Оценка кумулятивного способа исследования
Чувствительности отолитового аппарата
На четырехштанговых качелях
Степень кумуляции | Вегетативные рефлексы |
0— 15-минутное качание 1 — через 11-15 мин. качания 2 — через 6-10 мин. Качания 3 — в первые 5 мин. качания | отсутствие вегетативных рефлексов тошнота и рвота тошнота и рвота рвота |
План самостоятельной работы на занятии (45 мин.)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Усвоение основных анатомо-топогра- фических особен- ностей внутреннего уха (полукружных каналов и преддве- рия), проводящих путей и центров вестибулярного анализатора 2. Исследование фу- нкции полукружных каналов и состав- ление вестибуляр- ного паспорта 3. Исследование фу- нкции отолитового аппарата | Повторение по муляжам, костным препаратам, таблицам, слан дам. Ис- пользовать домашние зарисовки Выявление студентами друг на друге спонтан- ных нарушений,прове- дение нагрузочных вес- тибулярных проб. Вне- сение полученных дан- ных в вестибулярный паспорт. Использовать домашние зарисовки Проведение студентами друг на друге отолито- вой пробы с оценкой ее результатов по степе- ням | Углубить знания для использования при изучении заболеваний уха Выработать уме- ние оценивать полученные дан- ные для исполь- зования их в кли- нике при диффе- ренциальной ди- агностике вести- булярной дис- функции Выработать уме- ние анализиро- вать и синтези- ровать получен- ные данные |
Занятие 4
Тема. КЛИНИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ФИЗИОЛОГИЯ НОСА, ОКО-ЛОНОСОВЫХ ПАЗУХ, МЕТОДЫ ИХ ИССЛЕДОВАНИЯ
Актуальность. В практической работе врачам различных специальностей часто приходится встречаться с патологией носа, около-носовых пазух, глотки и вызванными ими осложнениями. Наружный нос является важнейшей частью косметического ансамбля лица, в связи с чем изменения его формы причиняют пациенту нередко много страданий морального плана. Знание структурных и функциональных особенностей носа, околоносовых пазух, поможет врачу правильно ориентироваться в клинической картине и лечебной тактике при поражении этих органов.
Цель. После изучения темы студент должен:
иметь представление об анатомо-топографических взаимоотношениях носа, околоносовых пазух с соседними органами, диафаноскопии, рентгенологическом исследовании носа и околоносовых пазух;
знать клиническую анатомию и физиологию носа, околоносовых пазух и глотки;
уметь провести наружный осмотр и пальпацию носа, стенок околоносовых пазух и регионарных лимфатических узлов, переднюю и заднюю риноскопию, мезофарингоскопию, оценить дыхательную и обонятельную функции, описать рентгенограммы.
Место проведения занятия. Тематическая учебная комната на кафедре оториноларингологии или в ЛОР-стационаре, учебный кабинет эндоскопической техники.
Оснащение. Лобный рефлектор, носовые зеркала для осмотра взрослых и детей, шпатели, носоглоточные зеркала, набор эндоскопических инструментов с холодным освещением, набор В. И. Воячека для исследования обоняния, ольфактометр, ринопневмометр, диафаноскоп, набор рентгенограмм. Муляжи, костные препараты, таблицы, наборы слайдов, ноутбук.
Время — 135 мин.
Задание на самоподготовку к практическому занятию.
