Нормативы стационарной помощи населению России
Медицинская специальность (профиль коек) | Ожидаемое число госпитализаций на 1000 | Необходимое число коек для обеспечения потребности населения в стационарной помощи на 10 000 | Планируемый оборот койки | Среднее число дней пребывания на койке | Необходимое число коек на 300000 населения | ||
детей | взрослых | всего | |||||
Кардиология | 4,77 | 1,76 | 3,31 | 2,96 | 16-17 | 21,3 | 89,0 |
Гастроэнтерология | 4,21 | 2,15 | 2,59 | 2,49 | 16-17 | 20,0 | 75,0 |
Пульмонология | |||||||
Эндокринология | 2,01 | 0,71 | 1,45 | 1,20 | 16-18 | 20,0 | 36,0 |
Нефрология | 0,94 | 0,17 | 0,41 | 0,34 | 16-18 | 20,0 | 10,0 |
Гематология | 0,60 | 0,30 | 0,37 | 0,35 | 14-15 | 23,5 | 11,5 |
Аллергология | 0,64 | 0,33 | 0,40 | 0,38 | 15-18 | 20,6 | 11,5 |
Педиатрия | 4,39 | 7,43 | - | 1,68 | 25-26 | 12,6 | 12,5 |
Патология новорожденных | 1,26 | 3,83 | - | 0,87 | 13-14 | 24,6 | 26,0 |
Терапия | 39,42 | - | 26,29 | 20,35 | 18-19 | 18,4 | 610,0 |
Инфекционные болезни | 24,47 | 23,61 | 5,53 | 9,64 | 25-26 | 11,8 | 290,0 |
Травматология | 8,23 | 2,53 | 4,37 | 4,12 | 19-25 | 15,5 | 124,0 |
Урология | 4,53 | 1,19 | 2,25 | 2,01 | 22-24 | 14,8 | 60,0 |
Стоматология | 1,16 | 0,33 | 0,47 | 0,44 | 26-30 | 12,2 | 13,0 |
Хирургия | 28,71 | 5,21 | 11,97 | 10,45 | 26-28 | 12,6 | 314,0 |
Онкология | 3,72 | 0,35 | 3,12 | 2,49 | 14--17 | 21,9 | 94,0 |
Акушерство | 12,58 | - | 4,84 | 3,75 | 31-35 | 9,0 | 114,0 |
Гинекология | 23,64 | 0,13 | 7,81 | 6,07 | 38-40 | 8,7 | 182,0 |
Для абортов | 10,45 | - | 0,96 | 0,74 | 140-150 | 2,4 | 22,0 |
Отоларингология | 9,96 | 6,44 | 2,13 | 3,10 | 29-33 | 10,8 | 93,0 |
Офтальмология | 6,17 | 1,22 | 2,86 | 2,49 | 25-28 | 12,8 | 75,0 |
Неврология | 11,61 | 2,39 | 8,40 | 7,04 | 16-17 | 20,6 | 211,0 |
Психиатрия | 5,91 | 3,80 | 16,40 | 13,55 | 4-6 | 68,0 | 407,0 |
Наркология | 2,94 | - | 6,49 | 5,02 | 6-7 | 52,3 | 150,0 |
Фтизиатрия | 2,34 | 1,33 | 6,29 | 5,22 | 4-5 | 75,6 | 157,0 |
Дерматовенерология | 4,0 | 2,19 | 2,54 | 2,47 | 16-17 | 20,6 | 75,0 |
Всего | 243,00 | 83,10 | 133,10 | 121,80 | 19-20 | - | 3564,00 |
Потребность населения в стационарной помощи в целом и по отдельным специальностям можно определить по следующей формуле:
К = , где
К – потребное число среднегодовых коек на 1000 жителей;
А – уровень обращаемости (заболеваемости) на 1000 населения;
Р – процент госпитализации или процент отбора на госпитализацию из числа обратившихся;
R – средняя длительность пребывания больного на койке;
Д – среднегодовая занятость койки.
Аналогичная упрощенная формула имеет следующий вид:
К = где
Г – объем госпитализации;
F – функция койки (оборот).
Таким образом, видно, что потребное число коек определяется не только объемом госпитализации, но и функцией койки, т.е. зависит от средней длительности пребывания больного на койке и средней длительности работы койки в году.
При построении территориального плана здравоохранения всегда следует учитывать местные условия и особенности, которые могут значительно изменить нормативы обеспечения потребности населения в медицинской помощи, построенные на общих закономерностях.
