Эмоционально-образная терапия
Н.Д. Линде
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОБРАЗНАЯ ТЕРАПИЯ
(теория и практика)
Москва, 2004
АННОТАЦИЯ
Эта книга рассчитана, прежде всего, на психологов-практиков, психотерапевтов, студентов психологических вузов, но может быть интересна и самым обычным людям, которые интересуются практической психологией и возможностями оказания психологической помощи самим себе и другим людям.
Эмоционально-образная терапия – это сравнительно новое и оригинальное направление психотерапии, которое позволяет достичь весьма быстрых и ценных результатов в области психосоматических расстройств и при коррекции тех или иных эмоциональных нарушений. Основная идея этого направления состоит в том, что эмоциональное состояние может быть выражено через зрительный, звуковой или кинестетический образ, а дальнейшая внутренняя работа с этим образом позволяет трансформировать исходное эмоциональное состояние. С теоретической точки зрения эмоции являются проявлением психической энергии индивида, направленной на совершение тех или иных действий, например, страх заставляет человека сжиматься, а гнев – нападать. “Застрявшие” эмоции не реализуются в действии, но порождают многие негативные последствия, в том числе психосоматические симптомы и другие хронические проблемы. Нами были обнаружены и систематизированы многочисленные приемы работы с образами, позволяющие выявить структуру психологической проблемы и решить ее с помощью внутренней работы.
Это направление позволяет использовать теоретические и практические открытия различных психотерапевтических школ, начиная с психоанализа и заканчивая нейро-лингвистическим программированием.
- СОДЕРЖАНИЕ -
ГЛАВА 1. Теоретические основы эмоционально-образной терапии
ГЛАВА 2. Методические приемы эмоционально-образной терапии
Схема терапевтической работы
Клиническая беседа
Прояснение симптома
Создание образа
Исследование образа
Проверка на фиксацию
Трансформация
Интегрирование образа с личностью (соматизация)
Ситуационная проверка
Экологическая проверка
Закрепление
Основные приемы трансформации образов в ЭОТ
Созерцание
Мысленное действие
Диалог с образом
Взаимодействие противоположностей
Замена образа
Передача чувства
Прослеживание судьбы образа
Свободное фантазирование
Расширение осознания
Волшебство
2.2.11 “Возвращение подарка”
Конверсия негативной энергии
2.2.13 “Разжимание лапки”
Парадоксальное разрешение
Контрпредписание
Выращивание” части личности (или энергитизация)
2.2.17 “Перераспределение акций”
Организацияновых отношений с частью личности
Дополнительные приемы
Поиграть с грязью
Вдыхать пустоту
Разрешить образу проявить свой потенциал
Высвободить энергию чувства
Признать важность образа
Созерцать дождь
ГЛАВА 3. Преимущества и особенности метода
Преимущества метода.
Дополнительные правила
Отличия от близких терапевтических школ
ГЛАВА 4. Эмоционально-образная терапия на практике.
ЭОТ в исцелении психосоматических заболеваний.
Исцеление головных, сердечных и других болей
Метод созерцания
Метод прослушивания боли
Метод обоняния боли
Метод мысленного действия
Метод выражения чувства
Метод диалога
Программа самоисцеления
Работа с ПМС
Работа с аллергией в ЭОТ
Другие психосоматические проблемы
Хронический ринит
Бронхиальная астма
Язва желудка
ЭОТ в лечении фобий
Модель травмы
Модель В.Франкла
Модель родительских предписаний
Модель «несчастного внутреннего ребенка» или скрытого суицида
Модель «обратного желания»
Истерические фобии
ЭОТ в работе с чувством потери и эмоциональной зависимостью.
