Хлеб — основа рациона Иисуса
Когда я попаду на небо, то задам Господу множество вопросов. Например, мне очень хочется узнать, на что была похожа манна. Я даже попрошу, чтобы Он дал мне ее попробовать! Как медику и ученому мне хотелось бы исследовать эту загадочную пищу. У меня есть сомнения, что манна в буквальном смысле слова представляет собой «хлеб с неба», как ее описывает Библия.
Когда Моисей вывел народ израильский из Египта, чтобы привести его в Ханаан, Землю обетованную, на пути по Синайскому полуострову он столкнулся с большими трудностями. Даже в наше время эта местность весьма негостеприимна. Она представляет собой настоящую пустыню из песчаных ДЮН, известняковых плато и гранитных скал более 200 метров высотой. В ней очень мало источников воды. В такой местности не растут растения, которые могли бы обеспечить человека пищей.
Для израильского народа Бог послал с неба манну, которая в течение сорока лет составляла основу их питания. «И сказал Господь Моисею: вот, я одождю вам хлеб с неба; и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день» (Исход 16:4). Точное количество, определенное для сбора, называлось «гомор» (2,2 литра).
Позже Моисей сказал своему народу:
«И помни весь путь, которым вел тебя Господь, Бог твой, по пустыне, вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоем, будешь ли хранить заповеди Его или нет. Он смирял тебя, томил тебя голодом и питал тебя манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живет человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живет человек» (Второзаконие 8:2-3).
Манна была пищей, незнакомой израильтянам. На самом деле ее потому и назвали манной, что, когда израильтяне впервые увидели ее, они спросили: «Что это такое?». На иврите этот вопрос звучит как «Манна?». Она представляла собой мелкие, «как иней на земле», круглые кориандровые семена жемчужно-белого цвета. Манну можно было готовить как зерно: молоть жерновами или толочь в ступке, а затем варить в котлах или печь лепешки. На вкус она напоминала «лепешки с елеем» (Числа 11:8) или «лепешки с медом» (Исход 16:31).
Когда на израильский лагерь ночью падала роса, появлялась манна, и утром земля оказывалась усыпанной ею. Ее количества хватало на то, чтобы каждый человек собрал по го- мору, а все остатки расплавлялись и исчезали под лучами жаркого солнца.
Интересно то, что манну надо было собирать каждый день; ее нельзя было оставлять на ночь, за исключением той ночи, что предшествовала субботе. На шестой день недели люди собирали по два гомора манны, то есть в этот день Бог удваивал ее количество. В любой другой день недели в манне, оставленной на ночь, заводились черви, и она сгнивала («смердела»). Это одно из самых великих чудес Господа, связанных с пищей (см. Исход 16: 15-36).
Когда Иисус учил Своих учеников молиться, прося: «Хлеб наш насущный дай нам на сей день» (Матфея 6:11), Он, вероятно, вспоминал при этом манну Во времена Иисуса хлеб изготавливался из цельного (неочищенного) зерна и был более грубым и темным, чем наш обычный современный хлеб. Поскольку хлеб из цельного зерна содержит отруби и зародыши семян, в нем в высоких концентрациях присутствуют естественные полиненасыщенные жиры. Если такой хлеб, содержащий много природных жиров, хранить в течение суток, то он, скорее всего, заплесневеет и станет прогорклым. В этом он похож на манну, которая за ночь портилась и приобретала неприятный запах. Значит, во времена Иисуса каждый день надо было печь свежий хлеб и съедать его, что было полезно тогда и остается полезным в наши дни.
В течение сорока лет манна составляла основу питания израильского народа. Вероятно, она содержала много питательных веществ, насыщая иудеев в течение стольких лет. Ее состав, очевидно, был полностью сбалансированным по содержанию белков, углеводов, витаминов и минеральных веществ. Бог обещал израильтянам: «Не наведу на тебя ни одной из болезней, которые навел Я на Египет» (Исход 15:26) и исполнил Свой обет, дав им манну.
Представьте, как, путешествуя по пустыне, люди мечтали дождаться выполнения Божьего обещания, что они придут «в землю, где пшеница, ячмень, виноградные лозы, смоковницы и гранатовые деревья, в землю, где масличные деревья и мед, в землю, в которой без скудости будешь есть хлеб твой и ни в чем не будешь иметь недостатка» (Второзаконие 8:8-9).
