Мониторинг результатов обучения клинических ординаторов на кафедре осуществляется по балльно - рейтинговой системе.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА
СРОК ОБУЧЕНИЯ 2017 – 2019 гг.
Куратор - асс. _______________________________________________
Приступил к занятиям «_____» _________________ 201___ г.
Приказ о зачислении №______ от «____» ______________ 201___ г.
Индивидуальный план утвержден на кафедральном совещании (протокол №______ от «____» ______________ 201___ г.)
г. Владикавказ, 201_____ - 201____ гг.
Ординатураявляется первым этапом последипломной подготовки врача-специалиста по хирургии, дающим право на самостоятельную практическую деятельность.
Основной целью подготовки в ординатуре является формирование образованного врача-хирурга с широким естественно - научным мировоззрением. Ординатор должен углубить полученные теоретические знания, приобрести новые теоретические и практические навыки в таком качестве и объеме, чтобы быть готовым к самостоятельной врачебной деятельности.
Начало занятий в клинической ординатуре - 1 сентября, их продолжительность - 11 месяцев. Ординаторы распределяются по группам (в группе не менее 5 человек), к каждой группе прикреплен ассистент. Ассистент курирует группу в течение года, контролирует все виды деятельности ординаторов, проводит занятия по хирургии в соответствие с рабочей программой и расписанием, ежедневно осуществляет обход больных в палатах ординаторов, отвечает за качество ведения больных и историй болезни ординаторами.
Часы работы в стационаре:
с 8.00 -15.12
В подготовке ординаторов на кафедре используются следующие формы занятий:
1. самостоятельное ведение 5-7 больных,
2. участие в обходах больных с курирующим ассистентом,
3. участие в тематических и плановых обходах профессора и доцентов,
4. два дежурства в месяц с последующим отчетом на утренней конференции,
5. лекционный курс,
6. семинарские занятия,
7. участие в работе клинических, патологоанатомических, научных, утренних конференций,
8. приобретение и совершенствование практических умений и навыков,
9. изучение и реферирование литературы по внутренним болезням,
10. выступление с докладами на научных и научно-практических конференциях,
11. контроль знаний и умений.
Виды рейтинга.
1-ая модель - накопительная (итоговый рейтинг).
Итоговый рейтинг по специальности является накопительным и складывается из баллов, набранных в результате текущего, рубежного, промежуточного и итогового контроля.
Итоговый рейтинг = баллы текущего контроля + баллы рубежных контролей + баллы промежуточных контролей + баллы итогового контроля + бонусы – штрафы • 100 / максимальную общую сумму баллов по специальности
В данной модели предусматривается промежуточный рейтинг, который выносится к промежуточному контролю (для интернов – к квартальной, полугодовой аттестации, для клинических ординаторов – к годовой аттестации) и учитывается экзаменационной комиссией при проведении аттестации.
Промежуточный квартальный рейтинг = баллы текущего контроля + баллы рубежных контролей + бонусы – штрафы • 100 / максимальную общую сумму баллов по специальности
Промежуточный полугодовой рейтинг = баллы текущего контроля + баллы рубежных контролей + баллы промежуточного контроля + бонусы – штрафы • 100 / максимальную общую сумму баллов по специальности
Промежуточный годовой рейтинг = баллы текущего контроля + баллы рубежных контролей + бонусы – штрафы • 100 / максимальную общую сумму баллов по специальности
2-я модель (модульный рейтинг)– основана на использовании среднего балла в качестве объективизации текущей работы интерна или клинического ординатора. Вычисляется перед рубежным контролем по каждому модулю.
Модульный рейтинг = баллы текушего контроля + бонусы - штрафы
3-я модель может быть использована для расчета рейтинга по дисциплинам циклового расписания небольшой продолжительности.
Цикловой рейтинг = балл за итоговое тестирование (см. таблицу ниже) + бонусы - штрафы
Оценивание итогового тестирования.
% выполнения задания | Балл по 100-балльной системе |
91-100 | 91-100 |
81-90 | 81-90 |
71-80 | 71-80 |
61-70 | 61-70 |
0-60 |
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММ ДИСЦИПЛИНЫ ХИРУРГИЯ
5.1. В результате освоения программы у выпускника должны быть сформированы универсальные, профессиональные и профессионально-специализированные (при наличии) компетенции.
