Методы исследования больных с болезнями пищевода.
1. Анамнез по нашему убеждению, не должен быть механическим методом сбора информации. Он требует от врача высокого профессионализма и культуры, а также интуитивной осторожности во избежание ятрогенных травм (“психическая ошибка”, М. И. Ацватуров, 1934).
2. Объективный осмотр должен касаться всех систем организма.
3. Лабораторные исследования. Общие анализы крови, мочи, кала, а также биохимические исследования в диагностике заболеваний пищевода имеют весьма ограниченное значение и лишь косвенно подтверждают наличие патологических изменений в пищеводе (опухоль, грыжи и др.).
4. Рентгенологическое исследование. Этот простой, безопасный и вполне физиологический метод позволяет с большой достоверностью изучить топографию, анатомическое строение и функциональное состояние пищевода. Это исследование состоит из следующих этапов: 1) последовательное полипозиционное исследование пищевода; 2) контрастное полипозиционное исследование, сочетающее рентгенографию и рентгеноскопию, обязательно с максимальным дифрагмированием и минимальными экспозициями. Заключительным этапом является функциональная рентгенодиагностика (фармакодиагностика, термодиагностика, респираторные пробы, пробы давления и др.), которая путём воздействия на регуляторные механизмы даёт возможность объективно толковать в клинике физиологию и патофизиологию пищевода.
5. Эндоскопия. Первая эзофагоскопия была произведена в 1795 г. Bozzini. Последующие 150 лет использовались жёсткие эзофагоскопы. Процедура исследования была мучительной. Брюнингс даже назвал её “актом физического и психического насилия”. У отдельных больных исследование пищевода было опаснее самой болезни. “Ренессанс” в эндоскопии связан с именем B.Hirchowitz (1958), Сообщившим об изобретении эндофиброскопа со стекловидной оптикой (15000 волокон диметром 11 мкм при диаметре трубки 11 мм). Всё это способствовало бурному развитию эндоскопии. Фиброэзофагоскопия стала обыденным исследованием. Информативность и высокая доступность данных фиброэндоскопии объясняются возможностью визуального изучения цветного изображения, детальной интроспекцией органа, биопсии и цитологического исследования, а также наглядной демонстрацией и документацией изображения на цветной фотоплёнке. Эндоскопия пищевода практически не имеет противопоказаний. Процедура относительно безопасна. Осложнения во время премедикации – это лекарственная непереносимость на введение наркотиков, м-холиноблокаторов, дикаина и т.д. В момент введения эзофагоскопа может быть повреждён надгортанник, иногда возникает контактное кровотечение; у исследованных может быть так называемая ятрогенная транзиторная бактериемия. Самым грозным осложнением является перфорация, она возникает в 0.03-0.05% всех эзофагоскопий. J. Witte (1979) описал 28 случаев перфорации пищевода, из которых 11 оказались смертельными. Перфорация безусловно опасна, но при соблюдении методики она регистрируется крайне редко. Эзофагоскопию должен производить эндоскопист, хорошо знающий все особенности процедуры.
6. Биопсия и морфологическое исследование. Это диагностически важный, но не всегда безопасный метод исследования пищевода должен производиться только специалистом-эндоскопистом. Обычно берут кусочек ткани специальными щипцами. После биопсии остаются небольшие кровоточащие ранки, которые довольно быстро заживают. Опасность прободения или перфорации невелика. Морфологическое исследование биоптата проводится в обычном микроскопе, реже методом электронной микроскопии.
7. Цитологическое исследование. Этот метод имеет важную разрешающую способность (75-95%). К сожалению, в клинических условиях цитологическое исследование применяется от случая к случаю, материал для исследования получают простым протиранием слизистой оболочки ватным микротампоном. Более достоверно изучение материала, полученного в результате смыва (эксфолиативный метод), или соскоба (абразивный метод) подозрительного участка. Диагноз рака считается доказанным лишь при обнаружении в нескольких препаратах комплекса атипичных клеток. Сомнительные результаты требуют повторного исследования и применения других методов диагностики.
8. Радионуклидные исследования. Избирательное накопление радионуклидов в патологических образованиях пищевода делает радионуклидный метод важным дополнительным дифференциально-диагностическим исследованием. По сравнению со здоровыми тканями накопление изотопа в раковой опухоли повышается до 200-400% и медленно снижается в течение 1-2 суток. При воспалительных процессах изотоп быстро накапливается и довольно резко падает. Измерение радиоактивности тканей пищевода гибким внутриполостным зондом-счётчиком подтверждает ценность этого метода диагностики.
9. Монометрия пищевода. Это исследование давления в полости и сосудах пищевода. Монометрия пищевода касается, как правило, давления в его венозном коллекторе. Вены пищевода образуют портокавальный анастомоз и косвенно отражают портальную гипертензию. Нормальное давление в венах составляет 5-15 мм вод. ст., а портальная гипертензия более 25 мм вод. ст. приводит к варикозному расширению вен пищевода. Исследование производится специальной иглой, введённой в просвет вены пищевода.
10. Эзофаготонокимография. Так называется графическая регистрация состояния стенок и сфинктеров, позволяющая диагностировать органические и ранние стадии функциональных нарушений. Исследование производится многоканальным зондом с подсоединённым к свободному концу графическим устройством.
11. pH – метрия. Регистрация изменений pH в реальном масштабе времени определяет частоту, амплитуду и интенсивность желудочно-пищеводного рефлюкса. Применяется миниатюрный зонд с 1-4 датчиками.
12. Проба с раствором метиленового синего. Это менее чувствительная рН-метрия, методика качественного выявления гастроэзофагеальной регургитации. Появление окрашенного содержимого в пищеводе свидетельствует о дисфункции кардии и гастроэзофагеальном рефлюксе.