Тема занятия №1: Философия и теория сестринского дела. Биомедицинская этика в сестринской практике.
Тема занятия №1: Философия и теория сестринского дела. Биомедицинская этика в сестринской практике.
Цель работы:помочь студентам овладеть философией сестринского дела, усвоить науку и искусство диагностики, быть защитником интересов пациента. Ознакомиться с основными принципами биомедицинской этики, ее применение в сестринской практике. Уметь пользоваться учебником и дополнительной литературой.
Задание № 1.
Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику.
Дайте определение сестринского дела
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.......................................................................................................................................................
.................................................................................................................
В чем, по вашему мнению, главная задача сестринского дела?
Что включает в себя понятие пациент?
Какие функции м/с определяются ЕРБ ВОЗ по сестринскому делу:
Как должны строиться отношения сестринского персонала и пациента (медицинской сестры и родственников), какие известны модели взаимоотношений медработников и пациентов (воспользуйтесь дополнительной литературой).
Задание № 2
Дайте определение медицинской этики (как вы его понимаете, опираясь на информацию в учебнике).
Как вы понимаете медицинскую этику?
Биомедицинская этика - это
Медицинская тайна - это
Ваше мнение о необходимости медицинской тайны -
Что такое этический кодекс медицинских сестер?
Философия сестринского дела основывается на четырех основных понятиях, перечислите их (можно с помощью учебника):
1.-
2.-
3.-
4.-
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 2. Общение в сестринском деле. Сестринская педагогика.
Цель работы:научить студентов общению с пациентами, их родственниками и друзьями. Усвоить типы общения, важность самоконтроля медицинской сестры. Разыграть на занятии возможные ситуации общения. Дать понятие о педагогике.
Задание № 1.
Пользуясь учебником, ответьте на вопросы: какие вы знаете уровни общения, средства и типы общения:
Факторы, препятствующие общению:
Задание № 2.
Решите ситуационную задачу.
Через неделю из стационара для долечивания на дому выписывается пациент, перенесший острое нарушение мозгового кровообращения и страдающий правосторонним параличом. Пациент проживает в благоустроенной квартире совместно с 32-летней дочерью. Ольга не замужем, очень любит отца и уверена, что справится с уходом. У нее среднее образование, работает надомницей (шьет) и ранее никогда не встречалась с тяжелобольными людьми.
Осуществите сестринский процесс. Выделите (устно) необходимость обучающей роли м/сестры.
Задание № 3.
В чем заключается функция медицинской сестры как преподавателя?
Определите основные мотивации обучения пациентов:
Какие педагогические приемы чаще всего используются?
Как осуществляется оценка качества и эффективности обучения?
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 3. Сестринский процесс. Понятие о стандартах сестринского ухода.
Цель работы:дать научный подход к сестринскому делу, изучить основные понятия и термины. Четко знать цель сестринского процесса, необходимость его внедрения в сестринскую практику. Умение работать с текстом учебника, выделить главное.
Задание № 1.
Используя учебник, дайте определение сестринского процесса.
Что входит в понятие "сестринский процесс"?
Основные направления сестринского процесса:
Что может обеспечить внедрение сестринского процесса в практику?
Задание № 2.
Перечислите основные этапы сестринского процесса:
Задание № 3.
Дайте краткую характеристику сестринскому процессу (заполните таблицу):
№ | ЭТАП | ЦЕЛЬ | ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛИ |
1. | |||
2. |
3. | |||
4. | |||
5. |
Задание № 4.
С целью самоконтроля полученных знаний, устно ответьте на вопросы:
Что, на Ваш взгляд, представляет собой сестринский процесс?
В чем заключается основная цель сестринской помощи?
С какой целью медсестра выясняет проблемы пациента?
4. Обоснуйте необходимость внедрения в практику профессиональной деятельности медицинской сестры понятия "Сестринский процесс".
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 4. Основные потребности человека.
Цель работы:четко выделять потребности человека, знать их иерархию. Уметь применить на практике полученные знания.
Задание № 1.
Изучив текст учебника, попытайтесь ответить на вопрос: как вы понимаете понятие "потребности человека":
Какие основные потребности вы знаете:
Задание № 2.
Приведите иерархию человеческих потребностей (по А. Маслоу):
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Задание № 3. Используя текст учебника, приведите фундаментальные потребности, по В. Хендерсон:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
Задание № 4.
