Феномен здоровья в контексте проблем
Трудовой жизненной ситуации
В социальной работе рассматриваются проблемы физического и психического здоровья человека.
Болезни рассматриваются биомедиками как объективные органические структурные и функциональные изменения в организме.
Развитие анатомии определило понимание болезни как изменения органов, тканей и клеток. С открытием специфических микроорганизмов как возбудителей инфекционных болезней биомедицина получила новую ориентацию на исследование причин болезней и их лечение.
Система диагностики естественнонаучной медицины:
1) болезни представляют собой морфологические изменения (на уровне органов и тканей) и физиологические функциональные расстройства, отклонения от нормы;
2) болезни имеют специфические эндогенные и экзогенные причины;
3) болезни как биологический феномен объясняются на основе физических и химических процессов.
Биомедицинские концепции развивались в рамках системы «человек – среда»; применительно к организму человека это система:
1) тканевых структур и функций на уровне клеток;
2) механических и гидравлических процессов;
3) процессов энергетического обмена и изменения ткани;
4) электрохимических и биохимических регуляционных процессов.
Проблемы здоровья связывают со стрессовыми ситуациями:
1. Физиологическая теория стресса – разработал канадский эндокринолог Ганс Солье, понимая под стрессом состояние психического напряжения, возникающее у человека в сложных условиях. Стресс понимается как реакция организма на внешнее воздействие, иногда сопровождается расстройствами нервной системы. Если организм не может преодолеть воздействие стресса посредством активизации физиологических процессов, организм оказывается в стадии истощения.
2. Стресс как психофизиологическое явление. Эта концепция пытается увязать отношение между стрессовой ситуацией и поведенческими реакциями и физиологическими процессами.
В этой модели основная роль отводится оценке ситуации и переживанию опасности.
На основе социально-научного подхода исследования здоровья и болезни проходят по двум направлениям.
Одно изучает социально обусловленные предпосылки возникновения болезней, другое – психические, психосоциологические и социальные последствия болезней.
1. Социальное неравенство и болезнь: повышенный уровень заболеваемости и смерти в низших слоях населения.
2. Профессиональная деятельность и болезнь: различаются объективные и субъективные компоненты профессиональной деятельности. К первым относятся безработица, ролевые конфликты, уровень ответственности, ко вторым – эмоциональный стресс, общая подверженность заболеваемости.
3. Психосоциальные жизненные события и болезнь. Это трудные жизненные обстоятельства, повышенная опасность развития болезни.
Многие исследователи говорят о социальном факторе возникновения болезней; общественные процессы понимаются как постоянный информационный канал.
Социопсихофизиологическая модель – рассматривает социальную обусловленность болезней при изучении эпидемий. При изучении предпосылок могут проявиться предстадии заболеваний, физические функциональные изменения и, наконец, органические заболевания.
Западные исследователи используют термин «инвалидизм» – ограниченные, на основе факторов здоровья, возможности.
Всемирная организация здравоохранения к состоянию ограниченных возможностей относит:
1) недуг – утрата психологической, физиологической или анатомической функции;
2) ограниченные возможности – ограничения и потеря способности выполнять какую-либо деятельность;
3) недееспособность (инвалидность) – ограничение возможностей человека в выполнении нормативной роли.
В социальной работе существуют два подхода к проблемам ограниченных возможностей – медицинский и социальный.
Согласно медицинскому подходу, человек, имеющий физические или психические недостатки, должен пройти медицинскую реабилитацию.
Социальный подход осуществляется гуманными установками, под влиянием которых изменяется не только человек, но и все общество.
Основные проблемы клиентов медицинской социальной службы связаны с проблемами здоровья, проблемами наркомании и алкоголизма, последствиями посттравматических стрессов, несчастных случаев и т.п. Типичными являются следующие виды помощи: информирование по проблемам заболеваний его родных и близких, помощь в госпитализации больных СПИДом и алкоголизмом, рекомендации молодым родителям по уходу за ребенком.
Социальные работники сталкиваются со специфическими реакциями клиентов, вызванными различными фобиями (страхами).
Клаустрофобия – страх закрытого помещения, агорафобия – болезнь больших площадей.
Ипохондрия – страхи, вызванные предположением у себя неизлечимых болезней.
Канцерофобия – страдающие ею бояться опухолей мозга, рака желудка и т.п.
Психическое здоровье – это отсутствие психических расстройств. Однако, согласно исследованиям, две трети населения имеют одну-две хронические болезни.
В лечебных учреждениях у пациентов могут возникнуть ятрогения и эгогения. Ятрогения – психогенные расстройства, возникающие в результате негативных слов или действий медицинского персонала. Эгогения – самовнушение больного в правильности диагноза и опасности болезни.
Социальные работники разрабатывают стратегии помощи, направленные на снятие эмоционального напряжения клиента. Так, матери детей с синдромом Дауна испытывают чувство вины за то, что их родили. Беседы с генетиками и врачами, которые организует социальный работник, ослабляют эмоциональное напряжение родителей, объясняют этиологию заболевания.
Социальная работа