ЭОТ в разрешении конфликтов
ЭОТ в работе с гневом
Метод отреагирования
Метод воображаемого двойника
Метод энергитизации
Метод конверсии агрессивной энергии
Метод высвобождения гнева через воображаемый звук или поток энергии
ЭОТ в работе с депрессивными состояниями
Работа с последствиями тяжелой травмы
Работа с последствиями родовой травмы
ГЛАВА 5. Упражнения для групповых и индивидуальных занятий, используемые в ЭОТ
Введение
5. 2 Цикл упражнений на релаксацию
Расслабление по системе йоги
Упражнение «Уютное место»
Упражнения многоцелевые
Упражнение 1. «Рисунок тела»
Упражнение 2. «Эмоции тела»
Упражнение 5. «Свет тела»
Упражнение 9. «Обвинения»
Упражнение 9 «Дерево»
Краткий словарь образов
Рекомендуемая литература
Созерцание
Самый простой по исполнению метод состоит в том, чтобы сосредоточить свое внимание на тех или иных негативных качествах образа. Достаточно в течение 20-30 секунд ( в сложных случаях от одной до пяти минут) созерцать некоторое нежелательное качество образа, чтобы оно постепенно исчезло, и вместе с ним исчезает соответствующее негативное состояние.
Опасность может заключаться в том, что при созерцании позитивное качество также может исчезать, и тогда состояние ухудшается.
Пример. У одной женщины после лекции почему-то заболело сердце. Я предложил ей представить, на что эта боль похожа. “Боль похожа на небольшую белую кнопку”, - ответила она. Удивившись, что боль выражена явно позитивным цветом, я все же попросил клиентку сосредоточиться и внимательно смотреть на эту белую кнопку. “Кнопка уменьшается в размерах, а боль растет”, - сообщила она. Тогда я попросил уточнить образ боли. “Ну, как же вы не понимаете? Как кнопка дверного звонка - белая кнопка и вокруг черный обод.” - “А-а, - понимающе протянул я, - смотрите тогда на черный обод и очень внимательно смотрите!” Через 20 секунд она сообщила мне, что черный обод растворился, а кнопка увеличилась до размеров тарелки, сердечная боль при этом совершенно прошла. Я предложил ей принять эту “тарелку” как часть своей личности, и на этом сеанс завершился.
Из этого сеанса с очевидностью следует, что необходимо как-то различать негативные и позитивные характеристики образа.
Во-первых, важнейшей характеристикой является цвет. Позитивными цветами по моему опыту являются: белый, прозрачный, серый-искрящийся, голубой, синий, золотистый, серебристый, все цвета, соответствующие природным реалиям (например, зеленая трава, черная земля и т.д.). Негативными цветами являются: черный, коричневый, грязно-зеленый, грязно-желтый, серый как дым и др. Красный, желтый, зеленый и другие тона должны оставаться под подозрением и их субъективный смысл должен уточняться в опыте.
Во-вторых, позитивными следует считать все зрительные признаки, ассоциативно вызывающие приятное кинестетическое чувство: ощущение легкости, нежности, свежести, гладкости и т.д. Негативными же - вызывающие неприятные кинестетические ощущения: тяжести, липкости, жжения, давления, колющие ощущения и т.д.
В-третьих, негативными могут быть все те признаки, которые неприятны субъекту и усиление которых приводит к усилению нежелательного состояния.
С другой стороны негативные по смыслу образы могут быть таковыми в силу субъективного отношения клиента к ним, но по своему потенциалу они позитивны. Например, образ черного чертенка вроде бы негативен, но скорее всего он символизирует внутреннего ребенка клиента, которого тот отвергает, например, считает хулиганом, безобразником. Поэтому эмоционально-образная терапия занимает гуманистическую позицию по отношению и к негативным образам, которые можно превратить в позитивные теми или иными способами (см. примеры ниже).
Созерцание имеет смысловой оттенок зрительной сосредоточенности, но такими же эффективными могут быть и методы слуховой и кинестетической внимательности к соответствующим качествам образа. Например, можно внимательно слушать воображаемое звучание боли или испытываемого чувства горечи. Результат аналогичен тому, что мы получаем в зрительной модальности. То есть, неприятный вначале звук постепенно исчезает, либо превращается в приятный, а соответствующее ему состояние также возвращается к естественному и позитивному.
Можно воспользоваться даже воображаемым обонянием. Например, очень эффективно его можно применять при сильных сердечных болях. Сосредоточенное обоняние собственной сердечной боли приводит к стойкой и очень реалистичной иллюзии запаха. Например, одна молодая женщина, которая испытала сильную сердечную боль на тренинге, где я также участвовал, при применении этого метода настойчиво спрашивала, не пахнет ли паленой резиной в аудитории. При дальнейшем обонянии (примерно 3-5 минут) этот запах рассеялся и боль прошла.
