Определение видов деятельности

Ясное описание проблемного поля помогает нам начать процесс решения проблем и глубже обсудить более широкий спектр воз­можных видов работы с проблемами, выявленными на этапе оцен­ки ситуации.

Первая фаза определения видов деятельности проекта на осно­вании описания проблемного поля заключается в том, чтобы про­верить, нет ли в первых двух строках каждого описания (тема проекта и проблемы) таких проблем, работа с которыми выходит за пределы компетенции НПО или не отвечает требованиям доно­ров либо условиям финансирования проекта. Возможно, понадо­бится исключить на данной стадии эти проблемы из процесса раз­работки проекта (и поместить в «банк данных» - на будущее).

Следующая фаза заключается в том, чтобы просмотреть причины в описании проблемного поля и определить возможные меры, при помощи которых можно работать с каждой из них. Группирование причин (по категориям) может помочь в определе­нии различных видов деятельности для различных категорий причин.

Существуют разные по типу воздействия и результатам виды де­ятельности. На их выбор может оказать влияние политическая, со­циальная, экономическая ситуация, опыт работы НПО-заявителя, технические, правовые условия реализации проекта, возможности и ресурсы организации - заявителя, наличие политической поддерж­ки НПО со стороны властных структур, поддержки в сообществе; наличие доверительных отношений с целевой группой проекта; возможность доступа целевой группы к услугам проекта.

Возможные виды деятельности:

1. Информационно-образовательная программа (мероприятия, связан­ные с повышением уровня информированности участников проекта).

2. Программа формирования мотивации и навыков (мотивационная работа, связанная с консультированием и информированием; подготовкой и распространением мотивационных материалов; включает индивидуальную и групповую работу).

3.Программы с привлечением к участию клиентов программы и специалистов заинтересованных организаций (организация групп взаимопомощи; подготовка и привлечение волонтеров, специалистов; подготовка и проведение тренингов и т.д.).

4. Организация доступа к информированию и образованию, формирование навыков поведения; содействие получению медицин­ской, социальной, психологической помощи со стороны государ­ственных организаций — участников программы.

5. Реабилитационные программы, реабилитационные программы различных ре­лигиозных конфессий, мотивационное консультирование т.д.). Чтобы более подробно обсудить возможные виды деятельности и проверить, относятся ли они к приоритетным группам, обозначен­ным в описании проблемного поля, можно также использовать контрольный список вопросов:

• Почему этот вид деятельности применим к этой проблеме?

• Кто выиграет от этого?

• Что изменится?

• Каковы целевые группы для этого вида деятельности?

• Кто «привратники»?

• Кто «заинтересованные лица»?

• Какие ресурсы (технические, человеческие, финансовые, матери­альные) требуются для успешности предлагаемых мероприятий?

Инструкции:

1.Обсудите и согласуйте контрольный список вопросов, который можно применять для подробного обсуждения видов деятельности.

2.Возьмите описание проблемного поля. Просмотрите причины первой роблемы. Обсудите причины, собранные в категории «Индивидуальные», и путем «мозгового штурма» соберите не­сколько возможных видов работы с этими причинами.

3.Используйте контрольный список вопросов для более подробно­го обсуждения этих видов деятельности. Убедитесь, что эти ви­ды деятельности относятся к приоритетным группам, которые были определены для проблемы. Напишите название каждого вида работы на отдельной карточке.

4.Повторите эти шаги для причин, собранных в категориях «Ус­луги» и «Общественные».

5.Определив возможные виды деятельности для первой проблемы, повторите шаги 2 и 3 для остальных проблем.

Вопросы для обсуждения:

• Насколько сильно пересекаются виды деятельности для различ­ных проблем в описании проблемного поля?

• Как контрольный список вопросов помогает нам более подробно описать каждый вид деятельности?

Примечание

Контрольный список вопросов может помочь обсуждать виды деятельности более подробно. Обдумывание некоторых специфи­ческих деталей предстоящей работы на этом этапе подготовит к отбору видов деятельности, описание которого следует далее в этом разделе.

ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНИМОСТИ

Итак, для проблем из описания проблемного поля определе­но несколько возможных видов деятельности. Для выбора стра­тегии теперь будет полезно более подробно рассмотреть воз­можность осуществления этих различных видов деятельности. Другими словами, мы должны обсудить выполнимость этих ме­роприятий.

