Практические занятия по курсу

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Методические указания для студентов

биологического факультета

Екатеринбург

Издательство Уральского федерального университета

Подготовлено на кафедре физиологии человека и животных Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант

© Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант, 2011

Введение

Университетский курс анатомии человека носит общебиологический характер. Практические занятия по анатомии играют важнейшую роль в освоении этого сложного базового курса. В результате его освоения студенты должны не только хорошо знать строение отдельных органов и систем, но и четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции. Основная задача курса – это формирование целостного представления о строении человеческого организма. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:

1. Изучить строение органов и систем человеческого организма.

2. Выявить взаимосвязь строения отдельных органов и выполнения ими функций.

3. Рассмотреть специфические особенности строения тела человека, отличающие его от животных.

4. Выявить возрастные особенности строения, изучить влияние факторов внешней среды на изменение анатомии органов и систем.

В связи с тем, что курс ограничен по времени, сравнительно немного внимания будет уделяться онтогенетическому и эволюционному развитию органов и систем, а также микроанатомии органов. В дальнейшем эти вопросы будут подробно рассмотрены в курсах: "Биология индивидуального развития", "Гистология", "Теории эволюции", "Физиология человека и животных". Таким образом, курс "Анатомия человека" представляет собой базовую дисциплину, на основных понятиях которой построены последующие общебиологические курсы.

Материал практических занятий разделен на 13 тем. Каждая из них в зависимости от сложности может рассматриваться на одном или нескольких занятиях. В начале темы формулируется цель занятия и приводится краткая теория. Для изучения темы дается задание, содержащее перечень основных структур и их частей, которые студент должен найти и рассмотреть, используя наглядный материал (препараты, муляжи, анатомические атласы). Для проверки усвоения материала требуется ответить на контрольные вопросы. В конце каждой темы приведен список латинских терминов, необходимых для запоминания.

Овладение латинской терминологией является сложной, но неотъемлемой частью курса анатомии. В связи с этим ряд правил произношения латинских звуков и их сочетаний приводится в приложении к данному пособию.

После изучения каждой темы проводится контроль знаний, включающий в себя объем сведений, определенных в задании.

Прежде чем перейти к изучению строения человеческого тела, студент должен познакомиться с некоторыми основными анатомическими понятиями.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТА «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

В анатомии пользуются общепринятыми обозначениями взаимно перпендикулярных плоскостей, которые уточняют определение положения органов или их частей в пространстве. Таких плоскостей три: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная.

Сагиттальная плоскость (sagittalis) - проходит вертикально сверху вниз и делит тело на левую и правую половины.

Фронтальная плоскость (frontalis) - проходит перпендикулярно земле и делит тело на переднюю и заднюю части.

Горизонтальная плоскость (horizontalis) - делит тело на нижнюю и верхнюю части.

Обозначение положения отдельных точек или линий в плоскостях по отношению к оси:

1. Медиальный (medialis) – расположенный ближе к срединной плоскости.

2. Латеральный (lateralis) – боковой, расположенный дальше от срединной плоскости.

В передне-заднем направлении:

1. Вентральный (ventralis) – лежащий ближе к передней брюшной стенке.

2. Дорсальный (dorsalis) - лежащий ближе к спине.

3. Передний-(anterior) -ближе к передней поверхности.

4. Задний (posterior) - ближе к задней поверхности.

В вертикальном направлении:

1. Верхний - superior.

2. Нижний - inferior.

3. Промежуточный - lntermedius.

4. Краниальный (cranialis) – лежащий ближе к черепу.

5. Каудальный (caudalis) – лежащий дальше от черепа (ближе к хвосту).

По отношению к частям конечности употребляются термины:

1. Проксимальный (proximalis) - расположенный ближе к туловищу.

2. Дистальный (distalis) - расположенный дальше от туловища.

Для обозначения положения органов внутри тела используют термины:

1. Наружный – externus.

2. Внутренний – internus.

3. Поверхностный - superficialis.

4. Глубокий – profundus.

5. Левый – sinister.

6. Правый - dexter

7. Продольный – longitudinalis.

8. Поперечный – transversus.

9. Шейный – cervicalis.