В соответствии с Программой государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью при планировании стационарной помощи надо исходить из показателя объема стационарной помощи, который выражается количеством койко-дней на 1 человека в год. Норматив обеспечения стационарной помощью составляет 2,812 койко-дня (при средней длительности госпитализации 14,2 дня), в том числе в рамках базовой программы – 1,942 койко-дня (при средней длительности госпитализации – 11,4).
В зависимости от числа специализированных коек в городе формируется сеть стационарных учреждений (стационары, стационарные отделения в диспансерах, родильные дома и т.д.).
На основании действующих штатных нормативов рассчитывают необходимое число должностей разных групп персонала. Оптимальным по штатному расписанию является стационарное отделение на 60 коек, так как в отделении до 60 коек заведующий отделением, кроме выполнения своих обязанностей по заведованию, выполняет на 0,5 ставки нагрузку врача-ординатора.
На основании действующих штатных нормативов (табл. 5) рассчитывается необходимое число должностей различных групп персонала для детских больниц и необходимое число врачей-педиатров для родильных домов (табл. 6).
Пример расчета штатов соматического отделения детской больницы
Оптимальным по штатному расписанию считается отделение на 60 коек, так как в отделении до 60 коек заведующий отделением кроме выполнения своих обязанностей по заведованию выполняет на 0,5 ставки нагрузки врача-ординатора.
В отделении на 60 коек требуется:
Должность | Ставки |
заведующий отделением | 1 должность |
врачей-ординаторов | 3 ставки (исходя из нагрузки – 20 коек на 1 врача) |
старшая медицинская сестра | 1 ставка |
постовых медицинских сестер | 13,5 (исходя из необходимости при 3-степенной системе обслуживания создания 3-сестринских постов по 20 коек на пост и 4,5 должности медицинских сестер на 1 пост) |
процедурная сестра | 1 ставка |
сестра-хозяйка | 1 ставка |
санитарок (палатных) | 12,6 ставки (по 20 коек на 1 круглосуточный пост и 4,2 должности на 1 пост) |
уборщица | 1 ставка |
буфетчицы | 2 ставки |
Таблица 5
Штаты детской городской больницы
Должности врачей отделений (палат) стационара устанавливаются из расчета – 1 должность на следующее число коек:
Должность врачей | Число коек |
Инфекционное | |
Инфекционное боксированное | |
Неврологическое для новорожденных | |
Педиатрическое | |
Педиатрическое для новорожденных | |
Педиатрическое для недоношенных | |
Хирургическое | |
Хирургическое для новорожденных |
Должности заведующих отделениями при минимальном числе коек:
Педиатрическое, для новорожденных и недоношенных, неврологическое и хирургическое для новорожденных – 30, педиатрическое – 40 (в отделении менее 60 коек должность заведующего вводится вместо 0,5 должности врача).
Должности медицинских сестер (палатных) устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост на следующее число коек:
Отделение | Система обслуживания | |
3-степенная | 2-степенная | |
Педиатрическое | ||
Инфекционные палаты (отделения всех наименований для детей до 1 года) | ||
Педиатрическое, хирургическое для новорожденных детей | ||
Педиатрическое для недоношенных детей | - |
Таблица 6
Штаты стационара родильного дома
Должности устанавливаются из расчета:
1 должность врача-педиатра | на 35 коек на 25 коек на 20 коек | для здоровых новорожденных детей для новорожденных детей акушерского обсервационного отделения для недоношенных новорожденных детей | |
Должности медицинских сестер устанавливаются из расчета 1 круглосуточный пост | на 20 коек на 8 коек на 15 коек | в палатах новорожденных акушерского профиля в палатах недоношенных новорожденных в палатах новорожденных акушерского обсервационного отделения в родильных домах на 40 и более коек, но не менее 1 круглосуточного поста | |
Должности санитарок или младших медицинских сестер по уходу за больными устанавливаются из расчета: | |||
В палатах для новорожденных акушерского физиологического отделения: | в родильных домах на 60 коек в родильных домах на 65-90 коек | 1 круглосуточный пост 1 круглосуточный пост плюс 1 должность на каждые 10 коек сверх 65 | |
В палатах для новорожденных акушерского обсервационного отделения: | в родильных домах на 100 и более коек в родильных домах на 60-75 коек в родильных домах на 80-115 коек в родильных домах на 120 и более коек | 1 пост на 35 коек 1 должность 2 должности 1 круглосуточный пост | |
В зависимости от профиля меняются нормативы нагрузки на 1 врача и среднего медицинского работника, а также в штатное расписание вводятся дополнительные должности (перевязочная медицинская сестра в хирургическом отделении, воспитатель в детской больнице), кроме того, отдельно рассчитываются ставки врачей-дежурантов. Кардинально отличаются нормативы в дневных стационарах и отделениях сестринского ухода.
