Кровеносные сосуды. Движение крови и лимфы в организме. Нарушение деятельности сердечно –сосудистой системы.

План лекции:

1. Артерии, капилляры, вены.

2. Круги кровообращения.

3. Лимфообращение.

4. Причины нарушения работы сердечнососудистой системы у детей.

5. Понятие о врожденных и приобретенных пороках сердца.

6.

7.

Артерии, капилляры, вены. Артерии — это сосуды, по ко­торым кровь течет от сердца ко всем органам. Артерии имеют плотные упругие стенки, состоящие из трех слоев — наружно­го соединительнотканного, среднего мышечного с прослойками эластичной ткани и внутреннего эндотелиального.

При выбрасывании левым желудочком крови в аорту в ее стенках возникают волны колебаний. Они пробегают по упру­гим стенкам артерий. Это пульсовые толчки. Понятно, что час­тота пульсовых толчков равна частоте сокращений сердца. Пульс хорошо прощупывается на артериях, расположенных близко к поверхности тела.

Артерии ветвятся. Мельчай­шие артерии распадаются на сеть капилляров, густо пронизы­вающих все органы и образую­щие их ткани.

Капилляры — это мельчай­шие сосуды кровеносной систе­мы. Они настолько тонки, что их можно увидеть только в мик­роскоп. Капилляры имеют про­свет около 10 мкм. Общая про­тяженность капилляров у одно­го человека составляет пример­но 100 000 км. Понятно, что количество их огромное. Вот почему сумма просветов капил­ляров в 500 раз больше просве­та аорты — самого крупного кровеносного сосуда. Из капил­ляров кровь собирается в вены.

По венам кровь от всех орга­нов возвращается к сердцу. Стенки вен, так же как и арте­рий, состоят из трех слоев. Мы­шечный слой стенок вен значи­тельно тоньше, чем стенок ар­терий, эластичных волокон ма­ло. Поэтому стенки вен мягкие и малоупругие. Внутри их рас­полагаются клапаны, которые действуют так же, как полулун­ные клапаны сердца, обеспечи­вая ток крови по направлению к сердцу.

Круги кровообращения. Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке, откуда арте­риальная кровь поступает в аорту. Она ветвится, образуя мно­гочисленные артерии, снабжающие кровью все органы. От дуги аорты отходят три большие артерии. Первая из них — плечеголовной ствол — делится на правую общую сонную и правую подключичную артерии. Далее от дуги аорты отходят общая сонная (к голове) и левая подключичная артерии. Про­должением подключичных артерий являются подкрылъцовые, переходящие затем в плечевые, которые ветвятся на лу­чевые и локтевые. Кисти рук снабжаются кровью артериями, отходящими от ладонных дуг.

Далее дуга аорты переходит в нисходящую аорту, которая делится на грудную и брюшную аорту. Грудная аорта распо­ложена впереди позвоночника, от нее отходят артерии к орга­нам грудной полости и межреберным мышцам. От брюшной аорты отходят артерии к диафрагме, мышцам поясницы и стенке живота, а также к органам брюшной полости и таза.

На уровне четвертого поясничного позвонка брюшная аор­та разделяется на две общие подвздошные артерии, которые несут кровь к нижним конечностям. Каждая из этих артерий делится на наружную и внутреннюю подвздошные артерии. Ветви последней питают стенки малого таза, а также мочепо­ловые органы. Продолжением наружной подвздошной арте­рии являются бедренная, подколенная, большая и малая бер­цовые артерии, которые снабжают кровью нижние конеч­ности.

Каждый артериальный сосуд, достигнув органа, разветвля­ется на все более мелкие артерии, которые распадаются на ка­пилляры, где кровь отдает тканям кислород и питательные вещества и насыщается углекислым газом и другими продук­тами обмена. Капилляры собираются в вены, сначала мелкие, а затем все более укрупняющиеся по мере слияния.

