Что, если мы видим бактерии, но бактериологический анализ мочи показывает отрицательные результаты?
Это довольно распространенная проблема. Частицы клеточного дебриса и кристаллы в процессе броуновского движения в моче имеют сходство с кокками. Однако истинные бактерии отличаются стремительными и резкими круговыми движениями, в то время как частицы дебриса лишь демонстрируют некие перемещения. Структуры в форме бацилл с наибольшей вероятностью являются бактериями, бактерия E. сoli может сформировать нитевидные структуры, если моча отстаивалась некоторое время (поэтому ее можно распознать и отличить от грибковых образований). Если вы подозреваете, что обнаружили бактерию, добавьте краситель на предметное стекло и проведите повторный анализ.
РЕЖИМЫ ДОЗИРОВАНИЯ ГКС В ВЕТЕРИНАРНОЙ НЕФРОЛОГИИ
Введение
Глюкокортикоиды — стероидные гормоны, вырабатываемые в коре надпочечников: кортизон и кортизол (гидрокортизон). Их синтетические аналоги — преднизолон и метилпреднизолон (реже дексаметазон) — широко используются в ветеринарной нефрологии для лечения заболеваний почек, развивающихся по аутоиммунному типу (большинство ОГН и некоторые ОТИН) или имеющих в своём патогенезе гипериммунные механизмы (большинство ХГН кошек, некоторые формы ХГН у собак). Кроме того, ГКС используются для лечения рецидивов ХГН у собак и кошек.
ГКС обладают выраженным противовоспалительным, иммуносупрессивным, десенсибилизирующим, противоаллергическим, антитоксическим и антипролиферативным действием. Преобладание того или иного эффекта ГКС зависит от дозы и пути введения препарата, а также от продолжительности терапии.
Дозы ГКС, как и режим их использования, подбираются индивидуально для каждого пациента в зависимости от интенсивности аутоиммунных процессов в почечной паренхиме и могут различаться при различных нефропатиях в сотни раз.
Основные положения
1. Дозы глюкокортикоидных средств (ГКС) при различных заболеваниях почек могут варьировать более чем в 200 раз.
2. В ветеринарной нефрологии в связи с необходимостью длительного приёма в том числе и относительно высоких доз ГКС обычно используются преднизолон и метилпреднизолон, сочетающие высокую эффективность и хорошую переносимость животными.
3. При острых гломерулонефритах (ОГН), а также при острых тубулоинтерстициальных нефритах (ОТИН) у собак и кошек, имеющих в своём этиопатогенезе выраженный аутоиммунный компонент, обычно назначают очень высокие или сверхвысокие (пульс-терапия) дозы ГКС в течение 1–5 суток.
4. ГКС могут включаться в комплексное лечение вирусных инфекций кошек, поскольку большинство из них осложняются иммунокомплексным поражением почек (быстропрогрессирующий, или злокачественный, гломерулонефрит с «полулуниями»).
5. Хронические гломерулонефриты (ХГН) у собак и кошек, развивающиеся с участием аутоиммунных механизмов, требуют длительной (недели — месяцы) терапии ГКС в низких или средних дозах (поддерживающая, интермиттирующая или альтернирующая терапия).
6. Хроническая почечная недостаточность (ХПН), стойкая гипертензия почечного генеза, амилоидоз и диабетическая нефропатия являются противопоказаниями к использованию любых доз ГКС.
Основные характеристики ГКС
Важнейшим стероидным гормоном, вырабатываемым корой надпочечников, является кортизол (гидрокортизон). Он синтезируется и секретируется под воздействием адренокортикотропного гормона (АКТГ), вырабатываемого эозинофильными клетками передней доли гипофиза. Выделение кортизона происходит не постоянно, а импульсами от 10 до 20 раз в сутки. Уровень секреции кортизола у собак максимален в утренние часы и снижается к полуночи. У кошек ритмы секреции этого глюкокортикоида индивидуальны.
Кортизол участвует в регуляции большого числа разнообразных обменных (биохимических) процессов и имеет ключевое значение в защитных реакциях организма при стрессе, инфекционных заболеваниях, хирургических вмешательствах и голоде (гипогликемии) и т. д.