В настоящее время в больницах применяется 2-х и 3-степенная система оказания медицинской помощи больным. При 3-степенной системе в медицинском обеспечении больных принимают участие врач-педиатр, медицинская сестра и санитарка, при 2-степенной системе только врач и медицинская сестра. При этом нагрузка медицинской сестры увеличивается, так как она выполняет функции санитарки. В связи с этим при планировании ставок медицинских сестер используется норматив не 20, а 15 коек на 1 пост.
При такой организации медицинского обслуживания больных высвобождаются ставки младшего медицинского персонала, которые могут использоваться для экономического стимулирования работы медицинских сестер. При распределении материального вознаграждения учитывается качество и объем выполненной работы.
В соответствии с вышеуказанной Программой показателем объема скорой медицинской помощи является количество вызовов в расчете на 1 человека в год. Принятый норматив – 0,318 вызова.
Важнейшим этапом планирования является анализ системы оказания медицинской помощи населению по следующим параметрам:
- степень доступности для населения медицинской помощи в рамках территориальной Программы госгарантий;
- качество оказания медицинской помощи;
- эффективность использования существующих мощностей ЛПУ.
Коммерциализация здравоохранения, выражающаяся в увеличении объема платных медицинских услуг, внедрении различных организационно-правовых форм предпринимательства и развитии частной врачебной практики, предопределяет изменение экономического статуса медицинской организации. Теперь и пациент, и ЛПУ являются участниками рынка медицинских услуг. В этих условиях возрастает значение такого направления деятельности самостоятельно хозяйствующей услугопроизводящей организации, как бизнес-планирование.
Бизнес-план – это четко структурированный документ, описывающий все основные аспекты деятельности медицинской организации с момента ее создания до вывода на проектную мощность он включает разработку цели проекта, оценку фактических экономических показателей медицинской организации, анализ рынка и информацию о клиентах, определение конкурентной стратегии для достижения поставленных целей. Качественно составленный бизнес-план повышает шансы организации в получении финансовых средств от предполагаемого инвестора.
Бизнес-план предпринимательского проекта выполняет две основные задачи:
- помогает предпринимателю оценить рациональные масштабы и ожидаемые результаты проекта;
- способствует достижению взаимопонимания между предпринимателем и его компаньонами, коммерческими партнерами и внешними инвесторами, заинтересованными в реализации данного проекта.
Бизнес-план разрабатывается на 1-5 лет.
Примерная структура бизнес-плана.
1. Введение (обзорный раздел).
2. Историческая справка (описание участников проекта).
3. Описание предпринимательского проекта.
4. Описание продукта предпринимательского проекта.
5. Результаты исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.
6. Маркетинговая стратегия.
7. Организация производства продукта предпринимательского проекта.
8. Управление проектом.
9. Кадровое обеспечение проекта.
10. Финансовый план.
Содержание введения и исторической справки.
Введение (обычно занимающее не более двух страниц) – самый важный раздел бизнес-плана; в этом разделе должны содержаться основные сведения о бизнес-проекте, представляющие наибольший интерес для потенциальных инвесторов. Как показывает предпринимательская практика, от того, насколько полно и убедительно во введении продемонстрированы главные достоинства предпринимательского проекта, во многом зависит, пожелает ли кто-нибудь когда-нибудь его финансировать, принять участие в его осуществлении.
Второй раздел бизнес-плана – историческая справка – посвящен описанию инициаторов и основных участников проекта, которыми могут быть как коммерческие и некоммерческие организации, так и индивидуальные предприниматели. Главная цель этого раздела – убедить компаньонов и потенциальных инвесторов в том, что при таком составе участников данный проект будет успешно осуществлен. Поэтому полезно указать несколько экономических показателей, привести ряд фактов, положительно характеризующих участников проекта. В частности, для врачей частной практики большое значение могут иметь, к примеру, сведения о профессиональном образовании, наличии ученой степени и ученого (почетного) звания, научных публикаций, предыдущем опыте работы, для коммерческих организаций – упоминание о проектах, в которых они принимали участие.