Этот метод включает бессознательные механизмы саморегуляции и очень эффективен при простых психосоматических проблемах, но может применяться и в сложных случаях, если человек достаточно тренирован. Однако он требует упорства, поскольку в первые мгновения созерцания негативные переживания могут усиливаться, поскольку болевая точка попадает в фокус внимания, но затем они постепенно будут уменьшаться и исчезнут.
Мысленное действие
Это самый очевидный ход, который склонны использовать клиенты даже без специальной инструкции, они пытаются что-то изменить в наблюдаемом образе, мысленно отбросив его, уничтожив, спрятав где-то. Такие насильственные действия практически никогда не приводят к успеху, поскольку не помогают решить проблему, а служат аналогом способов психологической защиты от осознания этой проблемы. Если вы выбрасываете образ, то вы пытаетесь вытеснить связанные с ним чувства. Если вы его закапываете, то занимаетесь подавлением. Если сжигаете, то уничтожаете чувство с помощью агрессии. Любопытно, что подобные действия рекомендуются «народной мистикой», но они абсолютно неадекватны и даже вредны с точки зрения эмоционально-образной терапии, потому что они не решают проблему, а принуждают человека применять к самому себе дополнительные формы насилия, тратить свою энергию зря, загоняют недуги вглубь души. Если в вас есть какие-то негативные качества или состояния, то они имеют для вас функциональное значение, пока вы не решите проблему, они будут воспроизводиться, а вы будете затрачивать все новые и новые усилия на их удаление, подавление и уничтожение. Наконец, эти методы попросту глупы, поскольку черные образы в теле обычно соответствуют спазмам, которые не пропускают энергию. Спазмы следует расслабить, а вырывать их из тела бессмысленно, вы напрягаете для этого другие мышцы, создаете дополнительные спазмы и проблемы.
Избранный способ действий должен соответствовать структуре психологического конфликта и часто эффективным методом оказывается именно тот, который по смыслу прямо противоположен привычному способу действий, не приводившему к успеху.
Тем не менее, прежде всего, следует спросить клиента, а что ему самому хочется с “этим” сделать, и во многих случаях найденное клиентом действие оказывается вполне адекватным или служит ориентиром для более правильного действия.
Пример 1. На обучающем семинаре участники пытались применить данный метод, работая в парах, клиент - терапевт. В одной из пар клиент пожаловался, что часто испытывает сильное напряжение в области солнечного сплетения. Образ этого напряжения представлял собой толстый вертикально стоящий канат с узлом наверху. Сначала они с терапевтом использовали традиционно-насильственные методы: мысленно сжигали этот канат, резали его и так далее. Ничего не помогало. Наконец они догадались очень осторожно развязать узел. Это получилось, и как только узел был развязан, весь канат как по волшебству упал расслабленно как обычная веревка, напряжение в солнечном сплетении тут же прошло, оно не восстановилось и через неделю.
Пример 2.Молодая женщина, подвергшаяся в 14 лет жестокому изнасилованию, страдала от приступов депрессии и кошмарных сновидений. Я попросил ее рассказать, как это произошло. “Что ты чувствуешь прямо сейчас?” - спросил я после завершения ужасного рассказа. - “Отвращение,” - ответила она. Я попросил ее создать образ этого чувства. “Это существо как будто целиком состоит из грязи, и у него красные глаза,” - был ответ. “Что тебе хочется с ним сделать?” - “Хочется вымыть его.” - “Сделай это.” - “А я уже сделала. Ой, оно стало такое беленькое, чистое и у него голубые глаза!”
Мне стало очевидно, что это ее собственный автопортрет и что до сих пор она относилась к себе как к грязному существу, вызывающему отвращение. Поэтому дальнейшую работу я сосредоточил на аспекте самопринятия и самоподдержки, работая посредством полученного образа. Состояние клиентки резко изменилось, и она ушла, сияя, продолжая мысленно ласково беседовать с вновь обретенной самостью.