В высоких дозах кортизол оказывает мощное противовоспалительное действие. Однако из-за выраженных гипертензивных свойств и способности задерживать жидкость и соли (а значит, и провоцировать патологическое перераспределение жидкости в организме, в частности гидроторакс и гидроперикард) как лекарственное средство кортизол для лечения заболеваний мочевыделительной системы не используется.
В настоящее время при лечении заболеваний, сопровождающихся выраженными аутоиммунными процессами, в ветеринарной нефрологии предпочтение отдаётся синтетическим производным кортизола — ГКС.
В зависимости от биологического периода полувыведения (Т1/2 из тканей) ГКС можно подразделить на три группы:
1) ГКС короткого действия (8–12 часов): гидрокортизон (кортизол);
2) ГКС средней продолжительности действия (18–36 часов): преднизолон, метилпреднизолон;
3) ГКС длительного действия (36–54 часов): триамцинолон, дексаметазон, бетаметазон.
Вместе с тем Т1/2 из тканей не коррелирует с длительностью противовоспалительного эффекта ГКС. Поэтому ежедневный (одно-трёхкратный) приём ГКС при терапии острых нефропатий, протекающих с участием аутоиммунных механизмов, составляет не менее 5 суток. Лечение хронических нефропатий со сходным патогенезом также предполагает регулярную (ежедневную или через день) дачу ГКС, но уже в течение 2–3 месяцев и более.
Кроме того, ГКС различаются по выраженности глюкокортикоидных и минералокортикоидных свойств и по способности угнетать ось «гипоталамус — гипофиз — надпочечники» (ГГН). Эти характеристики ГКС следует учитывать при их длительном назначении (например, при ХГН у кошек) для минимизации отсроченных побочных эффектов, наиболее значимыми из которых являются развитие лекарственного гипоадренокортицизма и застой жидкости в организме из-за выраженной минералокортикоидной активности (таблица 1).
Как для краткосрочной терапии в больших дозах (пульс-терапия), так и для длительной (в т. ч. альтернирующей) в средних и малых в ветеринарной нефрологии наиболее рационально использование ГКС средней продолжительности действия, таких как преднизолон и метилпреднизолон. Такой выбор связан прежде всего с тем, что именно у этих препаратов высокая терапевтическая эффективность сочетается с наименьшей частотой и выраженностью как краткосрочных (в первую очередь — поражение желудочно-кишечного тракта из-за ульцерогенного эффекта1), так и отсроченных побочных эффектов (стойкая гипергликемия, вплоть до стероидного диабета, замедление процессов регенерации тканей и появление асептических некрозов, геморрагический панкреатит, замедление роста у котят и щенков, повышенная агрессивность (из-за психостимулирующего эффекта ГКС), а также остеопороз, возникающий в результате замедления всасывания кальция из кишечника и ускорение его элиминации почками2). В редких случаях непереносимости преднизолона и метилпреднизолона возможно использование дексаметазона. Однако длительное назначение его недопустимо (несмотря на самое выраженное среди ГКС противовоспалительное (глюкокортикоидное) действие) из-за негативного влияния на лимфоидную ткань и способности значимо угнетать (в 10–15 раз сильнее, чем у метилпреднизолона или преднизолона) ось «гипоталамус — гипофиз — надпочечники».
Примечание
1 Ульцерогенный эффект объясняется тем, что ГКС уменьшают количество определённых простагландинов в слизистой желудочно-кишечного тракта, физиологическая роль которых состоит в стимуляции образования муцина (слизи) и снижении секреции соляной кислоты, гастрина и секретина.
2 Эти побочные эффекты появляются, как правило, только при длительной даче (более 5–6 месяцев) высоких доз преднизолона и метилпреднизолона.
При назначении ГКС также необходимо учитывать их эквивалентные дозы: противовоспалительный эффект 5 мг преднизолона соответствует 4 мг метилпреднизолона и 0,75 мг дексаметазона (таблица 1).
Таблица 1.Сравнительная характеристика ГК в эквивалентных дозах
ГКС и дозы | Глюкокорти- коидная активность | Минералокорти- коидная активность | Способность угнетать ось ГГН |
Гидрокортизон (20 мг) | 0,8 | ||
Преднизолон (5 мг) | 0,8 | ||
Триамцинолон (4 мг) | 0,5 | ||
Метилпреднизолон (4 мг) | 0,5 | ||
Дексаметазон (0,75 мг) | 40–50 | ||
Бетаметазон (0,6 мг) | Нет данных |