Оценка кумулятивного способа исследования

Чувствительности отолитового аппарата

На четырехштанговых качелях

Степень кумуляции Вегетативные рефлексы
0— 15-минутное качание 1 — через 11-15 мин. качания 2 — через 6-10 мин. Качания 3 — в первые 5 мин. качания отсутствие вегетативных рефлексов тошнота и рвота тошнота и рвота рвота

План самостоятельной работы на занятии (45 мин.)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
1. Усвоение основных анатомо-топогра- фических особен- ностей внутреннего уха (полукружных каналов и преддве- рия), проводящих путей и центров вестибулярного анализатора 2. Исследование фу- нкции полукружных каналов и состав- ление вестибуляр- ного паспорта   3. Исследование фу- нкции отолитового аппарата Повторение по муляжам, костным препаратам, таблицам, слан дам. Ис- пользовать домашние зарисовки   Выявление студентами друг на друге спонтан- ных нарушений,прове- дение нагрузочных вес- тибулярных проб. Вне- сение полученных дан- ных в вестибулярный паспорт. Использовать домашние зарисовки   Проведение студентами друг на друге отолито- вой пробы с оценкой ее результатов по степе- ням Углубить знания для использования при изучении заболеваний уха   Выработать уме- ние оценивать полученные дан- ные для исполь- зования их в кли- нике при диффе- ренциальной ди- агностике вести- булярной дис- функции Выработать уме- ние анализиро- вать и синтези- ровать получен- ные данные      

Занятие 4

Тема. КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ НОСА, ОКО-ЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ, МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДО­ВАНИЯ

Актуальность. В практической работе врачам различных специ­альностей часто приходится встречаться с патологией носа, около-носовых пазух, глотки и вызванными ими осложнениями. Наружный нос является важнейшей частью косметического ансамбля лица, в связи с чем изменения его формы причиняют пациенту нередко мно­го страданий морального плана. Знание структурных и функциональ­ных особенностей носа, околоносовых пазух, поможет врачу правильно ори­ентироваться в клинической картине и лечебной тактике при пораже­нии этих органов.

Цель. После изучения темы студент должен:

иметь представление об анатомо-топографических взаимоотноше­ниях носа, околоносовых пазух с соседними органами, диафаноскопии, рентгенологическом исследовании носа и околоносо­вых пазух;

знать клиническую анатомию и физиологию носа, околоносовых па­зух и глотки;

уметь провести наружный осмотр и пальпацию носа, стенок околоно­совых пазух и регионарных лимфатических узлов, переднюю и зад­нюю риноскопию, мезофарингоскопию, оценить дыхательную и обо­нятельную функции, описать рентгенограммы.

Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии или в ЛОР-стационаре, учебный ка­бинет эндоскопической техники.

Оснащение. Лобный рефлектор, носовые зеркала для осмотра взрослых и детей, шпатели, носоглоточные зеркала, набор эндоско­пических инструментов с холодным освещением, набор В. И. Воячека для исследования обоняния, ольфактометр, ринопневмометр, диафаноскоп, набор рентгенограмм. Муляжи, костные препа­раты, таблицы, наборы слайдов, ноутбук.

Время — 135 мин.

Задание на самоподготовку к практическому занятию.

