Обменные процессы в клетке и в целостном организме
Внутриклеточный обмен веществ. Все функции целостного организма связаны с теми интимными процессами, которые совершаются в клетках, образующих его ткани. Каждая живая клетка нашего тела выполняет определенные функции в зависимости от того, к какой ткани она принадлежит. Но наряду со специфическими функциями, которые определяют место клеток в жизнедеятельности целостного организма, для всех них характерны общие жизненные отправления. В самом деле, клетки могут выполнять свои функции только при условии, если они постоянно усваивают питательные вещества, богатые энергией, которые входят в их состав. Одновременно с Этим органические соединения, входящие в состав клетки, непрерывно подвергаются окислительным процессам, вследствие которых освобождается энергия, используемая на специфическую деятельность клеток, например на сокращение мышечных клеток, на проведение нервных импульсов нейронами, на секреторные функции железистых клеток и т. д. В результате окислительных процессов образуются продукты жизнедеятельности клеток, которые выводятся из них.
Обмен веществ между организмом и окружающей средой. Процессы внутриклеточного обмена обусловлены постоянным взаимодействием организма с окружающей средой: из нее поступают вещества, которые после ряда изменений усваиваются клетками, в нее удаляются конечные продукты их жизнедеятельности. Таким образом, обмен веществ между организмом и окружающей средой есть внешнее проявление жизненных процессов, протекающих во всех клетках целостного организма.
Из внешней среды организм получает органические соединения, минеральные соли, воду, кислород и отдает в нее углекислый газ, избыток постоянно образующейся в нем воды, а также излишек минеральных солей, мочевину, мочевую кислоту и некоторые другие вещества.
Ассимиляция и диссимиляция. Ассимиляция — это совокупность всех сложных созидательных процессов протекающих в клетках, а значит, и в целостном организме. При ассимиляции происходит накопление энергии. Лиссимиляиия — это совокупность окислительных процессов, при которых освобождается энергия. Именно эта энергия используется в дальнейшем для осуществления всех жизненных отправлений организма.
Таким образом, эти два противоположных процесса настолько взаимосвязаны друг с другом, что прекращение одного из них влечет за собой прекращение всего обмена веществ, а следовательно, и жизни. Несмотря на столь прочную взаимосвязь и взаимообусловленность, процессы ассимиляции и диссимиляции не всегда бывают взаимно уравновешенными. Основное значение здесь имеет возраст. Чем моложе организм человека, тем интенсивнее протекают в нем процессы ассимиляции. У людей пожилого возраста, наоборот, диссимиляция преобладает над ассимиляцией. Особенно интенсивный обмен веществ наблюдается у новорожденных детей и у подростков в период полового созревания.
Понятие об основном обмене веществ. Различают общий и основной обмен веществ. Основной обмен веществ — это количество энергии, затрачиваемое организмом при полном отсутствии умственной и мышечной деятельности, натощак (через 12—16 ч после принятия пищи), при нормальной температуре тела и температуре окружающей среды +18... +20° С.
Для каждого человека основной обмен является относительно постоянной величиной и находится в прямой зависимости от возраста, пола, состояния нервной системы, деятельности желез внутренней секреции (например, при увеличении функции щитовидной железы основной обмен повышается), от климатических условий (в жарком климате основной обмен веществ на 10—20% ниже, чем в холодном). У детей величина основного обмена на 1 кг массы тела больше, чем у взрослых. Наивысшего уровня основной обмен достигает у детей 4—5 лет. В период полового созревания он несколько повышается, а затем постепенно уменьшается. Основной обмен измеряется в килоджоулях и равен примерно 4,2 кДж в 1 ч на 1 кг массы тела человека.
Зависимость обмена веществ от характера деятельности ребенка. Обмен веществ не является постоянной величиной и зависит от многих факторов, в том числе от состояния здоровья ребенка, характера его деятельности в данный момент, питания и других причин. Чем интенсивнее деятельность ребенка, тем выше у него общий обмен веществ, тем больше энергии расходуется организмом на совершаемую работу. Например, расход энергии на 1 кг массы тела во время сна составляет 3,8 кДж; при сидении в покое — 5,9 кДж; при чтении вслух — 6,3 кДж; во время одевания и раздевания —7,1 кДж; при мытье посуды — 8,4 кДж; в процессе подметания пола — 10,1 кДж; при ходьбе со скоростью 4 км/ч — 12,6 кДж; приезде на велосипеде — от 14,7 до 37,8 кДж; при подъеме в гору — 66,4 кДж. При умственной работе расход энергии увеличивается незначительно, всего на 2—3%, если она не сопровождается мышечной деятельностью.