Приведите примеры проблем пациента, связанные с нарушением удовлетворения потребностей (желательно в виде ситуационных задач, используя пример приведенной):
В терапевтическом отделении ночью пациент, страдающий гипертонической болезнью, пожаловался медсестре на то, что у него появилась одышка, чувство «нехватки воздуха», кашель с выделением ржавой пенистой мокроты.
При сестринском осмотре: состояние тяжелое, вынужденное положение: сидя с опущенными конечностями. Кожные покровы бледные. Дыхание шумное, клокочущее, изо рта выделяется розовая пенистая мокрота, ЧДД 35 в мин., пульс 120 уд. в мин., АД 210/110 мм рт. ст.
Нарушены потребности:
Проблемы пациента:
Замечания преподавателя:
Оценка:
Задание № 1.
Что включает в себя субъективное обследование пациента:
Задание № 2.
Проведите объективное обследование пациента и заполните таблицу (можно использовать предложенную ситуационную задачу):
Пациента А., 40 лет, беспокоит кашель с отделением мокроты «полным ртом» с отвратительным запахом, боли в грудной клетке при глубоком дыхании. Мокроты выделяется до 600 мл в сутки, грязная с кровью, при отстое 3-х слойная, ознобы, температура тела до 40° С, резкая общая слабость, головная боль, отсутствие аппетита. Болен в течение месяца, к врачу не обращался.
При обследовании: состояние больного тяжелое, испуган, в контакт вступает неохотно, гиперемия лица. Пониженного питания, язык обложен белым налетом, пульс 110 в мин., ЧДД – 26 в мин., АД – 100/80 мм рт.ст., в легких выслушиваются влажные хрипы. Зрение снижено (пользуется очками - близорукость), последнюю неделю плохо спит, аллергии не отмечает. Физиологические отправления в норме, отеков нет.
В анализе мокроты обнаружены микобактерии туберкулеза.
Проведите сестринскую оценку пациента, выделите нарушенные потребности.
Сестринская оценка пациента
Дата | |||||||
День № | |||||||
Общение | |||||||
Дыхание | |||||||
Аллергия | |||||||
Боли | |||||||
Подвижность (безопасность) | |||||||
Отдых (сон) | |||||||
Имеются ли зубы | |||||||
Питание | |||||||
Физиологические отправления | |||||||
Кожа (гигиена) | |||||||
Запах изо рта (есть, нет) | |||||||
Способность к самоуходу (требуемая помощь) | |||||||
Температура | |||||||
Эмоциональное состояние | |||||||
Общение | |||||||
Средства преодоления стресса/боли | |||||||
Пульс | |||||||
АД | |||||||
ЧДД | |||||||
Тремор (рук, головы, выраженность) | |||||||
Положение в постели |
Рост | |||||||
Вес | |||||||
Диета | |||||||
Тонус мышц | |||||||
Водный баланс | |||||||
Риск развития пролежней | |||||||
Отеки | |||||||
Слух | |||||||
Зрение | |||||||
Память |
Нарушены потребности:
Задание № 3.
Сделайте графическую запись показателей функционального состояния пациента (температура, пульс, ЧДД и т.д.):
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 6.
Задание № 1.
Настоящие - это
Потенциальные - это
Приоритетные проблемы - это
Физиологические -
Психологические -
Духовные -
Социальные -
Задание № 2. Приведите примеры сестринских диагнозов:
Задание № 3.
Заполните таблицу различий врачебного и сестринского диагнозов:
№ | Критерий различия | Врачебный диагноз | Сестринский диагноз |
1. | Цель |
2. | Основа диагноза | ||
3. | Изменчивость | ||
4. | Формулиров-ка диагноза |
Задание № 4.
В предложенной ситуационной задаче выделите приоритетную проблему.(В целях экономии времени сестринское обследование приведено не полностью).
В отделении сестринского ухода находится пациент 76 лет, с диагнозом: рак желудка. При сестринском обследовании выявлено: пациент истощен, страдает недержанием мочи и кала, неподвижен, сознание неясное, кожные покровы бледные, сухие.
Приоритетная проблема -
Замечания преподавателя:
Оценка:
Тема занятия № 7. Третий этап сестринского процесса: планирование сестринской помощи.
Цель работы:научитьсяопределять цели, учитывая пожелания пациента и/или его семьи, возможности сестры, профессиональный опыт и ресурсы. Составлять план сестринского ухода, уметь применять полученные знания при работе с пациентами на практике.
