Определение видов деятельности
Ясное описание проблемного поля помогает нам начать процесс решения проблем и глубже обсудить более широкий спектр возможных видов работы с проблемами, выявленными на этапе оценки ситуации.
Первая фаза определения видов деятельности проекта на основании описания проблемного поля заключается в том, чтобы проверить, нет ли в первых двух строках каждого описания (тема проекта и проблемы) таких проблем, работа с которыми выходит за пределы компетенции НПО или не отвечает требованиям доноров либо условиям финансирования проекта. Возможно, понадобится исключить на данной стадии эти проблемы из процесса разработки проекта (и поместить в «банк данных» - на будущее).
Следующая фаза заключается в том, чтобы просмотреть причины в описании проблемного поля и определить возможные меры, при помощи которых можно работать с каждой из них. Группирование причин (по категориям) может помочь в определении различных видов деятельности для различных категорий причин.
Существуют разные по типу воздействия и результатам виды деятельности. На их выбор может оказать влияние политическая, социальная, экономическая ситуация, опыт работы НПО-заявителя, технические, правовые условия реализации проекта, возможности и ресурсы организации - заявителя, наличие политической поддержки НПО со стороны властных структур, поддержки в сообществе; наличие доверительных отношений с целевой группой проекта; возможность доступа целевой группы к услугам проекта.
Возможные виды деятельности:
1. Информационно-образовательная программа (мероприятия, связанные с повышением уровня информированности участников проекта).
2. Программа формирования мотивации и навыков (мотивационная работа, связанная с консультированием и информированием; подготовкой и распространением мотивационных материалов; включает индивидуальную и групповую работу).
3.Программы с привлечением к участию клиентов программы и специалистов заинтересованных организаций (организация групп взаимопомощи; подготовка и привлечение волонтеров, специалистов; подготовка и проведение тренингов и т.д.).
4. Организация доступа к информированию и образованию, формирование навыков поведения; содействие получению медицинской, социальной, психологической помощи со стороны государственных организаций — участников программы.
5. Реабилитационные программы, реабилитационные программы различных религиозных конфессий, мотивационное консультирование т.д.). Чтобы более подробно обсудить возможные виды деятельности и проверить, относятся ли они к приоритетным группам, обозначенным в описании проблемного поля, можно также использовать контрольный список вопросов:
• Почему этот вид деятельности применим к этой проблеме?
• Кто выиграет от этого?
• Что изменится?
• Каковы целевые группы для этого вида деятельности?
• Кто «привратники»?
• Кто «заинтересованные лица»?
• Какие ресурсы (технические, человеческие, финансовые, материальные) требуются для успешности предлагаемых мероприятий?
Инструкции:
1.Обсудите и согласуйте контрольный список вопросов, который можно применять для подробного обсуждения видов деятельности.
2.Возьмите описание проблемного поля. Просмотрите причины первой роблемы. Обсудите причины, собранные в категории «Индивидуальные», и путем «мозгового штурма» соберите несколько возможных видов работы с этими причинами.
3.Используйте контрольный список вопросов для более подробного обсуждения этих видов деятельности. Убедитесь, что эти виды деятельности относятся к приоритетным группам, которые были определены для проблемы. Напишите название каждого вида работы на отдельной карточке.
4.Повторите эти шаги для причин, собранных в категориях «Услуги» и «Общественные».
5.Определив возможные виды деятельности для первой проблемы, повторите шаги 2 и 3 для остальных проблем.
Вопросы для обсуждения:
• Насколько сильно пересекаются виды деятельности для различных проблем в описании проблемного поля?
• Как контрольный список вопросов помогает нам более подробно описать каждый вид деятельности?
Примечание
Контрольный список вопросов может помочь обсуждать виды деятельности более подробно. Обдумывание некоторых специфических деталей предстоящей работы на этом этапе подготовит к отбору видов деятельности, описание которого следует далее в этом разделе.
ОБСУЖДЕНИЕ ВЫПОЛНИМОСТИ
Итак, для проблем из описания проблемного поля определено несколько возможных видов деятельности. Для выбора стратегии теперь будет полезно более подробно рассмотреть возможность осуществления этих различных видов деятельности. Другими словами, мы должны обсудить выполнимость этих мероприятий.
