числе и речевого, могут быть очень грубыми, даже трагичными, если проявляются в душевном расстройстве и полной неспособности говорить. Вместе с тем они могут быть и относительно легкими, например, в виде неправильного произнесения отдельных звуков речи при способности нормально мыслить, владеть словами и фразами.
Большинство детей с отклонениями в развитии требует вмешательства целого ряда специалистов: дефектолов (логопедов, сурдологов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов), врачей, психологов. Каждый из этих специалистов необходим ребенку, но ни один из них не может заменить другого, а поэтому желаемого успеха можно достичь лишь в том случае, если их усилия будут объединены, т. е. если воздействие будет комплексным. При этом весьма важно не только само лечение, обучение и воспитание ребенка; но и определение того типа учреждения, где они должны осуществляться: специализированные дома ребенка, дошкольные и школьные учреждения для умственно отсталых детей, слепых, глухих; школы для детей с отставанием в речевом развитии.
Взрослые должны внимательно следить за тем, как развивается ребенок. Однако это возможно только в том случае, если известны основные требования к закономерностям развития. Надеюсь, что содержание предлагаемой книги поможет родителям, воспитателям и др. В первой части книги со-
держится материал, разъясняющий в общих чертах устройство человеческого мозга, поскольку именно от того, как он работает, зависит развитие ребенка, а также материал, содержащий сведения о том, как должен ребенок развиваться в норме, какие вещи в каком возрасте он должен уметь делать. Однако я хотела бы предупредить читателей, что, какой бы высокой осведомленностью, по их мнению, они ни обладали, подменять специалистов нельзя. Заметив какие-либо тревожные или просто непонятные особенности поведения ребенка, следует обратиться за помощью к врачу, дефектоло-гу, психологу.
Надо помнить и о том, что духовный мир детства (детское мышление, чувства, речь) — не проще духовного мира взрослых, а во многом и сложней. Замечательный французский мыслитель, философ и психолог Леви-Брюль, изучая так называемое примитивное мышление первобытных людей, которое во многом схоже с мышлением детей, пришел к выводу, что оно не проще, оно — другое. Символика первобытного человека бывает настолько сложной, замысловатой, что нам, «поумневшим» с первобытных времен, понять ее трудно. Так и дети. Нельзя считать, что мы знаем все, чего не знают они, нельзя думать, что только мы говорим правильно, а они нет. Надо идти навстречу детям, а не тянуть их на канате своего авторитета. Так вперед!
Во второй части книги предлагаются стихотворные уроки по русскому языку. Они, конечно, не могут охватить его полностью, поэтому выбраны фрагменты, наиболее важные для обучения или трудные для осмысления детьми. Часть уроков предназначена для тех, кто только знакомится с буквами и звуками речи, т. е. для детей от 5 до 7 лет. Другая часть предназначена для более старших детей — школьников. Одни уроки в ней содержат стихотворное изложение правил правописания — орфографии, другие — грамматических категорий, таких как части речи, падежи, члены предложения и пр., трудно понимаемых детьми в академическом изложении. Обыгрываются также орфограммы, требующие запоминания, — так называемые словарные слова. В книгу включены уроки, рассчитанные на освоение детьми некоторых слов, являющихся малочастотными в лексиконе детей. Этот раздел краток, но я предполагаю расширить его в будущем.
Предлагаемые уроки прежде всего носят профилактический характер. Они направлены на предупреждение
трудностей обучения русскому языку, а также имеют сопроводительное значение. Их следует предлагать детям, у которых усвоение школьного материала не проходит гладко. Таких детей следует знакомить с уроками по ходу обучения (в рамках той или иной темы).
Несмотря на то, что книга имеет профилактическую и коррекционную направленность, она окажется полезной всем детям, включая тех, которые учатся в общеобразовательной школе, поскольку занимательный характер включенных в нее уроков соответствует возрастным особенностям восприятия учебного материала всеми детьми. Однако особенно актуальными занимательные уроки явятся для детей с задержками речевого развития. Это дети, составляющие группу риска по проблеме школьного обучения.
Детям, не умеющим читать, прочитайте отдельные уроки сами. Те же из них, кто уже обучился чтению, пускай читают сами, а Вы помогайте в трудных местах. Никакого принуждения при знакомстве с книгой — только «на интересе». Если не удается вызвать его с первого раза, делайте несколько ненавязчивых попыток.
Все тексты — оригинальны. Они написаны автором и подчинены конкретным дидактическим задачам. Стихотворная форма, а также юмористический, игровой и сюжетный характер стихотворений преследует цели: а) заинтересовать ребенка; б) облегчить ему задачу запоминания материала, развить или укрепить чувство базисного, легкого для ребенка стихотворного ритма для профилактики овладения более сложными видами речи; в) обогатить лекси-ко-фразеологические формы выражения мысли.
Для детей, обучающихся музыке, предлагается стихотворное приложение «Основы нотной грамоты».
Я надеюсь, что настоящее пособие окажется нужным и полезным в первую очередь родителям, заботящимся о том, чтобы развитие их детей шло правильно.
И еще раз хочу предупредить: предлагаемые упражнения и тексты должны использоваться под руководством специалистов — логопедов, психологов. Задача этих специалистов — сориентировать родителей и педагогов общего профиля в выборе упражнений и последовательности их предъявления, поскольку, не будучи специалистом, можно не учесть всей специфики патологии речи у ребенка и проводить работу с ним неадекватными методами.
В целом же книга веселая и легкая! Желаю удачи!
Обращение к детям
Мои дорогие дети, эта книга — не только для ваших родителей, воспитателей и учителей, она в той же мере предназначена и для вас. Я надеюсь, вам будут интересны помещенные в ней стихи, картинки, а также те слова или, может быть, отрывки, которые вы сами сможете прочитать. Занятие | это и увлекательное, и полезное, так как ]г развивает речь. А как же быть без речи? \\ Она нужна всюду! Куда бы вы ни пришли, надо сказать: «Здравствуйте», откуда бы ни ушли — «До свидания!». А если захочется сказать кому-нибудь, как вы его или ее любите, обязательно надо знать все необходимые слова.
Так что:
Ты веселись, резвись и прыгай,
Но иногда работай с книгой.
Всему, что ценно в языке,
И на твоем быть языке!
Ваша Татьяна Визелъ\