Кровеносные сосуды. Движение крови и лимфы в организме. Нарушение деятельности сердечно –сосудистой системы.
План лекции:
1. Артерии, капилляры, вены.
2. Круги кровообращения.
3. Лимфообращение.
4. Причины нарушения работы сердечнососудистой системы у детей.
5. Понятие о врожденных и приобретенных пороках сердца.
6.
7.
Артерии, капилляры, вены. Артерии — это сосуды, по которым кровь течет от сердца ко всем органам. Артерии имеют плотные упругие стенки, состоящие из трех слоев — наружного соединительнотканного, среднего мышечного с прослойками эластичной ткани и внутреннего эндотелиального.
При выбрасывании левым желудочком крови в аорту в ее стенках возникают волны колебаний. Они пробегают по упругим стенкам артерий. Это пульсовые толчки. Понятно, что частота пульсовых толчков равна частоте сокращений сердца. Пульс хорошо прощупывается на артериях, расположенных близко к поверхности тела.
Артерии ветвятся. Мельчайшие артерии распадаются на сеть капилляров, густо пронизывающих все органы и образующие их ткани.
Капилляры — это мельчайшие сосуды кровеносной системы. Они настолько тонки, что их можно увидеть только в микроскоп. Капилляры имеют просвет около 10 мкм. Общая протяженность капилляров у одного человека составляет примерно 100 000 км. Понятно, что количество их огромное. Вот почему сумма просветов капилляров в 500 раз больше просвета аорты — самого крупного кровеносного сосуда. Из капилляров кровь собирается в вены.
По венам кровь от всех органов возвращается к сердцу. Стенки вен, так же как и артерий, состоят из трех слоев. Мышечный слой стенок вен значительно тоньше, чем стенок артерий, эластичных волокон мало. Поэтому стенки вен мягкие и малоупругие. Внутри их располагаются клапаны, которые действуют так же, как полулунные клапаны сердца, обеспечивая ток крови по направлению к сердцу.
Круги кровообращения. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, откуда артериальная кровь поступает в аорту. Она ветвится, образуя многочисленные артерии, снабжающие кровью все органы. От дуги аорты отходят три большие артерии. Первая из них — плечеголовной ствол — делится на правую общую сонную и правую подключичную артерии. Далее от дуги аорты отходят общая сонная (к голове) и левая подключичная артерии. Продолжением подключичных артерий являются подкрылъцовые, переходящие затем в плечевые, которые ветвятся на лучевые и локтевые. Кисти рук снабжаются кровью артериями, отходящими от ладонных дуг.
Далее дуга аорты переходит в нисходящую аорту, которая делится на грудную и брюшную аорту. Грудная аорта расположена впереди позвоночника, от нее отходят артерии к органам грудной полости и межреберным мышцам. От брюшной аорты отходят артерии к диафрагме, мышцам поясницы и стенке живота, а также к органам брюшной полости и таза.
На уровне четвертого поясничного позвонка брюшная аорта разделяется на две общие подвздошные артерии, которые несут кровь к нижним конечностям. Каждая из этих артерий делится на наружную и внутреннюю подвздошные артерии. Ветви последней питают стенки малого таза, а также мочеполовые органы. Продолжением наружной подвздошной артерии являются бедренная, подколенная, большая и малая берцовые артерии, которые снабжают кровью нижние конечности.
Каждый артериальный сосуд, достигнув органа, разветвляется на все более мелкие артерии, которые распадаются на капилляры, где кровь отдает тканям кислород и питательные вещества и насыщается углекислым газом и другими продуктами обмена. Капилляры собираются в вены, сначала мелкие, а затем все более укрупняющиеся по мере слияния.
Расположение вен в основном соответствует расположению артериальных сосудов. Однако здесь есть исключения. Так, кровь от желудка и кишечника оттекает по венам, которые собираются в воротную вену, несущую кровь в печень. Здесь она вторично ветвится, образуя густую сеть капилляров, пронизывающих печень. А Затем кровь из этих капилляров собирается в печеночные вены, выносящие кровь в нижнюю полую вену.
Самые крупные вены большого круга кровообращения — это нижняя и верхняя полые вены. Первая из них приносит к сердцу кровь от нижних конечностей, мышц туловища и внутренних органов брюшной полости. По верхней полой вене кровь поступает в сердце от головы, шеи, стенок и органов грудной полости и верхних конечностей. Обе полые вены впадают в правое предсердие.
Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии, куда поступает венозная кровь.
Движение крови по сосудистой системе происходит благодаря сердечным сокращениям, которые создают давление крови в сосудах. Наибольшим является кровяное давление в аорте. По мере ее ветвления оно расходуется на преодоление трения, которое возникает в силу вязкости крови. В мелких артериях и капиллярах кровяное давление резко падает и продолжает снижаться в венах. У места впадения полых вен в правое предсердие давление крови отрицательное (ниже атмосферного). Таким образом, кровь течет оттуда, где давление ее больше, туда, где оно меньше. Это основная причина движения крови в сосудах.