Важно рассмотреть два измерения выполнимости, каждое из которых разделено на несколько аспектов;
Выполнимость вида деятельности для НПО | Применимость вида деятельности для работы с целевыми группами, «привратниками» и «заинтересованными лицами» |
Опыт подобной работы. Опыт работы с целевыми группами. Технические возможности (в настоящее время и потенциальные) для осуществления деятельности. Возможность получения необходимой технической поддержки. Организационная способность (в настоящее время и потенциальная) выполнять работу. Способность финансировать деятельность. Наличие необходимых ресурсов | Приемлемость для целевых групп. Приемлемость для «привратников». Приемлемость для «заинтересованных лиц». Способность целевых групп участвовать в виде деятельности |
Таблица выполнимости может использоваться для сравнения видов деятельности по этим двум измерениям выполнимости. Такое сравнение может помочь нам определить пути повышения выполнимости мероприятий и исключить те виды деятельности, которые остаются слишком мало выполнимыми.
Пример, Таблица выполнимости для контингента военных
Применимость для целевых групп, «привратников» и «заинтересованных лиц» | ||||
Выполнимость для НПО | Высокая | Высокая | Средняя | Низкая |
Просвещение по методике "равный — равному» | Целевые ролики и программы на местном радио. | Телефон доверия | ||
Средняя | Изменение установок персонала дивизии | Включение в расписание курса. Постоянное обучение по методике «равный — равному» | ||
Низкая | Свободная раздача информационных материалов | Работе в каждой дивизии |
Оценка выполнимости может проводиться следующим образом:
1.Обсудите и перечислите два измерения выполнимости и их аспекты.
2.Обратитесь к описанию проблемного поля и выберите первую проблему (из среднего уровня описания). Начертите таблицу выполнимости (см. пример).
3. Просмотрите карточки с видами деятельности для этой проблемы. Беря по очереди каждую карточку, обсудите, какова степень выполнимости указанного в ней вида деятельности по двум измерениям выполнимости и всем их аспектам. Поместите каждую карточку вида деятельности на соответствующее ей место в таблице.
4.Обсудите, как можно было бы повысить выполнимость этих мероприятий. При необходимости перепишите карточку, сформулировав вид деятельности наиболее приемлемым образом, чтобы показать, как можно улучшить выполнимость этой деятельности. Обсудите, не нужно ли исключить некоторые виды деятельности ввиду их низкой выполнимости. Обсудите последствия такого исключения для процесса решения проблемы.
5. Повторите вышеописанные шаги для других проблем из описания проблемного поля.
Вопросы для обсуждения:
• Каковы самые важные пути повышения выполнимости?
• Как влияет исключение мероприятий на процесс решения проблемы из описания проблемного поля?
Примечания
• Иногда возникают трудности с использованием таблицы, так как это требует ранжирования по двум измерениям. В этом случае рассортируйте виды деятельности сначала по каждому измерению в отдельности, а затем посмотрите, где эти сортировки пересекаются в таблице.
• В этом, виде работы очень важно обсуждение того, как повысить выполнимость определенных мероприятий. Используйте такие дискуссии для ревизии и изменения планируемых действий с тем, чтобы сделать их более выполнимыми.
ОЦЕНКА ОХВАТА И ВОЗДЕЙСТВИЯ
Определив комплекс возможных мероприятий и обсудив их выполнимость, важно сравнить их вероятное воздействие и охват. Виды деятельности, имеющие большее воздействие на проблему и охватывающие большую часть сообщества, затронутого проблемой, должны получить приоритет по сравнению с мероприятиями, которые имеют меньшее воздействие и меньший охват.
Часто трудно что-либо сказать об эффективности какого-то конкретного вида деятельности. Иногда недостает информации о его воздействии, или это воздействие трудно измерить, или требуется много времени, чтобы деятельность возымела эффект. В таких случаях мы все же можем примерно оценить вероятное воздействие вида деятельности по тому, насколько продуктивно он может работать в целевых группах. Предполагается, что виды деятельности, которые более продуктивно работают в целевых группах, будут иметь тенденцию сильнее воздействовать на проблему.
При выборе вида деятельности важно признавать то, что часто существует некоторое противоречие между работой с достаточной продуктивностью для достижения воздействия и охвата достаточного количества людей в сообществе, затронутых проблемой. Виды деятельности, позволяющие оказать влияние на большое количество людей (как кампании в СМИ), часто недостаточно эффективны для каждого человека в отдельности и сами по себе оказывают небольшое воздействие на проблему. Виды деятельности, интенсивно работающие с малыми количествами людей (как добровольное консультирование и тестирование), могут иметь большое влияние на этих людей, но не иметь большого охвата.
