Справочно-информационный раздел
Список литературы
Основные источники
1 Иванов В. Н. Социальные технологии / В. Н. Иванов, В.И. Патрушев. М., 2010.
2 Мартыненко А. В. Медико-социальная работа: теория, технологии, образование / А. В. Мартыненко. М., 2009.
3 Мартыненко А. В. Теория медико-социальной работы / А. В.Мартыненко. М., 2010.
4 Основы социальной работы / под ред. П. Д. Павленка. М., 2010.
5 Павленок П.Д. Теория, история и методика социальной работы /П.Д. Павленок. М., 2009.
6 Российская энциклопедия социальной работы / под ред. А.М. Панова, Е.И. Холостовой. М., 2007.
7 Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности / под ред. П. Д. Павленка. М., 2009.
8 Технологии социальной работы с различными группами населения / под ред. П. Д. Павленка. М., 2009.
9 Топчий Л. В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки населения. Нижний Новгород, 2011.
10 Энциклопедия социальной работы. М., 2008.
Справочники
1 Павленок П. Д. Краткий словарь по социологии / П. Д. Павленок. М., 2008.
2 Социальные технологии: толковый словарь / отв. ред. В. Н. Иванов. Белгород, 2008.
3 Справочное пособие по социальной работе / под ред. Л.С. Алексеева, П.В. Бобкова, Г.Ю. Бурлака. М., 2008.
4 Учебный социологический словарь / под ред. С. А. Кравченко. М., 2009.
Дополнительные источники
1 Курушин В. В. Система социальной адаптации лиц без определенного
места жительства в условиях мегаполиса: социальный аспект / В.В. Курушин. М., 2011.
2 Лекции по технологии социальной работы / под ред. Е.И. Холостовой. М., 2010.
3 Павленок П.Д. Социальная работа с лицами и группами девиантного поведения / П. Д. Павленок, М. Я. Руднева. М., 2009.
4 Технологии социальной работы с детьми, пострадавшими от семейного насилия: научно-методическое пособие / под ред. Л. С. Алексеевой. М., 2011.
5 Тимошенко, Л. П. Бездомность и бродяжничество: исторический аспект исовременная практика решения проблемы // Социальное обслуживание. 2007. - № 2
Перечень основных поисковых систем сети Интернет
1. Всероссийский сайт инвалидов. www.invalirus.ru
2. Союз инвалидов России. www.rosinvalid.ru
3. http://www.garant.ru
4. http://www.consultant.ru; http://www.fom.ru; http://www.levada.ru
5. www.sizovai.ucoz.ru/dir
6. www.soc-work.ru
7. SocPolitika.ru
8. www.posobie.ru
9. www.elibrary.ru
10. http://femida.info/
11. http://socpedagogika.narod.ru
12. http://social-teacher.ucoz.ru
Коллекции электронных образовательных ресурсов
1. «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»- http://windows.edu/ru
2. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» - http://school-collektion.edu/ru
3. «Федеральный центр информационных образовательных ресурсов» - http://fcior.edu.ru, http://eor.edu.ru
Образовательные Интернет-порталы
1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru
2. Российский образовательный портал http://www.school.edu.ru
3. Российский портал открытого образования http://www.opennet.edu.ru
4.Открытый колледж http://college.ru
5.Центр дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru
6.i-Школа (школа дистанционной поддержки образования детей-инвалидов) http://www.home-edu.ru
Приложение 1
к дневнику учебной
практики
Словарь-справочник
Понятие | Определение |
Адаптация социальная | Процесс и результат активного приспособления индивида, слоя, группы к условиям новой социальной среды, к изменяющимся или уже изменившимся общественным условиям жизни |
Адресная социальная помощь | Система мер по оказанию помощи отдельным действительно нуждающимся лицам или группам населения для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизни |
Ассоциации социальных работников | Объединения специалистов в области социальной работы |
Бедность | Показатель дохода семьи (или отдельно проживающего человека) в соответствии с числом ее членов, возрастом его главы и количеством детей до 18 лет и соответствует минимальному уровню потребления |
Беженцы | Лица, покинувшие место постоянного проживания в результате военных действий, преследований или других чрезвычайных обстоятельств |
Бездомный | Человек, не имеющий жилья, приюта, ведущий неоседлый образ жизни |
Безработ-ные | Трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка, зарегистрированные в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые приступить к ней |
Благо-состояние | Обеспеченность населения необходимыми материальными, социальными и духовными благами, т.е. предметами и услугами, удовлетворяющими определенные человеческие потребности |
Брак | Исторически обусловленная, санкционируемая и регламентируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, детям |
Гарантии социальные | Материальные и духовные средства, юридические акты, обеспечивающие реализацию прав человека в современном сообществе, отдельной стране |
Гражданин | Лицо, принадлежащее к населению данного государства, пользующееся всеми правами, которые обеспечиваются законами данного государства, и исполняющее в соответствии с законами обязанности |
Группа социальная | Устойчивая группа людей, занимающая определенное место и играющая присущую ей роль в общественном производстве (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города) |
Группы взаимопо-мощи | Формальные или неформальные организации людей, имеющих общие проблемы и встречающиеся регулярно небольшими группами для оказания помощи друг другу, эмоциональной поддержки, обмена информацией |
Гуманитарная помощь | Материальная, финансовая, экономическая благотворительная поддержка людей, оказываемая международными государственными, общественными организациями и частными лицами |
Гуманность | Человечность, благожелательное отношение к людям, их достоинству |
Девиантное поведение | Негативные формы поведения, проявление нравственных пороков, отклонение от норм морали, права |