10. Грудной - pectoralis, thoracalis.

11. Брюшной – abdominalis.

Для определения размера и консистенции пользуются понятиями:

1. Большой – major.

2. Маленький – minor.

3. Средний – medius.

4. Длинный – longus.

5. Короткий – brevis.

6. Толстый – crassus.

7. Тонкий – tenius.

8. Твердый – dura.

9. Мягкий – pia.

Наиболее общие анатомические термины:

1. Борозда – sulcus.

2. Верхушка – apex.

3. Вещество – substantia.

4. Диск – discus.

5. Доля – lobus.

6. Дуга – arcus.

7. Железа – glandula.

8. Канал – canalis.

9. Кость – оs, ossis.

10. Край – margo.

11. Мышца – musculus.

12. Оболочка – tunica.

13. Орган – organum.

14. Основание – basis.

15. Отверстие – foramen, ostium.

16. Отросток – processus.

17. Перегородка – septum.

18. Перепонка – membrane.

19. Поверхность – facies.

20. Полость – cavum.

21. Проток – ductus.

22. Пузырь – vesica, cystis.

23. Связка – ligamentum.

24. Сосуд - vas, vasis.

25. Сплетение – plexus.

26. Сустав – articulatio.

27. Сухожилие – tendo.

28. Тело – corpus.

29. Труба – tubus.

30. Узел – nodus.

31. Хрящ – cartilage.

32. Шейка-collum.

33. Шов – sutura.

34. Ямка – fossa, fovea.

ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Тема 2: СТРОЕНИЕ ЧЕРЕПА

Цель: Изучить строение отдельных костей черепа и его целостных образований.

Череп служит вместилищем головного мозга и связанных с ним органов чувств. Кроме того, он окружает наружную часть пищеварительного и дыхательного трактов. Соответственно этому череп позвоночных подразделяют на две части: мозговой и висцеральный (лицевой) череп. В мозговом черепе, в свою очередь, выделяют основание и крышу черепа (свод). У млекопитающих мозговой и висцеральный череп срастаются между собой. У человека, в связи с наибольшим развитием головного мозга и органов чувств, размер мозгового черепа достигает значительной величины и преобладает над размером висцерального.

В состав черепа входят плоские и смешанные кости.

Кости черепа соединяются между собой при помощи швов. Почти все кости крыши черепа соединяются при помощи зубчатого шва, исключение составляет соединение височной и теменной кости при помощи чешуйчатого шва. Кости лица прилегают друг к другу ровными краями, образуя плоские швы. Единственным диартрозом (суставом) на черепе является парный височно-нижнечелюстной сустав, соединяющий нижнюю челюсть с основанием черепа.

Задания:

1. Найти и рассмотреть кости, входящие в мозговой череп:

а) затылочную - тело, латеральные части (2), чешуя,большое затылочное отверстие, наружный затылочный бугор;

б) клиновидную (основную) - тело, большие крылья, малые крылья, крыловидные отростки (латеральная и медиальная пластинки), турецкое седло;

в) лобную - вертикальный отдел (чешуя), горизонтальный отдел ( глазничные части), носовая часть, скуловые отростки;

г) решетчатую – продырявленная пластинка, вертикальная пластинка, лабиринты, средняя и верхняя носовые раковины;

д) височную - чешуя, каменистая часть, барабанная часть, скуловой, сосцевидный, шиловидный отростки, наружное слуховое отверстие;

е) теменную - передний, задний, латеральный и медиальный края, теменной бугор.

2. Выписать парные и непарные кости мозгового черепа.

3. Найти и рассмотреть кости, входящие в состав висцерального черепа:

а) верхнюю челюсть - выделить тело, 4 поверхности (переднюю, подвисочную, носовую и глазничную), 4 отростка (лобный, небный, скуловой, альвеолярный);

б) нижнюю челюсть – тело (основание, альвеолярный отросток), ветвь, отростки (мыщелковый и венечный);

в) нижнюю носовую раковину (отметить место ее прикрепления на верхней челюсти);

г) небную кость (горизонтальная и вертикальная пластинки);

д) скуловую кость – выделить отростки (височный, лобный), поверхности (височная, глазничная, латеральная);

е) носовую кость, слезную кость, сошник – отметить местоположение на черепе;

з) подъязычную кость – тело, большие и малые рожки;

4. Выписать парные и непарные кости висцерального черепа.

