Работа 7. окислительно-восстановитель-ные свойства соединений марганца
Окислительно-восстановительные реакции относятся к числу наиболее распространенных химических реакций в природе и в живых организмах. Дыхание, горение, гниение, усвоение углекислого газа растениями с выделением кислорода, обмен веществ и ряд других биологических процессов – в основе своей окислительно-восстановительные. Важнейшие биохимические процессы связаны с переносом электронов и протонов и осуществляются при помощи строго определенного ряда ферментов-переносчиков. Каждому звену этой цепи соответствует определенное значение редокс-потенциала. Строгая последовательность ферментов в цепи окисления исключает резкую разницу между потенциалами взаимодействующих систем. Это обусловливает постепенное выделение энергии. Знание этой системы необходимо для изучения биохимии, нормальной и патологической физиологии.
Цель занятия:
Научиться составлять уравнения окислительно-восстанови-тельных реакций ионно-электронным методом, определять направление реакций, пользуясь величинами нормальных окислительно-восстановительных потенциалов. Изучить, как изменяются окислительно-восстановительные свойства элемента и его соединений с изменением степени окисления.
Задание:
1. Выполните лабораторные опыты согласно методическим указаниям к проведению работы.
2. Запишите уравнение протекающих реакций. Пользуясь ионно-электронным методом, расставьте в них коэффициенты.
3. По таблице найдите значения соответствующих редокс-потенциалов и подтвердите направление реакций.
4. На основании проделанных опытов сделайте вывод о том, как изменяются окислительные и восстановительные свойства соединений марганца в разной степени окисления.
Методические указания к выполнению
работы:
Опыт 1. К 1-2 каплям раствора МnSO4 прилейте 8-10 капель 6М раствора НNO3 и добавьте на конце шпателя NaBiO3. Смесь нагрейте почти до кипения. Прилейте 8-10 капель воды и выдержите, не встряхивая, 1 мин. Появление красно-фиолетовой окраски указывает на образование в растворе ионов МnО4-. Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции и укажите роль MnSO4.
Опыт 2. Расплавьте немного твердого гидроксида калия в фарфоровой чашке, прибавьте диоксид марганца и нитрат калия, нагрейте до полного расплавления (при этом весь сплав должен равномерно окраситься в зеленый цвет вследствие образования манганата калия). После охлаждения растворите в воде. Укажите роль MnO2.
Опыт 3. (Опыт демонстрационный, проводить в вытяжном шкафу). К небольшому количеству диоксида марганца прилейте 3-4 капли концентрированной соляной кислоты. Наблюдайте выделение хлора, докажите, что выделившийся газ – хлор (по появлению бурого пятна I2 на бумаге, смоченной иодидом калия). Напишите уравнения окислительно-восстановительных реакций. Укажите роль МnО2 в каждой реакции.
Опыт 4. К 3-4 каплям раствора перманганата калий прибавьте 2-3 капли раствора серной кислоты и 3-4 капли сульфита натрия. Наблюдайте происходящее изменение. Напишите уравнение окислительно-восстановительной реакции. Укажите роль КМnО4.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Пользуясь таблицей потенциалов, составьте уравнение реакции, в которой РbO2 является окислителем.
2. Пользуясь таблицей потенциалов, составьте уравнение реакции, в которой Н2SO3 является восстановителем.
3. Какая реакция произойдет, если две равновесные системы привести в контакт:
О2+2Н++2е ↔ Н2О2, Ео = 0,69 В
НВrО3+5Н++6е ↔ Вr-+3Н2О, Ео = 1,42 В?
Таблица 7
ФОРМА ОТЧЕТА
Окислитель | Восстановитель | Среда | Условия проведения опыта | Наблюдения | Уравнения полуреакций с указанием Е0 | Уравнения реакций | Выводы |
ЛИТЕРАТУРА:
1.С. 131-139; 2. С. 231-241; 4. С. 129-135; 5. С. 89-94; 6. С. 208-215.
РАБОТА 8. БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ
Нормальная жизнедеятельность организма невозможна без поддержания постоянных характеристик (температура, давление, концентрация веществ) во внутриклеточных и тканевых жидкостях организма. Значительные изменения рН любых биологических систем и особенно крови могут привести к гибели всего организма. Отсюда понятна огромная важность для организма поддержания величины рН в заданных природой пределах. В процессе обучения студент-медик с темой «буферные системы» встречается при изучении следующих предметов: биохимии, микробиологии, биологии, гистологии, нормальной анатомии, патологической физиологии, гигиены труда и питания, оперативной хирургии, факультативной терапии и пр. В практической работе знания, полученные по этой теме, могут быть использованы в случае нарушения кислотно-щелочного равновесии при различных сердечно-сосудистых заболеваниях. При ишемической болезни сердца закономерным является возникновение ацидоза (сдвиг рН в кислую сторону).
Исследования смещения кислотно-щелочного равновесия при заболеваниях печени (цирроз) и т.д. показали на смещение рН в щелочную область (алкалоз).
Кислотно-щелочное равновесие внутренних сред организма определяет в ряде случаев восприимчивость организма к инфекционным заболеваниям.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
Освоить расчет состава буферных растворов с заданным рН. Научиться готовить буферные растворы. Овладеть практическими навыками измерения рН потенциометрическим методом и определения буферной емкости растворов.
ЗАДАНИЕ:
Выполните два лабораторных опыта и составьте отчет.
1. Рассчитайте состав (объем соли и кислоты) для приготовления 60 мл ацетатного буферного раствора с заданным значением рН.
2. Приготовьте и определите рН буферного раствора.
3. Определите буферную емкость приготовленного раствора по кислоте и по основанию.