Важно рассмотреть два измерения выполнимости, каждое из ко­торых разделено на несколько аспектов;

Выполнимость вида деятельности для НПО Применимость вида деятельности для работы с целевыми группами, «привратниками» и «заинтересо­ванными лицами»
Опыт подобной работы. Опыт работы с целевыми группами. Технические возможности (в насто­ящее время и потенциальные) для осуществления деятельности. Возможность получения необходи­мой технической поддержки. Организационная способность (в настоящее время и потенциальная) выполнять работу. Способность финансировать деятельность. Наличие необходимых ресурсов Приемлемость для целевых групп. Приемлемость для «привратников». Приемлемость для «заинтересован­ных лиц». Способность целевых групп участ­вовать в виде деятельности  

Таблица выполнимости может использоваться для сравнения ви­дов деятельности по этим двум измерениям выполнимости. Такое сравнение может помочь нам определить пути повышения выпол­нимости мероприятий и исключить те виды деятельности, которые остаются слишком мало выполнимыми.

Пример, Таблица выполнимости для контингента военных

Применимость для целевых групп, «привратников» и «заинтересованных лиц»
Выполнимость для НПО Высокая Высокая Средняя Низкая
Просвещение по ме­тодике "равный — равному» Целевые ролики и программы на мест­ном радио. Телефон доверия
Средняя Изменение устано­вок персонала дивизии Включение в расписа­ние курса. Постоянное обучение по методике «равный — равному»  
Низкая Свободная раздача информа­ционных материалов   Работе в каж­дой дивизии

Оценка выполнимости может проводиться следующим образом:

1.Обсудите и перечислите два измерения выполнимости и их ас­пекты.

2.Обратитесь к описанию проблемного поля и выберите первую проблему (из среднего уровня описания). Начертите таблицу выполнимости (см. пример).

3. Просмотрите карточки с видами деятельности для этой проблемы. Беря по очереди каждую карточку, обсудите, какова степень вы­полнимости указанного в ней вида деятельности по двум измере­ниям выполнимости и всем их аспектам. Поместите каждую кар­точку вида деятельности на соответствующее ей место в таблице.

4.Обсудите, как можно было бы повысить выполнимость этих ме­роприятий. При необходимости перепишите карточку, сформу­лировав вид деятельности наиболее приемлемым образом, чтобы показать, как можно улучшить выполнимость этой деятельности. Обсудите, не нужно ли исключить некоторые виды деятельнос­ти ввиду их низкой выполнимости. Обсудите последствия тако­го исключения для процесса решения проблемы.

5. Повторите вышеописанные шаги для других проблем из описа­ния проблемного поля.

Вопросы для обсуждения:

• Каковы самые важные пути повышения выполнимости?

• Как влияет исключение мероприятий на процесс решения проблемы из описания проблемного поля?

Примечания

• Иногда возникают трудности с использованием таблицы, так как это требует ранжирования по двум измерениям. В этом случае рассортируйте виды деятельности сначала по каждому измерению в отдельности, а затем посмотрите, где эти сортировки пересекаются в таблице.

• В этом, виде работы очень важно обсуждение того, как повысить выполнимость определенных мероприятий. Используйте такие дискуссии для ревизии и изменения планируемых действий с тем, чтобы сделать их более выполнимыми.

ОЦЕНКА ОХВАТА И ВОЗДЕЙСТВИЯ

Определив комплекс возможных мероприятий и обсудив их вы­полнимость, важно сравнить их вероятное воздействие и охват. Виды деятельности, имеющие большее воздействие на проблему и охватывающие большую часть сообщества, затронутого проблемой, должны получить приоритет по сравнению с мероприятиями, ко­торые имеют меньшее воздействие и меньший охват.

Часто трудно что-либо сказать об эффективности какого-то кон­кретного вида деятельности. Иногда недостает информации о его воздействии, или это воздействие трудно измерить, или требуется много времени, чтобы деятельность возымела эффект. В таких случаях мы все же можем примерно оценить вероятное воздейст­вие вида деятельности по тому, насколько продуктивно он может работать в целевых группах. Предполагается, что виды деятельно­сти, которые более продуктивно работают в целевых группах, бу­дут иметь тенденцию сильнее воздействовать на проблему.

При выборе вида деятельности важно признавать то, что часто существует некоторое противоречие между работой с достаточной продуктивностью для достижения воздействия и охвата достаточ­ного количества людей в сообществе, затронутых проблемой. Ви­ды деятельности, позволяющие оказать влияние на большое коли­чество людей (как кампании в СМИ), часто недостаточно эффективны для каждого человека в отдельности и сами по себе оказы­вают небольшое воздействие на проблему. Виды деятельности, ин­тенсивно работающие с малыми количествами людей (как добро­вольное консультирование и тестирование), могут иметь большое влияние на этих людей, но не иметь большого охвата.