Задание № 1.
Цели (ожидаемые результаты) бывают:
Краткосрочные - это
Долгосрочные - это
Задание № 2.
Приведите примеры формулирования цели сестринского ухода:
Задание № 3.
Дайте определение плана сестринского ухода (можно своими словами, как поняли из текста учебника) и приведите примеры -
Для контроля знаний устно ответьте на вопросы (можно пользоваться учебником):
В отделение поступила Н., 62 лет, с диагнозом: артрит правого коленного сустава. При оценке состояния пациентки м/с выяснила, что Н. не может быстро дойти до туалета (из-за болей), поэтому у нее часто бывает недержание мочи. Определите приоритетную проблему, цель и ожидаемый результат.
Замечания преподавателя:
Оценка:
Задание № 1.
Определите (как Вы поняли из учебника) типы сестринских вмешательств:
Зависимое -
Независимое -
Взаимозависимое -
Задание № 2.
Назовите основные методы сестринских вмешательств:
Задание № 3.
Заполните таблицу, придерживаясь модели сестринского ухода, по В. Хендерсон:
Сестринское вмешательство | Действия медсестры |
Оказание помощи в удовлетворении ежедневных потребностей |
Советы | |
Обучение | |
Приспособление к максимально комфортному пребыванию пациента | |
Общение с родственниками | |
Оказание психологической помощи | |
Укрепление здоровья |
Задание № 4.
Решите ситуационную задачу и заполните таблицу по ней:
В стационаре с 20 декабря находится больной, страдающий раком желудка, боли почти постоянные, пациент мало общается, настроение снижено.
Дата | Проблема пациента | Цель | Реализация | Оценка |
Замечания преподавателя:
Оценка:
Задание № 1.
Перечислите основные методы, используемые медсестрой для оценки результатов ухода, и что служит источником информации при этом:
Задание № 2.
Приведите примеры оценки результата и эффективности сестринского процесса и на основании этого заполните таблицу (можно ориентироваться по предложенным: 1. - пациент страдает впервые выявленным сахарным диабетом, необходимость введения инсулина. 2. - у пациента нарушен сон. 3. - пациент страдает запорами):
Цель | Оценка |
Замечания преподавателя:
Оценка:
Итоговое задание
Для контроля знаний по пройденной теме, ответьте на тестовые вопросы:
1. Основоположницей системы ухода за пациентом является Флоренс Найтингейл:
а) да
б) нет
2. Количество этапов сестринского процесса:
а) 2
б) 4
в) 3
г) 5
3. За время пребывания в стационаре сестринский диагноз меняется несколько раз:
а) да
б) нет
4. Сестринские проблемы подразделяются на:
а) настоящие
б) потенциальные
в) все перечисленное
5. Сестринский диагноз – это оценка ответной реакции пациента на болезнь и свое состояние:
а) да
б) нет
6. Каждый сестринский диагноз м/сестра обязана согласовывать с врачом:
а) да
б) нет
7. Цель сестринского процесса:
а) определение очередности мероприятий ухода
б) установление природы заболевания
в) удовлетворение основных потребностей организма
г) назначение лечения
8. Первый этап с/процесса это:
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
9. Сестринское обследование является независимым и не может подменяться врачебным:
а) да
б) нет
10. Субъективная информация – это ощущение самого пациента относительно проблемы его здоровья:
а) да
б) нет
11. Что изучает биомедицинская этика:
а) взаимоотношения между врачом и больным
б) широкий круг вопросов морали, долга, профессиональной этики
в) ятрогенные заболевания
12. Частота дыхания в одну минуту у взрослого в норме:
а) 10-12
б) 16-20
в) 22-28
г) 30-36
13. Частота пульса в одну минуту у взрослого в норме:
а) 100-120
б) 90-100
в) 60-80
г) 40-60
14. Совокупность методов и приемов измерения человеческого тела:
а) рентгенография
б) антропометрия
в) флюорография
15. Второй этап сестринского процесса:
а) планирование объема сестринских вмешательств
б) выявление проблем пациента
в) сбор информации о пациенте
г) определение целей сестринского ухода
16. Кто должен осуществлять уход за больным:
а) родственники больного
б) средний и младший медперсонал отделения
в) все медработники, а также родственники пациента
17. Положение больного в постели бывает:
а) активным
