Медицина в годы Великой Отечественной войны
1. Данилишина Е.И. Медицинское обслуживание детского населения в годы войны // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995. №3. С.29-32.
2. Кучеренко В.Д. Участие военных медиков в противоэпидемическом обеспечении населения // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995. №3. С. 44-47.
3. Мирский М.Б. Медицина в войне // Проблемы социальной гигиены и история медицины. 1995. №3. С. 23-29.
4. Селезнева В.Т., Азанова Н.Я. Здравоохранение Западного Урала в годы Великой Отечественной войны. Пермь, 1995. 19 с.
Права пациентов, ответственность медицинских работников и профессиональная этика
1. Конституция Российской Федерации. Комментарии. М., 1994. С. 141-161, 217-222, 228-236.
2. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. М., 1993.
3. Акопов В. Истории болезни – юридический документ // Медицинский вестник. 2006. 22 ноября. С. 18.
4. Вагнер Е.А. Раздумья о врачебном долге. Пермь, 1986. 222 с.
5. Вагнер Е.А., Росновский А.А. О самовоспитании врача. Пермь, 1991.
6. Деонтология в медицине. В 2 т. / Под ред. Б.В.Петровского. М., 1988. Т.1. 350 с. Т.2. 414 с.
7. Поляков И.В., Максимов А.В. Об особенностях медицинского права // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2001. № 1. С. 25-28.
8. Права пациента и их защита. Методические рекомендации. Пермь, 2004. 14 с.
9. Сергеев Ю.Ю. Моральный вред – актуальная проблема прав медицины // Медицинская помощь. 1998. №3. С. 44-45.
10. Сергеев Ю.Д. Об ответственности за неоказание помощи больным // Медицинская помощь. 1998. №2. С. 40-42.
11. Этика в здравоохранении: некоторые перспективы // Здоровье мира. 1995. №2. С. 15-17.
12. Яровинский М.Я. Биоэтические проблемы жизни и смерти // Медицинская помощь. 1996. №6. С. 35-42.
Вопросы деонтологии в трудах пермских ученых и медиков
1. Боев В.С., Головской Б.В. Семейный врач. Пермь, 1996. С. 3-6, 36-50.
2. Вагнер Е.А. Раздумья о врачебном долге. Пермь, 1986. 222 с.
3. Ковалев В.М. Душою и сердцем. Пермь, 1998. 240 с.
4. Медицина. Духовность. Гуманизм: Тез. докл. науч.-метод. конф. Пермь, 2000. 64 с.
5. Подлужная М.Я. О роли валеологического образования в подготовке специалиста // ВУЗ. XXI век: Научн.-информ. вестник. Вып. 1 / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2001.
6. Саитова Т.П, Сыромятникова А.А. Биомедицинская этика: Учеб. пособие. Пермь, 2000. 49 с.
Здоровье населения и окружающая среда
1. Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2005 году // Здравоохранение Российской Федерации. 2007. - № 6. – Раздел 7. Состояние санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
2. Доклад о состоянии здоровья населения Пермской области в 2000 году. Пермь, 2001. – С. 44-90.
3. Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологической обстановке в России // Российский медицинский вестник. 1997. №3. С. 34-42.
4. Подлужная М.Я. Экономические аспекты охраны здоровья населения// ВУЗ. XXI век: Науч-информ. вестник. Вып. 2 / Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2002.
5. Экология города: Материалы регион. науч.-практ. конф. Пермь, 1998. 211 с.
ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ РЕФЕРАТОВ
На титульном листе указываются: вуз, кафедра, тема, автор, научный руководитель, город, год написания.
На второй странице дается содержание (план) с указанием соответствующих страниц, включающее введение, название вопросов (разделов), заключение, список литературы и (если есть) приложения.
При приведении цитат, наиболее важных фактов, цифр и рассуждений авторов использованных книг и статей необходимы ссылки внизу страницы. Не забывайте указывать конкретные страницы, на которые ссылаетесь. Поскольку одна ссылка может включать несколько источников, фамилию автора или первое слово названия необходимо выделять курсивом[18]. При повторной ссылке на тот же источник его можно привести в сокращенном виде[19]. Точное библиографическое описание книги обычно приводится на ее 2-й странице (обороте титульного листа) или на предпоследней странице. Если оно отсутствует, выходные данные можно обнаружить на титульном листе.