Для того чтобы правильно выбрать виды деятельности, исходя из наилучшего использования ресурсов, важно обсудить это про­тиворечие между эффективностью воздействия и степенью охвата.

Для сравнения охвата и воздействия различных видов деятель­ности с тем, чтобы улучшить их комбинацию и баланс между охватом и воздействием:

1.Обсудите причины для рассмотрения охвата и воздействия видов
деятельности.

2.Возьмите описание проблемного поля и выберите первую проблему. Начертите диаграмму «воздействие/охват».

3.Просмотрите карточки с видами деятельности для этой про­блемы. Беря по очереди каждую карточку, обсудите степень воздействия вида деятельности (от низкой до высокой) на проблему и уровень охвата им (от низкого до высокого) групп, затронутых проблемой. Нанесите на диаграмму пози­ции каждого вида деятельности и поместите карточки меро­приятий на эти места.

4. Создайте диаграмму «охват/воздействие» для каждой пробле­мы в описании проблемного поля.

Вопросы для обсуждения:

• Насколько приемлем общий баланс между охватом и воздействием каждого вида деятельности для каждой из проблем?

• Как этот общий баланс может быть улучшен и как могут быть улучшены отдельно охват и воздействие конкретных мероприятий?

• Какие виды деятельности лучше всего сочетают охват и воздействие?

• Следует ли исключить некоторые виды деятельности из-за их не­ достаточного охвата и воздействия?

ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ

Ранее рассмотренные в этом разделе виды работы по реализации проектов касались выполнимости возможных мероприятий, степени их вероятного воздействия на проблему и охвата. Виды де­ятельности рассматривались по отношению к конкретным пробле­мам.

Сейчас важно обсудить весь набор мероприятий в целом по от­ношению к двум критериям:

1. Общая выполнимость. Каждый вид деятельности сам по себе может быть выполнимым, но НПО следует обсудить, выполни­мо ли сочетание выбранных мероприятий. Самыми распространенными ограничениями этой выполнимости будут мощность НПО (как в плане финансов, так и в плане кадров) и ее способ­ность осуществлять все эти виды деятельности.

Общая устойчивость. Работа, цель ко­торой — попытаться устранить/смягчить некоторые причины негативных явлений в этой сфере, редко бывает кратковременной и быстрой. Если виды деятельности не жизнеспособны за пределами типичного периода существования начального проек­та, маловероятно, что они окажут значительное влияние на про­блемы, с которыми работают, НПО следует обратить присталь­ное внимание на потенциальную жизнеспособность и устойчивость комплекса мероприятий и на то, как их можно повысить Планируя устойчивые виды деятельности, возможно, придется подумать о:

• возобновлении/ увеличении финансирования;

• сохранении общественной поддержки и поддержки в со­обществе;

• укреплении партнерских отношений с другими организа­циями (в том числе и государственными);

• сохранении участия целевой группы;

• поддержании качества работы проекта;
• сохранении штата проекта;

• передаче проекта сообществу на стадии осуществления.
Цель планирования жизнеспособности видов деятельности проек­та состоит в том, чтобы повысить устойчивость их воздействия. Но важно помнить, что такое воздействие должно сохраняться и после окончания проекта. Планирование устойчивости воздействия требу­ет продумывания того, что произойдет после завершения проекта.

Для того чтобы спланировать пути повышения выполнимости видов деятельности проекта и устойчивости их воздействия:

1.Соберите все карточки мероприятий, которые обсуждались до этого. Посмотрите, пересекаются ли где-либо виды деятельнос­ти, выбранные для различных проблем, и составьте единый спи­сок мероприятий проекта.

2.Обсудите общую выполнимость этого списка мероприятий в све­те возможных ограничений в финансах и кадрах. Обсудите, на­до ли внести изменения в этот список, чтобы сделать его более выполнимым.

3.Обсудите значение устойчивости и разницу между устойчивос­тью видов деятельности проекта и устойчивостью воздействия проекта. Путем «мозгового штурма» создайте список важных ас­пектов устойчивости проекта.

4.Обсудите, как повысить устойчивость планируемых видов дея­тельности в свете каждого из аспектов устойчивости.

5.Обсудите, что может быть сделано для повышения устойчивости воздействия проекта по окончании проекта и включите это в план повышения устойчивости.

Примечание

Подумайте о различии между устойчивостью проекта и ус­тойчивостью его воздействия. Как можно повысить устойчивость воздействия проекта далеко за пределами жизни самого проекта?

IV. Как писать?

Наши рекомендации