Эта суть напрямую касается работы Мимивируса, который сам управляет светом и цветом, разумно выбирая порции и критерии.
Часть 4.
Мимивирус и Пандоравирус. Космические откровения.
Сразу надо сказать, что о них сказано много, но известно мало. Далее представлена систематизация по имеющемуся материалу и дана та, что может помочь в изучении и анализе.
История открытия
(по материалам Nature.com и Live Science, 2011-2015 гг., www.nauka21vek.ru)
Эти организмы нашли независимо друг от друга в разное время. И сначала называли NLF (от new life form – новая форма жизни; что, в общем-то, верно для земного плана). Но начнём с открытия Пандоравируса.
Пандоровирусы внутри амёбы |
Жан-Мишель Клавери (Jean-Michel Claverie) и Шанталь Абержель (Chantal Abergel), биологи эволюционисты из университета Экс-Марсель (Франция), нашли его у чилийских берегов, где этот вирус заражал и убивал амёб («развлекался» или коротал время до «часа Х»). Под микроскопом он выглядел как большое тёмное пятно, размером с небольшую бактерию.
Через некоторое время учёные нашли похожее существо в австралийском пруду. Тогда они поняли, что перед ними вирусы – самые большие из известных науке. Длина вируса составляет 1 микрометр, ширина – 0,5 микрометров. А размер их геномов доходит до 2 500 генов – намного больше, чем у многих бактерий и даже некоторых эукариот (привычные земные вирусы прекрасно обходятся 10 генами).
Но новые вирусы интересны не только своими рекордными показателями – они заставили задуматься о неизведанных «ветвях древа жизни». Ведь только 7 % их генов совпадают с известными вирусологам.
Чилийский Мегавирус |
«Что же происходит с другими генами? Что делают белки и ферменты, которые они кодируют? Мы открываем ящик Пандоры. Какие ещё открытия готовят нам его содержимое?» – вопрошает Клавери. Исследователи назвали эти гигантские организмы Пандоравирусами. Их две разновидности – P. dulcis (размер генома 1,9 млн пар) и P. salinus (размер генома 2,5 млн пар). Клавери и Абержель поучаствовали в открытии других вирусов-гигантов – Мимивируса и чилийского Мегавируса, найденного в том же образце чилийской воды, что и Пандоравирус (2009 г). «Второй» Пандоравирус Клавери нашёл в пруду под Мельбурном, куда приехал на конференцию.
Ранее Пандоравирусы ошибочно принимали за паразитические или симбиотические бактерии. Рольф Михель (Rolf Michel), паразитолог из Центрального института медицинской службы бундесвера (Кобленц, Германия), нашёл вирус в 2008 г. внутри амёбы, живущей в контактной линзе некой женщины, страдавшей от кератита. Учёному даже в голову не пришло подумать, что эти гигантские существа могут быть вирусами.
У Пандоравирусов отсутствуют главные свойства клеточных организмов – они НЕ НЕ вырабатывают собственные белки, НЕ производят энергию путём АТФ и НЕ размножаются делением. Их жизненный цикл обычный для вирусов. Они проникают в клетки амёбы, выбрасывают туда свои белки и ДНК, захватывают ядра, создают тысячи новых вирусов и, наконец, разрывают клеточную оболочку.
Мимивирус нашли ещё в 1992 г. в амёбах, которые жили в одной из водонапорных башен в Англии (Великобритания). О результатах исследования сообщил журнал «Вокруг света» (29.04.09) со ссылкой на Science News. Работала международная группа учёных под руководством Майкла Россманна из университета Пурду в Вест-Лафайете, Индиана (США), исследуя строение Мимивируса (его полное название Acanthamoeba polyphaga Mimiviris), который в 10 раз превышает размеры вируса обычной простуды.
Факт, что вирусы присутствуют на разных континентах, чётко доказывает, что они НЕ являются элементами известных науке клеточных организмов. И широко распространены.
Почему эти вирусы выбрали в качестве места жительства амёбы?
В этом есть глубинный смысл. Для начала, амёбы – это водные существа. Вирусы Mimi и Pandora, естественно, тоже. Про воду, её строение и сходство со строением пространства (кластерные ячейки) – дано в работе «Протей. Трактат о Жизненной Силе». Ещё амёбы имеют очень большую длину генома, что тоже важно. Называются такие амёбы – Naegleria fowleri или Acanthamoeba polyphaga.Живут в тёплых водоёмах. И, самое главное, почему именно эти амёбы выбраны вирусами – они, амёбы, проникают в мозг людей через нос. Исследователи перепутали причину со следствием, назвав амёб «поедателями» мозга. Дело не в амёбах, они только носитель, транспортное средство. Это работа вирусов. Более того, они разрушают только ольфакторные клетки мозга (об этом отдельный раздел). И ещё – вирусы живут в эпителии носа человека, по всей видимости, очень давно. Это относится к условной заложенности носа, когда работают «1,5 ноздри» в здоровом состоянии. Ограничение по внешнему дыханию. Наблюдается у очень многих здоровых людей. Видите, какая получается сложная картина.