В конце реферата приводится список литературы в алфавитном порядке, оформленный по библиографическим правилам. Для книг должны указываться следующие данные: автор, заглавие, город, издательство, год издания, количество страниц[20].
В коллективных монографиях, справочниках и других книгах, написанных многими авторами, указываются: заглавие, после знака / – авторы или редактор, город, издательство, год, общее количество страниц[21]. В некоторых случаях указывается не издательство, а учреждение (вуз и др.), обладающее издательскими правами[22].
Для статей обязательны следующие данные: автор, заглавие, после знака // название газеты, журнала или сборника статей, год, номер (для журналов) или дата (для газет)[23].
В случае использования электронных источников информации необходима ссылка на них (сайт в Интернете, название компакт-диска и т.д.)[24]. При этом такие источники не могут быть основными для раскрытия темы работы, а должны играть вспомогательную роль. Исключение представляет полный текст монографии или статьи, найденный на электронном носителе.
Критерии оценки реферата
На «удовлетворительно»оцениваются учебно-исследовательские навыки и умения, освоенные на репродуктивном (исполнительском) уровне активности: объем (около 10 страниц формата А4); структура реферата (наличие плана, введения, основных разделов, заключения, списка литературы); количества использованных источников или литературных произведений (как правило, не менее 2-3 статей или монографий); правильность оформления ссылок.
На «хорошо» оцениваются умения и навыки, освоенные на инициативном уровне активности: в введении – умение четко и грамотно сформулировать цель и задачи работы; в основных разделах – умение анализировать материал источников, сопоставлять различные точки зрения по рассматриваемой проблеме; в заключении – способность обобщить изученный материал и сделать значимые выводы.
На «отлично» оценивается работа, выполненная на творческом уровне. В ней необходимо продемонстрировать не только навыки работы с научной литературой, но и умение самостоятельно определять и разрешать проблемные вопросы избранной темы, логически непротиворечиво отстаивать собственную точку зрения.
Дополнительно может быть оценено наличие в реферате иллюстраций, фотографий, схем, графиков, таблиц.
При публичной защите реферата оцениваются: умение грамотно построить выступление, уложиться в регламент (как правило 10 мин.), обозначить рассматриваемые проблемы, различные точки зрения, в т. ч., свою; свободное владение материалом (чтение реферата не допускается); восприятие защиты аудиторией (наличие вопросов, возможная дискуссия, заинтересованное обсуждение); ответы на вопросы студентов и преподавателя.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1. История медицины как наука. Источники изучения истории медицины. Врачевание в первобытном обществе.
2. Врачевание в странах Древнего Востока. Значение традиционных систем врачевания Древнего Востока для последующего развития медицины народов мира.
3. Врачевание и медицина в Древней Греции. Врачебные школы Древней Греции.
4. Жизнь и деятельность великого Гиппократа. “Гиппократов сборник”.
5. Медицина в Древнем Риме. К.Гален из Пергама и его учение.
6. Медицина народов средневекового Востока. Ибн Сина (Авиценна) и его труд “Канон медицины”.
7. Медицина в средневековой Руси (IX-XVII вв.).
8. Медицина в периоды раннего и развитого средневековья в Западной Европе ( схоластика и медицина; медицинское образование; низкое санитарное состояние городов и эпидемии).
9. Медицина эпохи Возрождения (становление анатомии и физиологии как науки; развитие клинической медицины; развитие хирургии).
10. Медицина Нового времени. Эмпирический период в микробиологии. История создания микроскопа. Эмпирические методы борьбы с инфекцией. Д. Самойлович – один из величайших ученых России, Европы и мира. Выдающиеся открытия Э. Дженнера, Дж. Листера.
11. Медицина нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых Западной Европы в медицину. Л. Пастер, Р. Кох, П. Эрлих.
12. Медицина Нового времени. Экспериментальный период в микробиологии. Вклад ученых России (И.И. Мечников, Д.И. Ивановский).
13. Медицина Нового времени. Физиология и экспериментальная медицина. Вклад ученых России (И.М. Сеченов, И.П. Павлов).
