Тема «Термометрия. Уход при лихорадке»
Тема «Термометрия. Уход при лихорадке»
После изучения темы обучающийся должен владеть определенным уровнем компетенций. Для формирования должного уровня компетенций обучающийся должен
уметь:
- оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;
- осуществить сестринский уход при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела на примере клинической ситуации.
знать:
- механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
- физиологические колебания температуры тела в течение дня;
- устройство термометра;
- понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки.
владеть:
-техникой измерения температуры тела в подмышечной области и регистрации результатов измерений;
- техникой дезинфекции и хранения термометров.
Вопросы для изучения
1. Механизм теплообразования и пути теплоотдачи.
2. Виды и устройство термометра.
3. Способы измерения температуры тела.
4. Обработка, хранение термометров.
5. Техника безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами.
6. Регистрация данных измерения температуры тела.
7. Понятие о лихорадки.
8. Виды, периоды лихорадки. Сестринская помощь пациенту в каждый период лихорадки.
9. Сестринский уход при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела.
Вопросы для повторения
1. Дезинфекция предметов ухода (термометры, грелки, пузыри для льда).
2. Уход за тяжелобольным (тема: «Личная гигиена»).
Литература
1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоверова ; ред. В. В. Морозова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Ч.: Теория сестринского дела. Ч. 2 : Практика сестринского дела / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова; ред. Б. В. Кабарухин. - Изд. 17-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Терморегуляция – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.
Терморегуляция– функциональная система. Состоит из периферических терморецепторов кожи, кровеносных сосудов и центральных – гипоталамуса, щитовидной железы и надпочечников.
Образование тепла (теплопродукция) происходит в результате окислительных процессов во всех органах и тканях, но с различной интенсивностью. Ткани и органы, производящие активную работу, выделяют большее количество тепла, чем соединительные ткани, кости, хрящи.
Усиление теплообразования возможно при снижении температуры окружающей среды, а в условиях высоких температур – повышение теплоотдачи.
Кожа, скелетные мышцы отдают больше тепла и охлаждение происходит сильнее, чем во внутренних органах.
Пути теплоотдачи
теплоизлучение – расширение кровеносных сосудов – при потоотделении и испарении влаги | конвекция – движение потоков воздуха – применение вентилятора, проветривание помещения | теплопроведение – физические методы охлаждения – применение пузыря со льдом, примочки, обтирания, обертывания влажной простыней |
Теплопродукция –результат биохимических процессов.
Теплоотдача- результат физических процессов.
Терморегуляция
Теплопродукция | Теплоотдача |
Окислительные процессы | Теплопроведение, теплоизлучение, испарение |
Мышцы – 60% | Кожа – 80% потоотделение |
Печень – 30% | Легкие – 13% дыхание |
Другие органы почки, легкие, желудок – 10% | Желудок – 5% Выделение пищеварительных соков |
Почки, кишечник – 2% Выделение мочи и экскрементов |
Чрезмерное отклонение температуры тела от нормы – гипотермия или гипертермия (пирексия) – могут привести к нарушению жизненно важных функций организма и вызвать судороги, а в критических ситуациях – летальный исход. Внутренняя температура тела ниже 35о С вызывает снижение активности процессов метаболизма. К гипотермии приводят: воздействие холодом, переливание крови, хирургическое вмешательство или гемодиализ у тяжелых пациентов.
Устройство термометра
Температуру тела обычно измеряют максимальным медицинским термометром. Такой термометр имеет корпус из тонкого стекла, часть которого занимает резервуар с ртутью. Ртуть, нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимается по капилляру до определенной отметки на шкале термометра. Термометр показывает максимальную высоту подъема столбика ртути и поэтому называется максимальным. Однако самостоятельно ртуть не может опуститьсяв резервуар, так как этому препятствует резкое сужение капилляра в нижней его части. Возвратить ртуть в резервуар можно только встряхиванием, при этом столбик ртути перемещается по капилляру, что контролируется по шкале, находящейся внутри корпуса.
Шкала термометра рассчитана на определение температуры тела с точностью до 0,10С, для чего на ней имеются соответствующие деления. Медицинским термометром можно измерить температуру тела человека от 34 до 420С.
При необходимости быстро выявить в большом коллективе (чаще всего в детских коллективах) людей с высокой температурой в настоящее время применяют моментальный термометр «Термотест» - полимерную пластинку покрытую эмульсией из жидких кристаллов. Для измерения температуры пластинку накладывают на лоб: при температуре 36-370С зеленым цветом на пластинке светится буква «N» (норма), а при температуре выше 370С – буква «F» (Febris - лихорадка). Высоту подъема температуры определяют медицинским термометром.
Лихорадка
Лихорадка (febris) – повышение температуры тела человека выше 37о С, защитно-приспособительная реакция организма в ответ на воздействие чужеродных агентов (пирогенных веществ).
Пирогенные вещества (греч. pyr.- жар): микробы и их токсины, вакцины, сыворотки, продукты распада собственных тканей организма при травмах, некрозах, ожоговых состояниях.
Температура отражает степень реактивности заболевшего человека, и поэтому этот показатель необходим для оценки его физического состояния.
Пирогенны вызывают изменение процесса терморегуляции: резкое снижение теплоотдачи ведет к сужению кровеносных сосудов, теплопродукция растет и приводит к накоплению тепла и соответственно повышению температуры тела – лихорадке.