5. Рассмотреть и найти соединения между частями черепа:

а) диартрозы - височно-нижнечелюстной сустав;

б) синдесмозы - швы: венечный, сагиттальный, чешуйчатый и лямбдовидный;

6. Найти перечисленные образования черепа и указать, какие кости и их элементы образуют эти структуры:

а) основание (наружное и внутреннее);

б) черепные ямки (передняя, средняя, задняя), их назначение;

в) крыша черепа;

г) поверхности глазниц (верхняя, нижняя, медиальная, латеральная);

д) носовая перегородка;

е) височная, подвисочная, крылонебная ямки;

ж) твердое небо;

Контрольные вопросы:

1. Чем отличается строение костей черепа от строения других костей скелета и почему?

2. В каких костях есть воздухоносные пазухи, с какими полостями черепа они связаны, каково их функциональное значение?

3. Какими костями образованы стенки глазницы? С какими полостями и ямками черепа, и с помощью каких отверстий сообщается глазница?

4. Какими костями образованы стенки носовой полости? С какими полостями и с помощью каких отверстий она сообщается?

5. Чем образованы стенки полости рта? С чем она сообщается?

6. К какому виду соединений относят швы черепа? Как различаются швы по форме? Назовите все швы черепа.

7. Сравните строение мозгового и лицевого отделов черепа человека с черепом животных. С чем связаны эти отличия?

8. Отметьте возрастные, половые и индивидуальные особенности строения черепа.

Терминология

  Череп cranium
  Мозговой череп -neurocranium
1. Кость затылочная -оs occipitale
2. Кость височная -os temporale
3. Кость теменная -оs parietale
4. Кость лобная -os frontale
5. Кость решетчатая -os ethmoidale
6. Кость клиновидная -os sphenoidale
     
  Висцеральный череп -cranium viscerale, splanhnocranium
1. Верхняя челюсть -maxilla
2. Кости лица -ossa facies
3. Нижняя челюсть -mandibula
4. Небная кость -os palatinum
5. Носовая кость -os nasale
6. Слезная кость -os lacrimale
7. Скуловая кость -os zygomaticum
8. Подъязычная кость -os hyoideum
9. Сошник -vomer
     
  Череп в целом  
1. Глазница - orbita
2. Полость носа - cavum nasi
3. Родничок - fonticoulus
4. Шов венечный - suture coronalis
5. Шов чешуйчатый - sut. squamosa
6. Шов лямбдовидный - sut. lambdoidea
7. Шов сагиттальный - sut.sagittalls
8. Шов плоский - sut. plana
9. Сустав височно-нижнечелюстной - art. temporomandibularis
10. Большое затылочное отверстие - foramen magnum

Тема 4: МЫШЦЫ.

Цель: Изучить организацию мышечной системы человека.

Мышца состоит из пучков поперечнополосатых мышечных волокон, покрытых эндомизием (соединительнотканная оболочка). Пучки, в свою очередь, разграничены перимизием. Эпимизий покрывает всю мышцу снаружи.

Совокупность мышечных пучков образует активно сокращающуюся часть - брюшко мышцы, которое продолжается в сухожилие (пассивная часть), при помощи которого она прикрепляется к костям.

Основным свойством мышечной ткани является сократимость. Сокращение мышцы вызывается импульсом, идущим от ЦНС. Кроме того, к мышце подходят симпатические нервы, благодаря которым мышца в живом организме всегда находится в состоянии некоторого сокращения, называемого тонусом. В мышцах совершается интенсивный обмен веществ, в связи с чем, они богато снабжены кровеносными сосудами. Место входа сосудов и нервов в мышцу называется воротами мышцы.

Во время сокращения мышцы один из ее концов смещается, а другой остается неподвижным, поэтому выделяют фиксированную точку, обычно совпадающую с началом мышцы, и подвижную точку на противоположном конце мышцы (прикрепление мышцы). При определенном положении эти точки могут меняться.

