Тема: ОСОБЕННОСТИ ОБСЛЕДОВАНИЯ И ЛЕЧЕНИЯ БОЛЬНЫХ В

ПОЛИКЛИНИКЕ И СТАЦИОНАРЕ.

Актуальность.После изучения клинической анатомии и физиологии ЛОР-органов, освоения методик их осмотра студенты начинают изучать их заболевания. Они должны познакомиться с организацией рабочего места в поликлинике и стационаре, правилами заполнения медицинской карты и истории болезни.

Цель.После изучения темы студент должен:

иметь представление об особенностях оказания лечебной помощи ЛОР-больным; знать принципы организации приема в поликлинике, ведения больных в стационаре;

уметь заполнить поликлиническую карту и историю болезни.

Место проведения занятия.Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии, кабинеты поликлиники.

Оснащение.Лобный рефлектор, смотровой инструментарий, диагностическая и лечебная аппаратура кабинетов поликлиники.

Время - 135 мин.

БЛОК ИНФОРМАЦИИ.

1. Фамилия, имя, отчество, возраст.

2. Профессия, место работы.

3. Домашний адрес.

4. Дата поступления.

5. Жалобы больного.

6. Анамнез заболевания (с указанием проводимого ранее лечения).

7. Анамнез жизни.

8. Аллергологический анамнез.

9. Перенесенные заболевания.

10. Вредные привычки.

11. Семейный анамнез.

12. Объективное исследование (кожный покров, нервно-психическая сфера, сердечно-сосудистая, дыхательная системы, органы пи­щеварения, гепато-лиенальная система, органы мочевыделения).

13. Исследование ЛОР-органов (см. тему 1).

Уши(правое, левое). Наружный осмотр, пальпация. Отоскопия: наружный слуховой проход (ширина, содержимое), бара­банная перепонка (цвет и выраженность опоз-навательных знаков, локализация и характер перфорации), слизистая оболочка барабан­ной полости и характер отделяемого.

Нос и околоносовые пазухи. Наружный осмотр и пальпация.

Передняя риноскопия: преддверие носа, слизистая оболочка полос­ти носа, носовые раковины, носовые ходы и их содержимое, перего­родка носа. Дыхание, обоняние.

Задняя риноскопия: слизистая оболочка, свод носоглотки, хоаны, зад­ние концы носовых раковин, глоточная и трубные миндалины, глоточ­ные отверстия слуховых труб.

Глотка. Наружный осмотр и пальпация.

Осмотр полости рта: слизистая оболочка, зубы, язык, дно полости рта, твердое и мягкое небо.

Фарингоскопия: слизистая оболочка, небно-язычная и небно-глоточная дужки, небные миндалины, содержимое лакун, задняя стенка глотки.

Гортань. Наружный осмотр и пальпация.

Непрямая ларингоскопия: слизистая оболочка, язычная миндалина, валлекулы, грушевидные карманы, надгортанник, черпалонадгортанные складки, складки преддверия и голосовые складки, голосовая щель, подголосовая полость, подвижность голосовых складок при спокойном дыхании, фонации и глубоком вдохе. Голос и дыхание.

14. Слуховой паспорт. Проходимость слуховых труб.

15. Вестибулярный паспорт.

16. Дополнительные методы исследования.

17. Клинический диагноз.

18. Обоснование диагноза.

19. План лечения.

План самостоятельной работы на занятии (45 мин.).

Название Описание Цель Время, мин.
1. Усвоение методик эндоскопического исследования ЛОР-органов.     2. Посещение специализированных кабинетов поликлиники.     3. Обход и осмотр больных в ЛОР-отделении. Студенты выполняют методики исследования ЛОР-органов друг на друге.     Кабинеты ЛОР-врача, фониатра, сурдолога. аудиолога,     Посещение палат стационара, работа в перевязочных, осмотр больных, заполнение историй болезни. Отработать навыки выполнения эндоскопических методов исследования.   Знакомство с организацией работы, правилами приема и заполнения амбулаторной карты.   Ознакомить с организацией работы стационара.    

Занятие 8.