Одно из первых сообщений о том, что вирусы стали резко активизироваться (начиная с 2011 г., а почти повсеместно в 2014 г.), поступило из Луизианы, США (http://russian.rt.com/article/47454). Трудно выявить начало конкретного вирусного поражения головного мозга, которое проявляется как обычная головная боль или симптомы простуды. К вирусам ещё «добавились» и комары, переносящие жёлтую лихорадку (тоже повсеместно). Причём эти комары, бывшие когда-то дикими, за короткий срок (несколько лет) адаптировались к человеку, изменив свои биологические структуры.
Что же такого произошло на планете? Дело в том, что и вирусы, и комары реагируют в принципе на одно и то же, только в разном исполнении. Низковибрационные излучения человека, которые уже вошли в плоть и кровь; страх, раздражение, ненависть, злоба, гнев, обида и пр. У тех, кто стал постоянным «излучателем» этого, изменилась биохимия организма. Появились энергетические маркеры для таких летучих соединений, феромонов. Да, есть те, кто имеет иммунитет к вирусам и «компании», т. е. НЕТ таких эмоций, и это тоже производит свои энергетические маркеры. Ответная реакция мозга на «тяжёлые» феромоны зависит от того, насколько успешно работает лимбическая система. «Успешно» означает слепую готовность человека следовать древним инстинктам, НЕ требуя осознавать свои действия.
Значит, настало время разделения в планетарном смысле, которое происходит по воле людей, выбравших свою дальнейшую эволюцию и Природы. А здесь, на физическом плане, проявляется вот так.
Активизировались и другие микроорганизмы, словно в помощь вирусам Mimi и Pandora. Примеры за 2011-2014 гг., использованы только природные микроорганизмы, без учёта искусственно произведённых штаммов в военных лабораториях.
Появились комары особого вида (Aedes Aegypti), которые размножаются в чистой стоячей воде. Инкубационный период 5-7 дней. Малайзия, Китай (юг и восток), Бразилия. Вакцины нет (http://m.ria.ru/world/20141109/1032375475.html).
Болезнь Шагаса, смертельная паразитарная инфекция, переносится клопами, кусающими спящих людей в губы или веки («поцелуйные клопы»). Началось в США, пошло в Европу. Опасность – длительная бессимптомность («тихий убийца»). Поражаются кишечник и сердце. Лечения нет (http://russian.rt.com/article/58415#ixzz3ISZXGKfi).
Малярийные комары добрались до Южного Урала. Комары вида Anopheles maculipennis s.s. По результатам работы учёных биологического института цитологии и генетики СОРАН (сайт ТГУ). Комары перемещаются в транспорте. Переносят паразита Plasmodium vivax, «болотная лихорадка», малярия.
Произошла мутация вируса полиомелита, он стал неуязвим к лекарствам. У дикого вируса полиомелита 1-го типа обнаружена ранее неизвестная комбинация аминокислот в поверхностных белках. Именно эти белки являются мишенью для антител, вырабатываемых иммунной системой после вакцинации (http://www.meddaily.ru/article/26aug2014/kongopoll).
Мимивирус – продолжаем знакомство
Сразу после открытия Мимивируса было показано, что по набору характеристических генов он родствен группе больших вирусов NCLDV. Однако из-за других особенностей его выделили в единственного представителя семейства Mimiviridae. Акантамёба, организм-хозяин мимивируса, обитает в реках, пресных и солёных озёрах, морях, в почве, её выделяют и из фильтратов атмосферного воздуха. Поэтому Мимивирус есть везде. Кстати, этот организм похож на хамелеона, он только показал своё внешнее «одеянии»; интуитивно его назвали Мимивирусом, от слова мимикрия,«мимикрирующий под микроба». А кто он на самом деле, большой вопрос.
Его геном представляет собой линейную молекулу ДНК (кодирует белки, похожие на эукаритические и бактериальные) и содержит 1185000 пар нуклеотидов – в семь раз больше, чем у иных бактерий («Элементы», 16.10.2006, «Прочтён самый маленький геном»). Обладает самым сложным строением из всех вирусов и имеет ряд свойств, которые ранее считались присущими исключительно клеточным организмам. Например, его геном кодирует ряд ключевых ферментов, участвующих в синтезе белка (аминоацил-тРНК-синтаз), тогда как все прочие вирусы не имеют своих собственных ферментов этого класса и пользуются «хозяйскими». Недавно выяснилось, что гигантские вирусы, родственные Мимивирусу, широко распространены в Мировом океане и играют важную роль в глобальных геохимических круговоротах.