Движение в суставе осуществляется обычно благодаря сокращению не одной какой-либо мышцы, а целой группы мышц – синергистов. Как правило, мышцам, производящим одно движение, противостоят мышцы – антагонисты, производящие движение в противоположном направлении (сгибание – разгибание, отведение – приведение, вращение внутрь, т.е. пронация - вращение наружу т.е. супинация). Работа одной группы мышц не бывает изолированной и сопровождается в той или иной степени сокращением и изменением тонуса других мышц. Этим обеспечивается четкое взаимодействие мышечных групп.

При рассмотрении мускулатуры человека нельзя не отметить одну из ее особенностей - послойное залегание мышц (поверхностный и глубокий слои).

Задания:

Найдите и рассмотрите перечисленные ниже мышцы, отметить начало и конец мышц (указаны в скобках).

Обратите внимание на закономерности расположения и прикрепления мышц (послойное залегание мышц, положение сгибателей и разгибателей, отводящих, приводящих и вращающих мышц, мимических мышц).

Выпишите функции указанных мышц в тетрадь.

Мышцы спины

1.1. Поверхностные мышцы:

а) трапециевидная мышца (затылочная кость, позвонки – ость лопатки, акромион, акромиальный конец ключицы);

б) широчайшая мышца спины (грудные позвонки – плечевая кость);

в) большая и малая ромбовидные мышцы (позвонки – медиальный край лопатки);

г) мышца, поднимающая лопатку (шейные позвонки – верхний угол лопатки);

д) верхняя и нижняя задние зубчатые мышцы (позвонки – ребра).

1.2. Глубокие мышцы:

а) ременная мышца головы и шеи (шейные и грудные позвонки – сосцевидный отросток височной кости, затылочная кость);

б) верхняя и нижняя косые мышцы головы (шейные позвонки – затылочная кость);

в) мышца, выпрямляющая позвоночник (крестец, подвздошная кость, позвонки - ребра, позвонки, сосцевидный отросток височной кости, затылочная кость).

Мышцы груди

2.1. Поверхностные мышцы (относящиеся к верхней конечности):

а) большая грудная мышца (ключица, грудина,2-7 ребра – плечевая кость);

б) передняя зубчатая мышца (9 верхних ребер – медиальный край и нижний угол лопатки);

2.2. Глубокие мышцы (собственные мышцы груди):

а) поперечная мышца груди (внутренняя поверхность грудной клетки);

б) наружные и внутренние межреберные мышцы (верхние и нижние края ребер);

в) диафрагма (поясничные позвонки, 7-12 ребра, мечевидный отросток грудины - сухожильный центр).

3. Мышцы живота(мышцы брюшного пресса)

3.1. Боковые мышцы:

а) наружная косая мышца живота (8 нижних ребер – апоневроз, гребень подвздошной кости);

б) внутренняя косая мышца живота (пояснично-грудная фасция, паховая связка, гребень подвздошной кости - апоневроз, нижние ребра);

в) поперечная мышца живота (6 нижних ребер, паховая связка - апоневроз);

3.2. Передние мышцы: прямая мышца живота (хрящи 5-7 ребер, мечевидный отросток – лобковая кость);

3.3. Задние: квадратная мышца поясницы (нижние поясничные позвонки, гребень подвздошной кости, подвздошно-поясничная связка – верхние поясничные позвонки, 12 ребро).

Мышцы шеи

4.1.Поверхностные мышцы:

а) подкожная мышца (грудная фасция – жевательная фасция и угол рта);

б) грудино-ключично-сосцевидная мышца (грудина, ключица - сосцевидный отросток височной кости, верхняя выйная линия);

4.2.Средние мышцы:

а) челюстно-подъязычная мышца (нижняя челюсть – подъязычная кость);

б) двубрюшная мышца (височная кость – нижняя челюсть);

в) грудино-подъязычная мышца (грудина, ключица – подъязычная кость);

4.3.Глубокие мышцы:

а) лестничные мышцы (шейные позвонки – 1-2 ребро);

б) длинная мышца головы (шейные позвонки – затылочная кость).
5. Мышцы головы

5.3. Мышцы свода черепа: надчерепная мышца (лобное брюшко, затылочное брюшко, ушная раковина - сухожильный шлем);

5.2. Жевательные мышцы:

а) собственно жевательная мышца (скуловая дуга – нижняя челюсть);

б) височная мышца (височная ямка – венечный отросток нижней челюсти);

в) латеральная и медиальная крыловидные мышцы (клиновидная кость – нижняя челюсть).