5.2. Выпускник программы должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):
готовность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (УК-1);
готовность к управлению коллективом, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (УК-2);
готовность к участию в педагогической деятельности по программам среднего и высшего медицинского образования или среднего и высшего фармацевтического образования, а также по дополнительным профессиональным программам для лиц, имеющих среднее профессиональное или высшее образование в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (УК-3)[1].
5.3. Выпускник программы должен обладать профессиональными компетенциями (ПК),соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа:
профилактическая деятельность:
готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);
готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК-2);
готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослого населения и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
готовность к определению у пациентов патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-5);
лечебная деятельность:
готовность к ведению и лечению пациентов, нуждающихся в оказании хирургической медицинской помощи (ПК-6);
готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у пациентов, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
готовность к формированию у населения, пациентов и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10),
готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе медицинской эвакуации (ПК-12).
5.4.Выпускник программы должен обладать профессионально-специализированными компетенциями (ПСК),соответствующими специализации (при наличии) программы.
5.5. При проектировании программы образовательная организация обязана включить в набор планируемых результатов освоения программы все универсальные и профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа. Образовательная организация обязана включить в планируемые результаты освоения все профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к конкретной специализации (при наличии) программы.
5.6.При проектировании программы образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом вида (видов) деятельности, на которые ориентирована программа, и специализации (при наличии) программы.
5.7. При проектировании программы образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.
К итоговому экзамену
Программой специализации по специальности врач-хирург предусмотрен перечень профессиональных знаний и практических навыков, которыми должен овладеть будущий молодой специалист:
Врач-ординатор (хирург) должен знать:
- Неотложная хирургия:
· Острый аппендицит (клиника, диагностика, хирургическая тактика, особенности течения в детском, пожилом возрасте и у беременных, при атипичном расположении отростка, техника операций, тактика при осложненных формах, пред и послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении)
· Осложнения язвенной болезни (клиника, диагностика, хирургическая тактика при прободных гастродуоденальных язв, техника ушивания перфоративного отверстия, резекции желудка и пилоропластики с различными вариантами ваготомии, пред и послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Острые гастродуоденальные кровотечения (клиника, диагностика, дифдиагностика ЖКК, консервативное лечение, хирургическая тактика, выбор метода оперативного лечения, техника паллиативных и радикальных операций при ГДК, техника операций при синдроме Меллори-Вейса, хирургическая тактика при портальной гипертензии и кровотечений из варикозно-расширенных вен пищевода, послеоперационное ведение больного с профузным ЖКК, ошибки и осложнения в лечении)
· Ущемленные грыжи (клиника, диагностика, дифдиагностика, хирургическая тактика при ущемленных грыжах, наиболее частые диагностические и тактические ошибки, особенности диагностики различных форм ущемленных грыж, общие принципы операций и этапы операций, пред и послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Острая кишечная непроходимость (патогенез ОКН, классификация, диагностика, дифдиагностика механической и динамической ОКН, особенности клиники различных видов ОКН, предоперационная подготовка, хирургическое лечение – тактика, виды хирургических вмешательств, этапы операции; показания к операции и техника при спаечной кишечной непроходимости, особенности тактики у тяжелых и пожилых больных, особенности ведения в послеоперационном периоде – борьба с интоксикацией, парезом кишечника диагностика и профилактика п\о осложнений)
· Ишемическая болезнь кишечника (стадии ишемии, клиника, диагностика, хирургическая тактика, предоперационная подготовка, оперативное лечение – этапы операции, особенности резекции кишечника; особенности ведения в послеоперационном периоде)
· Перитониты (патогенез перитонита и его тяжесть (стадийность), клиника, диагностика, хирургическая тактика, предоперационная подготовка, оперативное лечение – показания и методы дренирования БП, м-ды декомпрессии кишечника, послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Заболевания внепеченочных желчных путей (клиника, диагностика, дифдиагностика различных форм холецистита его осложненных форм – Холедохолитиаз, стеноз БДС, холецистопанкреатит, желчный перитонит; принципы консервативной терапии, хирургическое лечение – срочность операции, техника операций, м-ды и\о обследования гепатодуоденальной зоны, показания и техника холедохотомии, дуоденотомии, ПСТ, формирования билиодигестивных анастомозов; послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Заболевания поджелудочной железы (клиника, диагностика, классификация и особенности течения острого панкреатита, консервативная терапия, хирургическая тактика, этапы хирургического лечения, техника различных вмешательств при ОП, диагностика и хирургическое лечения осложнений ОП, послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Острая артериальная непроходимость (клиника, диагностика, классификация и особенности течения ОАН, лечебная тактика – консервативное и оперативное лечение – этапы и техника операций)
· Неотложные урологические заболевания (клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика почечной колики при МКБ, острая задержка мочи- диагностика, дифдиагностика, методы разрешения ОЗМ – катетеризация мочевого пузыря, надлобковая пункция, цистостомия)
· Неотложные гинекологические заболевания (внематочная беременность – клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика; воспаление придатков, разрыв и перекрут кисты яичника.)
