Теория социальной работы в системе наук

В настоящее время обсуждается вопрос о месте теории социальной работы в системе наук.

Следует подчеркнуть, что теория социальной работы имеет все структурные признаки науки: предмет исследования, объект исследования, закономерности, присущие предмету исследования, определенные понятия, категории, принципы и методы деятельности. Однако теория социальной работы относится к прикладной науке.

В оценке научного статуса социальной работы как научной дисциплины в России существует два подхода.

1. Сторонники первого подхода исходят из того, что теоретическую основу социальной работы составляют несколько сложных наук о человеке и обществе – это социальная философия, антропология, социология, медицина, право, психология, этика и др.

2. Сторонники второго подхода доказывают самостоятельность социальной работы как научной дисциплины, выделяя внутри неё теоретические и прикладные аспекты.

Социальная работа как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества и обусловливающие характер экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение личности.

Социальная работа занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика, и тяготеет к психологии, социологии и медицине.

Общетеоретическое положение социальной философии является методологическим основанием для решения более частных вопросов социальной работы на научном уровне, как науки о человеке и его социальных связях. Улучшение социального самочувствия человека, совершенствование условий его жизни, обеспечение достойного социального существования являются основными практическими задачами социальной работы и определяют её научное содержание.

Социальная суть социальной работы во всей её полноте и специфики может быть понята с позиций социально-философского мировоззрения. Социальная работа включает в себя предварительный сбор информации, системный анализ об объекте, выдвижение гипотез, сопоставление фактов, построение моделей развития, то есть целостный процесс качественного определения проблем объекта.

Социальная работа связана с социологией, познания в области социологии позволяют социальному работнику исследовать социальные проблемы. Например, использование метода интервьюирования в социальной работе помогает разговаривать с человеком, помочь ему раскрыться, почувствовать себя в безопасности. Психология также тесно связана с социальной работой, помогает определить факторы, влияющие на психику и поведение.

Важно, что социальные работники не могут сосредоточиться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении, как социологи, они изучают различные аспекты этих проблем, способствуют выработке оптимального решения.

Социальная работа связана с социальной экологией. Она определяет модели отношений между организациями и их окружением. Здесь необходимы знания биологии, влияние генетики на человеческий организм.

Программы обучения социальных работников включают глубокую медицинскую подготовку. Например, трудотерапия – получение знаний в области медицины для работы с инвалидами.

Смежной дисциплиной для получения профессии социального работника является правоведение. Без знания законодательных актов, аспектов семейного и уголовного права, пенсионного обеспечения сложно давать консультации клиенту и помогать ему в решении жизненных проблем.

Специалист по социальной работе должен владеть знаниями в области управления, поэтому они изучают социальный менеджмент.

В заключение подчеркнем, что если фундаментальные науки ориентированы на решение гносеологических задач, то прикладные – на преобразование социальной действительности. Поэтому социальная работа относится к числу прикладных наук.

5.7. Междисциплинарный и комплексный характер

Социальной работы

Социальная работа как наука состоит из двух основных разделов: теоретико-методологического, фундаментального. Сюда относятся: методология, законы, категориальный аппарат науки. Второй раздел – прикладной, он включает области социально-практического управленческого приложения теоретического и эмпирического знания. Сюда относятся практическая деятельность на низовых уровнях организации общества (семья, трудовой коллектив); регуляция межличностных и групповых отношений, организация социального обслуживания населения, коррекция девиантного поведения, социальное просвещение и консультирование; на уровне региональных и муниципальных структур решаются вопросы занятости и миграции.

Содержание теории социальной работы и основные направления её профессиональной деятельности определяются социальной практикой.

Социальная работа имеет междисциплинарный характер, в этом раскрывается связь теории социальной работы с другими науками при исследовании проблем и использовании методов работы.

Социальная работа носит комплексный характер – это значит использование в комплексе инструментария научного познания: наблюдение и эксперимент, описание и теоретическое объяснение, обоснование и логические доказательства, сравнение и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез, гипотеза и научная теория в целом.

Становление и развитие социальной работы как самостоятельной науки происходит в решении её основных методологических проблем.

Итак, практическая цель социальной работы определяет её теоретическую основу как науку о человеке, способах улучшения его социального самочувствия, чтобы каждый человек жил и действовал в соответствии со своей социальной природой.

Контрольные вопросы

1. Что значит целостное познание человека?

2. Какие модели теоретического обоснования практики вы знаете?

3. Какие теории объединяют психолого-ориентированные модели социальной работы?

4. Какие концепции и почему входят в блок социолого-ориентированных теорий социальной работы?

5. Определите особенности комплексно-ориентированных теорий практики.

6. В чем выражается междисциплинарный и комплексный характер социальной работы?


Наши рекомендации