5.3. Мимические мышцы:

а) мышца гордецов (носовая кость – кожа лба);

б) круговая мышца глаза (лобная кость, слезная кость, лобный отросток верхней челюсти);

в) круговая мышца рта (в толще губ);

г) скуловая мышца (скуловая кость – угол рта).

д) мышца смеха (фасция жевательной мышцы – угол рта).

6. Мышцы пояса верхней конечности(Располагаются вокруг плечевого сустава)

а) дельтовидная мышца (ключица, лопатка – плечевая кость);

б) надостная мышца (лопатка – плечевая кость):

в) большая и малая круглые мышцы (лопатка – плечевая кость).

Тема 8: СТРОЕНИЕ СЕРДЦА

Цель: изучить внешнее и внутреннее строение сердца.

Сердце - мышечный орган, имеющий четыре камеры: два предсердия и два желудочка. В правое предсердие собирается венозная кровь со всего тела, а в левое поступает артериальная кровь из легких. Желудочки перекачивают кровь по сосудам большого (левый желудочек) и малого (правый желудочек) кругов кровообращения.

Стенка сердца состоит из трех оболочек: внутренней - эндокарда, средней - миокарда и наружной - эпикарда. Внутренняя оболочка выстлана эндотелием и образует несколько складок - клапаны, препятствующие обратному току крови. Миокард, состоящий из многочисленных слоев мышечных элементов, обеспечивает своими сокращениями силу выброса крови из одной полости в другую, а затем за пределы сердца. Серозная оболочка, покрывающая сердце снаружи, состоит, как брюшина и плевра из двух листков: висцерального (эпикарда) и париетального (перикарда), образующего околосердечную сумку. Вырабатывая серозную жидкость, эти листки уменьшают трение в перикардиальной полости, возникающее при сокращении сердца.

Автоматизм и строгая последовательность сокращения отдельных камер, составляющих сердце, зависят от деятельности проводящей системы, представленной мышечными волокнами особого строения, для которых характерны автоматизм, возбудимость и проводимость. В состав этой системы входят узлы, являющиеся ее центрами и передающие раздражение в рабочую часть миокарда предсердий и желудочков.

Задания:

1. Рассмотреть внешнее строение сердца, входящие и выходящие сосуды, найти следующие части:

а) верхушку;

б) основание;

в) 3 поверхности (переднюю - грудино-реберную, нижнюю – диафрагмальную, легочную);

г) межжелудочковую и венечную борозду;

д) ушки предсердий;

е) верхнюю и нижнюю полые вены, легочные вены;

ж) аорту и легочный ствол.

2. Рассмотреть внутреннее строение сердца (камеры и отверстия):

а) правое предсердие (отверстия верхней и нижней полых вен);

б) левое предсердие (отверстия легочных вен);

в) правый желудочек (отверстие легочного ствола);

г) левый желудочек (отверстие аорты).

3. Рассмотреть клапаны сердца и перегородки:

а) трехстворчатый клапан - между правым предсердием и правым желудочком;

б) митральный клапан - между левым предсердием и левым желудочком

э) перегородку между предсердиями и желудочками;

г) клапан между правым желудочком и легочным стволом;

д) клапан между аортой и левым желудочком;

е) межжелудочковую перегородку.

4. Рассмотреть строение стенок сердца:

а) эндокард;

б) миокард предсердий;

в) миокард желудочков;

г) выяснить строение и функциональную значимость фиброзных колец, сосочковых мышц и сухожильных нитей;

д) эпикард.

5. Изучить строение околосердечной сумки (перикарда) и перикардиальной полости.

6. Изучить проводящую систему сердца. Найти:

а) синусно-предсердный узел;

б) предсердно-желудочковый узел;

в) предсердно-желудочковый пучок (пучок Гиса), заканчивающийся в миокарде желудочков волокнами Пуркинье.

