Тактические действия педиатра

Ø Решение оставить ребёнка дома с обязательной передачей активного вызова в поликлинику:

· если заболевание не угрожает жизни больного и не приведёт к инвалидизации;

· если состояние пациента стабилизировалось и остаётся удовлетворительным;

· если при удовлетворительных социально-бытовых условиях ребёнку гарантирован необходимый уход, исключающий угрозу его жизни.

Ø Госпитализация ребёнка:

· если характер и тяжесть заболевания угрожают жизни больного и могут привести к инвалидизации;

· если неблагоприятный прогноз заболевания, неудовлетворительные социально-бытовые условия или возрастные особенности больного предполагают лечение только в условиях стационара;

· если требуется постоянное медицинское наблюдение за больным.

Ø Госпитализация ребёнка в сопровождении врача скорой медицинской помощи (СМП).

Ø Действия в случае отказа от госпитализации.

· Если проведённые педиатром амбулаторно-поликлинического учреждения и врачом СМП лечебные мероприятия неэффективны и ребёнок в состоянии декомпенсации остаётся дома из-за отказа родителей или опекунов от госпитализации, то необходимо доложить об этом старшему врачу станции СМП и главному врачу амбулаторно-поликлинического учреждения.

· Любой отказ от осмотра, медицинской помощи, госпитализации должен быть зафиксирован и подписан родителем или опекуном ребёнка.

· Если пациент или родитель (или опекун) ребёнка не хочет оформить отказ от госпитализации в установленной законом форме, то необходимо привлечь не менее двух свидетелей и зафиксировать отказ.

· В случае отказа от госпитализации и возможности ухудшения состояния ребёнка необходимо обеспечить продолжение лечения на дому с активным динамическим посещением ребёнка педиатром амбулаторно-поликлинического учреждения или врачом СМП.

Особенности работы врача-педиатра амбулаторно-поликлинического звена

Ø Активное и длительное наблюдение за ребёнком, при необходимости - дополнительное обследование его врачами-специалистами.

Ø Вызов бригады СМП для проведения экстренных лечебных мероприятий при ухудшении состояния больного и невозможности самостоятельно оказать неотложную помощь в достаточном объёме.

Ø Необходимость знания анатомо-физиологических особенностей детского организма от рождения до 18 лет.

Ø Возможность раннего использования широкого ассортимента лекарственных препаратов, включая антибактериальные и противовирусные средства.

Ø Нередко низкая санитарно-бытовая культура населения.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ НЕОТЛОЖНЫХ СОСТОЯНИЙ

Особенности осмотра ребёнка

Ø Продуктивный контакт с родителями или опекунами для сбора анамнеза и обеспечения спокойного состояния ребёнка при осмотре.

Ø Получение ответов на следующие вопросы:

· причина обращения за медицинской помощью;

· обстоятельства заболевания или травмы;

· длительность заболевания;

· сроки ухудшения состояния ребёнка;

· средства и препараты, использованные до прибытия врача.

Ø Полное раздевание ребёнка в условиях комнатной температуры, при хорошем освещении.

Ø Соблюдение правил асептики при осмотре ребёнка с обязательным использованием чистого халата поверх одежды, особенно при оказании помощи новорождённым.

Анамнез

Тяжесть состояния больного заставляет врача собрать только необходимые данные для принятия тактического решения и объёма неотложных мероприятий.

В анамнезе заболевания у детей раннего возраста особое внимание обращают на изменение поведения ребёнка: гиподинамию, вялость; гиперактивность; изменение аппетита; нарушение сна.

Сонливость и вялость у обычно активного ребёнка может быть симптомом угнетения ЦНС. Особенно важно исключение проявлений перинатальной патологии нервной системы.

Срыгивания, рвота, одно- или двукратный жидкий стул у маленьких детей не обязательно свидетельствуют о поражении желудочно-кишечного тракта, поскольку могут быть началом любого заболевания.

Обязателен сбор аллергологического анамнеза, сведений о прививках, поствакцинальных реакциях, контактах с инфекционными больными. Необходимо также выяснить, наблюдается ли ребёнок у врачей-специалистов.

Физикальное обследование

Первоочередная задача осмотра больного ребёнка – выявление синдромов, определяющих тяжесть состояния больного, а не причины заболевания. Это определяет последовательность действий врача при обследовании пациента:

Ø оценка степени нарушения жизненно важных функций и необходимости проведения неотложных мероприятий;

Ø определение состояния центральной нервной системы (уровень сознания, наличие общемозговой симптоматики, судорожного синдрома), центральной гемодинамики, дыхания и при необходимости выполнение неотложных мероприятий;

Ø если состояние ЦНС, центральной гемодинамики и дыхания стабильны - проведение типичного обследования больного.

Сложность проведения физикального обследования детей раннего возраста обусловлена особенностями их анатомо-физиологического, психомоторного и речевого развития.

Ребёнка необходимо полностью раздеть, обязательно в тёплом помещении. Осмотр кожи начинают с оценки цвета кожных покровов.

Причины бледности кожных покровов:

Ø анемия;

Ø интоксикация;

Ø церебральная гипоксия;

Ø врождённые пороки сердца «бледного» типа;

Ø вегетативно-сосудистая дистония;

Ø спазм периферических сосудов;

Ø гиповолемия.

После исключения анемии выясняют причину сосудистого спазма (токсикоз различного генеза или гиповолемия).

Симптомы гиповолемии с дегидратацией тканей:

Ø сухость слизистых оболочек;

Ø медленное расправление кожной складки;

Ø западение большого родничка;

Ø снижение диуреза.

Цианоз может быть локальным и разлитым, постоянным и транзиторным.

Цианоз губ, видимых слизистых оболочек ­– основные симптомы при врождённых пороках сердца с шунтированием крови справа налево. Разлитой цианоз чаще наблюдается при врождённых пороках сердца «синего» типа (например, при тетраде Фалло).

Высыпанияна коже (экзантема) имеют значение для установления диагноза, оценки прогноза и тяжести состояния ребёнка. Любая сыпь с геморрагическими элементами требует дифференциальной диагностики с менингококковой инфекцией.

Пальпация большого родничка помогает диагностировать синдром повышенного внутричерепного давления (при гидроцефалии, менингите), а также оценить наличие дегидратации и её степень.

Проявления болевого синдрома у ребёнка:

Ø беспокойство;

Ø плач;

Ø нарушение сна;

Ø срыгивание;

Ø снижение аппетита.

Наши рекомендации