Вопросы | Источники информации | Цели | Задания для самоконтроля |
1. Костная и хрящевая и основы наружного носа 2. Стенки по- лости носа их строение 3. Особен- ности сли- зистой оболочки полости носа 4. Клиниче- ская ана- томия около -носовых пазух 5. Кровос- набжение полости носа, осо- бенности оттока ве- нозной крови и лимфы 6. Физиоло- гия носа 7. Методы исследо- вания носа | Пальчун В.Т., Оториноларингология Учебник для студентов мед.вузов. /В.Т.Пальчун, М.М.Магомедов, Л.А.Лучихин/ ,М..ГЭОТАР Медиа,2008,649с. Булл Т.Р. Атлас ЛОР-заболевания., М., ГЭОТАР Мед.,2004,266с. Солдатов И.Б. Лекции по оториноларингологии. М., 1990. Покровский В.М., Коротько Г.В. Физиология человека. М.,2004, 446с. Лекционный материал кафедры, где обучает- ся студент Блок информации. | Повторить, чтобы использовать при изучении патологии носа Повторить, чтобы использовать при изучении заболеваний носа и околоносовых пазух Повторить, чтобы исполь- зовать при изучении заболеваний носа Повторить, чтобы использовать при изучении заболеваний околоносовых пазух Повторить, чтобы использовать при изучении патологии носа, околоносовых пазух и их осложнений Знать, чтобы использовать при изучении патологии носа и исследовании его функций Знать, чтобы применять при осмотре на занятиях и последующей практичес-кой работе | Назвать кости и хрящи, образующие наружный нос Нарисовать схему латеральной стенки полости носа, указать место сообще-ния околоносовых пазух с полостью носа На схеме латеральной стенки полости носа указать границу дыхательной и обонятельной области Перечислить околоносовые пазухи, нарисовать их проекцию на лице Назвать локализацию кровоточивой зоны полости носа Назвать основные функции носа Назвать инструменты для передней риноскопии. В рабочей тетради нарисовать нормальную риноскопичес-кую картину |
Продолжение страницы
Вопросы | Источники информации | Цели | Задания для самоконтроля |
8 . Методы исследования околоносовых пазух | Знать, чтобы использовать в диагностике | Переосмыслить основные методы исследования околоносовых пазух |
Блок информации.
Полость носа окружена околоносовыми пазухами: парными (верхнечелюстные, лобные, клиновидные) и клетками решетчатого лабиринта, число которых колеблется от 8 до 20. Клетки или пазухи решетчатого лабиринта делятся на передние и задние. Границей между ними является основная пластинка средней носовой раковины. Околоносовые пазухи сообщаются с полостью носа с помощью соустий. Лобная, верхнечелюстная и передние клетки решетчатого лабиринта открываются в средний носовой ход, задняя – в верхний носовой ход, клиновидная пазуха – в сфеноэтмоидальный карман. Соустье ее располагается выше арки хоаны на 1,5 – 2 см рядом с перегородкой носа.
Слизистая оболочка носа и околоносовых пазух, выполняющая важную роль в физиологии и патофизиологии носа покрыта псевдомногослойным эпителием ,состоящим из мерцательных и бокаловидных клеток в соотношении 5:1.Ресн7итчатый аппарат мерцательных клеток, окруженный слизью, образует вместе с ней мукоцилиарный эскалатор или мукоцилиарную транспортную систему, которая благодаря строгой ритмичности мерцательного движения обеспечивает перемещение продуктов секреции слизистой оболочки и оседающих на е поверхности микроорганизмов и различных чужеродных частиц в сторону носоглотки, осуществляя таким образом ее постоянное очищение – клиренс.
Движение слизи в передних отделах полости носа на участке около 1-1,5 см направлено к выходу из носа. В остальных участках полости носа слизь перемещается в сторону хоан, в носоглготку, а затем заглатывается. В околоносовых пазухах секрет перемещается в сторону соустий и поступает в полость носа. В нижних дыхательных путях секрет, продуцируемый слизистой оболочкой, перемещается к гортани. А затем избыток его откашливается. В полости носа осуществляется кондиционирование вдыхаемого воздуха: очистка от пылевых частиц и микроорганизмов, увлажнение, согревание.
План самостоятельной работы на занятиях (45 мин.)
ЭТАПЫ
Название | Описание | Цель | Время, мин. |
1. Усвоение основ- ных анатомо-то- пографических особенностей но- са, околоносовых пазух. 2 Передняя и задняя риноскопия. 3. Исследование ос- новных функций носа 4. Анализ рентгено- логической карти- ны носа и около- носовых пазух | Повторение по муляжам, костным препаратам, таблицам, слайдам. Использовать домашние зарисовки Методика осмотра носа, околоносовых пазух. Использовать домашние зарисовки. Освоение методик исследования дыхатель- ной и обонятельной функций Студенты изучают и оценивают рентгено- граммы носа и около носовых пазух | Углубить знания для использования при изучении заболеваний носа, околоносовых пазух и глотки Выработка навыков с анализом риноскопи- ческой картины. Выработка навыков и оценка функционального состояния полости, носа Выработка навыков чтения рентгенограмм носа и околоносовых пазух |
Задание 5.