У всех ли детей речь развивается нормально, и почему они

Должны постоянно слышать правильную речь взрослых? . . 14

[пава 3

Что особенно важно знать, ожидая ребёнка

и наблюдая за его развитием......................................................... 31

ЧАСТЬ II

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ УРОКИ В СТИХАХ............................................ 54

Звуки речи и буквы 54

Урок 1. Алфавит.................................................... 54

Урок 2. Фонема и графема...................................... 62

Урок 3. Дифференциация фонем и графем............. 68

Орфограммы 72

Урок 4. ЖИ-ШИ — пиши через И

ЧА-ЩА — пиши через А

ЧУ-ЩУ — пиши через У.......................... 72

Урок 5. Безударные гласные................................... 74

Урок 6. Оглушение на конце слова............................. 77

Урок 7. Слова с непроверяемыми орфограммами. . 80

Урок 8. Йотированные гласные................................... 84

2.3. Понятия и термины грамматики русского языка................ 87

2.3.1. Словообразование....................................... 87

Урок 9. Состав слова.............................................. 87

Урок 10. Слова....................................................... 91

2.3.2. Части речи.................................................. 95

Урок 11. Имя существительное............................... 95

Урок 12. Склонение существительных.................... 100

Урок 13. Глагол...................................................... 106

Урок 14. Имя прилагательное................................. 113

Урок 15. Наречие, местоимение, предлоги.............. 116

Урок 16. Междометия и частицы............................ 120

Урок 17. Ноты........................................................ 123

ВМЕСТО ВВЕДЕНИЯ

Обращение к взрослым

Широко известно, что развитие психики в целом и речи в частности у каждого отдельного существа повторяет (правда, в гораздо более сжатые сроки) все этапы развития человечества. Путь становления отдельного человека носит название онтогенеза, а человечества — антропогенеза, сле­довательно, можно сказать, что онтогенез в общих чертах повторяет антропогенез. Это делает понятным, насколько путь освоения необходимых знаний масштабен и сложен для каждого из нас. Еще более важным и трудным являет­ся, очевидно, определение причин, почему возникает от­клонение от норм психического и речевого развития.

Опасность отклонения от нормального развития чрезвы­чайно велика. Она таится повсюду. Упустишь что-либо, и ре­зультат не замедлит сказаться: чего-то ребенок не познает, че­го-то не осмыслит, что-то осмыслит неправильно. Нарушения психического развития, в том числе и речевого, могут быть очень грубыми, даже трагичными, если проявляются в душев­ном расстройстве и полной неспособности говорить. Вместе с тем они могут быть и относительно легкими, например, в виде неправильного произнесения отдельных звуков речи при спо­собности нормально мыслить, владеть словами и фразами.

Большинство детей с отклонениями в развитии требует вмешательства целого ряда специалистов: дефектолов (лого­педов, сурдологов, олигофренопедагогов, сурдопедагогов), врачей, психологов. Каждый из этих специалистов необхо­дим ребенку, но ни один из них не может заменить другого, а поэтому желаемого успеха можно достичь лишь в том слу­чае, если их усилия будут объединены, т. е. если воздейст­вие будет комплексным. При этом весьма важно не только само лечение, обучение и воспитание ребенка; но и определе­ние того типа учреждения, где они должны осуществляться: специализированные дома ребенка, дошкольные и школь­ные учреждения для умственно отсталых детей, слепых, глухих; школы для детей с отставанием в речевом развитии.

Взрослые должны внимательно следить за тем, как раз­вивается ребенок. Однако это возможно только в том случае, если известны основные требования к закономерностям раз­вития. Надеюсь, что содержание предлагаемой книги помо­жет родителям, воспитателям и др. В первой части книги со-

держится материал, разъясняющий в общих чертах устрой­ство человеческого мозга, поскольку именно от того, как он работает, зависит развитие ребенка, а также материал, со­держащий сведения о том, как должен ребенок развиваться в норме, какие вещи в каком возрасте он должен уметь де­лать. Однако я хотела бы предупредить читателей, что, ка­кой бы высокой осведомленностью, по их мнению, они ни об­ладали, подменять специалистов нельзя. Заметив какие-ли­бо тревожные или просто непонятные особенности поведения ребенка, следует обратиться за помощью к врачу, дефектоло-гу, психологу.

Надо помнить и о том, что духовный мир детства (дет­ское мышление, чувства, речь) — не проще духовного мира взрослых, а во многом и сложней. Замечательный француз­ский мыслитель, философ и психолог Леви-Брюль, изучая так называемое примитивное мышление первобытных лю­дей, которое во многом схоже с мышлением детей, пришел к выводу, что оно не проще, оно — другое. Символика пер­вобытного человека бывает настолько сложной, замыслова­той, что нам, «поумневшим» с первобытных времен, по­нять ее трудно. Так и дети. Нельзя считать, что мы знаем все, чего не знают они, нельзя думать, что только мы гово­рим правильно, а они нет. Надо идти навстречу детям, а не тянуть их на канате своего авторитета. Так вперед!