В клетках амёб, где живёт Мимивирус, обнаружены другие, гораздо более мелкие вирусные частицы (вирионы) диаметром около 50 нм икосаэдрической формы. Их назвали «спутником» (sputnik), потому что он, как выяснилось, всегда сопровождает Мимивирусы и не может без них существовать. Учёные теряются в догадках. Но, если посмотреть более широким взглядом – это не спутник как таковой, а ограничитель размножения Мимивируса в организме человека в том случае, когда человек принимает решение сменить свою эволюцию с «тленного» на «нетленное». Вирусы обладают разумом! Своим, но – разумом.
Кое-что об икосаэдре и форме Мимивируса
Икосаэдр – одно из Платоновых тел, составлен из двадцати треугольников. Правильный многогранник. Все грани равные правильные многогранники, и в каждой вершине сходится одно и то же число граней. В каждый правильный многогранник можно вписать шар. И около – описать шар.
Икосаэдр лучше всего из всех правильных многогранников подходит для триангуляции сферы методом рекурсивного разбиения. Потому что содержит наибольшее среди них количество граней, а искажение получающихся треугольников по отношению к правильным минимально. В результате достигается максимально полная передача данных и компактная форма для упаковки генетического материала. Триангуляция – покрытие треугольниками, создание опорной сети.
Икосаэдр также сложен из пятиугольной антипризмы и двух правильных пятиугольных пирамид. Антипризма – полуправильный многогранник, у которого две параллельные грани (основания) – равные между собой правильные n – угольники, а остальные 2n граней (боковые грани) – правильные треугольники. Фигура получается, если повернуть одно основание относительно другого и поочерёдно, зигзагом, соединить вершины.
Учёные использовали крио-электронную микроскопию, метод, при котором делается несколько тысяч моментальных фотографий объекта, после чего они совмещаются в одно изображение, что позволяет выявить невидимые элементы строения. Внешняя оболочка (капсид) Мимивируса похожа по форме на звёздчатую структуру (икосаэдр), чьи лучи разделяют пять треугольных граней, сходящихся в вершине. Ширина луча 50 нм, толщина 40 нм, длина 200 нм. Также были обнаружены крошечные, расположенные на одинаковом расстоянии друг от друга, отверстия во внешней оболочке вируса, которых обычно не бывает на вирусах такой формы. При инфицировании звёздчатая «застёжка» открывается, и ДНК вируса выходит из капсида (главный белок капсида L425). Так вирус вводит свою ДНК в клетку. «Застёжка» названа «звёздными вратами».
У вируса нет внешней оболочки. Под капсидом прячутся два электронно-плотных слоя, возможно, это могут быть мембраны. Под ними находится белковая оболочка, толщиной 7 ни, а внутри – двухцепочечная ДНК вируса. Всё вместе называется нуклеокапсид. Стенки нуклеокапсида отстают от стенок капсида на 30 нм, в районе звёздчатой структуры поверхность нуклеокапсида вдавлена. Между капсидом и нуклеокапсидом найдены внутренние белковые нити. Размеры вируса 400 нм, что сравнимо с бактериями микоплазма и уреаплазма.
В геноме Мимивируса на 2010 г. найдено 1262 открытых рамок считывания(контуров обработки информации – последовательность нуклеотидов в составе ДНК или РНК, потенциально способная кодировать белок или «набор отмычек»), из которых лишь 10 % соответствуют белкам с известными функциями.Обыкновенные вирусы (земные) имеют 4 рамки. Мимивирус в организме человека проводит сложную выборочную работу. Это принципиально новая форма жизни, которая не относится к вирусам или бактериям.
Мимивирус – «странное» сочетание генов и элементов, свойственных вирусам, бактериям и даже эукариотам – организмам, ДНК которых содержится в ядре клетки. Он обладает биохимической мимикрией – производит молекулы нужной для узнавания чужими организмами формы, но с совершенно иными качествами и свойствами.
Мимивирус – подробно. Насколько возможно.
Информация дана по книге Л. В. Яковенко «Мимивириды – новая ветвь на филогенетическом древе жизни».