Вопросы Источники информации Цели Задания для самоконтроля
1. Костная и хрящевая и основы наружного носа     2. Стенки по- лости носа их строение     3. Особен- ности сли- зистой оболочки полости носа 4. Клиниче- ская ана- томия около -носовых пазух 5. Кровос- набжение полости носа, осо- бенности оттока ве- нозной крови и лимфы 6. Физиоло- гия носа     7. Методы исследо- вания носа Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с.   Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с.   Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990.   Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с.   Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент     Блок информации.     Повторить, чтобы использовать при изучении патологии носа   Повторить, чтобы использовать при изучении заболеваний носа и околоносовых пазух     Повторить, чтобы исполь- зовать при изучении заболеваний носа   Повторить, чтобы использовать при изучении заболеваний околоносовых пазух     Повторить, чтобы использовать при изучении патологии носа, околоносовых пазух и их осложнений     Знать, чтобы использовать при изучении патологии носа и исследовании его функ­ций     Знать, чтобы применять при осмотре на занятиях и последующей практичес-кой работе Назвать кости и хрящи, образующие наружный нос     Нарисовать схему латеральной стенки полости носа, указать место сообще-ния околоносовых пазух с полостью носа   На схеме латеральной стенки полости носа указать границу дыхательной и обонятельной области     Перечислить околоносовые пазухи, нарисовать их проекцию на лице   Назвать локализацию кровоточивой зоны полости носа     Назвать основные функции носа     Назвать инструменты для передней риноскопии. В рабочей тетради нарисовать нормальную риноскопичес-кую картину


Продолжение страницы

Вопросы Источники инфор­мации Цели Задания для самоконтроля
8 . Методы исследования околоносовых пазух       Знать, чтобы использовать в диагностике     Переосмыслить основные методы исследования околоносовых пазух  

Блок информации.

Полость носа окружена околоносовыми пазухами: парными (верхнечелюстные, лобные, клиновидные) и клетками решетчатого лабиринта, число которых колеблется от 8 до 20. Клетки или пазухи решетчатого лабиринта делятся на передние и задние. Границей между ними является основная пластинка средней носовой раковины. Околоносовые пазухи сообщаются с полостью носа с помощью соустий. Лобная, верхнечелюстная и передние клетки решетчатого лабиринта открываются в средний носовой ход, задняя – в верхний носовой ход, клиновидная пазуха – в сфеноэтмоидальный карман. Соустье ее располагается выше арки хоаны на 1,5 – 2 см рядом с перегородкой носа.

Слизистая оболочка носа и околоносовых пазух, выполняющая важную роль в физиологии и патофизиологии носа покрыта псевдомногослойным эпителием ,состоящим из мерцательных и бокаловидных клеток в соотношении 5:1.Ресн7итчатый аппарат мерцательных клеток, окруженный слизью, образует вместе с ней мукоцилиарный эскалатор или мукоцилиарную транспортную систему, которая благодаря строгой ритмичности мерцательного движения обеспечивает перемещение продуктов секреции слизистой оболочки и оседающих на е поверхности микроорганизмов и различных чужеродных частиц в сторону носоглотки, осуществляя таким образом ее постоянное очищение – клиренс.

Движение слизи в передних отделах полости носа на участке около 1-1,5 см направлено к выходу из носа. В остальных участках полости носа слизь перемещается в сторону хоан, в носоглготку, а затем заглатывается. В околоносовых пазухах секрет перемещается в сторону соустий и поступает в полость носа. В нижних дыхательных путях секрет, продуцируемый слизистой оболочкой, перемещается к гортани. А затем избыток его откашливается. В полости носа осуществляется кондиционирование вдыхаемого воздуха: очистка от пылевых частиц и микроорганизмов, увлажнение, согревание.

План самостоятельной работы на занятиях (45 мин.)

ЭТАПЫ

Название Описание Цель Время, мин.
1. Усвоение основ- ных анатомо-то- пографических особенностей но- са, околоносовых пазух. 2 Передняя и задняя риноскопия.   3. Исследование ос- новных функций носа   4. Анализ рентгено- логической карти- ны носа и около- носовых пазух Повторение по муляжам, костным препаратам, таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки   Методика осмотра носа, околоносовых пазух. Использовать домашние зарисовки.     Освоение методик исследования дыхатель- ной и обонятельной функций   Студенты изучают и оценивают рентгено- граммы носа и около носовых пазух Углубить знания для использования при изучении заболеваний носа, околоносовых пазух и глотки   Выработка навыков с анализом риноскопи- ческой картины.   Выработка навыков и оценка функционального состояния полости, носа   Выработка навыков чтения рентгенограмм носа и околоносовых пазух        

Задание 5.

Наши рекомендации