б) пассивным
в) вынужденным
г) все перечисленное
18. Положение, которое больной занимает для облегчения своего состояния:
а) активное
б) пассивное
в) вынужденное
19. К зависимому типу сестринских вмешательств относится:
а) привлечение других членов бригады
б) обучение уходу пациента и его семьи
в) выполнение назначений врача
20. Медицинская сестра распознает:
а) нарушение потребностей
б) заболевание, которым страдает пациент
в) существующие и потенциальные проблемы пациента и его семьи в связи с болезнью
21. К социальным потребностям относятся:
а) сон
б) уважение
в) жажда
г) признание
22. Основные понятия сестринского дела это все, кроме:
а) сестра
б) окружающая среда
в) пациент
г) болезнь
23. Правильно сформулированная цель сестринского вмешательства:
а) снизить температуру больного
б) улучшить состояние больного
в) снять интоксикацию
г) пациент снизит свой вес на 1 кг через 3 дня
24. Цели сестринского ухода бывают:
а) долгосрочными
б) общими
в) личными
г) краткосрочными
25. К физиологическим потребностям, согласно иерархии Маслоу, относятся:
а) знания
б) потребность в общении
в) дыхание
26. Страх смерти является проблемой:
а) психологической
б) физической
в) семьи
г) духовной
27. Заключительный этап сестринского процесса включает:
а) определение эффективности проводимого сестринского ухода
б) выбор приоритетов
в) установление проблем больного
28. У пациента нет стула 48 часов, это проблема:
а) эмоциональная
б) потенциальная
в) настоящая
29. К этическим компонентам философии сестринского дела не относится:
а) добродетели
б) деонтология
в) обязанности
г) ценности
30. Третий этап сестринского процесса включает:
а) определение задач ухода
б) срочное оказание неотложной помощи
в) выбор приоритетов - наиболее важных проблем
г) сбор информации
Для контроля полученных знаний по разделу решите ситуационные задачи:
№ 1. Пациента А., 40 лет, беспокоит кашель с отделением мокроты «полным ртом» с отвратительным запахом. Мокроты выделяется до 600 мл в сутки, грязная с кровью, при отстое 3-х слойная, ознобы, температура тела до 40° С, резкая общая слабость, головная боль.
При обследовании: состояние больного тяжелое, испуган, гиперемия лица, пульс 110 в мин., ЧДД – 26 в мин., АД – 100/80 мм рт. ст. в легких выслушиваются влажные хрипы.
В анализе мокроты обнаружены микобактерии туберкулеза.
Выделите проблемы пациента.
№ 2. Больной Р., 37 лет, поступил в клинику с жалобами на выраженную жажду (выпивает в сутки 15-18 литров воды), частое обильное мочеиспускание, головную боль, повышенную утомляемость, похудание. Заболел месяц назад после перенесенного гриппа. Не лечился. Попытки воздержания от употребления воды резко ухудшают общее состояние.
При объективном осмотре: рост 172 см, масса тела 55 кг, кожа сухая, пульс 74 в 1 мин., ритмичный, АД – 170/80 мм рт. ст.
Медицинский диагноз: несахарный диабет.
Осуществите сестринский процесс.
ЛИТЕРАТУРА
1. Биомедицинская этика. / Под ред. акад. РАМН В.И, Покровского, акад. РАМН Ю.М. Лопухина. М.: Медицина, 1999.
2. Мухина С.А., Тарновская И.И. Практическое руководство к предмету "Основы сестринского дела". Учебник -М.: Родник, 1998. – 352 с.
3. Мухина С.А., Тарновская И.И. "Теоретические основы сестринского дела", часть1 - М.: 1996 – 184 с.
4. Мухина С.А., Тарновская И.И. "Теоретические основы сестринского дела", часть 2 - М.: Родник, 1998. – 208 с.
5. Рябчикова Т.В., Назарова Н.А. "Сестринский процесс", учебно-методическое пособие, ВУНМЦ, 2000. – 42 с.
6. Фомина И.Г. "Общий уход за больными": Учебник. - М.: Медицина, 2000. – 304 с.
Тема занятия №1: Философия и теория сестринского дела. Биомедицинская этика в сестринской практике.
Цель работы:помочь студентам овладеть философией сестринского дела, усвоить науку и искусство диагностики, быть защитником интересов пациента. Ознакомиться с основными принципами биомедицинской этики, ее применение в сестринской практике. Уметь пользоваться учебником и дополнительной литературой.
Задание № 1.
Постарайтесь ответить своими словами и проверить правильность ответа по учебнику.