Расположение вен в основном соответствует расположению артериальных сосудов. Однако здесь есть исключения. Так, кровь от желудка и кишечника оттекает по венам, которые собираются в воротную вену, несущую кровь в печень. Здесь она вторично ветвится, образуя густую сеть капилляров, пронизы­вающих печень. А Затем кровь из этих капилляров собирается в печеночные вены, выносящие кровь в нижнюю полую вену.

Самые крупные вены большого круга кровообращения — это нижняя и верхняя полые вены. Первая из них приносит к сердцу кровь от нижних конечностей, мышц туловища и внут­ренних органов брюшной полости. По верхней полой вене кровь поступает в сердце от головы, шеи, стенок и органов грудной полости и верхних конечностей. Обе полые вены впа­дают в правое предсердие.

Большой круг кровообращения начинается в левом желудочке и заканчивается в правом предсердии, куда поступает венозная кровь.

Движение крови по со­судистой системе происхо­дит благодаря сердечным сокращениям, которые со­здают давление крови в со­судах. Наибольшим явля­ется кровяное давление в аорте. По мере ее ветвле­ния оно расходуется на преодоление трения, кото­рое возникает в силу вяз­кости крови. В мелких ар­териях и капиллярах кро­вяное давление резко пада­ет и продолжает снижаться в венах. У места впадения полых вен в правое пред­сердие давление крови от­рицательное (ниже атмо­сферного). Таким образом, кровь течет оттуда, где давление ее больше, туда, где оно меньше. Это основная причина движения крови в сосудах.

В венах имеются дополнительные механизмы, препятству­ющие застою крови в них или обратному ее движению в нап­равлении силы тяжести. Это, во-первых, мягкость стенок ве­нозных сосудов. Большое число венозных сосудов проходит в скелетной мускулатуре. При сокращениях мышц кровь приво­дится в движение сжимающимися в это время стенками вен. Но двигаться она может только по направлению к сердцу. Об­ратному ее току препятствуют венозные клапаны, имеющие форму карманов, обращенных отверстиями в сторону сердца. Эти клапаны действуют подобно полулунным клапанам серд­ца. Если кровь в венах выжимается по направлению к капил­лярам, она заполняет карманы, они смыкаются и крови оста­ется один путь — к сердцу. Кроме того, во время диастолы предсердия присасывают кровь из вен.

Малый круг кровообращения начинается в правом желудочке, откуда венозная кровь поступает в ле­гочную артерию. Эта артерия делится на две ветви, одна из ко­торых впадает в левое легкое, другая — в правое. В легких происходит дальнейшее ветвление артериальных сосудов и об­разуются густые капиллярные сети, которые оплетают мель­чайшие ячейки легких — альвеолы. Альвеолы образуют основ­ную массу легких. Здесь происходит газообмен между кровью и воздухом, заполняющим альвеолы, и венозная кровь превращается в артериальную. Затем капилляры легких собира­ются в вены, которые, сливаясь, образуют четыре легочные вены, несущие кровь в левое предсердие. Отсюда кровь попа­дает в левый желудочек и вновь направляется по большому кругу кровообращения.

Так же как и сердце, легкие имеют свою систему крово­снабжения: кровь в них поступает по бронхиальным артериям.

Лимфообращение. Лимфатическая система состоит из лимфатических сосудов и лимфоидных органов, к которым относятся лимфатические узлы, миндалины и селезенка. Вы­ше уже говорилось, что лимфа образуется из тканевой жид­кости, компоненты которой просачиваются в слепо замкну­тые лимфатические капилляры. Ими начинается система лимфатических сосудов.

Лимфатические капилляры собираются в мелкие лимфа­тические сосуды, которые постепенно укрупняются. Обычно в местах слияния мелких лимфатических сосудов в более крупные находятся лимфатические узлы. В конце концов вся лимфа собирается в два лимфатических протока — грудной лимфатический проток и правый лимфатический проток, впа­дающие в подключительные вены. Направление тока лимфы определяется клапанами, которых в лимфатических сосудах очень много.