Набор возможных действий практически безграничен, но терапевт должен следить за тем, чтобы эти действия вели к разрешению первичного конфликта либо еще четче раскрывали суть проблемы перед клиентом. По мере выполнения действия необходимо проверять, как изменяется образ и интегрированное с ним психосоматическое состояние. Позитивное изменение того и другого говорит о верном пути, в противном случае следует поискать иные варианты работы.
Диалог с образом
Можно поговорить с образом как реальной личностью, ведь он всегда выполняет для клиента те или иные функции или воплощает те или иные чувства. Клиент может задавать вопросы образу и отвечать от его имени или просто войти в роль образа и произнести монолог, раскрывающий чувства и намерения образа. Для проведения диалога мы используем прием пустого стула (как в гештальттерапии или психодраме), на который проецируется образ чувства. Клиент пересаживается на этот стул и говорит от имени образа, но может и «услышать голос» образа не пересаживаясь. Такая работа требует раскрепощения фантазии, как в играх детей, когда они говорят от имени кукол или солдатиков.
Диалог чаще всего играет проясняющую роль, помогая выбрать правильную стратегию действий, правильно сформировать или проверить гипотезу терапевта, но может служить и самостоятельным средством решения психотерапевтической задачи. Результатом диалога может быть новая договоренность с некоторой частью личности клиента.
Пример. Один студент пожаловался на то, что последнее время ощущает потерю энергии. Эту потерю он испытывал как некоторое напряжение в плечевом поясе и давление на голову. Я попросил его представить образ того, что так его угнетало. В воображении это представилось ему как черный ящик, отделенный барьером. Я посоветовал поговорить с ящиком; молодой человек попросил ящик уйти, но тот ответил, что готов это сделать, но мешает барьер. Тогда юноша заговорил с барьером, который в ходе диалога стал таять и исчез, после чего молодой человек переключился снова на диалог с черным ящиком, и тот тоже постепенно растаял. Студент тут же ощутил прилив недостающей энергии, она все прибывала и прибывала… Психологическое состояние резко улучшилось, и он ощутил, что способен сам справиться со своими задачами.
Со стороны это может выглядеть странно, неправдоподобно, однако черный ящик воплощал для студента беспомощность при решении некоторых проблем, а барьер - страх перед этой беспомощностью, играющий роль психологической защиты. Поговорив с защитой, он снял ее, а после снятия защиты исчезла и беспомощность.
Аналогичный метод применяется и в гештальттерапии, например, при анализе сновидений: клиент говорит от имени тех образов, которые встречались в сновидении. Только в этом случае главной и конечной целью является осознание, потому что гештальттерапия сохраняет родовую связь с психоанализом. В нашем случае этот этап также признается как очень важный, при этом клиент обычно усаживается на стул, куда спроецирован образ, и от его имени отвечает на вопросы терапевта. Важнейший вопрос касается намерений “образа” (зачем он создает у клиента те или иные симптомы). Когда это становится ясным, легче решить задачу устранения конфликта. Многих удивляет, что в итоге “злой и плохой” образ становится позитивным и его можно принять как эффективно работающую часть своей личности, как не доступный ранее ресурс.
Исключение составляют те случаи, когда конфронтирующий образ означает другую личность или внешнюю ситуацию, тогда следует искать иные пути решения. Если образ явно означает врага, нанесшего психологическую травму, то его следует победить каким-то допустимым образом (см. примеры ниже).
Замена образа
В этом методе предлагается сначала найти образ, представляющий негативное чувство, а потом найти позитивный образ, который мог бы адекватно заменить его, после чего принять позитивный образ и отказаться от негативного.
Пример.Женщина испытывала чувство вины, от которого не могла избавиться. Это чувство было похоже на черные камушки, которые давили ей на голову. Сначала она представила эти камушки на стуле, а затем на соседнем стуле - золотые частички, которые должны быть вместо них по законам природы. Затем она приняла эти частицы в себя, в то место, где ранее давил камень, и образ камня совершенно исчез. Она сразу же почувствовала себя лучше и поняла, что, постоянно наказывая себя за совершенную в прошлом ошибку, никому лучше не делала. До этого она никоим образом не желала расставаться с саморазрушительным чувством, считая, что так и должно быть.