В венах имеются дополнительные механизмы, препятствующие застою крови в них или обратному ее движению в направлении силы тяжести. Это, во-первых, мягкость стенок венозных сосудов. Большое число венозных сосудов проходит в скелетной мускулатуре. При сокращениях мышц кровь приводится в движение сжимающимися в это время стенками вен. Но двигаться она может только по направлению к сердцу. Обратному ее току препятствуют венозные клапаны, имеющие форму карманов, обращенных отверстиями в сторону сердца. Эти клапаны действуют подобно полулунным клапанам сердца. Если кровь в венах выжимается по направлению к капиллярам, она заполняет карманы, они смыкаются и крови остается один путь — к сердцу. Кроме того, во время диастолы предсердия присасывают кровь из вен.
Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, откуда венозная кровь поступает в легочную артерию. Эта артерия делится на две ветви, одна из которых впадает в левое легкое, другая — в правое. В легких происходит дальнейшее ветвление артериальных сосудов и образуются густые капиллярные сети, которые оплетают мельчайшие ячейки легких — альвеолы. Альвеолы образуют основную массу легких. Здесь происходит газообмен между кровью и воздухом, заполняющим альвеолы, и венозная кровь превращается в артериальную. Затем капилляры легких собираются в вены, которые, сливаясь, образуют четыре легочные вены, несущие кровь в левое предсердие. Отсюда кровь попадает в левый желудочек и вновь направляется по большому кругу кровообращения.
Так же как и сердце, легкие имеют свою систему кровоснабжения: кровь в них поступает по бронхиальным артериям.
Лимфообращение. Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов, к которым относятся лимфатические узлы, миндалины и селезенка. Выше уже говорилось, что лимфа образуется из тканевой жидкости, компоненты которой просачиваются в слепо замкнутые лимфатические капилляры. Ими начинается система лимфатических сосудов.
Лимфатические капилляры собираются в мелкие лимфатические сосуды, которые постепенно укрупняются. Обычно в местах слияния мелких лимфатических сосудов в более крупные находятся лимфатические узлы. В конце концов вся лимфа собирается в два лимфатических протока — грудной лимфатический проток и правый лимфатический проток, впадающие в подключительные вены. Направление тока лимфы определяется клапанами, которых в лимфатических сосудах очень много.
На пути лимфатических сосудов в области крупных суставов, около позвонков, на шее, в брыжейке тонких кишок, подмышечной ямке, паховой области и других частях тела расположены крупные лимфатические узлы.
Лимфа выполняет разнообразные функции. Основная из них заключается в том, что вещества, просочившиеся из кровеносных капилляров в межклеточное пространство и образовавшие тканевую жидкость, а также накопившиеся в ней продукты жизнедеятельности клеток с током лимфы поступают в кровяное русло. Кроме того, таким же путем в кровь попадают лейкоциты, образовавшиеся в лимфатических узлах и селезенке. Наконец, в лимфатических узлах задерживаются болезнетворные микробы, проникшие в организм. Здесь они подвергаются фагоцитозу, а их токсины обезвреживаются.
Если какой-либо орган поражается инфекцией, то лимфатические узлы, расположенные вблизи него по направлению тока лимфы припухают, что свидетельствует о развившемся в них воспалительном процессе. Но этот процесс защищает организм от распространения инфекции — от общего заражения.
У детей часто воспаляются лимфатические узлы на шее. Это бывает, например, при ангине. Однако увеличение лимфатических шейных узлов может быть вызвано и более тяжелыми заболеваниями, например туберкулезом.
Причины нарушения работы сердечнососудистой системы у детей.Нарушение деятельности сердечнососудистой системы ребенка может возникнуть от различных причин. Это могут быть функциональные нарушения: расстройство сердечного ритма, повышение или понижение кровяного давления. Все эти явления в большинстве случаев временны и не являются показателями каких-либо нарушений или поражений системы кровообращения. Причиной их возникновения могут быть возрастные изменения функционирования желез внутренней секреции, неустойчивость нервной системы, особенно ее вегетативного отдела, отступления от правильного режима дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и пр.
Табачный дым содержит много веществ, приносящих организму вред. В состав табачного дыма входят никотин, аммиак, синильная кислота, смолистые вещества и т. д. Особенно чувствителен ко всем этим веществам детский организм. Никотин — очень сильный нервный яд. При выкуривании десяти папирос в день в организм поступает до 90 мг никотина, обычно начавшие курить дети отстают в росте от своих сверстников, у них развивается малокровие, наблюдаются головокружения, усиливается сердцебиение. Никотин действует на сосуды, особенно венечные, вызывая их сужение.