Тема. ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА: НАРУЖНЫЙ ОТИТ (ФУРУНКУЛ, РАЗ­ЛИТОЕ ВОСПАЛЕНИЕ НАРУЖНОГО СЛУХОВОГО ПРОХО­ДА), ОТОМИКОЗ, СЕРНАЯ ПРОБКА, ОСТРОЕ ГНОЙНОЕ ВОСПАЛЕНИЕ СРЕДНЕГО УХА, ОСОБЕННОСТИ ЕГО ТЕЧЕ­НИЯ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ И ПРИ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗА­БОЛЕВАНИЯХ. МАСТОИДИТ

Актуальность. Острые воспалительные заболевания уха встре­чаются у лиц различного возраста, значительно распространены и могут быть причиной тугоухости и ряда тяжелых осложнений. Врач любой специальности в своей повседневной работе встречается с патологией уха, в связи с чем необходимо знать симптомы наружных и средних отитов, тактику и принципы лечения больных с этой пато­логией.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление о причинах, вызывающих заболевания наруж­ного и среднего уха, путях проникновения инфекции, методах хирур­гического лечения;

знать основные клинические симптомы заболеваний наружного и среднего уха, их осложнения, особенности течения острого гнойного среднего отита при инфекционных заболеваниях и в детском возрас­те, принципы консервативного лечения, показания к парзцентезу и антротомии;

уметь выполнить отоскопию, оценить данные рентгенографии в ук­ладке по Шюллеру, провести дифференциальную диагностику забо­леваний наружного и среднего уха, своевременно выявить осложне­ния (прежде всего — мастоидит), выбрать рациональную лечебную тактику, производить некоторые диагностические и лечебные мани­пуляции.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии, ЛОР-клиника или ЛОР-стационар.

Оснащение. Лобный рефлектор, смотровые инструменты и на­бор камертонов, ушной зонд, ушной пинцет, шприц Жане, парацен-тезная игла, набор инструментов для антротомии. Костные препара­ты, таблицы, рентгенограммы и слайды.

Время — 135 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1. Наружный отит: 1) причины и предраспо- лагающие факторы   2) клиниче- ские про- явления   3) лечение   2. Отомикоз   3. Серная пробка   4. Острый гно- йный сред- ний отит: 1) пути рас- простра- нения ин- фекции 2) стадии те- чения   3) клиниче- ские сим- птомы I, II, III стадий Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.   Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент     Блок информации.     Знать, чтобы ис- пользовать в ди- агностике, уметь поставить пра- вильный диагноз и назначить аде- кватную терапию   Знать, чтобы ис- пользовать в ди- агностике, уметь поставить пра- вильный диагноз и назначить аде- кватную терапию     Тоже Указать две клиниче- ские формы воспале- ния наружного слухо- вого прохода и пере- числить дополните- льные методы обсле- дования больного Назвать симптомы   Перечислить физиче- ские методы воздей- ствия. Выписать ре- цепт мази для лече- ния фурункула уха     Назвать основные симптомы и наиболее частую локализацию процесса. Назвать метод удаления и вы- писать рецепт ушных капель для размягче- ния серной пробки     Перечислить     Назвать. Нарисовать отоскопическую кар- тину при II стадии Перечислить. Определить характер тугоухости и внести в слуховой паспорт соответствующие данные

Продолжение страницы

Вопросы Источники инфор- мации Цель Задания для самоконтроля
4) особенно- сти течения в детском возрасте       5) особенно- сти течения при инфек- ционных заболе- ваниях   6) лечение     7) исходы   5. Мастоидит, антрит   6. Хирургиче- ское лечение (антротомия)     Иметь пред- ставление для установ- ления диаг- ноза и вы- бора лечеб- ной тактики Иметь пред- ставление о методике операции Перечислить анатомические осо- бенности строения височной кос- ти, определяющие частоту воз- никновения и клинические прояв- ления у детей грудного возраста. Указать, что в поведении ребенка грудного возраста позволит вра- чу подозревать воспаление сред- него уха Назвать заболевания и нарисо- вать отоскопическую картину при остром воспалении среднего уха гриппозной этиологии   Перечислить комплекс лечебных мероприятий при остром гной- ном среднем отите. Выписать ре- цепты ушных капель, применяе- мых в 1 и II стадиях течения. Нари- совать барабанную перепонку и обозначить место парацентеза     Перечислить симптомы и методы диагностики   Перечислить показания

План самостоятельной работы на занятии (70 мин)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных     2. Отчет о само- стоятельной работе по ре- зультатам курации 3. выполнение диагностиче- ских и лечеб- ных манипу- ляций Обследование тематических больных в стационаре. Оцен- ка выявленных изменении, проведение дифференци- альной диагностики, уста- новление диагноза и выбор лечебной тактики (использо- вать схему истории болезни) Студенты докладывают ре- зультаты курации больных, согласовывают диагноз и лечение   Приготовление ушных вато- держателей, туалет и взятие мазка из уха, введение ту- рунд с лекарственными ве- ществами, промывание уха для удаления серной пробки Зыработка уме- ния об следова- ния больного, анализа и синте- за полученных данных     Выработка уме- ния клинически мыслить     Выработка и тренировка на- выков      

Занятие 9.

