Мониторинг и оценка эффективности
Выше мы уже подчеркивали, как важно по возможности максимально точно и конкретно формулировать задачи проекта (цель обычно менее конкретна, так как направлена на изменение ситуации в долгосрочной перспективе). Точные указания на то, что должно измениться, в какой степени и к какому времени, помогают персоналу организации и другим заинтересованным лицам оценивать развитие проекта и качество его выполнения. Эта информация может помочь улучшить работу проекта и сохранить его прозрачность для заинтересованных лиц, в первую очередь доноров.
Мониторинг нужен каждой рабочей программе для определения и документирования того, насколько выполняемая работа соответствует плану проекта и того, что необходимо изменить.
По существу мониторинг немногим отличается от простого сбора и записи данных в стандартной форме, которую можно легко сравнить со стратегическими планами программы.
Большинство мониторинговых данных — количественные, фиксирующие, сколько единиц конкретных товаров или услуг было предоставлено различным группам людей или сколько людей этими товарами и услугами воспользовались. Например, в качестве мониторинга можно отслеживать следующие показатели по проекту: количество контактов с целевой группой, количество распространенных материалов, другие ресурсы. Пример'. Количество контактов с выдачей материальных средств в первом квартале 2000г. Количество распространенных материалов в первом квартале 2008г.
Оценка — это исследование, которое позволяет измерить изменения, произошедшие благодаря работе проекта (например, профилактическая работа, предоставление консультаций, выпуск информационных продуктов), и извлечь информацию, используемую для максимизации полезности программы для населения.
В отличие от мониторинга, который, скорее, отвечает на вопросы «что?», «сколько?» и «когда?», оценка ставит исследовательские вопросы, например: почему что-то произошло или не произошло, какие факторы мешали и какие способствовали этому, какие изменения можно было бы внести для улучшения практики работы в будущем.
Таким образом, оценочные исследования оценивают и объясняют причины и последствия этих изменений с тем, чтобы:
• остановить вредные и тормозящие процессы;
• максимизировать пользу от текущей работы по программе;
• улучшить работу других партнерских организаций, работающих в этой сфере;
• определить, были ли достигнуты цели и задачи;
• подтвердить, что виды деятельности непосредственно связаны с реализуемой программой.
Смысл оценки в том, чтобы изменить и улучшить практику работы, убедительно демонстрируя, что работает, а что нет, почему и как.
Учитывая такие практические цели, оценка не должна рассматриваться как пугающая, дорогостоящая и занимающая много времени «большая наука», которая под силу только специалистам. Оценку следует рассматривать, скорее, как применение в ходе обычной работы относительно недорогих научных методов при минимуме затрат и максимуме эффективности.
Разработка системы оценки подобна созданию небольшого проекта внутри вашего проекта. При этом сохраняется та же логика, что и при создании проекта как такового, то есть необходимо определить цель, задачи и темы исследования вашей оценки, которые будут соответствовать цели, задачам и видам деятельности проекта.
Тема исследования: оценка тренингов и качества услуг консультирования (насколько материал/информация применяется на практике и передается дальше и т.д.)
В данном случае цель оценки и задачи оценки являются скорее обобщающими категориями, которые заполняются информацией по конкретным темам исследования, поэтому очень важно подробнее остановиться на темах исследования, которые будут направлены на оценку действенности мероприятий проекта для устранения/смягчения причин проблем. Круг этих тем очерчивает работу, которая должна быть реально проведена во время оценки.
Оценка должна рассматриваться в первую очередь с точки зрения общей полезности и эффективности проекта, и если сбор каких-то данных окажется непосильным, просто откажитесь от него. Можно сократить количество тем исследования до приемлемого. Помните, что лучше провести какую-то оценку, чем не провести ее вообще. (Краткое описание преимуществ и недостатков возможных методов сбора такой информации, например: обзор литературы, фокус-группы, интервью, самозаполняемый опросник, опросник с сопровождением, полуструктурированное интервью, наблюдение и профессиональный отзыв — приводится в Приложении 1 «Преимущества и недостатки некоторых методов сбора информации для оценки эффективности проекта»).
Предполагаемые результаты воздействия видов деятельности и показатели, свидетельствующие о таком воздействии.
Следующие шаги помогут вам определить индикаторы для задач и результатов мероприятий, виды необходимой базовой информации и план мониторинга и оценки эффективности:
1. Обсудите необходимость и значение индикаторов, а также важность того, чтобы показатели были конкретными и измеряемыми.
2.Определите индикаторы для каждой задачи, которые помогут вам оценить успешность проекта.
3. Определите индикаторы результатов для каждого вида деятельности и возможные способы сбора такой информации.
4.Определите виды базовой информации, необходимые для оценки прогресса по этим индикаторам. Определите, сколько такой информации можно получить из результатов оценки ситуации и сколько еще нужно специально собрать в сообществе.
Вопросы для обсуждения:
• Почему индикаторы важны?
• Что такое хороший индикатор?
• В чем состоят возможные трудности в определении индикаторов развития проектов?
Примечание
Может оказаться трудным найти хорошие индикаторы и виды исходной информации в тех случаях, когда проекты имеют дело с частными (иногда противоречивыми) аспектами человеческой жизни. Например, трудно измерить или собрать информацию об изменении гендерных норм и отношений, которое могло бы способствовать снижению уязвимости. Очень важно активно вовлекать самих членов сообщества в определение индикаторов и видов базовой информации с тем, чтобы понимать их полезность и пригодность для создания и выполнения «хороших» проектов.