Диагнос-тика социальная | Изучение социальных мотивов и причин поведения личности, слоя, группы, их состояний (материального, психического, духовного), определение форм и методов работы с ними |
Иждивенец | Человек, состоящий на чьем-либо иждивении |
Иждивенчество | Стремление во всем рассчитывать на помощь других, а не на свои силы |
Инвалид | Человек с физическими или психическими ограничениями жизнедеятельности |
Качество жизни | Категория, выражающая качество удовлетворения материальных и духовных потребностей людей: качество питания, качество одежды и ее соответствие моде, комфортность жилища и т.п. |
Клиент социальной работы | Отдельный человек или группа людей (семья), нуждающийся в помощи, поддержке, социальной защите |
Консуль-тирование социальное | Особая форма оказания социальной помощи путем целенаправленного психологического воздействия на человека или малую группу с целью их социализации, восстановления и оптимизации их социальных функций |
Конфиден-циальность | Доверительность, не подлежащая огласке; этический принцип, в соответствии с которым социальный (или другой) работник не имеет права раскрывать информацию о клиенте без согласия последнего |
Льгота | Предоставление каких-либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных общих правил, обязанностей и т.п. |
Маргинал | Человек, находящийся в промежуточном, пограничном положении между какими-либо социальными группами (или культурами), утративший прежние социальные связи и не приспособившийся к новым условиям жизни |
Милосер-дие | Готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия |
Минималь-ный потреби-тельский бюджет | Минимально необходимый уровень потребления материальных благ и услуг с учетом наличного уровня развития производственных сил и выражает (в денежной и натуральной форме) минимальные потребности человека |
Навыки социальной работы | Социальный работник должен уметь; 1) с пониманием выслушать других; 2) выявить информацию и подобрать соответствующие факты для составления социальной истории клиента и оценки его ситуации |
Нормати-вы потребле-ния | Набор продуктов питания, который в целом соответствует физическим потребностям человека по калорийности и химическому составу и покрывает энергетические затраты организма, необходимые для нормальной жизни |
Нормативы социальные | Научно обоснованная характеристика оптимального состояния социального процесса (или одной из его сторон), полученная на основе учета объективных закономерностей социального развития |
Образ жизни | Философско-социологическая категория, означающая устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в нормах их общения, поведения |
Одино-чество | 1) (эмоциональное) как результат отсутствия привязанности к конкретному человеку (любовных, дружеских отношений); 2) (социальное) результат отсутствия доступного круга общения, т.е. значимых дружеских отношений |
Патронаж | Вид социального обслуживания, преимущественно на дому, индивидуальных клиентов и групп риска, который заключается в постоянном социальном надзоре, регулярном посещении их жилищ социальными работниками и другими специалистами |
Поляри-зация социальная | Усиление различия в положении социальных и других групп и слоев (социальной дифференциации), доходящего до их противостояния друг другу (полярности) |
Пособие | Одна из форм материального обеспечения граждан, гарантированного Конституцией РФ и назначаемого по временной нетрудоспособности (при болезни, увечье, карантине и т.п.) |
Потреби-тельская корзина | Потребительский бюджет; общая сумма затрат и их конкретное распределение на обеспечение среднестатистического потребления человека (семьи) в определенный период времени |
Призрение | Внимание, участие, сочувствие, милосердие; предоставление кому-либо приюта и пропитания |
Прожиточ-ный минимум | Бюджет, составленный исходя из необходимости обеспечения нормальной жизнедеятельности человека; денежная оценка (в расчете на одного члена семьи в год, месяц) набора товаров и услуг |
Социаль-ная помощь | Система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей |
Социальное обслужи-вание | Комплекс мер по оказанию социальной помощи нуждающимся в ней граждан, способствующий сохранению социального здоровья и поддержанию жизнедеятельности, преодолению кризисных ситуаций |
Социальное обслужи-вание на дому | Включает в себя надомные услуги, гарантированные государством: организацию питания и доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении пособий |
Социальные службы | Совокупность государственных и негосударственных органов управления, структур и специализированных учреждений, осуществляющих социальную работу по обслуживанию населения, оказывающих населению социальную помощь |
Социаль-ный работник | Человек, в силу своих должностных и профессиональных обязанностей, оказывающий все (или отдельные) виды социальной помощи в преодолении человеком, семьей или группой (слоем) возникших у них проблем |
Функции социальной работы | Диагностическая, прогностическая, предупредительно профилактическая, правозащитная, социально-педагогическая, психологическая, социально-медицинская |
Хоспис | Многопрофильная программа, предусматривающая систему помощи смертельно больным людям в течение последних месяцев их жизни. Эта помощь, как правило, оказывается в учреждениях не больничного типа |
Цель социальной работы | Удовлетворение потребностей клиентов. Эта общая цель может быть дифференцирована на подцели: усиление степени самостоятельности клиентов, их способности контролировать свою жизнь |
Приложение 2
к дневнику учебной
практики
Требования к оформлению отчётной документации
При оформлении отчёта по итогам учебной практики и другой отчётной документации студент соблюдает следующие требования:
1. Отчетная документация по учебной практике составляется каждым студентом самостоятельно по мере её формирования согласно установленным в рабочей программе формам.