Прием замены очень эффективен в тех случаях, когда нежелательное состояние само консервирует себя, продуцируя соответствующие мысли и отношения. До тех пор пока это состояние не будет заменено, клиент будет оказывать сильное сопротивление. Его обычно надо уговаривать, для того чтобы он пошел на очевидно позитивную замену. Я предлагаю сделать это “для эксперимента”, “на время”, чтобы посмотреть, подходит ли это. Как только замена совершена, мнение клиента меняется волшебным образом. Однако необходимо быть уверенным, что предлагаемая замена действительно та, что нужна ему.
Передача чувства
Этот метод состоит в том, чтобы мысленно передать или эмоционально рассказать образу о тех неприятных чувствах, которые он в вас вызывает. По мере передачи негативный образ постепенно тает, а с ним исчезает и негативное состояние. В некотором смысле этот метод можно рассматривать как вариант плавно протекающего, управляемого катарсиса, контролируемого с помощью динамики образа. Застрявшие чувства высвобождаются, и напряжение исчезает.
Пример 1.Доктор наук, крепкий пожилой мужчина страдал от невыносимой головной боли. Я предложил ему представить перед собой образ головной боли. С присущим ему чувством юмора он назвал этот образ “зеленая камнеедка”. Я предложил ему высказать все, что он думает об этой “камнеедке” ей прямо “в лицо”. Это продолжалось 2-3 минуты, и хотя высказывался не вслух, он дал понять все с тем же чувством юмора, что выражая очень сильные чувства очень образно. В результате головная боль почти полностью прошла, изменился даже цвет лица, и он смог приступить к обычной работе.
Пример 2.Молодой студент после семинара обратился ко мне с проблемой, что ощущает себя замурованным в собственном теле. Он пытается вырваться, но ничего не получается. “Как ты это чувствуешь?” - уточнил я. - “Как будто вокруг меня толстая черная оболочка из резины, я пытаюсь прорваться, а она меня отбрасывает.” - ответил он. - “Тогда попробуй поступить по-другому: вырази ей нежные чувства, попробуй отнестись к ней с теплом,” - посоветовал я. Студент на минуту сосредоточился, потом с удивлением произнес: ”У меня такое ощущение, что я нахожусь в Эдеме, вокруг так прекрасно...” - “Ну, теперь ты можешь выбраться оттуда?” - спросил я. “А зачем, там хорошо и там открытое пространство, никто меня не держит... Да, мне всегда было свойственно как-то насильственно решать проблемы!” - заключил он. Понятно, что он боролся с однажды возникшим напряжением в теле, с помощью дополнительных напряжений, ситуация усугублялась. Нежность же прекратила этот конфликт. Возможно, этот конфликт имел источником внутриутробные переживания или опекающее поведение матери, но может быть этот анализ уже и не нужен.
А еще я подумал, что, может быть, все мы уже давно живем в Эдеме, только не подозреваем об этом.
Трудность при применении данного метода может возникнуть в том случае, если отдаваемое чувство вновь и вновь возобновляется и процесс рискует затянуться до бесконечности, клиент в результате только устает и отчаивается. Это может случиться, когда ранее им было принято решение всегда испытывать данное чувство. Необходимо, чтобы он осознал это и отказался от прежнего решения.
Пример 3.Женщина средних лет была очень обижена на сестру. Сколько она ни выражала эту обиду, та не кончалась. У нее возник образ бесконечной Вселенной, заполненной чернотой, с которой она ничего не могла поделать. Тогда я догадался, в чем дело и предположил вслух, что она решила когда-то, что уж “этого” она ей никогда не простит. Я объяснил также, что на самом деле эта обида только отравляет ее саму изнутри, что не дает никаких позитивных результатов. Клиентка была поражена и сказала, что это просто переворот в ее сознании, однако она последовала моему совету и отказалась от прежнего решения, в результате вся “Вселенная” тут же очистилась. Надо ли говорить, что ее состояние тоже резко улучшилось?