7. Рассмотреть систему кровоснабжения сердца.

Контрольные вопросы:

1.С какими органами граничит сердце?

2. Объясните функциональное значение клапанного аппарата сердца. Что происходит при неполном смыкании створок клапанов или сужении предсердно-желудочковых отверстий?

3. Чем морфологически и функционально отличаются стенки желудочков и предсердий и с чем связаны эти отличия?

4. Чем морфологически и функционально отличается левый желудочек от правого?

5. Какие кровеносные сосуды выходят из левого и правого желудочков и какую кровь и куда они несут?

6. Какие кровеносные сосуды впадают в левое и правое предсердия? Откуда и какую кровь они приносят?

7. Как осуществляется артериальное и венозное кровоснабжение сердца?

Терминология

1. Сердце - сог
2. Верхушка сердца - apex cordis
3. Основание сердца - basis cordis
4. Правое предсердие - atrium dextrum
5. Левое предсердие - atrium sinister
6. Правый желудочек - ventriculus dexter
7. Левый желудочек - ventriculus sinister
8. Межпредсердная перегородка - septum interatriale
9. Межжелудочковая перегородка - septum interventriculare
10. Предсердно-желудочковое отверстие - ostium atriuventriculare
11. Трехстворчатый клапан - valva tricuspidalis
12. Митральный клапан - valva atriuventricularis
13. Эндокард - endocardium
14. Миокард - myocardium
15. Эпикард - epicardium
16. Перикард - pericardium
17. Синусо-предсердный узел - sinuatrialis nodus
18. Предсердно-желудочковый узел - nodus atriuventriculare
19. Пучок Гиса - fasciculus atriuventricularis

Примерный перечень вопросов к зачету по курсу «Анатомия человека»

1. Общий план строения и функции скелета.

2. Строение и развитие кости.

3. Классификация костей.

4. Строение осевого скелета.

5. Строение скелета конечностей.

6. Строение черепа.

7. Виды соединения костей.

8. Строение и классификация суставов.

9. Строение и классификация мышц.

10. Вспомогательные аппараты мышц.

11. Мышцы туловища, головы, верхних и нижних конечностей.

12. Общий план строения пищеварительной системы.

13. Строение и функции ротовой полости.

14. Строение, функции глотки и пищевода.

15. Строение, функции и топография желудка.

16. Строение, функции тонкого и толстого кишечника.

17. Особенности строения ворсинки тонкого кишечника.

18. Строение и топография печени.

19. Воротная система печени.

20. Строение, функции и топография желчного пузыря.

21. Строение, функции и топография поджелудочной железы.

22. Строение брюшины, большого и малого сальника, брыжейки.

23. Общий план строения дыхательной системы.

24. Строение, функции носа и носовой полости.

25. Строение и функции гортани.

26. Строение, функции трахеи и бронхов. Бронхиальное дерево.

27. Строение и топография легких. Ацинус.

28. Кровоснабжение легких.

29. Плевра. Плевральная полость.

30. Общий план строения мочеполовой системы.

31. Строение, функции и топография почки.

32. Строение нефрона.

33. Строение мочеточников, мочевого пузыря, мочеиспускательного канала.

34. Строение женской половой системы.

35. Строение мужской половой системы.

36. Строение и топография сердца.

37. Проводящая система сердца.

38. Строение и закономерности распределения артерий, вен, артериол, венул, капиляров.

39. Сосуды малого круга кровообращения.

40. Сосуды большого круга кровообращения.

41. Схема сердечного круга кровообращения.

42. Строение лимфатической системы.

43. Строение кроветворных органов и органов иммунной системы.

44. Общий план строения эндокринной системы.

45. Строение и топография гипофиза и эпифиза.

46. Строение и топография надпочечников.

47. Строение и топография щитовидной железы. Паращитовидные железы.

48. Строение мужских и женских половых желез.

49. Общий план строения и функции нервной системы.

50. Строение и классификация нейронов.

51. Строение и функции спинного мозга.

52. Проводящие пути спинного мозга.

53. Общий план строения, размер и масса головного мозга человека.

54. Строение и функции продолговатого мозга.