.Как уже известно, энергия, необходимая для деятельности, освобождается при окислении питательных веществ (белков, жиров и углеводов).
Обмен белков. Белки являются основными веществами, образующими живые клетки и выполняющими в них ряд важнейших функций. Достаточно вспомнить, что все ферменты, под действием которых совершаются превращения веществ в организме и его клетках,— это белки. Не менее важны такие функции, как структурная, двигательная (сокращение мышц, движение ресничек), транспортная (например, перенос кислорода гемоглобином). Белки выполняют и энергетическую функцию — при их окислении освобождается энергия.
В состав белков входят углерод, водород, кислород, азот. Кроме того, в белках почти всегда содержатся сера, фосфор, а также некоторые другие элементы.
Белки поступают в организм с пищей, но претерпевают в нем глубокие изменения. Они расщепляются на аминокислоты, которые затем в клетках тела соединяются между собой в иной последовательности, чем в белках пищи. Таким образом, в клетках образуются белки, свойственные организму человека и качественно отличные от тех, которые поступили в организм с пищей.
К числу конечных продуктов белкового обмена наряду с углекислым газом и водой принадлежит аммиак. Попадая с кровью в печень, он превращается в менее ядовитую для организма мочевину. По количеству поступившего и удаленного из организма азота судят об азотном балансе организма. У детей отмечается положительный баланс азота, т. е. количество потребленного организмом азота превышает количество выделенного.
Различают белки полноценные и неполноценные. К полноценным белкам относятся такие белки, которые содержат все аминокислоты, необходимые организму для синтеза белков, роста и развития организма. Такие белки содержатся в мясе, рыбе, молоке, яйцах и других продуктах, т. е. в пище животного происхождения. Из 22 аминокислот, входящих в состав белка, 10 являются незаменимыми. Отсутствие в пище хотя бы одной из них ведет к серьезным нарушениям в здоровье ребенка.
У детей младшего школьного возраста при некоторых заболеваниях, длительном голодании, отсутствии в пище хотя бы одной из незаменимых аминокислот наблюдается уменьшение массы, нарастание истощения.
Белки растительного происхождения являются неполноценными, но в их составе может содержаться одна или несколько незаменимых аминокислот, поэтому один полноценный белок может быть заменен двумя-тремя неполноценными, которые в сумме дают все необходимые аминокислоты. Белки в запас не откладываются, но при длительном голодании, когда запасные органические вещества — жиры и углеводы — истощаются, организм начинает расходовать белки.
Центральный момент в белковом обмене — это биосинтез белков. Он совершается в каждой клетке. Информацию о структуре белков, присущих данному организму, несут нуклеиновые кислоты — ДНК и РНК. ДНК содержатся только в ядре, а РНК — ив ядре, и в цитоплазме. Эти вещества играют важную роль в синтезе белков клетки.
Обмен жиров. Значение жиров для организма заключается не только в том, что они являются одним из важных источников энергии, но еще и в том, что они способствуют нормальной жизнедеятельности организма, повышают его выносливость, активизируют деятельность мозга, выполняют защитную, амортизационную и опорную функции, откладываются про запас в различных органах, например в подкожной жировой клетчатке, сальнике.
Жир поступает в организм с пищей и под действием липаз расщепляется до глицерина и высокомолекулярных органических кислот. При диссимиляции жиры окисляются. Конечные продукты этого процесса — СО2 и Н2О. В пищу человека входят жиры животного и растительного происхождения, причем они взаимозаменяемы. Однако не все жиры одинаково легко усваиваются организмом. Так, жиры молока и сливочного масла усваиваются легче, чем жиры бараньего сала; из растительных жиров наиболее легко усваиваются подсолнечное и кукурузное масло.
Образовавшиеся в результате пищеварительных процессов глицерин и высокомолекулярные органические кислоты попадают при всасывании в эпителиальные клетки ворсинок. Здесь осуществляется синтез жиров. Они поступают в виде мельчайших капелек в лимфатические сосуды, которые берут начало в ворсинках тонких кишок. Лимфа переносит жиры в кровь.
Поступившие в кровь излишки жира откладываются про запас, причем частично они превращаются в углеводы. Это превращение происходит в печени.
Чрезмерное потребление жиров приводит к ожирению. В норме общее количество жира у человека колеблется в пределах 10—20%, а при ожирении достигает 50% массы тела.
Жиры животного и растительного происхождения, поступающие в организм в незначительных количествах, после расщепления синтезируются в жир, специфичный для человека . Длительное и обильное употребление с пищей жира какого-то одного вида ведет к изменению состава жира, откладывающегося в организме человека.