Прослеживание судьбы образа
В этом методе клиенту предлагается просмотреть процесс дальнейшего развития образа или его историю в обратном порядке вплоть до момента возникновения. И прошлое и будущее могут скрывать возможности избавления от негативного образа, а значит, и связанного с ним состояния. Например, проследив историю образа до момента его возникновения, можно построить новую историю без его возникновения или просто зафиксировать позитивный образ и связанное с ним состояние, которое было до того, и перенести их в настоящее (подобный метод используется в НЛП).
Пример.Одна из участниц моего кружка испытывала тяжелые депрессивные чувства в связи с недавней смертью старой матери от рака. Образ, который она представила, был похож на некое бесформенное тесто, которое было примитивным, но требовательным существом, подавлявшим ее. Я предложил клиентке представить дальнейшую историю развития этого образа. Образ продолжал пухнуть, становиться все более бессмысленным и угнетающим, он почернел, рассыпался, и от него осталась только кучка пепла. “Что теперь надо сделать?” - спросил я. - “Надо похоронить,” - ответила она. Подойдя к стулу, на который проецировался образ, собрала руками представляемый ею пепел и похоронила его у себя на груди... Она долго плакала, и участники группы выразили ей много тепла и поддержки, после этого ее внутренняя проблема разрешилась, и она ощутила освобождение от мучавших ее переживаний. В дальнейшей работе эта проблема уже не возникала, и общее состояние этой женщины можно было оценить как нормальное.
Надо ли объяснять, что эта драматическая сцена была катарсическим воспроизведением ее реальной истории смерти и похорон матери, что позволило ей попрощаться с матерью и простить себя (детали работы пропущены).
Свободное фантазирование
В некоторых случаях допустимо и полезно позволить клиенту свободно фантазировать на заданную тему, не задавая определенной цели преобразования образов. Отталкиваясь от первично созданного образа, клиенты (особенно художественного склада) могут просмотреть целый фильм в своем воображении, который порой неожиданно заканчивается вполне счастливо, что ведет не только к изменению эмоционального состояния, но и к некоторой трансформации личности.
Пример.Мужчина средних лет, глубоко художественная натура, участвовал в занятиях кружка, когда выполнялось упражнение “Путешествие в мрачную страну”. Смысл этого упражнения в том, чтобы помочь обнаружению депрессивных чувств и их преобразованию. Поэтому путешествие осуществлялось в сопровождении необходимого количества воображаемых умелых и веселых друзей, помогающих “расколдовать” те или иные мрачные предметы, преобразуя их в радостные, прекрасные или нейтральные.
Мужчина, о котором я упоминал, пережил в этом упражнении историю, могущую составить содержание романа. Там были и коварные враги, и таинственный, заколдованный замок, и поникшие от злых чар леса и поля, он пережил массу приключений, но в конце концов ему оказала поддержку прекрасная фея в белом платье, излучающая свет из своих рук, в результате чего он одержал победу, замок “расколдовался” и засиял светом, люди проснулись от летаргического сна, вся страна ожила... Но главное изменение произошло с этим мужчиной: глаза его сияли, он был счастлив, он ощутил прилив сил... В дальнейшем он неоднократно возвращался к этому воспоминанию, черпая в нем силы и развивая сюжет дальше, его депрессивные тенденции значительно уменьшились.
Расширение осознания
Этот метод предполагает использование образов для работы над более полным пониманием проблемы клиента. Обычно он включается, как составная часть целостного процесса терапии, но может приводить к решению проблемы и при использовании в качестве ведущего метода. Он предполагает умение терапевта задавать вопросы, проявляющие скрытый смысл, содержащийся в образе.
Вопросы могут быть примерно такие:
- Этот образ напоминает что-нибудь или кого-нибудь из Вашей жизни?
- Какую функцию (работу) для Вас выполняет этот образ?
- В каких жизненных ситуациях этот образ проявляется?
- К какой стороне или черте личности этот образ обращается?
- Как Вы относитесь к этому образу?
- Как давно этот образ с Вами?
- Какое положительное качество Вашей личности подменяет этот негативный образ? и т.д.