55. Строение и функции заднего мозга.

56. Строение и функции среднего мозга.

57. Строение и функции промежуточного мозга.

58. Гипоталамо-гипофизарная система.

59. Общий план строения конечного мозга.

60. Строение коры больших полушарий. Локализация функций в коре.

61. Базальные ядра, особенности их строения, локализация и функции.

62. Обонятельный мозг.

63. Понятие о лимбической системе мозга.

64. Оболочки спинного и головного мозга.

65. Черепно-мозговые нервы.

66. Спинномозговые нервы.

67. Общая характеристика вегетативной нервной системы.

68. Строение симпатической и парасимпатической нервной системы.

69. Общий план строения сенсорных систем.

70. Строение зрительной сенсорной системы.

71. Строение слуховой сенсорной системы.

72. Строение вестибулярной сенсорной системы.

73. Строение кожной сенсорной системы.

74. Строение проприоцептивной сенсорной системы.

75. Строение вкусовой сенсорной системы.

76. Строение обонятельной сенсорной системы.

Список литературы

Основная:

  1. Привес М.Г. Анатомия человека. М.: Медицина, 2003.
  2. Сапин М.П. , Билич Г.Л. Анатомия человека в 2- томах. М.: Высшая школа, 2004.

3. Синельников Р. Д., Синельников Я. Р. Атлас анатомии человека. В 4-х томах. — М.: Медицина, 1996.

Дополнительная:

1. Билич Г.Л., Крыжановский В.А. Анатомия человека. Русско-латинский атлас. Цитология. Гистология. Анатомия. - Изд.: Оникс ,2008.

2. Егоров И.В. Клиническая анатомия человек. Учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

3.Колесников Н.В. Анатомия человека. - М.: Высшая школа, 1998.

4. Липченко В. Л., Самусев Р.П. Атлас нормальной анатомии человека. - М.: Медицина, 2004.

5. Морфология человека /под ред. Б.А. Никитюка, В.П. Чтецова. - М.: Изд-во МГУ, 1990.

6. Никитюк Д.Б., Сапин М.Р. Анатомия человека (с элементами физиологии)- М.: Медицина, 2003.- с.432.

7. Попова Н. П., Якименко О. О. Анатомия центральной нервной системы. Учебное пособие для вузов - М.: Академический проект, 2009.

8. Этинген Л.Е. Лекции по анатомии человека. – М.: Медицинское информационное агентство, 2007.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ

«АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

Методические указания для студентов

биологического факультета

Екатеринбург

Издательство Уральского федерального университета

Подготовлено на кафедре физиологии человека и животных Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н.Ельцина

Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант

© Составители: М.В.Улитко, С.Л. Хацко, С.А.Бриллиант, 2011

Введение

Университетский курс анатомии человека носит общебиологический характер. Практические занятия по анатомии играют важнейшую роль в освоении этого сложного базового курса. В результате его освоения студенты должны не только хорошо знать строение отдельных органов и систем, но и четко уяснить неразрывную взаимосвязь структуры и функции. Основная задача курса – это формирование целостного представления о строении человеческого организма. Основные задачи курса можно сформулировать следующим образом:

1. Изучить строение органов и систем человеческого организма.

2. Выявить взаимосвязь строения отдельных органов и выполнения ими функций.

3. Рассмотреть специфические особенности строения тела человека, отличающие его от животных.

4. Выявить возрастные особенности строения, изучить влияние факторов внешней среды на изменение анатомии органов и систем.

В связи с тем, что курс ограничен по времени, сравнительно немного внимания будет уделяться онтогенетическому и эволюционному развитию органов и систем, а также микроанатомии органов. В дальнейшем эти вопросы будут подробно рассмотрены в курсах: "Биология индивидуального развития", "Гистология", "Теории эволюции", "Физиология человека и животных". Таким образом, курс "Анатомия человека" представляет собой базовую дисциплину, на основных понятиях которой построены последующие общебиологические курсы.