Для того чтобы правильно выбрать виды деятельности, исходя из наилучшего использования ресурсов, важно обсудить это противоречие между эффективностью воздействия и степенью охвата.
Для сравнения охвата и воздействия различных видов деятельности с тем, чтобы улучшить их комбинацию и баланс между охватом и воздействием:
1.Обсудите причины для рассмотрения охвата и воздействия видов
деятельности.
2.Возьмите описание проблемного поля и выберите первую проблему. Начертите диаграмму «воздействие/охват».
3.Просмотрите карточки с видами деятельности для этой проблемы. Беря по очереди каждую карточку, обсудите степень воздействия вида деятельности (от низкой до высокой) на проблему и уровень охвата им (от низкого до высокого) групп, затронутых проблемой. Нанесите на диаграмму позиции каждого вида деятельности и поместите карточки мероприятий на эти места.
4. Создайте диаграмму «охват/воздействие» для каждой проблемы в описании проблемного поля.
Вопросы для обсуждения:
• Насколько приемлем общий баланс между охватом и воздействием каждого вида деятельности для каждой из проблем?
• Как этот общий баланс может быть улучшен и как могут быть улучшены отдельно охват и воздействие конкретных мероприятий?
• Какие виды деятельности лучше всего сочетают охват и воздействие?
• Следует ли исключить некоторые виды деятельности из-за их не достаточного охвата и воздействия?
ПОВЫШЕНИЕ ЖИЗНЕСПОСОБНОСТИ
Ранее рассмотренные в этом разделе виды работы по реализации проектов касались выполнимости возможных мероприятий, степени их вероятного воздействия на проблему и охвата. Виды деятельности рассматривались по отношению к конкретным проблемам.
Сейчас важно обсудить весь набор мероприятий в целом по отношению к двум критериям:
1. Общая выполнимость. Каждый вид деятельности сам по себе может быть выполнимым, но НПО следует обсудить, выполнимо ли сочетание выбранных мероприятий. Самыми распространенными ограничениями этой выполнимости будут мощность НПО (как в плане финансов, так и в плане кадров) и ее способность осуществлять все эти виды деятельности.
Общая устойчивость. Работа, цель которой — попытаться устранить/смягчить некоторые причины негативных явлений в этой сфере, редко бывает кратковременной и быстрой. Если виды деятельности не жизнеспособны за пределами типичного периода существования начального проекта, маловероятно, что они окажут значительное влияние на проблемы, с которыми работают, НПО следует обратить пристальное внимание на потенциальную жизнеспособность и устойчивость комплекса мероприятий и на то, как их можно повысить Планируя устойчивые виды деятельности, возможно, придется подумать о:
• возобновлении/ увеличении финансирования;
• сохранении общественной поддержки и поддержки в сообществе;
• укреплении партнерских отношений с другими организациями (в том числе и государственными);
• сохранении участия целевой группы;
• поддержании качества работы проекта;
• сохранении штата проекта;
• передаче проекта сообществу на стадии осуществления.
Цель планирования жизнеспособности видов деятельности проекта состоит в том, чтобы повысить устойчивость их воздействия. Но важно помнить, что такое воздействие должно сохраняться и после окончания проекта. Планирование устойчивости воздействия требует продумывания того, что произойдет после завершения проекта.
Для того чтобы спланировать пути повышения выполнимости видов деятельности проекта и устойчивости их воздействия:
1.Соберите все карточки мероприятий, которые обсуждались до этого. Посмотрите, пересекаются ли где-либо виды деятельности, выбранные для различных проблем, и составьте единый список мероприятий проекта.
2.Обсудите общую выполнимость этого списка мероприятий в свете возможных ограничений в финансах и кадрах. Обсудите, надо ли внести изменения в этот список, чтобы сделать его более выполнимым.
3.Обсудите значение устойчивости и разницу между устойчивостью видов деятельности проекта и устойчивостью воздействия проекта. Путем «мозгового штурма» создайте список важных аспектов устойчивости проекта.
4.Обсудите, как повысить устойчивость планируемых видов деятельности в свете каждого из аспектов устойчивости.
5.Обсудите, что может быть сделано для повышения устойчивости воздействия проекта по окончании проекта и включите это в план повышения устойчивости.
Примечание
Подумайте о различии между устойчивостью проекта и устойчивостью его воздействия. Как можно повысить устойчивость воздействия проекта далеко за пределами жизни самого проекта?
IV. Как писать?