14. Медицина Нового времени. Борьба ученых XVIII века за самостоятельное развитие отечественной науки и медицины: М.В. Ломоносов, З.Г. Зыбелин, Н.М. Максимович-Амбодик.
15. Медицина Нового времени. Первые методы и приборы физического обследования больных в клиниках Европы и России (термометрия, перкуссия, аускультация). Другие методы лабораторной и функциональной диагностики.
16. Развитие внутренней медицины и высшего медицинского образования в России в XIX веке. С.П. Боткин – один из основоположников клиники внутренних болезней и его школа.
17. Развитие хирургии в Западной Европе и в России в Новое время: учение о переливании крови; открытие и введение наркоза; эра антисептики.
18. Развитие хирургии в России в XIX веке. Н.И. Пирогов – выдающийся хирург, анатом, педагог, общественный деятель.
19. Выдающие естественно-научные открытия XVIII-XIX веков, тесно связанные с развитием медицины.
20. Становление экспериментальной гигиены (М. Петтенкофер, А.П. Доброславин, Ф.Ф. Эрисман). Дифференциация гигиенических наук. Развитие общественной медицины в России.
21. Медицина в XX-XXI веках. Влияние фундаментальных открытий в естествознании и технике на медицину.
22. Медицина в ХХ-XXI веках. Углубление дифференциации медицины: теоретическая, клиническая, профилактическая.
23. Здравоохранение в XX-XXI веках. Основные тенденции развития здравоохранения в первой половине XX века. Приоритет концепции Н.А. Семашко.
24. Проявление и нарастание негативных тенденций (1960‑80‑е гг.) в здравоохранении. Смена эпидемиологической ситуации и необходимость перестройки здравоохранения адекватно новым задачам, итоги и уроки стран Запада.
25. Негативные тенденции в отечественном здравоохранении, его кризис. Реформирование здравоохранения Российской Федерации: противоречия и трудности.
26. Этика, деонтология в медицине. Права, ответственность и социальная защита медицинских работников.
Учебное издание
История медицины
Учебное пособие
Редактор И.М. Минсадыров
Корректор Ю.М. Михайлов
Подписано в печать ??.??.2008. Формат 60´90/16.
Усл. печ. л. 13,88. Тираж 400 экз. Заказ № ???.
Редакционно-издательский отдел
Западно-Уральского института экономики и права
614000, г. Пермь, ул. Сибирская, 35 д, офис. 106
Тел.: 8(342) 210-51-81
E-mail: [email protected]
[1] Лат. – лечу, исцеляю.
[2] Хотя термины «медицина», «врачевание» и «лечение» являются синонимами, понятие «врачевание» в истории медицины, как правило, связывается с практической лечебной деятельностью в первобытном обществе и народной медицине, а «медицина» – с профессиональной работой врача в цивилизованном обществе, основанной на теоретических знаниях. См. подробнее: Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 35: Черных В.Ю. Теория модернизации и история России // АНТРО: Анналы научной теории развития общества. Вып. 4. Пермь, 2008. С 4-11.
[3] В глобально-цивилизационных и формационной концепциях истории этот период характеризуется как варварство, этап аграрной революции, сельскохозяйственной общины, военной демократии.
[4] Источники: Сорокина Т.С. История медицины. М., 2004. С. 328-329; др.
[5] ‰ – промилле – тысячная доля числа.
[6] Смертность составляла в Англии, Германии – 20,6‰, в США –18‰; в Пермской губернии – 36‰. Особенно высокой была детская смертность, в 1913 г. из тысячи родившихся в России умирало 273 ребенка (в Пермской губернии – 407 детей; для сравнения в Англии – 105 детей). Однако за счет высокой рождаемости в России продолжался естественный прирост населения. В Пермской губернии в 1911 г. рождаемость составляла 51‰, смертность – 36,0‰, естественный прирост населения – 15,0‰.
[7] Позже, при реформировании отечественного здравоохранения в 1990-х гг., не оказалось документов, претендующих на концепцию и отвечающих новым требованиям времени, как не существовало концепции общенациональной социально-экономической и политико-правовой стратегии развития страны. Только в 1998 г. появилась Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации. См.: Медицинская помощь. 1998. №2.