Материал практических занятий разделен на 13 тем. Каждая из них в зависимости от сложности может рассматриваться на одном или нескольких занятиях. В начале темы формулируется цель занятия и приводится краткая теория. Для изучения темы дается задание, содержащее перечень основных структур и их частей, которые студент должен найти и рассмотреть, используя наглядный материал (препараты, муляжи, анатомические атласы). Для проверки усвоения материала требуется ответить на контрольные вопросы. В конце каждой темы приведен список латинских терминов, необходимых для запоминания.

Овладение латинской терминологией является сложной, но неотъемлемой частью курса анатомии. В связи с этим ряд правил произношения латинских звуков и их сочетаний приводится в приложении к данному пособию.

После изучения каждой темы проводится контроль знаний, включающий в себя объем сведений, определенных в задании.

Прежде чем перейти к изучению строения человеческого тела, студент должен познакомиться с некоторыми основными анатомическими понятиями.

ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ ПРЕДМЕТА «АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА»

В анатомии пользуются общепринятыми обозначениями взаимно перпендикулярных плоскостей, которые уточняют определение положения органов или их частей в пространстве. Таких плоскостей три: сагиттальная, фронтальная и горизонтальная.

Сагиттальная плоскость (sagittalis) - проходит вертикально сверху вниз и делит тело на левую и правую половины.

Фронтальная плоскость (frontalis) - проходит перпендикулярно земле и делит тело на переднюю и заднюю части.

Горизонтальная плоскость (horizontalis) - делит тело на нижнюю и верхнюю части.

Обозначение положения отдельных точек или линий в плоскостях по отношению к оси:

1. Медиальный (medialis) – расположенный ближе к срединной плоскости.

2. Латеральный (lateralis) – боковой, расположенный дальше от срединной плоскости.

В передне-заднем направлении:

1. Вентральный (ventralis) – лежащий ближе к передней брюшной стенке.

2. Дорсальный (dorsalis) - лежащий ближе к спине.

3. Передний-(anterior) -ближе к передней поверхности.

4. Задний (posterior) - ближе к задней поверхности.

В вертикальном направлении:

1. Верхний - superior.

2. Нижний - inferior.

3. Промежуточный - lntermedius.

4. Краниальный (cranialis) – лежащий ближе к черепу.

5. Каудальный (caudalis) – лежащий дальше от черепа (ближе к хвосту).

По отношению к частям конечности употребляются термины:

1. Проксимальный (proximalis) - расположенный ближе к туловищу.

2. Дистальный (distalis) - расположенный дальше от туловища.

Для обозначения положения органов внутри тела используют термины:

1. Наружный – externus.

2. Внутренний – internus.

3. Поверхностный - superficialis.

4. Глубокий – profundus.

5. Левый – sinister.

6. Правый - dexter

7. Продольный – longitudinalis.

8. Поперечный – transversus.

9. Шейный – cervicalis.

10. Грудной - pectoralis, thoracalis.

11. Брюшной – abdominalis.

Для определения размера и консистенции пользуются понятиями:

1. Большой – major.

2. Маленький – minor.

3. Средний – medius.

4. Длинный – longus.

5. Короткий – brevis.

6. Толстый – crassus.

7. Тонкий – tenius.

8. Твердый – dura.

9. Мягкий – pia.

Наиболее общие анатомические термины:

1. Борозда – sulcus.

2. Верхушка – apex.

3. Вещество – substantia.

4. Диск – discus.

5. Доля – lobus.

6. Дуга – arcus.

7. Железа – glandula.

8. Канал – canalis.

9. Кость – оs, ossis.

10. Край – margo.

11. Мышца – musculus.

12. Оболочка – tunica.

13. Орган – organum.

14. Основание – basis.

15. Отверстие – foramen, ostium.

16. Отросток – processus.

17. Перегородка – septum.

18. Перепонка – membrane.

19. Поверхность – facies.

20. Полость – cavum.

21. Проток – ductus.

22. Пузырь – vesica, cystis.

23. Связка – ligamentum.

24. Сосуд - vas, vasis.

25. Сплетение – plexus.

26. Сустав – articulatio.

27. Сухожилие – tendo.

28. Тело – corpus.

29. Труба – tubus.

30. Узел – nodus.

31. Хрящ – cartilage.

32. Шейка-collum.

33. Шов – sutura.

34. Ямка – fossa, fovea.

ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ

Наши рекомендации