Опредление «школьной зрелости» детей по тесту Керна-Ирасека

Тест Керна-Ирасека состоит из 3-х заданий:

1. Рисунок человека - «дяди».

2. Срисовывание короткой фразы из 3-х слов - «Он ел суп».

3. Срисовывание группы точек.

Каждому ребенку дается чистый лист нелинованной бумаги и кладется перед ним карандаш. На лицевой стороне листа выполняется первое задание. Ребенку дается инструкция: «здесь (каждому показывается где) нарисуй какого-либо мужчину («дядю») так, как умеешь». Дальнейшее объяснение, помощь или предупреждение по поводу ошибок и недостатков рисунка запрещается.

После того, как ребенок закончит рисовать, лист бумаги переворачивается. Обратная сторона его делится горизонтальной линией примерно пополам (это можно сделать заранее).

Затем выполняется второе задание. Перед ребенком (выше рабочего листа) кладется карточка размером 7 x 14 см, на которой написана фраза «Он ел суп» (вертикальный размер букв 1 см, заглавной -1,5 см). Ребенку надо сказать: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, поэтому попробуй это перерисовать. Хорошо посмотри, как это написано и в верхней части листа (показать, где) напиши так же». После выполнения второго задания первая карточка у ребенка отбирается и для выполнения третьего задания перед ребенком кладется вторая карточка, на которой изображены 10 точек (расстояние между точками по вертикали и горизонтали - 1 см, диаметр точек - 2 мм, расположенных таким образом, чтобы острый угол пятиугольника, образованного точками, был направлен вниз). Ребенку говорится: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам нарисовать такие же в нижней части листа (показать, где)».

После выполнения задания, листы собираются (в верхнем правом углу должны быть указаны фамилия, имя, возраст ребенка, дата выполнения задания) и затем дается их оценка отдельно по заданиям, а затем в сумме по 3-м заданиям.

Если в сумме ребенок получает:

3-5 баллов - «зрелые» дети, готовы к обучению в школе.

6-8 баллов - «среднезрелые» дети, необходима дополнительная подготовка к школе.

9 баллов и более - «незрелые» дети, не готовы к школьному обучению.

Оценка результатов: каждое задание оценивается баллами от 1 до 5 (1-лучшая, 5 - худшая).

задание 1

1 балл - ставится, если у фигуры есть голова, туловище,

конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не больше, чем туловище). На голове есть волосы (шапка или кепка), уши, на лице глаза, нос, рот. Руки заканчиваются 5-пальцами. Признаки мужской одежды.

2 балла - выполнены все требования, как при оценке 1 балл.

Возможны 3 отсутствующие части: шея, волосы, один палец руки, но не должна отсутствовать какая-нибудь часть лица.

3 балла - у фигуры есть голова, туловище, конечности; руки, ноги

нарисованы двумя линиями, отсутствует шея, уши, волосы, не все пальцы на руках, ступни ног.

4 балла - примитивный рисунок головы, туловища с

конечностями, каждая конечность изображена одной линией.

5 баллов- отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

задание 2

1 балл - фразу можно прочитать. Буквы больше образца не

более чем в 2 раза. Буквы образуют 3 слова. Строка отклонена от прямой линии не более чем на 30°

2 балла - предложение можно прочитать. Буквы по величине

близки к образцу, их стройность не обязательна.

3 балла - буквы должны быть разделены не менее чем на 2

группы. Можно прочитать хотя бы 4 буквы.

4 балла - с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа букв

имеет еще видимость письма.

5 баллов - каракули.

задание 3

1 балл – точное воспроизведение образцов. Нарисованы точки, а не кружки. Соблюдена симметрия фигуры по горизонтали и вертикали. Может быть любое уменьшение фигуры, увеличение, возможно, не более чем в половину.

2 балла – возможно незначительное нарушение симметрии: одна точка может выходить за рамки столбца или строки. Допустимо изображение кружков вместо точек.

3 балла – группа точек грубо похожа на образец. Возможно нарушение симметрии всей фигуры. Сохраняется подобие пятиугольника, повернутого вверх или вниз вершиной. Возможно меньшее или большее количество точек (не менее 7, но не более 20).