Иисус знал, что значит жить в пустыне вроде той, по которой путешествовал народ израильский. В главе 4 Евангелия от Матфея мы читаем о том, что Дух Святой повел Иисуса в пустыню «для искушения от дьявола». Иисус пробыл в пустыне — диком, необитаемом, безлюдном месте — сорок дней и ночей и все это время постился. Библия говорит нам о том, что Он «напоследок взалкал», то есть сильно проголодался (Матфея 4:2).
Во время пребывания в пустыне Сатана трижды искушал Иисуса. Первое искушение состояло в том, что Сатана предложил: «Если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». «Написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», — отвечал ему Иисус (Матфея 4:3-4).
Иисус долго постился и был очень голоден. Неудивительно, что Сатана стал соблазнять Его привычной пищей, которой Он больше всего хотел бы заглушить голод, — хлебом.
В Своем ответе Сатане Иисус привел отрывок из Второзакония 8:3 - стих, в котором Моисей напоминает израильтянам, почему Бог дал им манну Искушение Сатаны было направлено на непосредственную физическую потребность Иисуса — потребность в еде, необходимой для выживания. Однако в Своем ответе Иисус затронул ключевую духовную тему: станет Он жить для удовлетворения Своих природных импульсов и потребностей или же построит жизнь на основе духовных принципов?
Хлеб и царь Давид
Величайший царь Израиля Давид ел много хлеба — в Писании содержится больше ссылок на хлеб и зерно применительно к его жизни, чем к жизни любого другого персонажа Библии.
Когда Давид был ребенком, его отец Иессей велел ему отнести братьям эфу сушеных зерен и десять хлебов. Братья Давида в это время находились в военном стане армии Саула, которая готовилась к сражению с филистимлянами. Предводителем филистимлян был великан по имени Голиаф.
Эфа зерна приблизительно соответствует пяти галлонам (22 литрам). В США зерном обычно называют кукурузу — растение, которое произошло из Америки и возделывалось там индейцами в течение трех тысячелетий. Зерна, упоминаемые в Библии, происходят от других растений. В старой Англии зерном называли пшеницу а в Шотландии и Ирландии — овес. В рассказе о Давиде Писание, скорее всего, говорит о сухих зернах пшеницы, которые можно разжевать и съесть без кулинарной обработки.
Перед тем как Давид стал царем, он десять лет прятался, спасаясь от царя Саула, который хотел его убить. Давид и его люди охраняли пастухов и их стада в той местности, где Давид скрывался от Саула. Одним из хозяев стад был человек по имени Навал. Давид послал десять своих людей к Навалу, чтобы попросить его заплатить за охрану пастухов и стад пищей, но Навал отказался (см. 1 Царств, глава 25).
Когда жена Навала Авигея узнала об этом, она сама отнесла пищу Давиду в оплату за его услугу: «двести хлебов, и два меха с вином и пять овец приготовленных, и пять мер сушеных зерен, и сто связок изюму, и двести связок смокв» (1 Царств 25:18). Таким образом, Господь предоставил Давиду пищу через Авигею.
В более поздние годы жизни Давид оставил Иерусалим после того, как его сын Авессалом организовал заговор против него, чтобы отнять у отца власть. Давид и его сторонники перешли в земли за рекой Иордан. Там местные жители принесли ему провизию: «и пшеницы, и ячменя, и муки, и пшена, и бобов, и чечевицы, и жареных зерен, и меду и масла, и овец, и сыру коровьего... ибо говорили они: народ голоден и утомлен, и терпел жажду в пустыне» (2 Царств 17:28-29).
В Псалме 36:25 Давид писал, что не видел праведника оставленным и потомков его, просящих хлеба, — он знал это по собственному опыту
Иисус и хлеб
Хлеб играл большую роль в жизни и проповедях Иисуса. Но в Его времена хлеб был не похож на батоны, которые мы сегодня покупаем. Хлеб выпекался на больших плоских камнях. Тесто раскатывалось в широкий плоский крут наподобие традиционной итальянской пиццы. Хлеб в результате был большим, как блин, но тонким, как бумага. Современной версией таких хлебов является лаваш или пита. За каждым приемом пищи человек обычно съедал два-три таких хлеба.