Сейчас слово «вирус» знакомо практически всем. Однако то, что оно означает, вызывает споры у специалистов-вирусологов. История вирусов началась с открытия вируса табачной мозаики Д. И. Ивановским (1892 г.). Период действительно важных открытий в микробиологии начался с 1992 г., когда в исследованиях после вспышки пневмонии (Брэдфорд, Великобритания), в амёбах Acanthamoeba polyphaga, живших в воде градирни, был обнаружен микроорганизм, схожий с грамположительными кокками (сначала его так и назвали – брэдфордкокк). Однако все попытки выделить из этого организма рибосомальную РНК (16S rRNA) для стандартного анализа окончились неудачей. Лишь в марте 2003 г. в журнале Science была опубликована статья французских вирусологов с описанием этого микроорганизма, который оказался самым большим из известных вирусов. Из-за сходства с бактерией (мимикрии) он был назван Мимивирусом (Mimivirus) и как единственный представитель отнесён к классу Мимивиридов группы больших ДНК-содержащих нуклеоцитоплазматических вирусов (NCLDV). Т. е. вирусов, репликация которых проходит в цитоплазме и ядре клетки – «хозяина».
В клетках амёб, где жил Мимивирус, находятся более мелкие вирусные «частицы» (вирионы). Диаметр 50 нм, форма икосаэдр. Предположили, что это тоже вирус, назвав «спутник». Как выяснилось, «спутник» не живёт без Мимивируса. Это то, что открыли учёные.
Однако, если посмотреть «сверху» на проблему или «со стороны», не зацикливаясь только на вирусологии, можно понять, что на самом деле этот «спутник» является своеобразным предохранительным механизмом для работы Мимивируса в человеческом организме. Ведь кто-то из людей имеет иммунитет к этому вирусу! И это при том, что вирус, так или иначе, имеет отношение к эпителию носа (ольфакторная выстилка). Как же так – вирус есть, но он не разрушает мозг?! Невероятно. А теперь узнайте, как работает предохранительный механизм мимивируса, который он сам и смоделировал.
Вирус-спутник использует «фабрику» Мимивируса для собственного воспроизводства, причём размножается он намного быстрее, чем Мимивирус. «Спутниковая» инфекция приводит к тому, что среди Мимивирусов появляется много уродцев – вирусных частиц с патологическими изменениями. Характерным симптомом является неравномерное утолщение оболочки Мимивируса. В норме толщина этой оболочки до 40 нм, тогда как у «больных» Мимивирусов мембрана может достигать 240 нм в толщину. Разрастаются те самые внутренние белковые нити, заполняя пространство между капсидом и нуклеокапсидом.
Обычно лишние слои оболочки накапливаются ассиметрично на одной из сторон вириона. Иногда вирионы спутников обнаруживаются внутри Мимивируса. Путей для остановки действия Мимивируса много. Всё это явно не идёт на пользу Мимивирусам. «Спутниковая» инфекция приводит к снижению производства жизнеспособных вирусов в среднем на 70 % (!). Амёбы тоже выигрывают, их смертность снижается втрое.
Геном спутника представляет собой кольцевую молекулу ДНК (аналог митохондриальной ДНК в форме браслета). Кольцевая молекула ДНК состоит из примерно 18 343 пар нуклеотидов и содержит 21 белок-кодирующий ген. Спутник имеет химерную природу; он «собрал» свой геном (по крайней мере три белка, кодирующих ген) из разных источников. (Bernard La Scola et al. The virophage as a unique parasite of the giant Mimivirus // Nature.2008.V.455.P.100-104).
Мимивирус по многим свойствам отличается от остальных «собратьев». Самое важное – его содержание. Он содержит стандартный для всех вирусов группы NCLDV (вирусы оспы, иридовирусы, асфавирусы, фикоднавирусы) набор характеристических генов (core genes – не изменяющиеся или мало меняющиеся гены, характерные для группы геномов). Анализ показал, что Мимивирус не родствен ни одному из известных семейств группы NCLDV. Вдобавок его геном содержит гены, до этого никогда не встречавшиеся у вирусов. Например, в нём хранится информация о многих важных компонентах системы синтеза белков.
Важнейшими элементами, определяющими перевод генетического кода на язык белков, являются аминоацил-тРНК-синтетазы (ааРС). Они выполняют одну и ту же ключевую роль во всех клеточных организмах (и поэтому очень консервативны). Однако их у Мимивируса нет.
На сегодняшний день учёным известно, что вирус использует четыре собственные синтетазы, а также полный набор факторов трансляции: инициации, элонгации и терминации. Они все имеют существенные отличия в сайте связывания антикодона и обладают уникальной димерной конформацией. Вирус имеет собственные ферменты. Что ставит под сомнение гипотезу об эукариотических предках больших ДНК-содержащих вирусов.
Геном Мимивируса содержит также гены шести тРНК, топоизомераз типа I и II, компоненты всех путей восстановления повреждений ДНК, нескольких ферментов синтеза полисахаридов и сегмент, кодирующий интеин. Интеин – белковый домен, катализирует своё собственное вырезание из несущей молекулы и сшивает образовавшиеся концы.
Вирус способен не только к самовосстановлению, но может помочь восстановить и ДНК организма, куда он проник для работы, если это будет нужно.