Обмен углеводов. Значение углеводов заключается в том, что они являются основным источником энергии. Процессы окисления углеводов происходят легко и быстро. Это приобретает большое значение в тех случаях, когда организм должен в короткий промежуток времени мобилизоваться,— при опасности, гневе, страхе, напряженной умственной работе. Продукт расщепления углеводов — глюкоза — в тонкой кишке * всасывается в кровь, где концентрация ее держится в пределах от 0,08 до 0,12%. Если концентрация глюкозы в крови возрастает до 0,15%, то ее излишек выводится с мочой. Углеводов поступает в организм с пищей гораздо больше, чем других органических веществ. Избыток углеводов откладывается про запас в печени и мышцах в виде животного крахмала гликогена.
Недостаток глюкозы в организме ребенка, а следовательно, уменьшение ее концентрации в крови вызывают повышенную утомляемость, мышечную слабость, падение температуры тела, расстройство функционирования центральной нервной системы, сопровождающееся изменением деятельности сердечно-сосудистой системы и потерей сознания. Эти явления ликвидируются быстро, если своевременно ввести в организм раствор глюкозы или съесть кусочек сахара.
К углеводам относится и клетчатка, которая не переваривается в кишечнике, но полезна тем, что является механическим раздражителем стенок кишечника, стимулируя его перистальтические движения и опорожнение.
Потребность организма в белках, жирах и углеводах. Полноценное питание необходимо каждому человеку, а ребенку, который растет и формируется, это особенно важно. Жизненно необходимыми для растущего организма являются белки: ведь это основа цитоплазмы клеток, количество которых у растущего организма быстро увеличивается. Не менее существенна каталитическая функция белков, поскольку процессы роста и развития связаны с деятельностью ферментных систем. Для детей младшего школьного возраста количество белков, входящих в различные продукты питания, должно составлять 70—80 г, для детей в возрасте от 11 до 15 лет — 90—100 г в сутки. Для взрослого человека в РФ принята норма 1,5 г белка на 1 кг массы тела, что в сутки составляет 100—118 г. Потребность в белке увеличивается при тяжелом физическом труде до 2 г на 1 кг массы тела. Чем моложе организм ребенка, тем больше белка ему требуется на 1 кг массы тела. Например, для детей ясельного возраста эта норма увеличивается до 4 г на 1 кг массы тела.
Углеводы являются основным источником энергии в организме. Свыше половины всей энергии, необходимой для нормальной жизнедеятельности человеческого тела, освобождается при их окислении. Избыток углеводистой пищи (хлеб, сахар, кондитерские изделия) приводит к ожирению, так как эти вещества могут превращаться в организме в жиры. Подсчитано, что каждые лишние 25 г углеводов, поступающих в организм приводят к образованию 10 г жира. При ожирении расстраивается нормальный обмен веществ, ослабляется мышечная деятельность, в частности сердечная, поскольку мышечная ткань частично заменяется жировой соединительной тканью.
В сутки взрослый человек должен потреблять углеводов в 4—5 раз больше, чем белков, в среднем 400—500 г. При тяжелом физическом труде суточная норма углеводов повышается до 600—650 г. Количество углеводов для детей младшего школьного возраста составляет примерно 280—320 г, для детей 11 —15 лет — 360—400 г и для юношей 15—18 лет — 450 г в сутки.
Жиры, как и углеводы, служат источником энергии. Установлено, что пища, богатая жирами, но бедная углеводами, не приводит к накоплению жира в организме, в то время как пища, богатая углеводами, но бедная жирами, усиливает накопление жира. Количество жира в пищевом рационе не должно превышать количества белков. Избыток жира особенно вреден детскому организму.
Потребность в жирах неодинакова у людей разного возраста. Для младших школьников она составляет 70—80 г, для детей 11 —15 лет — 90—100 г и для юношей 15—18 лет — 95—100 г в сутки.
Суточные нормы белков, жиров и углеводов в пище детей и взрослых
(в граммах)
Возраст (в годах) Белки Жиры Углеводы
7—11 70—80 70—80 280—320
11—15 90—100 90—100 360—400
15—18 118 100 450
Обмен минеральных солей. Помимо органических соединений в пище содержатся различные минеральные вещества, в состав которых входят кальций, фосфор, железо, иод и другие элементы. Эти вещества не являются энергетическим материалом, но необходимы человеку, без них он не может су ществовать, так как они входят в состав всех тканей организма и постоянно расходуются в процессе его жизнедеятельности. Сравнительно в больших количествах в организме содержатся такие элементы, как кальций, фосфор, калий, натрий, хлор, и в очень малых количествах обнаруживаются медь, цинк, бром, магний, иод, железо. Суточная потребность человека в солях почти полностью покрывается тем их количеством, которое содержится в пище, поэтому пополнение затрачиваемых организмом минеральных солей обычно не контролируется. В пищу добавляют только поваренную соль NaCl. Поваренная соль необходима человеку для поддержания постоянного состава внутренней среды организма, для образования соляной кислоты в желудочном соке.