- Плановая хирургия:
· Язвенная болезнь (клиника, диагностика, показания к оперативному лечению, предоперационная подготовка, выбор метода оперативного лечения, техника вмешательств – резекционных, органосохраняющих, ВТ, послеоперационное ведение больного.)
· Болезнь оперированного желудка (патофизиология, клиника, диагностика, классификация и особенности течения пострезекционных и постваготомических нарушений, лечебная тактика)
· Грыжи (клиника, диагностика, классификация различных форм грыж, пупочные грыжи, грыжи белой линии живота, паховые грыжи, бедренные грыжи, послеоперационные грыжи – методы и техника операций, пред и послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Заболевания молочной железы (дисгормональные заболевания молочной железы - клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика; техника операций при мастопатиях)
· Заболевания щитовидной железы (эндемический и спорадический зоб - клиника, диагностика, лечебная тактика, показания к хирургическому лечению, тиреотоксикоз - клиника, диагностика, классификация различных форм ТТ, консервативное лечение показания и техника операций на щитовидной железе; б-нь Хашимото, Риделя - клиника, диагностика, лечение; тиреоидиты и струмиты - клиника, диагностика, лечебная тактика, показания к хирургическому лечению)
· Рак желудка (клиника, методы диагностики, классификация, особенности предоперационной подготовки в зависимости от локализации опухоли, возраста и общего состояния, хирургическое лечение – показания, техника резекции, гастрэктомии, лимфодиссекции различного уровня, симптоматические и паллиативные операции; комбинированная терапия – ПХТ, ЛТ, симптоматическая терапия, послеоперационное ведение больного.)
· Опухоли ободочной кишки (клиника, методы диагностики, классификация доброкачественных опухолей, лечебная тактика; рак ободочной кишки - клиника, методы диагностики, классификация, особенности предоперационной подготовки, хирургическое лечение – техника техника различных по объему вмешательств; осложненные формы РТК – клиника, диагностика хирургическое лечение; послеоперационное ведение больного.)
· Рак прямой кишки (клиника, методы диагностики, классификация, особенности предоперационной подготовки, хирургическое лечение – принципы оперативного лечения, паллиативные операции.)
· Рак молочной железы (клиника, методы диагностики, классификация, тактика комбинированного лечения в зависимости от стадии заболевания, хирургическое лечение, техника вмешательств, послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Варикозное расширение вен и посттромбофлебитический синдром (методы диагностики – пробы, УЗДГ, флебография, капилляроскопия, реовазография, дифференицальная диагностика, техника различных операций на ВНК, посттромбофлебитический синдром – клиника, методы диагностики, классификация, показания к оперативному лечению, техника операций Пальма, Псатакиса, Линтен-Коккета, пластические операции при язвах, послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Геморрой (патогенез, классификация, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика – консервативная терапия, показания к оперативному лечению, виды и техника операций, послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
- Травматология:
· Закрытые повреждения головного мозга (сотрясение, ушиб, сдавление - патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика – консервативная тактика, показания к хирургическому лечению, ведение больных с ЧМТ в до и послеоперационном периоде; перелом основания черепа – клиника, диагностика, первая помощь, лечебная тактика; проникающие ранения черепа - клиника, диагностика, первая помощь, ПХО раны, лечебная тактика, послеоперационное ведение больного, ошибки и осложнения в лечении.)