Тема. ЗАБОЛЕВАНИЯ УХА: ХРОНИЧЕСКОЕ ГНОЙНОЕ ВОСПАЛЕ­НИЕ СРЕДНЕГО УХА (МЕЗОТИМПАНИТ, ЭПИТИМПАНИТ). ЛАБИРИНТИТ

Актуальность. Частота распространенности хронического гной­ного воспаления среднего уха, обострения, ведущие к временной, а иногда и стойкой потере трудоспособности, развитие тугоухости и тяжелых жизненно опасных осложнений — определяют социальную значимость этого заболевания. Врач любой специальности должен знать симптоматику хронического гнойного среднего отита и его ос­ложнений, чтобы вовремя предотвратить их развитие, а при возник­новении — своевременно направить больного в ЛОР-стационар для оказания экстренной помощи.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление о причинах, приводящих к хроническому тече­нию среднего отита, холестеатоме, методах хирургического лечения; знать основные симптомы и клинические формы хронического гной­ного среднего отита, его осложнения, принципы консервативного лечения и показания к хирургическому вмешательству, профилакти­ку, диспансеризацию;

уметь выполнить отоскопию, оценить данные рентгенографии в ук­ладке по Шюллеру и Майеру, поставить диагноз и провести диффе­ренциальную диагностику клинических форм хронического гнойного среднего отита, своевременно выявить осложнения, выбрать рацио­нальную лечебную тактику, производить некоторые диагностические и лечебные манипуляции.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии, ЛОР-клиника, ЛОР-стационар.

Оснащение. Лобный рефлектор, смотровые инструменты, на­бор камертонов, ушной зонд, ушной пинцет, канюля для промывания аттика, ушная петля, наборы инструментов для радикальной опера­ции уха и тимпанопластики. Костные препараты, таблицы, рентгено­граммы и слайды.

Время — 135 мин.


Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1. Мезотимпанит: 1)локализация воспалительно- го процесса, характер пер- форации бара- банной пере- понки и отде- ляемого из уха 2)клинические проявления     2. Эпитимпанит: 1)локализация воспалительно- го процесса, характер пер- форации бара- банной пере- понки и отделя- емого из уха   2)клинические проявления     3. Холестеатома     4. Лабиринтит     5. Консервативное лечение хрониче- ского гнойного среднего отита Пальчун В. Т., Преображен- ский Н. А. Бо- лезни уха, гор- ла, носа. — М.: Медицина, 1980   Исхаки Ю. Б., КальштейнЛ. И. Детская отори- ноларинголо- гия. — Душанбе: Маориф,1984 Солдатов И. Б. Лекции по ото- риноларинголо- гии. Выпуск вто- рой. — Куйбы- шев, 1985 Лекционный ма- териал кафед- ры, где обучает­ся студент Знать, чтобы использовать в диагности- ке, уметь пос- тавить диаг- ноз и выбрать лечебную так- тику     Тоже   Иметь пред- ставление для диагностики Тоже     Знать, чтобы использовать в практиче- ской работе Нарисовать отоско- пическую картину и обозначить локали- зацию перфорации   Перечислить и наз- вать тип нарушения слуховой функции   Нарисовать отоско- пическую картину и обозначить локали- зацию перфорации     Перечислить. Внес- ти в слуховой пас­порт данные, харак­терные для лево­стороннего хрони­ческого гнойного среднего отита   Перечислить мето- ды диагностики   Назвать формы и принципы лечения   Назвать принципы и этапы. Выписать два рецепта ушных капель

Задание на самоподготовку к практическому занятию

Продолжение таблицы

Вопросы Источники инфор­мации Цель Задания для самоконтроля
6. Хирургическое лечение хронического гнойного среднего отита: 1) радикальная операция 2) тимпанопластика     7. Диспансеризация больных хрониче- ским гнойным сред- ним отитом   Иметь пред- ставление о технике опе- раций Перечислить показания Перечислить показания и назвать типы Знать, чтобы Использовать в профилак- тической ра- боте Указать сущность дис- пансеризации, количе- ство диспансерных ос- мотров в течение года и сроки их проведения