Описание предпринимательского проекта содержит самые общие сведения о проекте в целом, обоснование проектного замысла, цели и задачи проекта, ожидаемые результаты, оценку эффективности, перечень основных видов ресурсов, требуемых для осуществления проекта, включая инвестиции, и источников их получения.
Описание предпринимательского продукта.
Рассказывая о продукте проекта, особое внимание следует обратить на его особенности и элементы новизны, наиболее значимые, с точки зрения потребителя, подчеркнуть его преимущество перед другими аналогичными продуктами. В случае, когда продукт является объектом интеллектуальной собственности (например, изобретение, компьютерная программа или база данных, новое лекарство, ноу-хау), необходимо заранее предусмотреть возможность его правовой охраны и оговорить условия распределения прав на него между участниками проекта. Продукт в виде медицинской услуги должен быть представлен его содержанием, качеством, полезностью, преимуществами.
Исследование рынка сбыта продукта предпринимательского проекта.
Главными задачами исследования рынка сбыта продукта предпринимательского проекта являются:
- определение круга продавцов и потенциальных потребителей продукта предпринимательского проекта;
- проведение анализа спроса и предложения на рынке медицинских услуг и товаров медицинского назначения и определение факторов, влияющих на их соотношение.
В процессе исследования рынка медицинских услуг и товаров медицинского назначения можно выделить следующие основные этапы:
1. Постановка задачи исследования и определение характера и количества необходимой информации.
2. Сбор информации.
3. Анализ собранной информации.
4. Использование полученных результатов.
Разработка маркетинговой стратегии.
Определение маркетинговой стратегии сводится к выбору одного из следующих концептуальных подходов к организации предпринимательской деятельности:
- концепция совершенствования производства;
- концепция совершенствования товара;
- концепция интенсификации коммерческих усилий;
- концепция маркетинга;
- концепция социально-ориентированного маркетинга.
Возможен также подход, основанный на комбинации перечисленных стратегий.
К важнейшим элементам маркетинговой стратегии относится стратегия ценообразования.
Организация производства продукта, предусмотренного проектом.
Этот раздел бизнес-плана необходим, прежде всего, при планировании производственного предпринимательства, однако если воспринимать производство широко, имея в виду выпуск товаров, оказание услуг, выполнение работ, создание материального и духовного продукта, то элементы производственной деятельности встречаются в любом виде предпринимательства. В целом раздел содержит сведения о производственных площадях, основных средствах предпринимательства, производственных мощностях, обеспечивающих выпуск запланированного объема предпринимательского продукта заданного вида и качества.
В разделе содержатся следующие сведения:
1) каковы месторасположение объектов производства и преимущества выбора этих мест;
2) какое оборудование намечается применять для производства, транспортировки, хранения, доставки продукта;
3) данные о технологии производства и используемых материалах;
4) методы достижения необходимого качества, средства технологического контроля и проверки качества;
5) источники снабжения сырьем, материалами, энергией, оборудованием.
Управление предпринимательским проектом требует предварительного установления структуры органа управления, состава входящих в этот орган лиц, их функций, прав, полномочий. Одновременно осуществляется выбор методов управления реализацией проекта, способов, стимулирующих его эффективное осуществление, форм учета и контроля. Раздел «Управление проектом» включает также координационный план и план-график выполнения проектных работ. Управлять небольшими проектами может сам предприниматель, хозяин дела, но для реализации более сложных проектов приходится привлекать аппарат управления фирмой, менеджеров или создавать специальный орган управления, привлекая специалистов, консультантов, системных аналитиков.
Кадровое обеспечение проекта призвано удовлетворить потребности проекта в разных категориях работников, необходимых для выполнения круга работ, предусмотренных проектом. Производственный персонал проекта может формироваться из имеющихся работников предпринимательской организации, посредством найма новых сотрудников, посредством подготовки и переподготовки, обучения, повышения квалификации.
Финансовый раздел бизнес-плана призван дать представление о потребностях планируемых предпринимательских операций в финансовых ресурсах, источниках и способах их получения. При составлении этого раздела широко используются методы расчета затрат, расхода денежных средств.
Прежде всего, определяется величина стартового денежного капитала, необходимого для развертывания планируемого бизнеса. Затем устанавливаются источники и условия получения стартового капитала, способы и сроки возвращения заимствованных денежных средств.