Пример.Женщина средних лет, испытывающая состояние беспомощности в связи со своей работой, выразила свое чувство в образе тяжелого, затвердевшего мешка с цементом, давящего на нее. Интересно, что у большинства участников группы заболело сердце. Никакие попытки преобразовать образ не удавались. Тогда я спросил: “Что в твоей жизни заменяет этот мешок?” - “Смысл жизни”, - ответила она. Тогда я подал ей пустой стул со словами: “Вот здесь находится твой смысл жизни. Что ты теперь хочешь сделать?” - “Я хочу этим смыслом уничтожить этот мешок!” - и она замахнулась стулом на то место, куда был спроецирован первый образ. Получив разрешение и одобрение своих действий от терапевта и группы, она разбила воображаемый мешок цемента до степени песка и смела этот воображаемый песок. Сердце у всех участников тут же перестало болеть, настроение стало праздничным, а сама “виновница торжества” плакала от счастья.
Волшебство
Этот метод предполагает различные варианты “волшебных” изменений образов, так сказать «по щучьему велению». Он применим в тех случаях, когда клиент «не находит» способа изменить образ. Это может быть либо проявлением сопротивления, либо результатом ощущения собственного бессилия.
Клиенту можно предложить представить, что образ как-то сам изменился в нужном направлении, и попросить описать, каким он теперь стал. После этого можно интегрировать его с личностью клиента, а о прежнем образе можно забыть, если клиент сам признает, что старый образ теперь не нужен. То же самое можно делать “по воле” терапевта (и для этого вовсе не надо быть гипнотизером или экстрасенсом) или по просьбе к «высшим силам». Например, если некоторый образ накрепко соединен с телом клиента и “не хочет” диссоциироваться от него, можно искать мотив, из-за чего клиент держит этот образ, а можно предложить ему представить волшебный бальзам, смазав которым можно образ извлечь и залечить “рану”, образовавшуюся при извлечении. Хорошо также заполнять “пустоты” в личности тем, что должно там быть на самом деле, после того как негативный образ энтропировал. Волшебное воздействие может помогать управлять неуправляемыми образами, которые выходят из-под контроля клиента и т.д.
Пример. Мой кружок посещала молодая женщина, проливавшая слезы практически при каждом психологическом упражнении. На одном из занятий мы разбирали проблему, которая особенно ее мучила. Она создала образ этой проблемы на стуле перед собой и заявила, что не хочет быть такой как “это”. Меня удивило, что образ был окрашен (по субъективному отчету клиентки) в явно позитивные (серо-голубые ) тона, хотя внешне напоминал что-то вроде переплетения мозговых извилин. Поэтому я спросил, а нет ли в ней какой-то части личности, которая не приемлет первую часть. Эта часть тут же нашлась и напоминала черную железную кочергу, которая с такой яростью набросилась на первый образ, что клиентка не могла ее сдерживать, она была в ужасе. Пришлось предложить ей представить, что я изолировал эту кочергу с помощью прозрачной стенки (никаких экстрасенсорных “фокусов” я не делал, но мне пришлось несколько раз повторить, что это уже сделано, чтобы она приняла это как факт).
Я предложил клиентке осознать, что же она сама чувствует по отношению к кочерге. Оказалось, что она люто ненавидит эту кочергу. Тогда я предложил высказать кочерге все, что она о ней думает, и что к ней испытывает. Несмотря на то что “кочерга” металась, не желая воспринимать передаваемые ей чувства, все-таки клиентка высказала ей все, и в результате этого кочерга исчезла, как будто растворилась. В итоге первая выделенная часть увеличилась в размерах, расцвела, если можно так выразиться, и клиентка тут же осознала, насколько она любит эту часть личности. Теперь она согласна была принять ее как часть себя и не чувствовала протеста против того, чтобы быть “этим”. Соединившись с этой частью личности, она ощутила настоящую эйфорию, полное счастье и огромный прилив энергии, ее глаза сияли. “Почему я вас не встретила, когда мне было 11 лет?!” - сказала она.