Однако приходится уделять специальное внимание солевому составу пищи для детей, поскольку соли используются при росте различных органов, например костей, зубов, а также костного мозга, в котором образуются эритроциты.
Рассмотрим более подробно значение некоторых солей для организма.
Соли кальция принимают участие в образовании межклеточного вещества костной ткани. Наряду с этим они имеют очень важное значение в свертывании крови. Одновременно эти соли выполняют в организме и другие важные функции.
Чем моложе ребенок, тем больше солей кальция требуется для осуществления его нормальной жизнедеятельности. Потребность в солях кальция повышается и у подростков в период полового созревания.
Соли фосфорной кислоты играют большую роль не только в образовании костной ткани, но и в энергетике клетки, в осуществлении нормальной деятельности нервной и мышечной систем, в процессах всасывания пищевых веществ в кишечнике. Отмечено, что потребность в фосфоре увеличивается при напряженном умственном труде. Чем моложе организм ребенка, тем большее количество фосфора ему требуется. Соли фосфорной кислоты содержатся в продуктах как растительного, так и животного происхождения (орехи, хлеб, крупы, печень, рыба, яйца, молоко, сыр, творог, какао).
Соли магния также принимают участие в образовании костной ткани, нормализуют работу сердечно-сосудистой системы. При составлении пищевых рационов для детей надо помнить, что употребление большого количества магния ведет к потере организмом значительного количества кальция, поэтому надо увеличивать в рационе содержание молока и молочных продуктов. Много магния в морской рыбе, гречневой крупе, хлебе грубого помола.
Соли калия необходимы для нормальной деятельности сердечно-сосудистой системы. Они усиливают мочеотделение, повышают возбудимость нервной и мышечной тканей. Соли калия содержатся в тыкве, кабачках, арбузах, яблоках, кураге, изюме, капусте.
Соли меди и железа нужны организму в малых количествах, но тем не менее они играют важную роль в кроветворении, тканевом дыхании. В пищевой рацион детей, особенно страдающих малокровием, рекомендуется включать продукты, содержащие много солей железа, меди (печень, лиственную зелень, селезенку, хлеб, орехи, морковь, фрукты, фруктовые соки).
Иод играет большую роль в жизнедеятельности организма. При его недостатке развивается заболевание щитовидной железы. Если в детском возрасте щитовидная железа получает недостаточное количество иода, то у ребенка развивается кретинизм, характеризующийся малым ростом и умственной отсталостью. Много иода содержится в морской капусте, кальмарах, крабах, морской рыбе.
Кобальт нужен организму для нормализации процессов кроветворения. Он входит в состав витамина Bi2. При его недостатке может возникнуть малокровие. Много кобальта содержится в горохе, свекле, красной смородине, клубнике.
Бром необходим для нормализации деятельности нервной системы, для уравновешивания процессов возбуждения и торможения. Много брома содержится в мясной пище.
Фтор необходим для сохранения зубов. Отсутствие его в воде приводит к кариесу, к разрушению эмали зубов.
Обмен воды. Ни один процесс, происходящий в нашем организме, не может осуществляться без воды. Она представляет собой растворитель, в котором совершаются все биохимические процессы. Наряду с этим вода непосредственно участвует в ряде биохимических реакций, происходящих в клетках нашего тела. В связи с этим в человеческом организме находится много воды.
Процентное содержание воды в организме зависит от возраста человека. Чем моложе ребенок, тем больше воды содержится в его теле. Так, в клетках внутриутробного плода человека и животных содержание воды достигает 95%, в клетках новорожденных — 85%, в клетках взрослого человека — 65%. С потерей воды клетки становятся менее активными.
Все ткани содержат воду, но содержание ее на единицу массы данной ткани неодинаково. Например, костная ткань содержит около 22% воды, мышечная — 75%, сердце — 79%, почки — 83%, головной мозг — 85%, кровь — 92%.
В норме количество воды, получаемое организмом в течение суток, равно ее потере. Это нормальный водный баланс организма. Однако величина его может быть различна. Так, в сильную жару организм поглощает больше воды и выводит значительное ее количество с потом. Аналогичная картина наблюдается при инфекционных заболеваниях: человек потребляет много воды и выводит ее в больших количествах с мочой, а в период падения температуры — с потом.
На уровень баланса воды в организме влияют и другие факторы, например качество пищи (при употреблении соленых блюд потребность в воде резко возрастает), температура окружающего воздуха, а также состояние организма (при физической работе потребление воды возрастает).