[8] Для сравнения: в германской армии в строй возвращалось лишь 25% раненых.
[9] Общая смертность в 1960 г. составила в СССР 7,3‰ (в Пермской области – 7,7‰), в США – 9,5 ‰, в ФРГ, Англии – 11,4-11,5‰. Младенческая смертность составила в СССР в 1961 г. 32,3‰, а в 1971 г. 22,9‰, в США в 1970 г. – 21,0, в Англии в 1960 г. – 22,5‰ и 18,2‰ в 1970 г.
[10] Детская смертность сократилась (на 1000 родившихся): в Японии до 4,4, в Финляндии – до 4,7, в США и Германии – до 7,4. Это самые низкие показатели в мире (в России в 2000 г. младенческая смертность достигла 15,7‰). Общая смертность снизилась в Японии до 7,0‰, в США – до 8,8, в Финляндии – до 9,7, в Англии – до 10,1, в Германии – до 10,8 (в России в 2000 г. – до 15,4‰). Следует указать, что при низкой рождаемости, в России уже несколько лет имеет место тенденция естественной убыли населения – до 6,7‰, в Пермской области убыль составляла в 2000 г. 6,3‰. Смертность лиц трудоспособного возраста в 2005 г. составив 8,2‰, приблизилась к уровню 1994 г. – 8,5‰. Почти одна треть всех умерших в 2005 г. – лица трудоспособного возраста. Смертность мужчин в работоспособном возрасте в настоящее время, практически, соответствует уровню, сложившемуся в Российской империи в конце Х1Х в.. По показателям ожидаемой продолжительности жизни для мужчин Россия занимает 134 место в мире, для женщин – 100-е место.
[11] Статья опубликована в: Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2007. № 3. С. 48-50.
[12] Селезнева В.Т. Очерки по развитию медицины и здравоохранения на Среднем Урале (ХVΙΙΙ век-1945 г.): Автореф. дис. … д-ра мед. наук. Томск, 1965. С. 16.
[13] Парин В.В. О вероятном… о невероятном. М.: Наука, 1979. С. 44.
[14] Краткий отчет о деятельности научного медицинского общества при Пермском государственном университете (1921-1929) // Пермский медицинский журнал. 1930. Т. 8. № 1-4. С. 129.
[15] Вагнер Е.А., Шутов А.А., Болотова М.Ф. // Пермский медицинский журнал. 1994. Т. 11. № 1-4. С. 7-10.
[16] Колесов В.И. // Хирургия. 1958. № 11. С. 135-138.
[17] Сумбаев П.П. Очерк деятельности Молотовского государственного медицинского института за период Великой Отечественной войны. Молотов, 1948. С. 263.
[18] Например: Философская энциклопедия / Гл. ред. Ф.В. Константинов. Т.1. М.: Сов. энциклопедия, 1960. С. 20; Гринин Л.Е. Формации и цивилизации // Философия и общество. 2001. №3. С. 30-34, 37.
[19] Философская энциклопедия... С. 20; Гринин Л.Е. Указ соч. С. 38-39.
[20] Грибанов Э.Д. Медицина в символах и эмблемах. М.: Медицина, 1990. 206 с.
[21] Русская философия: Словарь / Под ред. М.А. Маслина. М.: Республика, 1995. 655 с.
[22] Отечественная история: Учеб. пособие / Под общ. ред. Н.А. Невоструева, В.Ю. Черных; Перм. гос. мед. академия; Зап.-Урал. ин-т экономики и права. Пермь, 2007. 222 с.
[23] Орачева Е.А. Управление качеством образования: опыт, проблемы // Гуманитарные науки и современность: Сб. науч. тр. / Науч. ред. Т.Г. Шешукова; Зап.-Урал ин-т экономики и права. Пермь, 2007. С. 15-25; Покровский В.И. Состояние медицинской науки: тенденция и прогноз // Российский медицинский вестник. 1997. №3. С.27-33; Баньковский Л.В. На пределе человеческих возможностей // Медик Урала. 1992. 29 окт.
[24] Российская государственная библиотека / Центр информ. технологий РГБ. Электрон. дан. М.: Рос. гос. б-ка, 1997. – http://www.rsl.ru.