Вся эта игра образов в свете последнего высказывания была легко расшифрована. С раннего возраста мама (очень жесткий человек) твердила дочери, что она “не такая”, что она не должна быть такой, какая есть. Девочка интроецировала (то есть приняла в себя как свое собственное) это утверждение и всю дальнейшую жизнь прожила в раздоре с самой собой. Только на этом сеансе терапии сумев признать за собой право быть самой собой. Образ кочерги, как вы уже догадались, был образом ее мамы. Познакомившись в дальнейшем с этой мамой, я убедился, что он достаточно точно отражал склад ее характера. Потребовалось “волшебное” воздействие, чтобы сдержать ее агрессию (интроецированную дочерью). Этот пример может быть хорошей иллюстрацией того, как можно работать с родительским предписанием: «не будь самим собой».
Опасность этого приема заключается в том, что человек может придумать что угодно, не вкладывая в это никакой работы чувств. С этой точки зрения более надежным является преобразование, достигнутое в результате медленных и упорных изменений. Однако волшебство может служить подсобным приемом, позволяющим понять искренность намерений клиента, приемом, раскрывающим новые возможности, а также приемом, апеллирующим к ресурсам бессознательного, приемом, помогающим осознать смысл сопротивления. Всегда необходимо убедиться в реальности произошедших эмоциональных перемен.
2.2.11 “Возвращение подарка”
Этот прием позволяет удачно разрешить ряд конфликтных ситуаций. Очень часто люди подвергаются (или им кажется) агрессии с чьей-то стороны. Эти ситуации производят впечатление заданных чисто объективными обстоятельствами, но практика показывает, что их можно успешно решать и в субъективном смысле. Самый лучший совет, который может дать психолог в этих случаях, если он не хочет увязнуть в бесконечных и часто неправдивых жалобах клиента, не принимать чужую агрессивность к своей личности. Однако это проще сказать, чем сделать. Для пояснения этого приема рассказывается притча про Будду.
Однажды Будда сидел под своим любимым деревом бодхи. К нему пришел его идеологический противник, начал его критиковать и, прямо скажем, “поливать грязью”. Будда спокойно слушал критику в течение нескольких часов. Когда оппонент уже устал и закончил свою ругань, Будда спросил:
- Скажи, когда ты идешь к кому-то на праздник и купил этому человеку подарок, кому принадлежит подарок?.
- Ну, наверное, пока что мне, - ответил тот.
- А когда ты пришел и вручил этот подарок, то кому он теперь принадлежит?
- Ну, конечно, тому, кому я его подарил.
- А если этот человек не принял твой подарок и вернул его тебе обратно?
- Ну в этом случае он снова принадлежит мне.
- Так вот я не принимаю твоих слов.
Очень часто мы страдаем от критики или даже ругани в наш адрес, но мы страдаем до тех пор, пока принимаем эти “подарки”. Наше предложение клиенту состоит в том, чтобы представить эти отрицательные воздействия, которые он, может быть, испытывает ежедневно, в виде некоторого образа, и вежливо, но настойчиво вернуть этот “подарок” тому, кто его “подарил”.
Конечно, терапевт должен убедиться, что эта критика несправедлива, потому что в противном случае рискует потакать клиенту в иллюзорных обидах. Для этого достаточно попросить клиента привести пример. И если он не в состоянии этого сделать, мы убеждаемся, что он скорее проецирует на других свои собственные импульсы.
Этот прием работает очень эффективно даже в случаях, когда клиент уверен, что не сможет выдержать агрессию противоположной стороны (родителей, свекрови, начальства и т. д.). Подобных случаев в моей практике было достаточно много, но в голову почему-то приходит пример из личного опыта.
Пример. У меня учился очень агрессивный студент, который психологически нападал на всех преподавателей, стараясь как-то их посрамить и доказать, что они несостоятельны. Хотя он был довольно умным и взрослым человеком, нападки, нелепые по содержанию, были достаточно болезненны. После первого случая, который, признаюсь, меня задел, я сразу же понял, с кем имею дело, и больше никогда не принимал его “подколов” к собственной личности. Я воспринимал его как бешеного быка, который несется на меня, как на красную тряпку, а я уворачиваюсь от его рогов. Так продолжалось целый семестр, и я собрал целую коллекцию способов не принимать его “подарочки”. В конце семестра он подошел ко мне и спросил: “Николай Дмитриевич, у меня все время было ощущение, что я лечу на вас, как бык на кр<