План самостоятельной работы на занятии (70 мин)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
1. Курация больных     2. Отчет о самостоя- тельной работе по результатам кура- ции 3. Выполнение диаг- ностических и ле- чебных манипуля- ций Обследование тематических больных в стационаре. Оце- нка выявленных изменений, проведение дифференци- альной диагностики, уста- новление диагноза и выбор лечебной тактики. Исполь- зовать схему истории болезни Студенты докладывают ре- зультаты курации больных, согласовывают диагноз и Лечение Приготовление ушных вато- держателей, туалет и взятие мазка из уха. Введение ту- рунд и инсуффляция в ухо лекарственных веществ Выработка умения обсле- дования боль- ного, анализа и синтеза полученных данных     Выработка умения клини- чески мыслить Выработка и тренировка навыков        

Занятие 10.

Тема. ОТОГЕННЫЕ ВНУТРИЧЕРЕПНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ (МЕНИН­ГИТ, АБСЦЕСС МОЗГА И МОЗЖЕЧКА) ИОТОГЕННЫИ СЕП­СИС

Актуальность. Отогенные внутричерепные осложнения относят­ся к тяжелым, жизненно опасным заболеваниям, летальность |при которых в структуре оториноларингологической заболеваемости за­нимает первое место. Они могут возникать в результате проникнове­ния инфекции из уха в полость черепа и составляют в среднем 2-3% от общего числа больных с гнойными заболеваниями среднего уха, значительно чаще — при хроническом гнойном эпитимпаните. Исход заболевания зависит от своевременного распознавания симптомов начинающегося осложнения и правильной ориентации в лечебной тактике, в связи с чем знание этого материала является проверкой зрелости мышления студента и имеет важное значение в практиче­ской деятельности.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление о путях проникновения инфекции из среднего и внутреннего уха в полость черепа и этапах ее распространения, методах хирургического лечения;

знать основные клинические симптомы отогенных внутричерепных осложнений (менингита, абсцесса мозга и мозжечка) и отогенного сепсиса, принципы их лечения и профилактики; уметь своевременно распознать симптомы осложнения и выбрать рациональную лечебную тактику.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии, ЛОР-клиника, ЛОР-стационар.

Оснащение.Лобный рефлектор, смотровые инструменты, на­бор камертонов, ушной зонд, ушной пинцет, набор инструментов для хирургического вмешательства при гнойном среднем отите. Костные препараты, таблицы, рентгенограммы и слайды.

Время— 135 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
1. Пути проникновения инфекции из уха в полость черепа и этапы ее распрост - ­ ранения   Иметь пред- ­ставление для профи­- лактики ос- ­ложнений Перечислить и записать в ра­- бочую тетрадь

Продолжение таблицы

Вопросы Источники информации Цель Задания для самоконтроля
2. Отогенный разлитой гнойный менингит     3. Стадии те- чения абс- цесса мозга и мозжечка     4. Абсцесс мозга   5. Абсцесс мозжечка     6. Отогенный сепсис     7. Принципы лечения отогенных осложнений Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.   Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент     Блок информации.     Знать, чтобы ис- ользовать в ди- агностике и выб- рать адекватную печебную такику   Тоже   Тоже   -II-     -II-     Знать, чтобы ис- пользовать в практической работе Назвать симптомы. Пе- речислить заболевания, с которыми проводится дифференциальный ди- агноз   Перечислить и записать в рабочую тетрадь     Перечислить 4 группы основных клинических симптомов. Записать в рабочую тетрадь план обследования Назвать клинические симптомы и указать за- болевания, с которыми проводится дифферен- циальный диагноз Назвать две его формы и перечислить общие и очаговые симптомы. За- писать в рабочую тет- радь заболевания, с ко- торыми проводится диф- ференциальный диагноз Назвать комплекс лечеб- ных мероприятий, указав их последовательность

План самостоятельной работы на занятиях (90 мин.)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
Курация больных 1. Обследование тематиче­ских больных в стационаре     2. Обследование больных с заболеваниями уха и офор­мление результатов курации в истории болезни (см. схему истории болезни) Выработка умения об­следования больного, анализа и синтеза полученных данных

Занятие 11.

Наши рекомендации