Иисус часто упоминал хлеб в Своих проповедях. Приведем несколько примеров:
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? И когда попросит рыбы, подал бы ему змею? Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матфея 7:7-11).
Иисус считал хлеб Божьим даром.
«Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши если манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я — хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я дам за жизнь мира» (Иоанна 6:48-51).
Иисус знал, что хлеб — основа человеческой жизни; подобным образом только те, кто примет Иисуса и Его жертву и вкусят Хлеб Жизни, получат вечную духовную жизнь.
Иисус и Праздник опресноков
В нескольких случаях Иисус праздновал Пасху со Своими учениками. На празднике Пасхи они ели баранину, травы и опресноки.
Опресноками (пресным хлебом) называется хлеб, приготовленный без дрожжей. Добавление дрожжей в тесто заставляет его подниматься, делая более пышным при том же весе.
Праздник еврейской Пасхи возник, когда народ Израиля готовился покинуть Египет Бог через Моисея приказал людям приготовить годовалого ягненка, не имеющего недостатков, и зажарить его на огне, чтобы съесть за ночь. Каждая семья должна была съесть одного ягненка или козленка — маленькие семьи собирались вместе, чтобы все животное, включая голову и внутренности, было съедено. Ягненка ели с горькими травами и пресным хлебом. Во время еды люди должны были быть в обуви, препоясаны и с посохом в руках; другими словами, они должны были есть поспешно и быть готовыми пуститься в путь (см. Исход, глава 12). Пучком иссопа, смоченным кровью ягненка, следовало помазать перекладины и косяки дверей в доме, чтобы, когда Ангел смерти в ту ночь пролетал над Египтом, он пролетел бы мимо помеченных кровью дверей и не поразил бы первенца в этой семье. Все так и случилось. Фараон, потерявший старшего сына, был поражен скорбью и буквально выгнал евреев из своей страны, хотя до этого многие годы отказывался отпустить их.
Уходя из Египта, израильтяне взяли с собой куски пресного теста: «квашни их, завязанные в одеждах их, были на плечах их» (Исход 12:34). На пути к Красному морю и через него они питались помимо прочего хлебом, испеченным из этого теста.
Моисей заповедал своему народу устраивать семидневный праздник в честь той ночи, когда они были отпущены из Египта. Вначале еврейская Пасха называлась «Праздником опресноков» (см. Исход 12:17). Израильтяне должны были в течение семи дней есть пресный хлеб, приносить священные жертвоприношения и не работать. Моисей повелел, что, когда дети будут спрашивать, в честь чего этот праздник, им следует отвечать: «Это пасхальная жертва Господу, Который прошел мимо домов сынов Израилевых в Египте, когда поражал Египтян, и домы наши избавил» (Исход 12:27).
Иисус на Тайной вечере
В тот день, когда Иисус был предан Иудой, он ужинал вместе со Своими учениками. Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам писал об этом вечере:
«Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (11:23-25).
Тайная вечеря была последним ужином с пресным хлебом перед праздником Пасхи. Смерть Иисуса в первый день Пасхи прояснила значение преломленного хлеба (Его Тело, «за вас ломимое»), закланного ягненка (Он — Агнец, принесенный в жертву с основания мира) и горьких трав (горечь Его смерти, так же как горечь уксуса, поднесенного Ему на кресте). В вечер перед Пасхой из дому убиралась вся закваска (дрожжи), начисто выскребалась вся кухонная утварь, мылись полы, стены и занавеси в доме. Подобным образом после Тайной вечери Иисус омыл ноги Своим ученикам, символизируя то, что Он полностью очищает учеников от всего зла, ожидающего их впереди. Мытье ног имело и другой смысл, в тот момент еще неведомый ученикам: оно означало, что назавтра Иисус один будет распят, ученикам же Его будет сохранена жизнь, чтобы они несли служение, данное им Богом.
В Писании дрожжи или закваска упоминаются как в хорошем, так и в плохом смысле. Иисус заметил об учении фарисеев и саддукеев: «Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской» (Матфея 16:6). Однако в другом случае Он сказал: «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина взявши положила в три меры муки, доколе не вскисло все» (Матфея 13:33). Иисус не имел ничего против дрожжевого хлеба - по большей части хлеб, который Он ел, был дрожжевым.