2. Отчет по итогам учебной практики отражает практический опыт, умения, знания практиканта на основе выполненных видов работ в ходе учебной практики по утверждённой руководителем учебной (производственной) практики схеме.
3. Отчет представляется в электронном виде и на бумажном носителе. Объем отчета должен составлять не менее 5-7 страниц. Отчет готовится в течение всей учебной практики.
4. Отчетная документация выполняется на листах формата А-4, шрифт TimesNewRoman, размер шрифта – 14, печать односторонняя.
При её оформлении соблюдаются поля: слева – 30 мм, справа – 10 мм, сверху и снизу – 20 мм. Абзацный отступ 1,25 см. Страницы считают с титульного листа, нумеруют со второго.
В случае нарушения требований оформления отчётной документации методист имеет право возвратить студенту представленные учебно-методические материалы для доработки, при этом отметка снижается.
Приложение 3
к дневнику учебной
практики
Как написать эссе (практические рекомендации)
«Эссе» - это прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.
Цель эссе состоит в развитии таких навыков, как самостоятельное творческое мышление и письменное изложение собственных мыслей.
Некоторые признаки эссе:
- наличие конкретной темы или вопроса. Произведение, посвященное анализу широкого круга проблем, по определению не может быть выполнено в этом жанре;
- выражение индивидуальных впечатлений и соображений по конкретному поводу или вопросу. Заведомо не претендует на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета;
- как правило, предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо;
- в содержании эссе оцениваются в первую очередь личность автора – его мировоззрение, мысли и чувства.
Структура и план
Структура определяется предъявляемыми требованиями:
1) мысли автора по проблеме излагаются в форме кратких тезисов;
2) мысль должна быть подкреплена доказательствами – поэтому за тезисом следуют аргументы.
Аргументы – это факты, явления общественной жизни, события, жизненные ситуации и жизненный опыт, научные доказательства, ссылки на мнение ученых и др. Лучше приводить два аргумента в пользу каждого тезиса. Эссе может выглядеть следующим образом:
- вступление
- тезис, аргументы
- тезис, аргументы
- заключение.
При написании важно также учитывать следующие моменты:
1.Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении – резюмируется мнение автора).
2.Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.
3.Стиль изложения: эмоциональность, экспрессивность, художественность.
Приложение 4
к дневнику учебной
практики
Критерии оценивания
Итоговая оценка сформированности профессиональных и общих компетенций студентов проводится на основе рейтингового листа качественной и количественной оценки ведущих видов деятельности, отражающих специфику данного вида практики.
Рейтинговый лист по учебной практике«Наблюдение за организацией деятельности социального работника по социально – медицинскому обслуживанию клиентов» качественной и количественной оценки результативности деятельности студента по учебной практике
Виды отчетной документации | Качественная оценка представленной отчетной документации (по уровням: высокий, средний, низкий) | Зачтено max - 5 баллов min - 3 балла (по каждому виду отчетной документации) | Не зачтено менее 3 баллов (по каждому виду отчетной документации) |
Дневник практики | |||
Анализ приложений (диагностик, проектов, социального паспорта и др.) | |||
Анализ рейтингового листа качественной и количественной оценки ведущих видов деятельности | |||
Собеседование (итоговая конференция) | |||
Отчет по практике | |||
ИТОГО | «отл» - 25-23б «хор» - 22-19б «уд» - 18-15б | «неуд» - менее 15 баллов |
Приложение 5
к дневнику учебной
практики
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
БОРОВИЧСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ОТЧЁТ
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