4 балла – точки расположены кучно, их группа может напоминать любую геометрическую фигуру. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например, линии - не допустимы.

5 баллов – каракули.

I.8. Тема:Составление пищевого рациона для детей

Вопросы по теме:

1. Состав основных пищевых продуктов, их энергетическая ценность.

2. Нормы питания взрослого человека в зависимости от условий жизни и характера труда.

3. Нормы питания детей дошкольного возраста.

4. Значение разнообразия пищи.

5. Режим питания взрослого человека и детей дошкольного возраста.

Оборудование: таблицы химического состава и

калорийности пищевых продуктов.

Задания:

1. Познакомиться с таблицей 1, в которой даны суточные нормы белков, жиров, углеводов и калорийности для детей и подростков. Выбрать нормы для детей дошкольного возраста (один из возрастов).

2. Познакомиться со специальными таблицами химического состава

3. и калорийности пищевых продуктов (таблица 2), которые необходимы для составления пищевого рациона (в таблицах указано процентное содержание в пищевых продуктах белков, жиров, углеводов и калорийность 100 г. продукта).

4. Выбрать режим питания в зависимости от возраста (пяти- или четырехразовое).

5. Пользуясь таблицами 1 и 2, составить пищевой рацион для детей дошкольного возраста (возраст по выбору), записав данные в таблицу 3.

6. Подсчитать в составленном суточном пищевом рационе содержание белков, жиров, углеводов и калорийность.

Суточная потребность детей и подростков в белках, жирах, углеводах
возрас калори Белки (г)   Жиры (г) Угле
т, лет и-ность (ккал.)           воды
              (г)
    всего в том числе животны е всего в том числе растител ьные линолевая кислота /% калорийно сти/
1-3

Таблица 1

4-6
7-10
11-13
/мальч              
ики/              
11-13
/девоч              
ки/              
14-17
/юнош              
и/              
14-17
/девуш              
ки/              
  Таблица 2

Состав и калорийность пищевых продуктов

Название продуктов Белки, Жиры, Углеводы Кол-во
  в% в% в'% ккал в 100 г. продукта
Говядина тощая 17,6 3,6 -
Говядина жирная 15,2 9,9 -
Свинина мясная 13,9 20,2 -
Телятина тощая 16,9 0,5 -
Курица 17,2 12,3 -
Треска 14,9 0,4 -
Сельдь соленая 18,0 8,2 -
Печень 15,5 3,4 -
Яйцо куриное 12,55 12,11 0,55
Молоко коровье 2,8 3,5 4,5
Кефир средний 2,8 3,5 2,9
Творог жирный 11,1 18,8 2,3
Сыр «Костромской» 22,6 25,7 -
Масло сливочное 0,4 0,5
Масло подсолнечное 93,8
Шпиг свиной 1,7 85,5
Хлеб ржаной 5,3 1,2 46,1
Хлеб пшеничный 6,7 0,7 50,3
Гречневая крупа 10,6 2,3 64,4
Рис 6,4 0,9 72,5
Манная крупа 9,5 0,7 70,1
Макароны 9,3 0,8 70,9
Пшено 10,1 2,3 66,5
Горох 19,8 2,2 50,8
Фасоль 19,6 2,0 51,4
Картофель 2,14 0,22 19,56 62,5
Морковь 1,18 0,29 9,06 30,5
Капуста свежая 1,5 - 5,2
Салат 1,3 - 2,2
Свекла 1,1 - 10,3
Огурцы 0,7 - 2,9
Помидоры 0,5 - 4,0
Лук репчатый 0,2 -
Апельсины 0,8 - 8,0
Яблоки 0,3 - 10,8
Грибы белые свежие 4,6 0,5
Грибы сушеные 30,4 3,8 22,5
Сахар - - 95,5
Мед 0,3 - 77,7
Шоколад 5,8 37,5 47,6
Какао 19,9 19,0 38,4
Печенье 12,24 7,72 64,41 386,1
Таблица 3

Состав суточного пищевого рациона

Режим питания Название продукта Вес продукта, г Содержание во взятом количестве продукта, г Калорийн ость, ккал
белки жиры углеводы
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             
             

Оформление результатов: Сравнить составленный суточный пищевой рацион с нормами суточной потребности детей в белках, жирах, углеводах, калорийности и сделать вывод.

II. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Вопросы коллоквиума по теме: «Физиология нервной системы и высшей нервной деятельности».

1.Значение нервной системы. Нейрон. Понятие о возбуждении, возбудимости, раздражении, раздражителях. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги. Классификация рефлексов.

2.Возникновение и распространение возбуждения по нервному волокну. Свойства нервного волокна.

3.Механизм передачи возбуждения через синапсы. Свойства нервных центров.

4.Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействие. Явление индукции и иррадиации нервных процессов. Доминанта.

5.Условные рефлексы. Отличие условных рефлексов от безусловных. Условия образования условных рефлексов.

6.Механизм образования условных рефлексов. Методика их выработки.

7.Торможение условных рефлексов (б/у и условные).

8.Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Динамический стереотип.

9.Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности. Пластичность типа. Воспитание фонотипа ВНД.

10.Высшая нервная деятельность ребенка. Образование нервных положительных и отрицательных условных рефлексов. Особенности взаимоотношений процессов возбуждения и торможения, образования и протекания положительных и отрицательных условных рефлексов в различные возрастные периоды.

11.Становление второй сигнальной системы.

12.Проявление утомления и переутомления у детей разного возраста и их профилактика.

13.Физиология сна. Гигиена сна детей и подростков.

14.Детские неврозы, их причины и профилактика.

Вопросы коллоквиума по теме: «Сердечно-сосудистая система и ее возрастные особенности».

1.Значение сердечно-сосудистой системы. Общая схема кровообращения.

2.Кровообращение плода.

3.Расположение и строение сердца, и его возрастные особенности.

4.Анализ цикла сердечной деятельности, возрастные изменения длительности сердечного цикла. Частота сердечных сокращений.

5.Свойства сердечной мышцы. Возбудимость, проводимость, сократимость, автоматия.

6.Явления, сопровождающие деятельность сердца (звуковые, электрические, механические).

7.Систологический и минутный объемы сердца и возрастные особенности.

8.Кровоснабжение сердечной мышцы.

9.Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Факторы, его обуславливающие, изменение с возрастом. Артериальное давление крови.

10.Объемная и линейная скорость движения крови по сосудам. Методы определения. Время кругооборота крови.

11.Пульс и природа его происхождения, возрастные особенности.

12.Нервная регуляция сердечной деятельности. Рефлекторные реакции сердечно-сосудистой системы детей раннего возраста.

13.Гуморальная регуляция деятельности сердца.

14.Нервная регуляция тонуса сосудов.

15.Гуморальная регуляция тонуса сосудов.

16.Тренировка сердца ребенка и подростка. Зависимость минутного объема сердца от физической нагрузки.

Вопросы направлены на проверку следующих компетенций: ОК-1,4,13 ПК-8.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Основные закономерности роста и развития детского организма. Физическое развитие детей, методы его определения и оценки. Уровни развития.

2. Возрастная периодизация. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза. Влияние наследственности и среды на рост и развитие. Сенситивные периоды развития ребенка.

3. Характеристика различных видов ткани. Эпителиальной, нервной, мышечной, соединительной.

4. Значение нервной системы. Общая схема строения нервной системы. Нейрон как основная структурная единица. Понятие о возбуждении, возбудимости, раздражителях, раздражении.

5. Рефлекс как основной акт нервной деятельности. Общая схема рефлекторной дуги. Классификация рефлексов.

6. Возникновение и распространение возбуждения по нервному волокну. Свойства нервного волокна. Возрастные изменения структуры нейрона и нервного волокна.

7. Механизм передачи возбуждения через синапс. Свойства нервных центров.

8. Координация функции организма. Процессы возбуждения и торможения в ЦНС и их взаимодействия. Явления индукции и иррадиации нервных процессов. Доминанта.