На пути лимфатических сосудов в области крупных суста­вов, около позвонков, на шее, в брыжейке тонких кишок, под­мышечной ямке, паховой области и других частях тела рас­положены крупные лимфатические узлы.

Лимфа выполняет разнообразные функции. Основная из них заключается в том, что вещества, просочившиеся из кро­веносных капилляров в межклеточное пространство и образо­вавшие тканевую жидкость, а также накопившиеся в ней про­дукты жизнедеятельности клеток с током лимфы поступают в кровяное русло. Кроме того, таким же путем в кровь попадают лейкоциты, образовавшиеся в лимфатических узлах и селезенке. Наконец, в лимфатических узлах задерживаются болезне­творные микробы, проникшие в организм. Здесь они подвер­гаются фагоцитозу, а их токсины обезвреживаются.

Если какой-либо орган поражается инфекцией, то лимфа­тические узлы, расположенные вблизи него по направлению тока лимфы припухают, что свидетельствует о развившемся в них воспалительном процессе. Но этот процесс защищает организм от распространения инфекции — от общего зараже­ния.

У детей часто воспаляются лимфатические узлы на шее. Это бывает, например, при ангине. Однако увеличение лимфа­тических шейных узлов может быть вызвано и более тяжелы­ми заболеваниями, например туберкулезом.

Причины нарушения работы сердечнососудистой системы у детей.Нарушение деятельности сердечнососудистой систе­мы ребенка может возникнуть от различных причин. Это мо­гут быть функциональные нарушения: расстройство сердечно­го ритма, повышение или понижение кровяного давления. Все эти явления в большинстве случаев временны и не являются показателями каких-либо нарушений или поражений системы кровообращения. Причиной их возникновения могут быть возрастные изменения функционирования желез внутренней секреции, неустойчивость нервной системы, особенно ее вегета­тивного отдела, отступления от правильного режима дня, недостаточное пребывание на свежем воздухе, малоподвижный образ жизни, курение, употребление алкогольных напитков, наркотиков и пр.

Табачный дым содержит много веществ, приносящих орга­низму вред. В состав табачного дыма входят никотин, аммиак, синильная кислота, смолистые вещества и т. д. Особенно чувст­вителен ко всем этим веществам детский организм. Никотин — очень сильный нервный яд. При выкуривании десяти папирос в день в организм поступает до 90 мг никотина, обычно начав­шие курить дети отстают в росте от своих сверстников, у них развивается малокровие, наблюдаются головокружения, уси­ливается сердцебиение. Никотин действует на сосуды, особен­но венечные, вызывая их сужение.

Другим ядом от которого необходимо оберегать школьни­ков, является алкоголь. Даже однократный прием алкоголя может привести к тяжелым последствиям. Алкоголь расшаты­вает и отравляет несформировавшуюся кровеносною систему ребенка, понижает иммунные свойства организма.

Понятие о врожденных и приобретенных пороках сердца. Сердце у эмбриона начинает развиваться с трех недель, и к моменту рождения оно сформировано и имеет все отделы, ка­меры и клапаны. Однако иногда нормальный процесс разви­тия сердца нарушается, и дети рождаются с врожденным по­роком сердца — незаращением имеющегося в эмбриональном периоде отверстия в перегородке между предсердиями. Суще­ствуют и другие виды врожденных пороков сердца.

В настоящее время благодаря успехам медицины врожден­ные пороки сердца легко диагностируются. В случаях, опас­ных для жизни детей, приходится прибегать к хирургическому вмешательству.

Приобретенные пороки сердца чаще всего возникают, как осложнения после перенесенных инфекционных заболеваний, таких, например, как ангина, скарлатина. В результате раз­вивается болезнь, поражающая обычно внутреннюю оболочку сердца и суставы. Эта болезнь называется ревматизмом. Наиболее обычные приобретенные пороки сердца - это суже­ние отверстий между предсердиями и желудочками или пора­жение сердечных клапанов, приводящее к их неполному смы­канию.