Другим ядом от которого необходимо оберегать школьников, является алкоголь. Даже однократный прием алкоголя может привести к тяжелым последствиям. Алкоголь расшатывает и отравляет несформировавшуюся кровеносною систему ребенка, понижает иммунные свойства организма.
Понятие о врожденных и приобретенных пороках сердца. Сердце у эмбриона начинает развиваться с трех недель, и к моменту рождения оно сформировано и имеет все отделы, камеры и клапаны. Однако иногда нормальный процесс развития сердца нарушается, и дети рождаются с врожденным пороком сердца — незаращением имеющегося в эмбриональном периоде отверстия в перегородке между предсердиями. Существуют и другие виды врожденных пороков сердца.
В настоящее время благодаря успехам медицины врожденные пороки сердца легко диагностируются. В случаях, опасных для жизни детей, приходится прибегать к хирургическому вмешательству.
Приобретенные пороки сердца чаще всего возникают, как осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний, таких, например, как ангина, скарлатина. В результате развивается болезнь, поражающая обычно внутреннюю оболочку сердца и суставы. Эта болезнь называется ревматизмом. Наиболее обычные приобретенные пороки сердца - это сужение отверстий между предсердиями и желудочками или поражение сердечных клапанов, приводящее к их неполному смыканию.
Как врожденные, так и приобретенные пороки сердца приводят к серьезным нарушениям кровообращения, застоям крови, вследствие чего развивается кислородное голодание тканей.
В тяжелых случаях, при так называемых декомпенсированных пороках сердца, у больных появляется синюшность.
Учащиеся младших классов, страдающие пороками сердца, требуют к себе особого внимания и подхода. Для таких детей разработана специальная программа физических упражнений. С ними проводят специальные занятия, причем дозировку и нагрузку определяет врач.
Значение посильного физического труда и физической культуры для повышения выносливости сердца. В предупреждении заболеваний сердца большое значение имеет привлечение учащихся к различным видам физического труда и к занятиям физической культурой и спортом.
Физический труд, соответствующий возможностям ребенка, совершенствует координацию движений, не только укрепляет костно-мышечную и дыхательную системы, но и обеспечивает правильное развитие нормальной деятельности сердечнососудистой системы.
Благоприятное воздействие на сердечнососудистую систему оказывают те виды труда, которые выполняются на свежем воздухе. Особенно полезен физический труд, не вызывающий переутомления ребенка и правильно сочетающийся с умственными занятиями.
Младшие школьники могут убирать комнату, приносить небольшое количество дров, воды, сгребать снег, работать в огороде и в саду. Такая работа улучшает кровоснабжение сердца и укрепляет сердечную мышцу.
Большая роль в повышении выносливости сердца принадлежит физической культуре и спорту, но не следует при этом забывать, что работа сердца у детей младшего школьного возраста еще недостаточно устойчива, недостаточно ритмична и легко нарушается. Чрезмерные физические упражнения могут вызвать нарушение нормальной работы сердца, его переутомление, а с течением времени и заболевание. При определении физической нагрузки следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка на основании медицинского обследования и_ указаний врача. Без индивидуального подхода невозможно обеспечить правильную постановку физического воспитания, охрану и укрепление здоровья младших школьников.
Не все физические упражнения и спортивные игры полезны детям любого возраста. Так, лыжами, плаванием можно заниматься с б—7 лет, легкой атлетикой, волейболом — с 7—8 лет, а такими видами спорта, как велосипед, борьба, хоккей, футбол, рекомендуется начинать заниматься не раньше чем с 10—11 лет. К спортивным соревнованиям допускаются дети в возрасте не моложе 9—10 лет по таким видам спорта, как плавание, художественная гимнастика, а по другим видам — только с 12—14 лет. Индивидуальный подход к физической нагрузке ребенка и допущение его к занятиям определенным видом спорта можно осуществить, исходя из рекомендаций школьного врача.
Учитель начальных классов совместно с врачом должен поставить детей в известность о тех гигиенических правилах, которые необходимо соблюдать для укрепления сердечно-сосудистой системы. Следует предостерегать детей от занятий тяжелой атлетикой и футболом, которые' в младшем школьном возрасте ничего, кроме вреда для сердца, не приносят. Длительные, без перерывов, занятия физическими упражнениями, спортом приводят к плохому самочувствию, учащенному сердцебиению и могут стать причиной сердечных заболеваний
Вопросы для повторения.
- Где начинаются и где кончаются большой и малый круги кровообращения?
- Что характерно для кровяного давления-детей и взрослых?
- Как предупредить нарушение функций сердечнососудистой системы у детей?
- Какие виды кровотечений вам известны и каковы меры первой помощи при них?
- Что вам известно о врожденных и приобретенных пороках сердца?
- Какова роль посильного труда и физической культуры в повышении выносливости сердца?
Урок № - 57-58
Тема лекции. |