Во второй части книги предлагаются стихотворные уро­ки по русскому языку. Они, конечно, не могут охватить его полностью, поэтому выбраны фрагменты, наиболее важные для обучения или трудные для осмысления детьми. Часть уроков предназначена для тех, кто только знакомится с буквами и звуками речи, т. е. для детей от 5 до 7 лет. Дру­гая часть предназначена для более старших детей — школь­ников. Одни уроки в ней содержат стихотворное изложение правил правописания — орфографии, другие — граммати­ческих категорий, таких как части речи, падежи, члены предложения и пр., трудно понимаемых детьми в акаде­мическом изложении. Обыгрываются также орфограм­мы, требующие запоминания, — так называемые словар­ные слова. В книгу включены уроки, рассчитанные на освоение детьми некоторых слов, являющихся малочастот­ными в лексиконе детей. Этот раздел краток, но я предпо­лагаю расширить его в будущем.

Предлагаемые уроки прежде всего носят профилак­тический характер. Они направлены на предупреждение

трудностей обучения русскому языку, а также имеют со­проводительное значение. Их следует предлагать детям, у которых усвоение школьного материала не проходит глад­ко. Таких детей следует знакомить с уроками по ходу обу­чения (в рамках той или иной темы).

Несмотря на то, что книга имеет профилактическую и коррекционную направленность, она окажется полезной всем детям, включая тех, которые учатся в общеобразова­тельной школе, поскольку занимательный характер вклю­ченных в нее уроков соответствует возрастным особеннос­тям восприятия учебного материала всеми детьми. Однако особенно актуальными занимательные уроки явятся для детей с задержками речевого развития. Это дети, состав­ляющие группу риска по проблеме школьного обучения.

Детям, не умеющим читать, прочитайте отдельные уро­ки сами. Те же из них, кто уже обучился чтению, пускай читают сами, а Вы помогайте в трудных местах. Никакого принуждения при знакомстве с книгой — только «на инте­ресе». Если не удается вызвать его с первого раза, делайте несколько ненавязчивых попыток.

Все тексты — оригинальны. Они написаны автором и подчинены конкретным дидактическим задачам. Стихо­творная форма, а также юмористический, игровой и сю­жетный характер стихотворений преследует цели: а) заин­тересовать ребенка; б) облегчить ему задачу запоминания материала, развить или укрепить чувство базисного, легко­го для ребенка стихотворного ритма для профилактики ов­ладения более сложными видами речи; в) обогатить лекси-ко-фразеологические формы выражения мысли.

Для детей, обучающихся музыке, предлагается стихо­творное приложение «Основы нотной грамоты».

Я надеюсь, что настоящее пособие окажется нужным и полезным в первую очередь родителям, заботящимся о том, чтобы развитие их детей шло правильно.

И еще раз хочу предупредить: предлагаемые упражне­ния и тексты должны использоваться под руководством специалистов — логопедов, психологов. Задача этих специ­алистов — сориентировать родителей и педагогов общего профиля в выборе упражнений и последовательности их предъявления, поскольку, не будучи специалистом, можно не учесть всей специфики патологии речи у ребенка и про­водить работу с ним неадекватными методами.

В целом же книга веселая и легкая! Желаю удачи!

Обращение к детям

Мои дорогие дети, эта книга — не толь­ко для ваших родителей, воспитателей и учителей, она в той же мере предназначена и для вас. Я надеюсь, вам будут интересны помещенные в ней стихи, картинки, а так­же те слова или, может быть, отрывки, ко­торые вы сами сможете прочитать. Занятие | это и увлекательное, и полезное, так как ]г развивает речь. А как же быть без речи? \\ Она нужна всюду! Куда бы вы ни пришли, надо сказать: «Здравствуйте», откуда бы ни ушли — «До свидания!». А если захо­чется сказать кому-нибудь, как вы его или ее любите, обязательно надо знать все не­обходимые слова.

Так что:

У всех ли детей речь развивается нормально, и почему они - student2.ru Ты веселись, резвись и прыгай,

Но иногда работай с книгой.

Всему, что ценно в языке,

И на твоем быть языке!

Ваша Татьяна Визелъ\


У всех ли детей речь развивается нормально, и почему они - student2.ru


У всех ли детей речь развивается нормально, и почему они - student2.ru

Наши рекомендации