· Травмы груди (пневмоторакс - патогенез, классификация, клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, оказание экстренной помощи, показания к хирургическому лечению, ведение больных с пневмотораксом в до и послеоперационном периоде, Эмфизема - классификация, клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, оказание экстренной помощи, показания к хирургическому лечению; гемоторакс – виды, клиника, диагностика первая помощь, показания к хирургическому лечению; методы оперативного лечения переломов ребер, грудины, ключицы и лопатки; закрытые травмы груди с повреждением внутренних органов – методы оказания первой помощи, консервативной терапии, показания и техника оперативных вмешательств; открытые непроникающие и проникающие травмы груди - клиника, диагностика первая помощь, показания к хирургическому лечению)
· Травмы живота (закрытые травмы живота - клиника, диагностика, лечебная тактика, оказание экстренной помощи, показания к хирургическому лечению; открытая травма живота – клиника, диагностика, хирургическая тактика; методы хирургического лечения при травме живота, послеоперационное ведение больного)
· Повреждение позвоночника (классификация, клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, оказание экстренной помощи, показания к хирургическому лечению, сотрясение ушиб и сдавление спинного мозга - клиника, диагностика, лечебная тактика; эпидуральные и субдуральные гематомы – показания к оперативному лечению и техника ламинэктомии)
· Травмы верхних конечностей (переломы и вывихи – к-ка, диагностика оказание экстренной помощи, показания к хирургическому лечению, основные ошибки при лечении переломов лопатки, ключицы, плечевой кости, предплечья, костей кисти)
· Ушибы и переломы костей таза (клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, оказание экстренной помощи, показания к хирургическому лечению)
· Переломы и вывихи костей нижних конечностей (клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, оказание экстренной помощи, основные ошибки при лечении переломов костей НК, хирургическое лечение)
- Гнойные воспалительные заболевания:
· Гнойные воспаления кожи и ПЖК (фурункул, фурункулез, карбункул, гидраденит - клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, показания к хирургическому лечению, техника операций; абсцесс подкожной клетчатки - клиника, диагностика, дифдиагностика, показания к хирургическому лечению; флегмона подкожной клетчатки- клиника, диагностика, лечение; рожа, эризипелоид - клиника, диагностика, лечение; пиодермии при различных хирургических заболеваниях – клиника, лечебная тактика; лимфангаит и лимфаденит – клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, показания к хирургическому лечению)
· Гематогенный остеомиелит (клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, техника операций при о. и хр. остеомиелитах)
· Травматический остеомиелит (клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика, техника операций вторичной хирургической обработки, ведение больных в до и послеоперационном периоде)
· Гнойные заболевания пальцев и кисти (клиника, диагностика, дифдиагностика, лечебная тактика кожного, подкожного, околоногтевого, ногтевого панариция и пандактилита, показания к операции, техника вскрытия гнойников, схемы разреза)
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ВРАЧА-ОРДИНАТОРА
СРОК ОБУЧЕНИЯ 2017 – 2019 гг.
Куратор - асс. _______________________________________________
Приступил к занятиям «_____» _________________ 201___ г.
Приказ о зачислении №______ от «____» ______________ 201___ г.
Индивидуальный план утвержден на кафедральном совещании (протокол №______ от «____» ______________ 201___ г.)
г. Владикавказ, 201_____ - 201____ гг.
Ординатураявляется первым этапом последипломной подготовки врача-специалиста по хирургии, дающим право на самостоятельную практическую деятельность.
Основной целью подготовки в ординатуре является формирование образованного врача-хирурга с широким естественно - научным мировоззрением. Ординатор должен углубить полученные теоретические знания, приобрести новые теоретические и практические навыки в таком качестве и объеме, чтобы быть готовым к самостоятельной врачебной деятельности.
Начало занятий в клинической ординатуре - 1 сентября, их продолжительность - 11 месяцев. Ординаторы распределяются по группам (в группе не менее 5 человек), к каждой группе прикреплен ассистент. Ассистент курирует группу в течение года, контролирует все виды деятельности ординаторов, проводит занятия по хирургии в соответствие с рабочей программой и расписанием, ежедневно осуществляет обход больных в палатах ординаторов, отвечает за качество ведения больных и историй болезни ординаторами.