Задания для самоконтроля
Задание 1
Ситуационные задачи:
1. У больного температура тела 410 С, он возбужден, бредит, на щеках румянец. В каком периоде лихорадки находится больной? В какой помощи он нуждается?
2. Больной жалуется на плохое самочувствие, «ломоту» во всем теле, головную боль, ему холодно, никак не может согреться. Температура тела 40,30 С. В каком периоде лихорадки находится больной? Какая помощь ему необходима?
3. Больному при температуре тела 41,30 С были введены жаропонижающие препараты. Через 20 минут температура снизилась до нормы, но состояние больного ухудшилось: появилась резкая слабость, пульс нитевидный, конечности холодные, белье (постельное и нательное) мокрое от пота. В каком периоде лихорадки находится больной? Какая помощь ему необходима?
Задание 2
Изучив материал методического пособия, вставьте недостающие слова, цифры в текст.
Максимальный медицинский термометр имеет корпус из тонкого __________________, один конец которого имеет резервуар с ________________.
От него отходит капилляр, запаянный на другом конце. Ртуть нагреваясь и увеличиваясь в объеме, поднимается по капилляру, вдоль которого расположена _____________________ термометра. Шкала рассчитана на определение температуры тела с точностью до _________. Медицинским термометром можно измерить температуру от _______ до _______ градусов Цельсия.
Задание 3
Физиологические колебания температуры тела зависят от:
1._____________________________________
2._____________________________________
3._____________________________________
4._____________________________________
5._____________________________________
6._____________________________________
7._____________________________________
Задание 4
Составьте алгоритм дезинфекции термометров
1._____________________________________
2._____________________________________
3._____________________________________
Тема «Термометрия. Уход при лихорадке»
После изучения темы обучающийся должен владеть определенным уровнем компетенций. Для формирования должного уровня компетенций обучающийся должен
уметь:
- оказать помощь пациенту в зависимости от периода лихорадки;
- осуществить сестринский уход при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела на примере клинической ситуации.
знать:
- механизм теплообразования и пути теплоотдачи;
- физиологические колебания температуры тела в течение дня;
- устройство термометра;
- понятие, виды, периоды, механизм развития лихорадки.
владеть:
-техникой измерения температуры тела в подмышечной области и регистрации результатов измерений;
- техникой дезинфекции и хранения термометров.
Вопросы для изучения
1. Механизм теплообразования и пути теплоотдачи.
2. Виды и устройство термометра.
3. Способы измерения температуры тела.
4. Обработка, хранение термометров.
5. Техника безопасности при работе с ртутьсодержащими термометрами.
6. Регистрация данных измерения температуры тела.
7. Понятие о лихорадки.
8. Виды, периоды лихорадки. Сестринская помощь пациенту в каждый период лихорадки.
9. Сестринский уход при нарушении удовлетворения потребности пациента в поддержании нормальной температуры тела.
Вопросы для повторения
1. Дезинфекция предметов ухода (термометры, грелки, пузыри для льда).
2. Уход за тяжелобольным (тема: «Личная гигиена»).
Литература
1. Кулешова Л. И. Основы сестринского дела: курс лекций, сестринские технологии / Л. И. Кулешова, Е. В. Пустоверова ; ред. В. В. Морозова. - Изд. 2-е. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2012.
2. Обуховец Т.П. Основы сестринского дела. Ч.: Теория сестринского дела. Ч. 2 : Практика сестринского дела / Т. П. Обуховец, О. В. Чернова; ред. Б. В. Кабарухин. - Изд. 17-е, стер. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2011.
Терморегуляция – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих поддержание оптимальной температуры тела.
Терморегуляция– функциональная система. Состоит из периферических терморецепторов кожи, кровеносных сосудов и центральных – гипоталамуса, щитовидной железы и надпочечников.
Образование тепла (теплопродукция) происходит в результате окислительных процессов во всех органах и тканях, но с различной интенсивностью. Ткани и органы, производящие активную работу, выделяют большее количество тепла, чем соединительные ткани, кости, хрящи.
Усиление теплообразования возможно при снижении температуры окружающей среды, а в условиях высоких температур – повышение теплоотдачи.
Кожа, скелетные мышцы отдают больше тепла и охлаждение происходит сильнее, чем во внутренних органах.
Пути теплоотдачи
теплоизлучение – расширение кровеносных сосудов – при потоотделении и испарении влаги | конвекция – движение потоков воздуха – применение вентилятора, проветривание помещения | теплопроведение – физические методы охлаждения – применение пузыря со льдом, примочки, обтирания, обертывания влажной простыней |
Теплопродукция –результат биохимических процессов.
Теплоотдача- результат физических процессов.
Терморегуляция
Теплопродукция | Теплоотдача |
Окислительные процессы | Теплопроведение, теплоизлучение, испарение |
Мышцы – 60% | Кожа – 80% потоотделение |
Печень – 30% | Легкие – 13% дыхание |
Другие органы почки, легкие, желудок – 10% | Желудок – 5% Выделение пищеварительных соков |
Почки, кишечник – 2% Выделение мочи и экскрементов |
Чрезмерное отклонение температуры тела от нормы – гипотермия или гипертермия (пирексия) – могут привести к нарушению жизненно важных функций организма и вызвать судороги, а в критических ситуациях – летальный исход. Внутренняя температура тела ниже 35о С вызывает снижение активности процессов метаболизма. К гипотермии приводят: воздействие холодом, переливание крови, хирургическое вмешательство или гемодиализ у тяжелых пациентов.