9. Условные рефлексы. Отличия условных рефлексов от безусловных. Условия образования УР.

10. Безусловное торможение УР. Индукционное и запредельное.

11. Условное торможение УР и его виды.

12. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий головного мозга. Динамический стереотип.

13. Учение И. П. Павлова о типах ВНД. Пластичность типа. Воспитание фенотипа ВНД.

14. Возрастные особенности ВНД.

15. Становление второй сигнальной системы. Возрастные особенности взаимодействия 1 и 2 сигнальных систем.

16. Физиология сна. Гигиена сна школьников.

17. Элементы школьного режима. Физиологическое обоснование школьного режима детей и подростков. Домашний режим младшего школьника.

18. Утомление, его механизм. Фазы утомления. Профилактика утомления и переутомления у детей младшего школьного возраста.

19. Методы определения умственной работоспособности. Дневная, недельная, годовая динамика работоспособности. Фазы работоспособности на уроке.

20. Гигиена учебно-воспитательного процесса. Гигиенические принципы составления и расписания уроков. Гигиенические требования к их проведению и приготовлению заданных уроков. Гигиеническая организация перемен.

21. Зрительный анализатор. Гигиена зрения. Гигиенические требования к естественному и искусственному освещению в классе.

22. Светопреломляющий аппарат глаза. Аккомодация. Острота зрения. Близорукость, ее механизм и профилактика.

23. Световоспринимающий аппарат глаза. Строение сетчатки. Механизм фоторецепции. Цветовое зрение.

24. Слуховой анализатор и его возрастные особенности. Гигиена слуха.

25. Физиология анализаторов, их взаимосвязь. Возрастная динамика сенсорных процессов.

26. Состав, строения, форма костей скелета.

27. Строение и возрастные особенности скелета туловища. Позвоночник, его изгибы.

28. Строение скелета верхних и нижних конечностей. Возрастные особенности формирования скелета кисти и стопы.

29. Строение и возрастные особенности черепа.

30. Осанка, профилактика её нарушений.

31. Возрастные особенности скелетной мускулатуры.

32. Значение крови. Возрастные особенности состава и свойств крови.

33. Строение и возрастные особенности сердца.

34. Свойства сердечной мышцы.

35. Явления, сопровождающие деятельность сердца.

36. Фазы цикла сердечной деятельности и частоты сердечных сокращений.

37. Нервно-гуморальная регуляция сердечной деятельности, её возрастные особенности.

38. Движение крови по сосудам. Кровяное давление, факторы его обуславливающие. Артериальное давление.

39. Скорость движения крови. Линейная и объемная.

40. Нервно-гуморальная регуляция движения крови по сосудам.

41. Сущность дыхания. Строение органов дыхания. Возрастные изменения структуры и функциональных возможностей органов дыхания.

42. Механизм вдоха и выдоха. Тип, ритм, частота дыхания и их изменение с возрастом. Жизненная емкость легких, минутный объем.

43. Газообмен в легких и тканях. Транспорт кислорода и углекислого газа кровью.

44. Регуляция дыхания (нервная и гуморальная).

45. Обзор органов пищеварения. Зубы, строение, функции, смена молочных зубов на постоянные.

46. Физиология пищеварения в различных отделах пищеварительного тракта. Роль печени в пищеварении. Возрастные изменения строения и функций пищеварительной системы.

47. Витамины и их физиологическое значение. Авитаминозы.

48. Кожа, возрастные особенности её структуры и функции.

49. Эндокринные железы. Роль гормонов для роста и развития детей.

50. Значение и основные этапы обмена веществ и энергии организма. Возрастное развитие механизмов терморегуляции.

51. Закаливание организма. Правила закаливания. Профилактика кожных заболеваний, обморожений, ожогов, теплового и солнечного ударов. Гигиена одежды и обуви.

52.Анатомо-физиологические особенности созревания мозга. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

Вопросы направлены на проверку следующих компетенций: ОК-1,4,13 ПК-8.

Примеры тестов

Наши рекомендации