Как врожденные, так и приобретенные пороки сердца при­водят к серьезным нарушениям кровообращения, застоям кро­ви, вследствие чего развивается кислородное голодание тканей.

В тяжелых случаях, при так называемых декомпенсированных пороках сердца, у больных появляется синюшность.

Учащиеся младших классов, страдающие пороками серд­ца, требуют к себе особого внимания и подхода. Для таких детей разработана специальная программа физических упраж­нений. С ними проводят специ­альные занятия, причем дозировку и нагрузку определяет врач.

Значение посильного физического труда и физической культуры для повышения выносливости сердца. В предупреж­дении заболеваний сердца большое значение имеет привлече­ние учащихся к различным видам физического труда и к занятиям физической культурой и спортом.

Физический труд, соответствующий возможностям ребен­ка, совершенствует координацию движений, не только укреп­ляет костно-мышечную и дыхательную системы, но и обеспе­чивает правильное развитие нормальной деятельности сердечнососудистой системы.

Благоприятное воздействие на сердечнососудистую систе­му оказывают те виды труда, которые выполняются на свежем воздухе. Особенно полезен физический труд, не вызывающий переутомления ребенка и правильно сочетающийся с умствен­ными занятиями.

Младшие школьники могут убирать комнату, приносить небольшое количество дров, воды, сгребать снег, работать в огороде и в саду. Такая работа улучшает кровоснабжение сердца и укрепляет сердечную мышцу.

Большая роль в повышении выносливости сердца при­надлежит физической культуре и спорту, но не следует при этом забывать, что работа сердца у детей младшего школьного возраста еще недостаточно устойчива, недостаточно ритмична и легко нарушается. Чрезмерные физические упражнения мо­гут вызвать нарушение нормальной работы сердца, его пере­утомление, а с течением времени и заболевание. При определе­нии физической нагрузки следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка на основании медицинского об­следования и_ указаний врача. Без индивидуального подхода невозможно обеспечить правильную постановку физического воспитания, охрану и укрепление здоровья младших школь­ников.

Не все физические упражнения и спортивные игры полез­ны детям любого возраста. Так, лыжами, плаванием можно заниматься с б—7 лет, легкой атлетикой, волейболом — с 7—8 лет, а такими видами спорта, как велосипед, борьба, хок­кей, футбол, рекомендуется начинать заниматься не раньше чем с 10—11 лет. К спортивным соревнованиям допускаются дети в возрасте не моложе 9—10 лет по таким видам спорта, как плавание, художественная гимнастика, а по другим ви­дам — только с 12—14 лет. Индивидуальный подход к физи­ческой нагрузке ребенка и допущение его к занятиям опреде­ленным видом спорта можно осуществить, исходя из рекомен­даций школьного врача.

Учитель начальных классов совместно с врачом должен поставить детей в известность о тех гигиенических правилах, которые необходимо соблюдать для укрепления сердечно-сосу­дистой системы. Следует предостерегать детей от занятий тя­желой атлетикой и футболом, которые' в младшем школьном возрасте ничего, кроме вреда для сердца, не приносят. Дли­тельные, без перерывов, занятия физическими упражнениями, спортом приводят к плохому самочувствию, учащенному серд­цебиению и могут стать причиной сердечных заболеваний

Вопросы для повторения.

  1. Где начинаются и где кончаются большой и малый круги кровообращения?
  2. Что характерно для кровяного давле­ния-детей и взрослых?
  3. Как предупредить нарушение функций сердечнососудистой системы у детей?
  4. Какие виды кровотечений вам из­вестны и каковы меры первой помощи при них?
  5. Что вам известно о врожденных и приобретенных пороках сердца?
  6. Какова роль по­сильного труда и физической культуры в повышении выносливости сердца?

Урок № - 57-58

Тема лекции.

Наши рекомендации