Исходя из прогноза объема продаж и рыночных цен на предлагаемые предпринимателем товары и услуги определяется прогнозируемая выручка от продаж в целом и по отдельным периодам реализации бизнес-плана. Далее устанавливается расчетный уровень затрат на проведение планируемой бизнес-операции. Сопоставление доходов и затрат отражает оборот и баланс денежных средств, что следует отразить в бизнес-плане. Обычно принято производить расчет ожидаемых доходов и расходов по месяцам и оценивать на этой основе, как изменяется прибыль фирмы, предпринимателей в процессе всей бизнес-операции.
Качественно разработанный бизнес-план помогает ЛПУ развиваться, укреплять свои позиции на рынке медицинских услуг, прогнозировать свое экономическое движение на перспективу.
Чтобы разработать эффективный план, необходимо проанализировать внешнюю среду и фактическое состояние медицинского учреждения.
Внешняя среда: перспективы развития здравоохранения и рынка медицинских услуг, состояние конкуренции, потребители медицинских услуг, тенденции развития внешнего окружения, не подконтрольные медицинской организации, но оказывающие влияние на ее деятельность.
Внутренняя среда: маркетинг, финансы, производственная деятельность, человеческие ресурсы, административная деятельность.
Анализ внешней среды позволяет оценить как опасности извне, которые могут затруднить деятельность ЛПУ, так и возможности, способные помочь достижению намеченных целей. Анализ внутренней среды направлен на выявление сильных и слабых сторон медицинского учреждения, определение участков для совершенствования.
Если медицинская организация решает вводить платные медицинские услуги или расширяет их перечень, составлению бизнес-плана должна предшествовать следующая работа по сбору информации:
· - изучаются источники и объемы финансирования;
· определяются суммы недофинансирования по всем источникам;
· изучается материально-техническая база учреждения;
· проводится характеристика и оценка кадров по квалификации, возрасту, стажу;
· анализируется оказываемая помощь по видам, качеству, своевременности и доступности;
· определяются виды услуг, предлагаемых населению за плату;
· изучается спрос населения;
· определяется план по объему деятельности;
· определяется ожидаемый доход.
К группе финансово-экономических рисков относятся: неустойчивость спроса, появление альтернативных услуг, снижение цен конкурентами, увеличение производства медицинских услуг у конкурентов, рост налогов, платежеспособность потребителей, рост цен на сырье и материалы, недостаток оборотных средств.
К социальным рискам относятся: трудности с набором квалифицированной рабочей силы, отношение местных властей, недостаточный уровень зарплаты, квалификация кадров.
Наиболее существенными в группе технических рисков считаются изношенность оборудования, нестабильность качества сырья.
Цель последнего раздела бизнес-плана – показать инвесторам, что риски оценены всесторонне и объективно и медицинская организация определила пути их преодоления. Бизнес-план в современных условиях по сути дела является практически обязательным компонентом плановой деятельности ЛПУ, в нем описываются все основные аспекты лечебно-производственного процесса.
Контрольные вопросы
1. Основные принципы планирования здравоохранения России.
2. Виды планирования (по уровню, фактору времени).
3. Методы планирования и их характеристика.
4. Аналитический метод и его характеристика.
5. Нормы здравоохранения (характеристика, основные нормы).
6. Нормативы здравоохранения (характеристика, основные нормативы).
7. Основные разделы плана здравоохранения.
8. Методика определения необходимого количества врачебных должностей для амбулаторно-поликлинической сети.
9. Методика определения потребности населения в стационарной помощи.
10. Бизнес-план (характеристика, структура).
11. Какие виды рисков могут возникнуть при реализации бзнес-плана и их характеристика.
ЛИТЕРАТУРА
1. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебн. для студ./Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. –М.: 2003. –С.427-430.
2. Юрьев В. К., Куценко Г. И. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. –СПб.: 2000. –С.
3. Вялков А. И., Райзберг Б. А.., Шиленко Ю. В. Управление и экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под ред. А. И. Вялкова. –М.: 2002. –С.260-265, 291-293.
4. Экономика здравоохранения: Учебн. пособие / Под общ. ред. А. В. Решетникова. – М.: 2003. – С.178-186.
5. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Под ред. А. Ф. Серенко и В. В. Ермакова. – 2-е изд. – М. 1984, - С. 529-544.
6. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицына, Н. Я. Копыта. –2-е изд., - М. 1984, -С.303-328.
7. Медик В. А., Юрьев В. К. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Часть Ш. Экономика и управление здравоохранением. –М.: 2003. –С. 179-211.