Часы работы в стационаре:
с 8.00 -15.12
В подготовке ординаторов на кафедре используются следующие формы занятий:
1. самостоятельное ведение 5-7 больных,
2. участие в обходах больных с курирующим ассистентом,
3. участие в тематических и плановых обходах профессора и доцентов,
4. два дежурства в месяц с последующим отчетом на утренней конференции,
5. лекционный курс,
6. семинарские занятия,
7. участие в работе клинических, патологоанатомических, научных, утренних конференций,
8. приобретение и совершенствование практических умений и навыков,
9. изучение и реферирование литературы по внутренним болезням,
10. выступление с докладами на научных и научно-практических конференциях,
11. контроль знаний и умений.
Мониторинг результатов обучения клинических ординаторов на кафедре осуществляется по балльно - рейтинговой системе.
Оценка качества учебной работы клинических интернов в рейтинговой системе является накопительной. Баллы, характеризующие индивидуальный рейтинг клинического ординатора, набираются им в течение всего периода обучения за выполнение отдельных видов учебных работ.
Основными видами контроля уровня учебных достижений клинических ординаторов (знаний, умений, практических навыков) в течение всего периода обучения являются:
· текущий контроль (на каждом занятии);
· рубежный контроль (по модулю - разделу);
· промежуточные контроли (квартальная, полугодовая аттестации);
· итоговый контроль (годовая аттестация).
Текущий контроль - это мониторинг уровня знаний за одно практическое или семинарское занятие.
Формами текущего контроля являются:
· тестирование (письменное или компьютерное);
· контрольные вопросы (представляются заранее в качестве вопросов для самоподготовки);
· проверка выполнения домашних заданий для самостоятельной работы;
· оценка выполнения практических навыков, умений;
· подготовка тематических сообщений в соответствии с темой занятия;
· собеседование.
За каждое занятие клинический ординатор получает две оценки (по 5-ти балльной системе): одну – за практические навыки и умения, другую – за уровень теоретической подготовки, предусмотрена система бонусов и штрафов.
Рубежный контрольосуществляется по завершении учебного модуля в отведенный день согласно расписанию. Рубежный контроль проводится с целью определения результатов освоения клиническим ординатором модуля в целом и возможного добора баллов, планируемых в ходе контроля полученных знаний.
В качестве форм рубежного контроля учебного модуля используется:
· прием отчетной документации (дневники, рабочие тетради, зачетные книжки);
· прием рефератов;
· тестирование (в том числе компьютерное);
· собеседование (зачет) в устной форме или зачет (с письменной фиксацией ответов);
· защита практических знаний и умений по пройденному модулю.
На рубежном контроле ординатор получает две оценки (по 5-ти балльной системе): одну – за практические навыки и умения, другую – за уровень теоретической подготовки, которые входят в общий рейтинг данного ординатора.
Примечание: необходимым условием к допуску клинического ординатора к рубежному контролю является получение рейтинга, равного 70%.
Промежуточный контроль по дисциплине (годовая аттестации)– это форма контроля, проводимая на кафедре по результатам промежуточных знаний, полученных в ходе подготовки клинических ординаторов.
Время проведения и продолжительность промежуточного контроля устанавливается графиком учебного процесса. Расписание проведения промежуточного контроля разрабатывается кафедрой и совместно с деканатом и утверждается проректором по ФПДО.
В промежуточную аттестацию могут включаться следующие формы контроля:
· тестирование (в том числе компьютерное);
· защита практических знаний и умений по пройденным модулям,
· собеседование устное или с письменной фиксацией ответов ординаторов;
· прием рефератов;
· отчет о ведущейся документации.
Собеседование проводится по билетам, включающих вопросы пройденных модулей.
Итоговый контроль знаний (заключительная аттестация) по специальности проводится в три этапа:
- компьютерное тестирование;
- сдача практических навыков (стационар, поликлиника);
- теоретическое собеседование.
По результатам трех этапов выставляется итоговая оценка. При условии успешного прохождения всех установленных видов итоговых аттестационных испытаний интерну присваивается соответствующая квалификация и выдается удостоверение об окончании интернатуры установленного образца врача-специалиста и сертификат специалиста.
Оценка качества учебной работы интернов проводится по 5-ти балльной системе.